14:00 23.08.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Госдумы Валентин Степанович Романов - Гроздья рабочего гнева зреют не только на АвтоВАЗе

Сегодняшняя газета «Правда» возвращается к теме августовской предупредительной стачки на тольяттинском АвтоВАЗе. Эта акция протеста, как и предшествовавшие ей в июле "итальянские" забастовки в ряде заводских цехов, стала, что называется, шоком для "единороссов", считающих себя полновластными хозяевами как в Самарской области, так и на самом этом крупнейшем в стране предприятии автостроения. Накормив избирателей на мартовских выборах в облдуму несбыточными обещаниями, "партия власти" уверилась в том, что у нее отныне "всё схвачено" и обманутый в очередной раз электорат будет терпеливо ждать обещанного. И вот всё это показное благополучие внезапно дрогнуло и зашаталось под тектоническими ударами и выплесками назревающего народного гнева.


Своим видением ситуации, вызвавшей акции массового протеста на АвтоВАЗе, и перспектив рабочего движения в регионе поделился в сегодняшнем интервью в "Правде" член Президиума ЦК, первый секретарь Самарского обкома КПРФ, депутат Госдумы В.С. Романов.


Депутат Госдумы Валентин Степанович Романов— Мне не раз и в разные годы приходилось бывать на ВАЗе,— заметил Валентин Степанович.— В начале 70-х годов минувшего века поднявшимся на берегах Волги заводом-богатырем гордилась вся страна. Во многом он стал тогда образцом передового социалистического предприятия, настоящей школой трудового мастерства, передовых методов работы. А социальная сфера! Завод построил свои больницы и санатории, стадионы, дворцы культуры, спорта. И когда сюда пришли новые, разрушительные времена, многотысячный коллектив автозавода, похоже, не сразу ощутил глубину назревающей катастрофы.

Продукция расходилась более или менее успешно, зарплата выдавалась регулярно. У руля, как и в прежние времена, оставалась привычная команда во главе с Каданниковым. В какой-то мере сохранялись еще обычаи и традиции советских лет (хотя за кулисами уже вовсю плел свою зловещую паутину супержулик Березовский).

— Словом, особой активности в борьбе за свои права заводской коллектив не проявлял, за будущее не очень тревожился. Успокаивали себя, видимо, тем, что уж такому-то мощному заводу все эти передряги гайдаровских реформ не грозят?

— Ну что-то в этом духе. Я бы подобного рода настроения определил как корпоративный эгоизм. Но ничто не стоит на месте. Больше года назад пришел на ОАО "АвтоВАЗ" новый хозяин — Рособоронэкспорт со своими планами модернизации и, так сказать, "оптимизации" производства, согласно которым сокращение может грозить 25—30 тысячам работников завода.

Одна из первых забот новых хозяев — освободиться от социальной базы, сбросить ее на плечи городских властей, которым в нынешних условиях такой груз явно не по силам. Модернизация тоже требует "жертв" в виде перестройки или сокращения тех или иных участков производства. Растут цены, дорожает жизнь, а на заводе практически с 1994 года действует заниженная индексация заработной платы, то есть ее рост неизменно и весьма ощутимо отстает от размеров инфляции.

Зреющее недовольство в рабочей среде "единороссы" в канун мартовских выборов пытались снять заведомо не выполнимыми обещаниями: средняя зарплата, дескать, будет повышена до 25 тысяч рублей. Однако в июле, к примеру, в ряде цехов рабочие получили на руки менее 7 тысяч, и люди, не дождавшись каких-либо подвижек в исполнении "единороссовских пряников", потребовали ее трёхкратного повышения. В руководстве завода чуть ли не сплошь "единороссы", так вот, мол, пора дать людям обещанное.

Начальство, судя по всему, и слышать не хотело о таком.

Предложения повысить зарплату на... 4 процента были восприняты в коллективе как издевательство. И вот работники цеха 46-1 (испытание и доработка готовых автомобилей) начали в июле "итальянскую" забастовку, означающую работу строго по всем правилам и нормативам, тут же самым негативным образом сказавшуюся на плановых показателях.

Тем временем недовольство перекинулось и на другие цехи, на главный конвейер. Дело запахло серьезной забастовкой. В подготовке ее заводское начальство заподозрило членов независимого профсоюза "Единство", созданного в противовес "законному" профсоюзу, лидер которого Карагин входит в совет директоров АвтоВАЗа и, естественно, больше всего заботится об интересах руководства. Начались слежка за активистами, поиск "инициаторов". Одного из них – электромеханика Антона Вечкунина милиция схватила прямо на остановке автобуса и три дня держала в застенке.

Разумеется, обвинения посыпались и в адрес КПРФ: нашли, мол, в цехах листовки с коммунистическими символами. Тем не менее предупредительную забастовку остановить не удалось: 1 августа на несколько часов опустел главный конвейер, попытки горстки штрейкбрехеров сорвать стачку провалились.

В менеджменте АвтоВАЗа и в Москве, и в Тольятти, конечно, негодуют. Пущен даже слух о возможном локауте в случае повторения забастовки. Но выбросить за ворота 110-тысячный коллектив и даже сама подобная угроза — это игра с огнем, которая может очень плохо кончиться.

— Какие выводы из событий на АвтоВАЗе делают коммунисты Самарской области?

— Делегаты состоявшейся в августе областной партийной конференции КПРФ решительно поддержали требования автомобилестроителей, их акцию протеста, выразившуюся в забастовке. Надо сказать, гроздья рабочего гнева зреют не только в Тольятти. Можно вспомнить волнения рабочих на Жигулёвском комбинате строительных материалов. Не лучшие времена переживают коллективы авиазавода, металлургического завода, который практически целиком скуплен американской алюминиевой компанией...

Впереди — большая выборная кампания. "Партия власти" и ее "левые" и "правые" клоны вновь попытаются обмануть народ своими несбыточными посулами и продолжить губительный курс на усиление эксплуатации людей труда. В этих условиях коммунисты считают: чтобы устоять перед натиском российского и зарубежного капитала, у рабочего класса нет сильнее оружия, чем единство, организация и сплочение сил. И нет надежнее союзника, чем КПРФ.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме