19:45 25.01.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Иван Мельников: Нацпроектом «образование» манипулируют для решения политических задач
25 января, в Татьянин день, день основания Московского университета и праздник всего студенчества и профессуры, в Государственной Думе по инициативе фракции КПРФ и Общественного движения «Образование – для всех» состоялись общественные слушания на тему «Куда идет российская образовательная политика: к обществу равных возможностей или социальному апартеиду». В слушаниях приняли участие представители государственных и муниципальных органов управления образования, Общественной палаты, общественных объединений, профсоюзов, депутаты Государственной Думы.
Открыл слушания заместитель председателя Государственной Думы, член Комитета по образованию, первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. Приводим текст его выступления.
«Уважаемые коллеги!
Очень важно, что уже в первый же месяц работы пятого созыва Государственной Думы по инициативе Общественного движения «Образование – для всех» при активной поддержке фракции КПРФ мы обсуждаем вопрос российской образовательной политики. Проблема очень острая и становится острее с каждым днем. В чем причина?
Причина в принципе простая и понятная. Причина в том, что мы живем в XXI веке. Что научно-технический прогресс широким шагом шагает по всему миру. Что во всех отношениях гармоничное развитие общества становится возможным только в том случае, если высок общий уровень образования населения, если идут мощные долгосрочные инвестиции в систему образования, и на этой базе развивается экономика и повышается уровень жизни.
Однако сегодня мы, к сожалению, наблюдаем процессы, которые ведут Россию в обратном направлении.
Да, в результате проведенных в течение последних пятнадцати лет реформ отечественное образование было разрушено меньше, чем другие социальные сферы. Это произошло благодаря более активной позиции образовательного сообщества и той борьбе, которая велась в стенах Государственной Думы.
Но, тем не менее, доступность и качество образования в стране продолжают неуклонно снижаться. Образование заставляют слепо ориентироваться на сиюминутные рыночные требования. Образование двигают в направлении, чтобы оно стало элитарной услугой.
Социальное напряжение в образовательном сообществе вызывает целый ряд решений и законов, несущих прямой вряд отечественному образованию. Вот некоторые из них.
Закон о монетизации льгот, который существенно затронул образовательное законодательство, отменил налоговые льготы, отменил запрет на сокращение бюджетных мест для студентов и так далее. Закон «Об автономных учреждениях», предусматривающий дальнейшую коммерциализацию и постепенную фактическую приватизацию системы образования. Закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования, который очевидно приведет к снижению качества. Наконец, закон о ЕГЭ, негативное отношение к которому в обществе уже очевидно.
Обращу внимание вот на что. На итоговом заседании Президиума Госсовета по реализации национальных проектов и демографической политике 25 декабря 2007 года кандидат в президенты, первый вице-премьер Правительства Дмитрий Медведев заявил, что «свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны и ее перспективы». Прекрасная фраза, достойная аплодисментов. Но давайте трезво посмотрим на цифры.
В трехлетнем федеральном бюджете расходы на образование увеличатся крайне незначительно – менее чем на 20% за три года. Причем рост расходов на силовые структуры, исключая армию, будет больше почти на 45%. Или возьмем нацпроект «Образование». В 2008 году будет выделено 43 млрд. рублей, в 2009 году – 21 млрд. А к 2009 году из нацпроекта вообще будет исключен ряд важнейших направлений, на которые требуются регулярные расходы.
Выходит, что Нацпроект будет полностью свернут к 2009-2010 году, а сейчас нужен просто для достижения политических задач. Так что с аплодисментами спешить не надо.
И отвечая на вопрос о том, куда ведет сегодняшняя российская образовательная политика, предлагаю задуматься о ряде печальных фактов.
Например, о том, что за порогом школы сейчас остается не менее 50 тысяч детей по данным Правительства, и почти 2 миллиона по данным Генеральной прокуратуры. Сокращается количество бюджетных студентов. В СССР их было 100%, в современной Германии 90%, а в России – менее 40%, и за последние три года бюджетный сектор сокращен на четверть. Примеров можно привести много.
Я желаю сегодняшним слушаниям успешной работы, и главное – выработки верных оценок, которые позволят ясно и понятно донести до общественного мнения и наши опасения, и наши предложения, и понимание остроты и актуальности обсуждаемого вопроса.
Благодарю за внимание».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме