09:45 04.12.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Мониторинг телевизионного эфира за ноябрь

Три месяца Центр исследований политической культуры России вёл мониторинг информационного телеэфира ведущих федеральных каналов. Ежедневно записывались и анализировались все новостные выпуски и информационно-аналитические передачи шести каналов - «Первого», РТР, НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, РБК-ТВ. Эксперты ЦИПКР проводили контент-анализ каждого новостного сюжета, определяя, сколько эфирного времени рассказывали телеканалы о деятельности той или иной партии, сколько длилась прямая речь того или иного политика, сколько продолжался пересказ ведущими и корреспондентами позиции каждого политического субъекта. Исследование реальной информационной картины дня на ТВ размещалось на официальном сайте партии (KPRF.RU) и на сайте ЦИПКР (CIPKR.RU).

С 1 ноября Центр исследований политической культуры России ведёт анализ представленности в информационных выпусках ТВ не только четырёх думских партий, но и всех остальных партий-участниц выборной кампании. Расширение объектов мониторинга не изменило общей картины тотального доминирования в информационном пространстве «Единой России». Если с момента старта предвыборной кампании 2 сентября до 31 октября доля информационного телеэфира, занятого «Единой Россией» в общем объеме представленности четырёх думских партий составила 61,1 процента (ЛДПР – 15,1, «СР» - 12,2, КПРФ – 11,6), то мониторинг по 11 партиям за ноябрь выявил долю «ЕР» в 63,2 процента. Даже с учетом телевизионной активности не только четырех думских партий, но и ещё семи других участников выборной кампании, доля «Единой России» не уменьшилась: эта партия занимает почти две трети объёма информационного-политического телепространства.

В ноябрьский мониторинг ЦИПКР не включаются агитационные телеролики партий и время теледебатов. Здесь телеприсутствие партий определено жеребъёвкой ЦИК РФ, а также финансовыми возможностями партий, закупающих платный эфир.

За ноябрь на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитичсеких программах вышло всего 772 сообщения о деятельности 11 партий, участвующих в думской избирательной кампании, то есть в среднем 26 сообщений в день. Представленность деятельности политических партий на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Партийно-политическое пространство телеэфира за ноябрь.

Партия

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности партии (сек)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) представителей партии (сек)

«ЕР»

546

2375,415

53710

29276

«СР»

166

250,285

7998

4495

КПРФ

187

671,86

5769

2570

СПС

111

-228,695

5312

1593

ЛДПР

162

658,355

5310

3770

«Яблоко»

81

160,65

2374

1345

«ПР»

65

144,55

2345

1379

«ДПР»

28

57,6

992

514

«ГС»

24

48,8

720

461

«ПСС»

19

29,8

295

126

«АПР»

16

18,8

186

57

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Политическим партиям в первую половину ноября в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 23 часа 36 мин 51 сек.

Из них 63,2% было отведено «Единой России», 9,4% - «Справедливой России», по 6,2% - СПС и ЛДПР, по 2,8% -«Яблоку» и «Патриотам России», 1,2% - Демократической партии России, 0,8% - «Гражданской силе», 0,3% - Партии социальной справедливости и 0,2% - Аграрной партии России. Компартии досталось 6,8% эфира, или 1 час 36 мин 9 сек, что в 9 раз меньше, чем «Единой России», и в 1,4 раза меньше, чем «Справедливой».

Что касается синхрона (прямой речи) представителей партий, то эфир также «оккупировали» члены партии «Единая Россия» (64,2%). На втором месте «СР» – 9,9%. Далее следует ЛДПР – 8,3%. Представители КПРФ получили только 5,6% суммарной продолжительности прямой речи политиков на телеэкранах. 

Структура партийного эфира на протяжении месяца не оставалась неизменной. На Графике 2 представлена динамика по трёхдневным отрезкам:

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Представляет интерес и динамика структуры эфира за весь период избирательной кампании (График 3):

Из графика видно, что после съезда «Единой России» доля этой партии на телеэкранах резко увеличилась – с 38% в предсъездовскую неделю до 88% в послесъездовскую. Доля КПРФ, напротив, резко обвалилась в послесъездовский период (с 28% до 3%). В последующий период Компартия медленно набирала вес в телеэфире, следующий максимум пришёлся на празднование 90-летия Октябрьской революции (13%), за которым последовал новый спад.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности партий в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля партии в суммарном партийном эфире данного канала, %

и продолжительность освещения деятельности партий, секунд

телеканал/

партия

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

«АПР»

0,7

126

0,2

38

0,0

4

0,1

18

0,0

0

0,0

0

«ГС»

0,6

106

1,2

282

1,0

132

1,3

192

0,1

8

0,0

0

«ДПР»

1,1

216

0,7

150

4,4

588

0,0

0

0,3

38

0,0

0

КПРФ

7,2

1373

7,9

1814

4,8

645

5,2

762

7,8

1129

7,1

56

СПС

3,0

577

2,9

659

2,0

261

12,6

1827

13,3

1919

7,5

59

«ПСС»

0,3

60

0,3

70

0,0

2

1,1

155

0,0

2

0,8

6

ЛДПР

5,4

1024

5,1

1168

10,2

1364

5,9

856

5,9

850

6,1

48

«СР»

5,6

1055

5,2

1190

6,1

815

12,7

1839

21,4

3094

0,6

5

«ПР»

3,0

570

1,5

336

0,3

46

3,2

466

6,4

921

0,8

6

«ЕР»

69,4

13177

71,8

16444

69,5

9292

56,7

8239

41,2

5949

77,2

609

«Яблоко»

3,7

696

3,3

753

1,6

216

1,2

180

3,7

530

0,0

0

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

КПРФ. Максимальную долю эфирного времени КПРФ получила в ноябре на РТР и Рен-ТВ (по 8%). Минимальную – на НТВ и ТВЦ (по 5%).

«Единая Россия». Режим наибольшего благоприятствования «ЕР» получила на РБК-ТВ и РТР. Соответственно здесь эта партия имела 77 и 72% всего информационно-политического телеэфира.

«Справедливая Россия». Деятельность этой партии наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и ТВЦ (21 и 13%).

ЛДПР в ноябре чаще показывали на НТВ и РБК-ТВ (10 и 6%).

Максимальную долю эфирного времени получили СПС, «Патриоты России» и «Яблоко»- на Рен-ТВ (13, 6 и 4%), Демократическая партия России – на НТВ (4%), «Гражданская сила» и Партия социальной справедливости – на ТВЦ (1,3 и 1,1%), Аграрная партия - на «Первом» (0,7%).

Удельный вес прямой речи представителей партий в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес прямой речи представителей партий в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

партия

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

«АПР»

0,4

43

0,0

0

0,0

0

0,2

14

0,0

0

«ГС»

0,6

61

1,1

159

1,8

116

1,8

124

0,0

0

«ДПР»

1,0

102

0,0

5

6,2

398

0,0

0

0,2

9

КПРФ

5,5

583

7,4

1087

2,0

131

2,6

178

9,9

564

СПС

1,2

124

1,6

239

0,1

4

4,5

309

16,2

917

«ПСС»

0,3

28

0,1

16

0,0

0

1,2

82

0,0

0

ЛДПР

6,7

705

3,9

583

15,6

1004

9,2

638

10,8

615

«СР»

5,3

560

5,4

794

7,0

453

14,7

1019

30,2

1713

«ПР»

2,8

298

1,1

166

0,7

42

3,3

227

11,4

646

«ЕР»

72,6

7653

76,3

11273

66,6

4284

62,3

4308

15,7

889

«Яблоко»

3,6

382

3,1

455

0,0

0

0,2

14

5,6

316

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получили коммунисты на Рен-ТВ и РТР (10 и 7%), единороссы – на РТР и «Первом» канале (76 и 73%), справороссы – на Рен-ТВ и ТВЦ (30 и 15%), представители ЛДПР – на НТВ и Рен-ТВ (16 и 11%). Больше всего прямой речи представителей СПС, «Патриотов России» и «Яблоко» пришлось на Рен-ТВ (16, 11 и 6%), ДПР и «Гражданской силы» – на НТВ (6 и 2%), «ПСС» - на ТВЦ (1,2%), аграриев – на «Первом» (0,4%).

Любопытен характер представления на общефедеральных каналах деятельности потенциальных кандидатов в президенты (табл.4).

Таблица 4

Лидерское пространство информационного телеэфира в ноябре.

Потенциальный кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием потенциального кандидата

Доля лидерского информационного эфира

(в %)

ЗУБКОВ Виктор Алексеевич

436

22

ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович

262

13

ИВАНОВ Сергей Борисович

247

13

ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович

229

12

МИРОНОВ Сергей Михайлович

211

11

ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич

184

9

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич

175

9

МАТВИЕНКО Валентина Ивановна

57

3

КОЗАК Дмитрий Николаевич

43

2

ЯКУНИН Владимир Иванович

32

2

КАСЬЯНОВ Михаил Михайлович

25

1,3

ТКАЧЕВ Александр Николаевич

22

1,1

РОГОЗИН Дмитрий Олегович

21

1,1

СОБЯНИН Сергей Семенович

17

0,9

СУРКОВ Владислав Юрьевич

2

0,1

*) Президентский рейтинг по данному потенциальному кандидату в президенты Левада-центром не измерялся.

Как видно, в ноябре внимание телезрителей продолжает занимать премьер В.А.Зубков, на которого пришлось 22% всего лидерского информационного-политического телеэфира. Далее следуют лидеры наиболее активно транслируемых телевидением партий – Б.В.Грызлов, В.В.Жириновский, С.М.Миронов. Вместе они занимают 36% эфира. Между ними в рейтинг «вклинивается» С.Б.Иванов, на которого приходится 13% эфира. Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов занимает шестое место по доле информационного телеэфира (9%).

Данные мониторинга ЦИПКР неопровержимо фиксируют тотальное нарушение федеральными телеканалами в угоду «Единой России» принципа равенства при освещении предвыборной деятельности политических партий.

 

Координатор проекта – н.с. А.Н.Скворцова

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

© Центр исследований политической культуры России




Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме