11:15 15.01.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Мониторинг телевизионного эфира за декабрь 2007 г.

За декабрь 2007 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах вышло всего 1339 сообщений с упоминанием о шести кандидатах в президенты, то есть в среднем 43 сообщения в день. Это в 1,7 раз больше, чем сообщений с упоминанием хотя бы одной из 11 партий, участвовавших в думской избирательной кампании, в период самой активной агитации – в ноябре месяце. Тот факт, что федеральные телеканалы за два месяца до дня голосования уделяли в 1,5-2 раза больше внимания политике (и кандидатам в президенты в частности) чем партиям – непосредственно перед парламентскими выборами, говорит о большей значимости президентских выборов по сравнению с парламентскими – для тех, кто принимает решения по контенту телеэфира. Вероятно, присутствует неуверенность в «сокрушительности» победы кандидата от партии власти, а «параметры» его победы на президентских выборах играют для правящей группировки весьма существенную роль.

Лидерский телеэфир значительно отличался по продолжительности в различные периоды последнего месяца прошлого года (График 1). Так, послевыборный всплеск с максимальной суточной продолжительностью 50 минут быстро иссяк, и объём телевизионной информации о шести лидерах достиг локального минимума в 8 минут за сутки.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальной за весь месяц продолжительность освещения деятельности кандидатов в президенты пришлась на 11 декабря. В этот день было озвучено предложение Д.А.Медведева В.В.Путину возглавить правительство в случае избрания первого президентом. Отметим, что эта новость вызвала даже больший (в 1,5 раза) отклик в телевизионных СМИ, чем сама рекомендация Медведева в президенты от четырёх партий.

Следующий всплеск относится ко времени прохождения съездов партий, на которых утверждались кандидаты в президенты. Хотя продолжительность освещения съезда КПРФ была в 4,5 раза меньше, но тем не менее съезд «Единой России» дал в свой день повышение степени «политизированности» телеэфира только на четверть от общего уровня «периода съездов».

Дальнейшая динамика объёма лидерского телевизионного пространства характеризуется средним фоном, большим послевыборного: телеканалы буквально выдумывали информационные поводы под определившегося преемника. Медведев периодически «вспоминал», что в стране есть какие-то проблемы. Например – недостаток квалифицированных рабочих и, наоборот, переизбыток юристов. Чрезвычайно интересной оказалась для журналистов рутинная процедура регистрации кандидата от партии власти в ЦИКе. Наконец, вся страна в течение почти часа имела возможность узнать, какая у Медведева была мечта детства. Подобные (и ещё более содержательные) «информационные поводы» начали иссякать только в самом конце месяца, постепенно сведя продолжительность лидерского эфира к абсолютному минимуму за месяц – 1,5 минуты в предновогодний день.

 В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира за декабрь 2007 года.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (сек)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (сек)

Медведев Д.А.

715

10768,05

45454

12043

Жириновский В.В.

224

1499,245

9180

5259

Зюганов Г.А.

197

1409,29

7027

2070

Немцов Б.Е.

113

414,3

2221

373

Касьянов М.М.

56

198,1

1427

171

Богданов А.В.

34

95,05

190

12

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Кандидатам в президенты в декабре в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 18 часов 11 мин 40 сек.

Из них 69,4% было отведено Д.А.Медведеву, 14% - В.В.Жириновскому, 3,4% - Б.Е.Немцову, 2,2% - М.М.Касьянову и 0,3% - А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 10,7% эфира, или 1 час 57 мин 7 сек, что в 6,5 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на треть меньше, чем В.В.Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то эфир также «оккупировал» Д.А.Медведев (60,4%). На втором месте В.В.Жириновский – 26,4%. Г.А.Зюганову досталось 10,4% суммарного синхрона, или 34 мин 30 сек, что в 5,8 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 2,5 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 2).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Структура лидерского политического эфира на протяжении месяца менялась следующим образом (График 3):

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Наглядно видна асимметрия в распределении эфира в первую и вторую половину месяца. Если в начале декабря присутствовали некоторые флуктуации, волны в представленности кандидатов на телеэкранах, то начиная с 16 декабря (кроме одного дня – 28.12) доминирующее положение Медведева – абсолютно. Очевидно, что появившаяся (окончательная, организационно закреплённая) определённость с личностью преемника мгновенно задала принципы в распределении эфирного времени, в котором до этого дня допускались какие-то «вольности».

Таким образом, сообщения о Медведеве преобладали 1 декабря (косвенная агитация за партию власти в «день тишины»), 5 декабря (посещение еврейской общины; усиленная трансляция этого события всеми федеральными телеканалами требует дополнительного изучения), 10-12 декабря («выдвижение в преемники» и обмен «декларациями о гарантиях» с Путиным) и с 16 декабря до конца месяца (собственно раскрутка кандидата «от власти»).

В.В.Жириновский получал значительную долю эфира четыре раза за декабрь. Это обсуждение итогов парламентских выборов; съезд ЛДПР, а также активное участие в политических проектах телевидения (программа «Народ хочет знать») на фоне повышенного плюрализма до выдвижения преемника и снижения активности в его пиаре в предпраздничные дни.

Представленность Г.А.Зюганова в телеэфире во второй половине декабря значительно снизилась. В этот период максимальная доля эфира, предоставленного лидеру коммунистов за день, не превышала 5%, в то время как, например, съезд КПРФ давал две трети всего политэфира. Если в начале месяца Г.А.Зюганову удавалось отвоевать значительное телеинформпространство три раза (второе место на парламентских выборах, решение выдвигаться в президенты, съезд партии), то во второй половине декабря некоторое повышение его доли было связано только с фактом официальной регистрации в ЦИК (то есть информационный повод формальный и обязательный для освещения в СМИ). Всё остальное время федеральные телеканалы предпочитали замалчивать деятельность лидера крупнейшей оппозиционной партии.

Б.Немцов, в конце декабря заявивший об отказе участвовать в президентской гонке, также имел три волны экспансии на телеэкраны: это последствия парламентских выборов (заявления о нарушениях), сам факт плюрализма в информполитике телеканалов 8 декабря (вероятно, день максимальной неопределённости с личностью преемника) и собственно отказ баллотироваться на пост главы государства. Стоит отметить, что доля эфира, отведённого этому политику, росла прямо пропорционально снижению общей продолжительности эфира (при приближении новогодних праздников). Это явление, широко наблюдаемое в механике, можно охарактеризовать как реакцию среды на ослабление внешнего давления на неё.

Изменение представленности М.Касьянова и А.Богданова в лидерском телеэфире практически не было связано с информационными поводами, привносимыми в политическую сферу этими людьми, и являлось производной от всё того же «уровня давления» - активности в раскрутке преемника.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,19

32

0,21

26

0,36

56

0,33

34

0,22

17

1,11

25

Жириновский

9,82

1681

15,09

1884

11,10

1737

29,62

3015

9,22

721

6,37

143

Зюганов

12,18

2085

10,97

1369

14,83

2320

4,17

425

9,95

778

2,27

51

Касьянов

0,09

16

0,26

32

0,91

143

0,91

93

14,09

1102

1,87

42

Медведев

75,88

12995

72,57

9060

70,71

11064

61,59

6270

53,68

4198

83,16

1867

Немцов

1,85

316

0,91

114

2,08

326

3,37

343

12,85

1005

5,21

117

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 31 декабря на НТВ и «Первом» канале (15 и 12%). Минимальную – на РБК и ТВЦ (2 и 4%).

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 83 и 76% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на ТВЦ и РТР (30 и 15%).

Немцова в декабре чаще показывали на Рен-ТВ и РБК (13 и 5%), а Касьянова – на Рен-ТВ (14%).

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,00

0

0,00

0

0,00

0

0,34

12

0,00

0

0,00

0

Жириновский

14,42

845

22,80

1107

18,42

739

59,30

2094

27,72

415

34,10

59

Зюганов

10,26

601

15,61

758

5,44

218

5,69

201

18,30

274

9,83

17

Касьянов

0,00

0

0,00

0

0,00

0

0,00

0

11,42

171

0,00

0

Медведев

75,32

4413

61,59

2991

76,14

3054

34,24

1209

18,64

279

56,07

97

Немцов

0,00

0

0,00

0

0,00

0

0,42

15

23,91

358

0,00

0

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Распределение времени, отводимого под прямую речь кандидатов в президенты, на наш взгляд, является более репрезентативным показателем информационной политики телеканалов, чем суммарный эфир, поскольку данный способ передачи позиции кандидата значительно адекватнее отражает её содержание, по сравнению с доводами журналистов или комментариями других участников политического процесса.

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (18 и 16%). Д.А.Медведев оккупировал эфир прежде всего НТВ и «Первого» канала (76 и 75%). В.В.Жириновский доминировал на ТВЦ и РБК (59 и 34%). Единственным телеканалом, предоставившим слово Б.Е.Немцову и М.М.Касьянову, оказался Рен-ТВ (24 и 11% соответственно).

 

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

© Центр исследований политической культуры России




Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме