21:00 27.12.2007 | Все новости раздела "КПРФ"
Сериал «Ликвидация» — самое яркое событие телевизионного года
По правде говоря, телеэкран настолько напичкал нас дешёвым «мылом» и примитивной невежественной антисоветчиной а-ля Сванидзе—Млечин, что ожидать от многосерийки, действие которой разворачивается в Одессе в послевоенном 1946 году, да ещё с участием «сосланного» туда маршала Жукова, чего-то, кроме злобного слюнокипения про «репрессии» и прочие ужасы сталинизма, не приходилось.
НЕКОТОРЫЕ НАДЕЖДЫ внушало, правда, имя режиссёра. Сергей Урсуляк — не чета тем бездарным выскочкам, выпекающим телесмотриво по циничному принципу «пипл схавает всё» (главный девиз сегодняшнего телевизионного менеджмента), которым на каналах дан нынче «зелёный свет». Он — кинематографист, настоящий профессионал, на творческом счету которого такие серьёзные киноработы, как «Русский регтайм», «Летние люди», «Долгое прощание», отличающиеся высокой кинематографической культурой и особым вкусом к ретростилистике, в том числе и на материале советского времени («Долгое прощание»).
Уже первые серии «Ликвидации» переломили унылый скепсис, заставили смотреть фильм, несмотря на беснование раздиравшей его на куски рекламы. Сейчас, когда всё уже позади, слагаемые успеха этой ленты совершенно понятны. Конечно, лихо закрученная детективная история, обильно приправленная добротной любовной лирикой. Разумеется, высокий уровень профессионально ответственной, артистичной режиссуры. Без сомнения, великолепный актёрский ансамбль, выстроивший галерею ярких, сочных характеров: Гоцман (В. Машков), Нора (Л. Нифонтова), Жуков (В. Меньшов). А ещё — С. Крючкова, А. Семчев, П. Агуреева…Выразительно музыкальное решение картины, основательно поработали художники, в том числе по гриму и по костюмам. Словом, см. титры.
Успеху фильма, конечно, во многом способствовала легенда о том, как Жуков и его контрразведка в одночасье ликвидировали терроризировавших одесситов ночных налетчиков, постреляв их на месте без всяких там суда и следствия. Впрочем, о том, насколько подлинна положенная в основу фильма история, специалисты во мнениях разошлись. Нашлись, к примеру, люди, лично знавшие Давида Гоцмана и уверявшие, что жену его звали не Нора, как в фильме, а Рива. В то время как режиссёр говорит, что образ этот собирательный, на самом деле уголовный розыск в то время возглавляли Виктор Павлов, Иосиф Соколовский и Давид Курлянд. Одни считают, что в фильме нет подлинной Одессы того времени, она, дескать, не была такой разрушенной и обшарпанной, как в фильме (и где же Потёмкинская лестница и статуя Дюка?). Тротуары были тогда выложены большими итальянскими плитами, а на экране мы видим банальный асфальт. И типажей таких в то время якобы не было, и говорили одесситы не так, не «шокали», как в фильме, а выговаривали мягче: «що». И Утёсов в тот год в Одессу не приезжал, так что арест городской блатат`ы на его концерте — на совести авторов.
Возможно, все эти замечания справедливы, и создатели ленты в каких-то частностях действительно погрешили против исторической правды. Но гораздо важнее другое: художественная правда воссозданной на экране реальности перевешивает мелочные придирки блюстителей стопроцентного документализма. В фильме убедительно, ярко воссоздан образ сложного, противоречивого времени. А главное, без пошлого, но, увы, столь востребованного нынешней телевизионной модой антисоветского ража. Значит, можно, при наличии таланта и ума (далеко не у всех нынешних «творцов» такое сочетание наличествует), быть, по большому счёту, правдивым в обращении к советскому прошлому, где много всего было, кроме заезженного тенденциозными верхоглядами ГУЛАГа. Работа Сергея Урсуляка и его группы — красноречивое тому подтверждение. С чем их и поздравляем.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме