15:00 10.01.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Символ веры атакующего класса. "Манифесту коммунистической партии" — 160 лет
В конце 2007 — начале 2008-го исполняется 160 лет с того времени, когда К. Маркс и Ф. Энгельс написали и опубликовали первую научную программу коммунистов — "Манифест коммунистической партии". Он был утверждён на конгрессе Союза коммунистов. Призрак коммунизма в то время, как писали Маркс и Энгельс, бродил по Европе и "все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака". В противовес этой травле был выдвинут лозунг: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" "Манифест коммунистической партии" уже в то время вооружил пролетариат научным доказательством неизбежного краха капитализма и торжества пролетарской революции, определил цели и задачи революционного пролетарского движения. "В этом произведении, — отмечал В. И. Ленин, — с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества".
В основу "Манифеста..." была положена работа Ф. Энгельса "Принципы коммунизма", в которой он научно, теоретически разработал и обосновал, доказал программные стратегические цели пролетарской партии коммунистов, впервые сформулировал некоторые тактические и практические принципы и действия партии по подготовке к переходу от капитализма к социализму. В предисловии к немецкому изданию "Манифеста коммунистической партии" в 1883 году Энгельс пишет: "Основная мысль, проходящая красной нитью через весь "Манифест...", — мысль, что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу её политической и умственной истории; что в соответствии с этим (с времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчинёнными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетённый класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы, — эта основная мысль принадлежит всецело и исключительно Марксу". В статье "К. Маркс "К критике политической экономии" он отмечает: "...способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще... что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводится все остальное".
Марксизм родился не на пустом месте, как научная теория он сформировался, вбирая в себя всё новое, передовое, критически обобщая опыт общественного развития, исторической науки, философии, борьбы эксплуатируемых за светлые идеи коммунизма.
В. И. Ленин в своей работе "Три источника, три составные части марксизма" писал, что ими были французский социалистический романтизм, английская политическая экономия и классическая немецкая философия. Отсюда выросли все составные части марксизма: ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ.
Общественное развитие после "Манифеста...", естественно, внесло некоторые коррективы в теорию марксизма, но её основополагающие положения, принципы и выводы как "краеугольные камни" и сегодня непоколебимы, жизненны и актуальны.
Сформированное марксистами научное мировоззрение выдержало испытание временем, выстояло "священную травлю" его апологетами буржуазии, ревизионистами всех мастей, "французскими радикалами" и "немецкими полицейскими".
Естественным и логичным совершенствованием, обогащением и дополнением марксизма явились научное творчество и практическая деятельность В. И. Ленина. С позиций творческого марксизма он раскрыл закономерности и перспективы современного общественного развития, обогатил теорию революции, учение о партии, о Советском государстве. Его положения о борьбе двух противоположных общественных систем, о переходе от капитализма к социализму, положение о принципах мирного сосуществования государств с различным общественным строем и многое-многое другое выросли в единое научное учение о путях строительства социализма и коммунизма. Поэтому, как на "скрижалях истории", писали, пишут и будут писать: ленинизм — это высший этап марксизма, марксизм современной эпохи.
Сегодня уже далеко не призраки коммунизма бродят по миру, а по идеям марксизма-ленинизма живёт и развивается более трети всего человечества. И если не завтра наступит то время, когда "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех...", то это время всё равно придет.
И... "пусть содрогаются господствующие классы..." от идей и практики социализма.
Этого грозного предупреждения, прозвучавшего в "Манифесте коммунистической партии", до сих пор не выдерживают не только столпы буржуазного мира, но и ярые его защитники и подпевалы, "либералы и щелкопёры разные".
Не будучи большим специалистом в области огромного наследия Маркса-Энгельса, но еще раз прочитав простые и ясные трактовки "Манифеста...", полагаю, что многие его положения настолько просты и ясны, что они должны бы быть само собою разумеющимися для всякого, кто не увяз в идеологическом обмане. Из него вытекают в высшей степени революционные выводы не только для теории, но и для практики: "На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы".
Это было сказано в 1847 году, правда, начало фразы было написано Энгельсом по поводу соотношения бытия и сознания: "...Не сознание людей определяет их бытиё, а, наоборот, их общественное бытиё определяет их сознание".
А. ГАТОВСКИЙ, почётный разведчик недр СССР.
Приозёрск.
Геолога с берегов Ладоги дополняет партийный ветеран с берегов Оби. Он обращается к зарождению организованного международного рабочего движения.
***
Если о русской революции осведомлены многие, то о первопроходцах мирового коммунистического движения помнит мало кто и многое позабыто. Поэтому остановимся вначале кратко на истории его зарождения, развития и становления, в которой Ф.Энгельс выделяет период юности и зрелости.
Выступая вначале по своей теоретической форме как дальнейшее развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII века, рабочее движение идейно стало меняться в XIX веке. С 1836-го по 1852 год, за какие-нибудь 15 лет, из наполовину пропагандистских, наполовину заговорщических обществ сформировалось мощное движение международного масштаба. В этом проявилось действие объективных законов исторического материализма, открытых гением К.Маркса. Испытывая взлёты и падения, победы и поражения, сама организация пролетариата продолжала и сейчас продолжает свой трудный путь, уверенная в окончательной победе великой идеи построения справедливого общества на планете Земля.
Впервые организованная сила рабочих проявила себя в Англии в 1824 году, когда они принудили парламент отменить законы против свободы коалиций. Через восемь лет, в 1832 году, когда рабочих лишили права голоса, они организовались в независимую партию чартистов. Это была первая рабочая партия своего времени. Разумеется, такая организация в тогдашних условиях могла быть только тайной. В 1834 году в Париже германскими политическими эмигрантами создаётся демократическо-республиканская тайная организация под названием "Союз отверженных". Через три года, выступив вместе с французами в восстании 1839 года, она была разгромлена и часть её руководителей эмигрировала в Англию.
Первым руководителем этого Союза были сапожник Генрих Бауэр, наборщик Карл Шаппер и часовщик Иосиф Моль, которых Ф.Энгельс называет первыми революционными пролетариями, настоящими людьми дела. Уже через год, переехав в Лондон, они основали другое рабочее общество под прежним названием, служившее местом вербовки новых членов. Появились секции в Швейцарии (Вейтлинг, Август Беккер), в Германии и во Франции. Особенностью движения было то, что Союз формировался в основном из среды ремесленников. "Величайшую честь этим ремесленникам, — отмечает Ф.Энгельс, — делает то обстоятельство, что, будучи ещё не настоящими пролетариями, они оказались в состоянии инстинктивно предвидеть своё будущее развитие и конституироваться, хотя и не вполне сознательно, как партия пролетариата".
Между тем с бурной промышленной революцией и ростом класса крупных капиталистов-фабрикантов численно увеличивается и класс фабричных рабочих, растёт его сознательная сила. Этому способствовало вхождение в рабочее движение К.Маркса и Ф.Энгельса. В 1847 году они вступили в "Союз справедливых". Летом того же года в Лондоне состоялся Первый конгресс Союза, и с этого времени по настоянию Маркса его нарекли "Союзом коммунистов". В ноябре-декабре того же года состоялся Второй конгресс. На нём К.Маркс в продолжительных прениях — Конгресс продолжался 10 дней — защищал новую теорию. Все разногласия и сомнения были устранены, и новые принципы, записанные в Уставе Союза, были приняты единогласно 8 декабря 1847 года — эта дата считается днём рождения Международной Коммунистической организации. "Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов, буржуазного общества и основание иного общества, без классов и без частной собственности", — так было записано в первой статье Устава Союза. Марксу и Энгельсу было поручено выработать Манифест. Поручение было выполнено блестяще и в сжатые сроки, в феврале Манифест был отпечатан в Лондоне. Коммунисты открыто заявили мировому обществу о себе и своих целях и задачах по переустройству мира.
С тех пор Манифест обошёл весь мир, был переведён на все языки и сейчас служит руководством пролетариату самых разных стран. Вместо старого девиза Союза "Все люди — братья" провозглашался новый боевой лозунг: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", определивший международный характер борьбы. Впервые в истории был брошен клич, воплотивший в себе основной принцип пролетарского интернационализма — идею международной солидарности людей труда — во имя совместной борьбы против капиталистического рабства. Как образно пишет Ф.Энгельс: "Через семнадцать лет этот лозунг прогремел как боевой клич Международного товарищества рабочих по всему миру, и в настоящее время борющийся пролетариат всех стран начертал его на своём знамени". 1-й Интернационал был основан в 1864 году, а в начале 1870 года в Женеве была основана его Русская секция, избравшая К.Маркса своим представителем в Генеральном совете.
В 1883 году в Женеве была создана первая русская марксистская группа "Освобождение труда" во главе с Г.В.Плехановым. Зачатком марксистской рабочей партии в самой России был созданный В.И.Лениным в 1895 году в Петербурге "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", на базе которого в 1903 году как течение политической мысли появилась партия нового типа — Российская социал-демократическая партия (РСДРП), переименованная в 1917 году в Российскую коммунистическую партию большевиков; далее — ВКП(б) и КПСС.
Все эти грозовые годы второй половины XIX века и первой половины XX в. коммунисты России (СССР) высоко держали знамя пролетарского интернационализма, вели повседневную трудную работу по сплачиванию сил Международного товарищества в его борьбе за торжество справедливого жизнеустройства. Особенно плодотворными эти усилия были в период действия Третьего Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в период с 1919-го по 1943 год.
Под этим знаменем российский пролетариат во главе с партией Ленина сумел совершить досель невиданное — осуществить на шестой части Земли вековечную мечту человечества — создать справедливое общество, хотя и обошлось это ему немалыми жертвами. Как пишет об этом в одной из своих книг Сергей Кара-Мурза: "Мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было в меру своего развития необычайно, необъяснимо эффективно".
Множество сил объединилось, чтобы нас столкнуть с этого пути в зловонную трясину буржуазного режима, и им кажется, что победа "Фининтерна" близка. Но наш долг, долг патриотов России, — выработать и осуществить новый проект солидарного общественного жизнеустройства, где господином вновь станет Его Величество Труд. Это очень трудная задача, и для её решения полезно обратиться в прошлое, восстановить в своей памяти подвижничество первопроходцев рабочей солидарности в защите своих кровных интересов в условиях господства буржуазии. Символично, что почти друг за другом идут две знаменательные даты: 90-летие Октября и 160-летие Коммунистического Манифеста. Для нас это уроки истории и призыв к действию.
Н. ГАБИТОВ, ветеран Компартии. п. Краснообск, Новосибирская область
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме