18:30 06.01.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Президентская кампания на ТВ. Мониторинг лидерского телеэфира за первую половину декабря 2007 года

За первую половину декабря (1 – 15 декабря) на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах вышло всего 621 сообщение с упоминанием о шести кандидатах в президенты, то есть в среднем 41 сообщение в день. Представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира за 1-7 дек.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (сек)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (сек)

Медведев Д.А.

338

6108,25

19847

4434

Жириновский В.В.

126

857,55

6571

3855

Зюганов Г.А.

99

784,3

5587

1579

Немцов Б.Е.

32

7,45

782

137

Касьянов М.М.

19

81,35

584

88

Богданов А.В.

7

3,25

54

12

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Кандидатам в президенты в первую половину декабря в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 9 часов 17 мин 5 сек.

Из них 59,4% было отведено Д.А.Медведеву, 19,7% - В.В.Жириновскому, 2,3% - Б.Е.Немцову, 1,7% - М.М.Касьянову и 0,2% - А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 16,7% эфира, или 1 час 33 мин 7 сек, что в 3,6 раза меньше, чем Д.А.Медведеву.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то эфир также «оккупировал» Д.А.Медведев (43,9%). На втором месте В.В.Жириновский – 38,1%. Г.А.Зюганову досталось 15,6% суммарного синхрона, или 26 мин 19 сек, что в 2,8 раза меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 2,5 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 2).

Структура лидерского политического эфира на протяжении двух претерпевала значительные изменения (График 3):

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

В первые послевыборные три дня Г.А.Зюганов и В.В.Жириновский привлекали внимание СМИ как лидеры партий, вошедших в Госдуму. Поэтому их доля в лидерском политэфире была велика (до 61% для В.В.Жириновского и до 39% для Г.А.Зюганова). Всего через пару дней тема парламентских выборов начала себя исчерпывать, в результате чего резко увеличилась представленность на телеэкранах тогда ещё потенциального преемника: пятого декабря весь день говорили о посещении Медведевым еврейской общины (83% эфира).

Впрочем, до выдвижения Медведева в «преемники» структура телеэфира впервые за многие месяцы практически полностью определялась действительно наличием информационных поводов. Так, выдвинувшиеся в президенты Немцов и Касьянов получили 8 декабря свои 22 и 41 процент эфира соответственно. О Медведеве в этот день было всего 9 секунд информации. Увеличилась в эти дни и доля эфира, предоставленного Г.А.Зюганову. Однако увеличилась не абсолютная, а относительная величина телевизионной представленности: не столько за счёт повышения продолжительности освещения его деятельности, сколько в основном за счёт «затишья» в пиаре Медведева, о котором три дня до его выдвижения почти ничего не говорилось.

10 декабря стало переломной точкой в распределении эфира между кандидатами. Доля преемника взметнулась до 98% и держалась на этой отметке три дня, пока 13-го числа не прошёл съезд ЛДПР, оккупировавший на двое суток политическое информпространство. Жириновскому в день съезда его партии перепало 56% лидерского телеэфира.

Наконец, Съезд КПРФ, прошедший 15 декабря, позволил Г.А.Зюганову отвоевать в этот день 62% времени, отведённого на телевидении кандидатам в президенты.

Таким образом, мы имеем в первой половине декабря три «волны» оккупации эфира преемником: «день тишины» перед выборами со скрытой и не очень рекламой «Единой России»; посещение еврейской общины Медведевым на фоне почти полного отсутствия информации о других политических лидерах; выдвижение Медведева в «преемники». Три волны экспансии В.В.Жириновского: прохождение ЛДПР в Думу; участие Жириноского в передаче «Народ хочет знать» (дало значительную продолжительность синхрона); съезд ЛДПР. Три волны прорыва Г.А.Зюганова в телеинформпространство: второе место в парламенте; решение Г.А.Зюганова участвовать в президентской гонке (35% эфира 9 декрабря); съезд КПРФ.

Немцов резко увеличивал своё присутствие на экранах граждан первый раз благодаря тому, что Чуров посчитал нужным ответить на его заявление о вбросе, и второй раз – в день «максимального плюрализма», 8 декабря, когда «оранжевый» Касьянов получил две пятых федерального телеэфира, и даже А.В.Богданову досталось 6%.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,2

16

0,0

0

0,3

26

0,3

12

0,0

0

0,0

0

Жириновский

14,7

1398

24,2

1498

17,4

1498

39,4

1716

11,4

386

5,3

75

Зюганов

19,1

1809

17,1

1060

23,8

2049

4,8

209

13,3

449

0,8

11

Касьянов

0,0

0

0,2

14

0,5

47

0,3

12

14,6

495

1,1

16

Медведев

65,5

6222

57,3

3543

55,3

4758

55,0

2395

51,0

1722

85,3

1207

Немцов

0,5

48

1,1

68

2,6

221

0,3

12

9,7

327

7,5

106

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 15 декабря на НТВ и «Первом» канале (24 и 19%). Минимальную – на РБК и ТВЦ (1 и 5%).

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 85 и 67% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на ТВЦ и РТР (39 и 24%).

Немцова в первой половине декабря чаще показывали на Рен-ТВ и РБК (10 и 8%), а Касьянова – на Рен-ТВ (15%).

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,0

0

0,0

0

0,0

0

0,6

12

0,0

0

0,0

0

Жириновский

25,8

734

37,1

921

32,1

667

64,7

1291

33,4

226

44,4

16

Зюганов

16,9

480

25,0

619

7,4

154

7,9

157

25,0

169

0,0

0

Касьянов

0,0

0

0,0

0

0,0

0

0,0

0

13,0

88

0,0

0

Медведев

57,3

1629

37,9

940

60,4

1254

26,8

534

8,4

57

55,6

20

Немцов

0,0

0

0,0

0

0,0

0

0,0

0

20,2

137

0,0

0

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (по 25%). Телеканал РБК слово Председателю ЦК КПРФ не предоставил. Д.А.Медведев преобладал в наибольшей степени на НТВ и «Первом» канале (60 и 57%). В.В.Жириновский – на ТВЦ и РБК (65 и 44%), Единственным телеканалом, предоставившим слово Б.Е.Немцову и М.М.Касьянову, оказался Рен-ТВ (27 и 8% соответственно).

 

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

© Центр исследований политической культуры России




Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме