13:00 11.10.2007 | Все новости раздела "КПРФ"
Минздравсоцразвития признал: Г-н Путин и "Единая Россия" не смогли положительно решить ни одной острейшей проблемы военнослужащих - бедность, бездомность и отсутствие жизненных перспектив
По материалам «Доклада о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2006 год».
(Министерство здравоохранения и социального развития РФ)
В соответствии с требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ 1999 года № 232 Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с «силовыми» министерствами и ведомствами провело мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2006 год и представило в Правительство РФ доклад о его итогах.
Даже с учетом того, что составители Доклада везде, где можно, сглаживали результаты исследования, нарисованная на 198 страницах убористого текста картина социально-экономического положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, как говорится, «хуже некуда». Читатель не найдет в Докладе ни одного примера положительного решения государством острейших проблем в сфере социально-экономического обеспечения действующих и уволенных в запас или отставку военнослужащих и членов их семей. Ни одного !!! Ни в денежном или пенсионном довольствии, ни в обеспечении жильем, работой, медицинским, санаторно-курортным обслуживанием и т.д.
В Докладе, в частности, отмечается:
…денежное довольствие и дополнительные выплаты ряда семей военнослужащих не всегда покрывают (всегда не покрывают! - И.Б.) социально-экономические издержки на содержание семьи. … В реальности люди в погонах … остаются в рядах многомиллионной армии российской бедноты. …достижение подобающего материального статуса военнослужащих является актуальной задачей.
До второй половины 1980-х годов прошлого столетия средний уровень денежного довольствия военнослужащих превышал среднюю заработную плату в целом по стране.
…меры, направленные в 2004-2006 годах на повышение денежного довольствия военнослужащих, не позволили обеспечить конкурентоспособность профессии военнослужащего на рынке труда и занятости населения.
… эти меры привели к разделению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по уровню своего социально-экономического и служебного положения на четыре условные группы. (Центральный аппарат «силовых» структур, аппарат органов управления МО РФ, видов Вооруженных Сил и родов войск и им равных, соединения и части постоянной готовности, все остальные).
Если за период 2004-2006 годов номинальное среднестатическое денежное довольствие среднестатического военнослужащего, проходящего военную службу в центральном аппарате «силовых» министерств и ведомств РФ выросло в среднем в 2, 1 (!) раза, то у военнослужащих других органов военного управления и войскового звена – в 0,7 раза (в ряде мест даже снизилось).
Существенная разница в денежном довольствии различных групп военнослужащих… способствует росту социальной напряженности в воинских коллективах и оттоку квалифицированных и опытных офицеров из войск (сил).
… уровень денежного довольствия военнослужащих с 1999 года (!!!) не обеспечивает привлекательность военной службы, так как он почти всегда был соизмерим со средней номинальной заработной платой, приходящейся на одного наемного работника в РФ, и которая растет более заметными темпами.
Кроме того, существующая система денежного довольствия военнослужащих, основанная на дальнейшем увеличении единовременных выплат военнослужащим, без кардинального роста тарифных ставок окладов по воинским должностям и воинским званиям бесперспективна.(доля дополнительных надбавок и выплат в расчете на месяц в 2006 году составила 75,3 % (!!!) денежного довольствия)
…сложившаяся практика ежегодного повышения военнослужащим окладов по воинским должностям и воинским званиям на 10-15% в начале каждого года, по сути компенсирует только инфляционные процессы и не может реально повлиять на улучшение их социально-экономического положения.
… в 2003-2005 годах требования Федерального закона 2002 года № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» в части, касающейся установления денежного довольствия военнослужащих на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции, не исполнялись, а финансовые издержки военнослужащих в связи с этим им не компенсировались. Вследствие этого образовалась как бы отложенная задолженность и перед военнослужащими, и перед военными пенсионерами. Размеры этой задолженности по состоянию на 1 января 2007 года, по оценочным данным, составляют не менее одной пятой (19,6 %) от выплаченного денежного довольствия военнослужащим, а также порядка 15 % от военной пенсии с 1 октября 2003 года.… В 2006 году 30,6 % домохозяйств (т.е. семей. - И.Б.) военнослужащих находятся за «чертой бедности».
В Вооруженных Силах, других войсках РФ за 1999-2006 годы темпы роста уровня качества жизни военнослужащих уступает темпам роста качества жизни населения РФ.
Наблюдается неизменно низкий покупательный спрос в семьях военнослужащих на потребительские товары, произведенные в материальных секторах экономики. (2006 год: в семьях военнослужащих - 47,7 %, среди населения РФ – 76,5 %).
Расходы во всех остальных основных статьях семейного бюджета военнослужащих (транспортные расходы, оплата лечения, расходы на отдых и на образовательные услуги и др.) в 2006 году по сравнению с 2005 и 2004 годами практически не изменились, оставаясь на предельно низком уровне.
… Покупательная способность семей военнослужащих, проходящих службу по контракту, продолжает оставаться на низком уровне. В 2006 году отмечается снижение количества семей, имеющих в своих домохозяйствах ряд предметов длительного пользования, характеризующих имущественное положение семей. В 2007 году менее половины (46,7 %) из опрошенных военнослужащих планируют приобрести товары длительного пользования.
О сложном социально-экономическом положении военнослужащих и членов их семей свидетельствует и то, что в течение 2006 года более половины семей часто отказывались от посещения театров, кино и развлечений (55,6 %); от покупки необходимой одежды и обуви (41,3 %); от поездки в отпуск всей семьей (33,1 %); от приема или посещения гостей (29,3 %), от лечения и восстановления здоровья (28,5 %); от покупки необходимых продуктов питания (19,5 %).
Особенно остро ощущается нехватка средств в семьях младших офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) по контракту, имеющих детей, которые чаще других вынуждены ограничивать свои семейные потребности.
Две трети семей (66,3 %) военнослужащих по контракту, не располагают никаким видом недвижимости, только каждая пятая семья (19,9 %) имела в 2006 году в собственности приватизированные квартиры.
Приступить к созданию фонда служебного жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство, невозможно из-за их недостаточности. Более того, они и не выделяются. Т.е. речь идет о невозможности выполнения решения Совета Безопасности РФ об обеспечении до 2012 года жильем бесквартирных военнослужащих, имеющих право на получение постоянного жилья.
Полностью обеспечить военнослужащих Вооруженных Сил и почти всех других воинских формирований РФ по нормам вещевого обеспечения в 2006 году не удалось … из-за недостаточного финансирования.
Демографическая ситуация в социально-профессиональной группе военнослужащих в 2006 году остается критической. Наблюдается ухудшение ситуации по всем основным демографическим показателям.
За период с 2003 года по 2006 год количество одиноких офицеров и прапорщиков (мичманов) выросло на 11 % и составило 33 %. Таким образом уже треть военнослужащих по контракту не имеет семьи, прежде всего потому, чтоони не имеют возможности ее содержать.
По данным Росстата, темпы роста в стране основных социально-экономических показателей , таких, как средний уровень заработной платы, среднедушевые доходы, среднестатический совокупный доход домохозяйств населения России в 1999 – 2006 годах , превосходят темпы роста аналогичных показателей у военнослужащих и членов их семей.
Ряд социальных проблем, непосредственно влияющих на социальное самочувствие военнослужащих, таких как уровень денежного довольствия, проблемы трудоустройства членов их семей, дефицит социальной инфраструктуры в закрытых военных городках, имеют тенденцию к обострению.
В ходе мониторинга исследовалось и социально-экономическое положение граждан, уволенных с военной службы и их семей. Картина получается не менее удручающая:
Военная пенсия, благодаря «заботе» Президента РФ, Правительства и «Единой России» доведена в настоящее время до 25 – 40 % от денежного довольствия военнослужащего, более 73 % которого, как уже отмечалось составляют всевозможные дополнительные выплаты. Поэтому, выйдя на пенсию, военнослужащий в возрасте 45 – 50 лет оказывается, по большому счету, у «разбитого корыта», его материальное положение ухудшается сразу в 3 – 4 раза. Квартиры, чаще всего, нет, льготы и гарантии отменены, место жительства предстоит сменить, переехать, дети на ноги еще не поставлены.
13 274 семьи бывших военнослужащих (42 тыс. человек) продолжает проживать в оставленных войсками бывших военных городках.
53,2 % опрошенных респондентов из числа военнослужащих запаса (в отставке) полагают, что монетизация льгот ухудшила материально-экономическое положение их семей.
В целом, по стране работают 96 % военнослужащих запаса трудоспособного возраста и около 60 % военнослужащих в отставке старше 60 лет. В среднем 88,7 % уволенных в запас (находящихся в отставке) военнослужащих продолжают трудиться.
В нынешних условиях для военных пенсионеров работа является необходимым, а нередко и основным средством обеспечения материальных потребностей своей семьи, т.к. только военная пенсия не обеспечивает потребностей семьи бывшего военнослужащего.
… проблема трудоустройства стоит очень остро. При этом общие показатели, характеризующие отсутствие работы среди военнослужащих запаса выше официального уровня безработицы по России.
Сложности с трудоустройством испытывали члены семей военнослужащих запаса (в отставке)… Средняя зарплата работающих жен военнослужащих запаса (в отставке) … почти в 2 раза ниже, чем средняя заработная плата по стране.
Следует подчеркнуть, что жены военнослужащих и военных пенсионеров – самая незащищенная и униженная властью часть нашего общества. При Советской власти на них автоматически распространялись социальные гарантии и льготы их мужей. Теперь они этого лишены. Из исчисления трудового стажа жен военнослужащих исключены периоды, когда по условиям службы мужа жена не могла трудоустроиться на работу по специальности (что предусмотрено законом "О статусе военнослужащих").При том, что жена военнослужащего наравне с мужем переносит все тяготы и лишения военной службы, не имеет, как правило, в отдаленных гарнизонах возможности работать или работать по специальности, в силу чего не может «накопить» себе пенсию по новой пенсионной системе. В итоге, у жен военных пенсионеров самая низкая в стране пенсия по старости. В случае смерти мужа жене военного пенсионера положена по закону пенсия в размере 30 % от пенсии мужа. Этого не хватает даже на оплату квартиры и коммунальных услуг.
Почти половина (44,3 %) семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, в прямом смысле «проедается», что выступает косвенным свидетельством их невысокого уровня жизни.
Несмотря на то, что большинство граждан, уволенных с военной службы, имеют право на отдых и лечение на льготных основаниях, организованный отдых для них является в настоящее время непозволительной роскошью.
Жилищная проблема для бывших военнослужащих на протяжении длительного времени … остается одной из самых тяжелых и сложных. Общее количество остро нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий среди граждан, уволенных с военной службы, на конец 2006 года составляло свыше 95,5 тыс. человек, причем 68,7 тыс. человек не имели собственного жилья.
… раньше, пусть нерегулярно, зачастую эпизодически, но «работала» правовая норма, когда «…при увольнении с военной службы … при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами». Однако, с выходом в свет Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, данная норма, как и многие другие, оказалась изъятой из правового оборота, т.е. сейчас не выполняются и действовавшие с 1993 года по 2004 год обязательства государства о сроках и обязательности предоставления жилья военнослужащим запаса, которые уволились из «силовых» ведомств до 2005 года и не получили от государства квартиры.
Помимо недостаточного финансирования, решение жилищной проблемы уволенных военнослужащих усугубляется и другими факторами. Сформированный в результате передачи жилья из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность «региональный» жилищный сектор не позволяет в полной мере обеспечить эффективное использование жилого фонда в интересах военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Органы местного самоуправления, получив в управление жилищный фонд от министерства обороны, других федеральных органов исполнительной власти, как правило, игнорируют положение п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о праве «силовых» ведомств на повторное заселение жилых помещений. Освобождаемых за выездом военнослужащих. С учетом жилых помещений, переданных ранее в муниципальную собственность, значительная часть жилищного фонда (около 70 %) не может быть гарантированно использована для повторного заселения действующими или бывшими военнослужащими.
…большие группы бывших военнослужащих, имевшие раньше компенсации за тяготы и лишения военной службы, оказались сейчас без этой поддержки государства. В частности, речь идет о ветеранах военной службы в возрасте от 45 до 60 лет, которые не попадают под действие мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Многие граждане, уволенные с военной службы, и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 10-15 лет назад, не получили жилья в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета. Механизм предоставления им жилья за счет государственных жилищных сертификатов не позволяет получить квартиру в размерах, на которые бывший военнослужащий имеет право, исходя из состава семьи.
… ряд ранее предоставляемых гарантий и льгот отменен с 1 января 2005 года без равноценной замены. Это особенно коснулось семей военнослужащих, погибших в «горячих точках», при исполнении иных обязанностей военной службы. Большинство членов таких семей не удовлетворены своим социально-экономическим и правовым положением. По уровню благосостояния семьи погибших военнослужащих наиболее часто могут быть отнесены к бедным слоям населения…
Составители доклада, отобразив нерадостную ситуацию по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, тем не менее обошли стороной ряд острых вопросов в данной области.
Именно в исследуемый период массовый характер приобрело позорное и небывалое для страны явление, когда в результате различных реформирований системы денежного довольствия в Вооруженных Силах (изменение должностных окладов, тарифных разрядов и др.) по принципу "обратной силы" уменьшаются размеры военных пенсий, многие военные пенсионеры теряют до 10 % пенсий, установленных им при увольнении в запас.
- по тому же принципу "обратной силы" после издания министром обороны приказа от 30 июня 2006 года № 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ" пострадали тысячи военнослужащих, прежде всего офицеров, вынужденно пребывающих длительное время (зачастую - годами) " в распоряжении командира" (чаще всего в ожидании обеспечения жильем перед увольнением в запас). После издания приказа их денежное довольствие с 1 октября 2006 года сократилось более чем в 2 раза.
Не поставлен авторами доклада со всей фактической остротой и вопрос о том, что Правительство не желает признавать и возвращать задолженность перед военными пенсионерами по выплате денежной компенсации за продпаек начиная с 2000 года (более 100 млрд. руб.), невзирая на то, что уже более 20 тысяч пенсионеров подали и многие выиграли судебные иски по данному вопросу. Кроме того, есть определение Конституционного суда РФ по данному вопросу в пользу военных пенсионеров.
Не выполнено данное публично ПрезидентомРФ министру финансов поручение решить вопрос о выплате военнослужащим денежной компенсации за продпаек по справедливости. Решение, заложенное в закон о государственном бюджете 2007 года, справедливым назвать нельзя, оно изобретено министрами А. Кудриным и С.Ивановым по принципу: нет компенсации - нет проблемы.
Предусматривается, в частности, до 30 ноября 2007 года внести соответствующие поправки и изменения и изъять из законодательства само понятие "денежная компенсация за продпаек", вместо нее добавить к окладам по воинскому званию сумму (608 рублей) выплачиваемой в н.вр. денежной компенсации за продпаек из расчета 20 рублей в сутки (вместо полной реальной стоимости общевойскового продпайка, которая на конец 2006 года составляла около 70 рублей в сутки).
Предусмотренные законом о Накопительной Ипотечной Системе (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих и подзаконными актами механизм накопительной системы и размер жилищных накоплений позволяет приобретать жилье только с низкими потребительскими качествами и исключительно в отдаленных населенных пунктах. Кроме того, риск потери этих денег очень велик, потому что закон не предусматривает ответственности государства за их использование.
- выдаваемые министерством обороны жилищные сертификаты по своей стоимости не обеспечивают приобретение военнослужащими жилья по установленным социальным нормам жилой площади.
- денежные компенсации бесквартирным военнослужащим за поднаем жилья (1000 - 1600 рублей) не соответствуют рыночным ценам за поднаем жилья (3000 - 6000 рублей и более).
Работающим военным пенсионерам не выплачивается страховая и накопительная часть трудовой пенсии. Конституционный суд обязал законодателя отработать правовой механизм выплаты страховой и накопительной части пенсии работающим военным пенсионерам до 1 января 2007 года, но до настоящего времени в Государственной Думе нет даже законопроекта.
Запланированные увеличения денежного довольствия военнослужащих в 2007-2008 г.г. с учетом даже официально прогнозируемой инфляции не решат поставленную Президентом задачу о повышении денежного довольствия военнослужащих в реальном выражении на 50%. Реальное увеличение, по расчетам специалистов, будет не более 20%. Номинальное увеличение денежного содержания военнослужащих для решения поставленной Президентом задачи должно составить за три года (2006-2008) как минимум 75-80 %.
Министерство обороны не произвело перерасчет военных пенсий за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года в соответствии с увеличением должностных окладов военнослужащих на 25%, которые были увеличены согласно Постановлению правительства РФ № 1349 от 7.12.1994 г. и приказа министра обороны № 20 от 10. 01 1995 г. Военные пенсионеры недополучили по этой причине по 20 - 40 тыс. рублей. Перерасчет производится только по решениям судов.
Принятый 25 ноября 2006 года закон 196 -ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", давший жителям блокадного Ленинграда (ЖБЛ), имеющим инвалидность и получающим трудовую пенсию, право на получение второй пенсии (по инвалидности), оставил за рамками этого права кадровых военнослужащих запаса и в отставке, награжденных знаком "ЖБЛ", получающих военную пенсию.
Проведенное исследование не выявило даже зачатков хотя бы тенденции в деятельности государства по развязке и решению острейших проблем социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Да и как можно выявить то, чего в природе не существует ? Политика Администрации Президента РФ, Правительства и депутатского большинства «Единой России» в Государственной Думе не оставляет защитникам Отечества надежды на улучшение своего социально-экономического и правового положения. Вывод очевиден: надо менять и Президента, и Правительство, и состав депутатов Государственной Думы.
Капитан 1 ранга запаса И. Белозерцев
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме