19:15 16.08.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Г.А.Зюганов почтил память великого музыканта и гражданина Т.Н.Хренникова

16 августа в малом зале Московской государственной консерватории состоялась церемония прощания великим советским композитором, выдающимся государственным и общественным деятелем, коммунистом, членом Центрального Комитета КПСС Тихоном Николаевичем Хренниковым.

В течение более сорока лет он был первым секретарём Союза композиторов СССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР многих созывов. Получил все возможные советские награды и отличия: народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России.

Проститься с великим музыкантом и гражданином в малый зал консерватории прибыл Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов.

От имени ЦК КПРФ и фракции Компартии в Государственной Думе Г.А.Зюганов почтил память  великого советского композитора и коммуниста, выразил глубокие соболезнования родным и близким покойного.


«Талантливый выходец из российской глубинки, уроженец старинного русского города Ельца, он благодаря Советской власти и своему упорному каждодневному творческому труду достиг мировой известности как автор многих выдающихся музыкальных произведений различных жанров — от песен и музыки к кинофильмам до симфоний и опер, - говорится в официальном некрологе ЦК КПРФ и фракции Компартии в Государственной Думе. - Тихон Николаевич пользовался непререкаемым авторитетом и уважением среди своих коллег, учеников и благодарных слушателей. Огромный, неоценимый вклад внесен им в укрепление и развитие Союза композиторов СССР, руководство которым товарищи доверяли ему больше четырех десятилетий. Широтой своей души и отзывчивостью Тихон Николаевич помогал многим и многим.

Он был и остался верен идеалам социализма, дружбы и братства между народами. Его произведения звучат и будут звучать во все времена. Вечная Вам память, дорогой Тихон Николаевич!»


В сегодняшней газете «Правда» публикуется отклик на  смерть Т.Н.Хренникова известного русского публициста Виктора Кожемяко:

«Сколько же за последние годы объявилось предателей среди деятелей культуры! Людей, которые бессовестно отреклись от своего времени и своего дела, от правды всей своей жизни, прошедшей в Советской стране. И всё это лишь для того, чтобы поудобнее "вписаться" в иное, антисоветское время.

Тихон Николаевич Хренников себе не изменил. Он остался тем, кем был, то есть советским русским композитором, и говорил об этом с чувством достоинства. Потому что понимал: достижения советской культуры столь велики и значительны, что принадлежать к ней — истинное счастье, которое не могли подорвать в нем никакие хулы и поклёпы.

А вот то, что происходило и происходит в нашей культуре после свержения Советской власти, вызывало у него острую боль, бурное негодование, страстный протест.

Мне посчастливилось общаться с ним, патриархом отечественного искусства, не сколько последних лет, и я был свидетелем, как глубоко переживал он духовное и нравственное разорение, постигшее наше общество в это смутное время.

Опору искал в близких по духу изданиях, каковыми стали для него "Правда" и "Советская Россия". Когда, первый раз позвонив ему, я предложил сделать беседу для "Правды", он очень обрадовался. Будто давно ждал этого предложения и готовился к нему. Сразу же сообщил, что газету нашу читает, что она ему нравится и он с удовольствием ответит на вопросы журналиста, который по газете ему уже хорошо знаком.

Так в апреле 2003 года, незадолго до его 90летия, появилась в "Правде" эта бесе да, озаглавленная "Востребовано ли сего дня настоящее искусство?" Теперь вошла она и во второе издание моей книги "Лица века", чему Тихон Николаевич, узнав об этом, тоже был очень рад.

А беседы наши продолжались. Был большой разговор и о его пути в искусство, о многолетней работе на ответственном посту руководителя Союза композиторов СССР, и о творчестве в годы войны, о поездках на фронт, об историческом концерте из студии Берлинского радио в победном мае 1945го...

Ему было что вспомнить. Но жил он не прошлым, а настоящим, заботами и тревогами о будущем родной страны. И с горячим одобрением воспринял весть, что пленум ЦК КПРФ вынес на обсуждение вопрос о защите русской культуры.

— Ох, как это необходимо! — говорил мне.— Самый что ни на есть назревший вопрос...

Ему дарована была большая и плодотворная жизнь. Но потеря — невосполнима.

И как горько, что нынешнее телевидение, которое не зря он постоянно критиковал, преподнесло в день его ухода еще один сюрприз. По Первому каналу в программе "Время" диктор ничтоже сумняшеся сообщил: "Умер композитор Тихон Хренников. Это он написал "Шаланды, полные кефали" и "Московских окон негасимый свет".

А потом — опять про "Шаланды".

Да не он, не Хренников, написал ту песню — другой композитор, Никита Богословский! У Хренникова же вполне до статочно своих замечательных песен. Как же вы можете столь неточно и небрежно, господа? И в такой передаче...

Впрочем, удивляться уже ничему не приходится.

Вот что Тихон Хренников говорил о нынешнем времени  в "Правде"

Нынче у нас, пожалуй, не время, а безвременье. Ну а у безвременья, собственно, никакой музыки нет.

* * *

Прежде всего нет востребованности. Общественной, государственной... Словом, это вам не советское время, когда о талантливом произведении, если оно появлялось, заботились все — и Союз композиторов, и радио, и Министерство культуры. Были заинтересованы. А если шире сказать, было заинтересовано государство! В развитии настоящего искусства.

В советское время невероятный подъём, расцвет искусства был достигнут благодаря великой идее, которая была в обществе, и, конечно же, благодаря постоянной поддержке государства.

* * *

Советская песня — явление мировое, исключительное, нигде в мире и никогда такого расцвета песни не было, как у нас.

* * *

Чтобы композитор, поэт, певец создавали достойные песни, нужно прежде всего соответствующее содержание жизни. Которое диктовало бы музыку и содержание песен! А о чем сейчас петь? О том, что люди не получают зарплату, голодают, мёрзнут, что у них выключают электричество?..

* * *

В советское время государство занималось воспитанием людей.

Воспитанием не только нравственным, но и эстетическим... Была система! Система воспитания музыкального вкуса у людей. И система всестороннего воспитания человека... А сейчас от этого мало что осталось. Прежней системы нет. Если это будет продолжаться, молодежь останется просто ни с чем. Только с этими жалкими безголосыми "звездами"...

* * *

Искусство — это жизнь. Таково и песенное искусство. В чем был главный результат работы советских песенных композиторов? Они создали такую музыкальную атмосферу, в которой жили советские люди.




Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме