15:45 02.08.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Г.А.Зюганов: Защитим наш ВПК!

Последние годы отмечены все более учащающейся практикой рейдерских захватов и просто разрушением последних из оставшихся еще в стране современных предприятий. Под тем или иным, чисто формальным, предлогом проводится одна и та же операция: за какие-либо нарушения или по причине самых незначительных задолженностей производится молниеносная замена руководителя предприятия и управленческого персонала, на место которых назначаются новые и, как правило, слабо подготовленные профессионально команды. А затем усилиями последних проводится такая реструктуризация (перестройка) предприятия, которая приводит к его ликвидации. Либо преприятие душат бюрократической удавкой, на самых «законных» основаниях.

Причем  такие события уже сложились в очевидную систему, угрожающую как стратегическим и экономическим интересам, так и самой безопасности России.

ФГУП им.В.М.Мясищева: предлог – минимальные долги

Одним из примеров подобной рейдерской операции является скандальная ситуация, возникшая в 2005-2006 гг. вокруг Федерального государственного унитарного предприятия «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева (ФГУП «ЭМЗ» им. В.М.Мясищева).

Одно из успешно работающих в современных условиях передовых предприятий, оно было отнесено в 2004 г. Указом Президента РФ (от 4 августа 2004 г. N1009) к стратегическим предприятиям оборонного комплекса России. В конце 2006 г. генеральным директором ФГУП стал опытный профессионал А.А.Проскурнин (приказ Роспрома от 21 декабря 2006 г. N351/г-р). Началась реорганизация структуры предприятия, принимались меры по усилению кадрового состава с привлечением профессионалов, успешно решались программы финансового оздоровления предприятия. Государственный заказ, приходившийся в основном на Министерство обороны, обеспечивал загрузку производственных отраслей как в 2007 г., так и на перспективу - до 2011 г. Предприятию удалось погасить всю реструктурируемую задолженность по платежам и сборам за 2003-2006 гг.

Вместе с тем, из-за задержки оплаты со стороны Министерства обороны уже выполненных ФГУП им.В.М.Мясищева работ, а также ряда других срывов, предприятие было вынуждено брать новые кредиты, что привело к образованию сравнительно незначительной текущей налоговой задолженности перед бюджетами всех уровней в размере 25,18 млн рублей.

В этих условиях Министерство финансов 6 декабря 2006 г. разрабатывает весьма странный проект Постановления Правительства РФ «О прекращении осуществления реструктуризации задолженности Федерального государственного унитарного предприятия «Экспериментальный машиностроительный завод им.В.М.Мясищева».

Мизерная по масштабам предприятия задолженность, которую завод был в состоянии покрыть уже в 2007 г. за счет поступивших от Министерства обороны заказов, оказалась поводом для серии атак со стороны Роспрома, с целью сменить руководство предприятия и поставить на его место тех или других лиц, не обладающих необходимой квалификацией. Попытки других организаций, в том числе Минпромэнерго, обратиться в правительство с предложением продолжить задолженности ФГУП им.В.М.Мясищева, успеха не имели.

Предприятие, усиленно разрабатывающее перспективные образцы авиационной техники, в том числе межвидовой беспилотный стратосферный комплекс специального назначения, оказалось на пороге рейдерского захвата.

Непрерывные проверки деятельности предприятия со стороны Роспрома, которому ФГУП было формально подчинено, но которое не обеспечило предприятие заказами и не оказало ему финансовой поддержки, создало взрывоопасную ситуацию в коллективе.

Ситуация на ФГУП им.В.М.Мясищева во многом стала «эталонной»: случившееся здесь в той или другой степени повторяется со многими другими – и большими, и средними, но в целом значимыми для страны – предприятиями.

ЦНИИ «Гидроприбор» и ФГУП «Завод «Двигатель»: повод - переоборудование в концерн

Скажем, в мае 2006 г., что называется «втихую», были «преобразованы» ФГУП ЦНИИ «Гидроприбор» и ФГУП «Завод «Двигатель» (г.Санкт-Петербург), чей приоритет в области морского подводного оружия был неоспорим. На их базе оказался создан концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» и ОАО «Завод «Двигатель». Однако такое переоборудование оказалось лишь вывеской, скрывающей практическое разрушение производства. По оценкам специалистов, оно не соответствовало ни форме, ни сути Указа Президента РФ. Новообразованный концерн практически сразу выпал из системы Госзаказа и на 2007, и на 2008 гг., не сумев встроиться в производственный процесс.

Сложилась конфликтная ситуация во взаимоотношениях с российскими и иностранными заказчиками. Финансовое состояние предприятия резко ухудшилось. Согласно проведенной в 2006 г. проверке Счетной палатой РФ проблемы с ФГУП ЦНИИ «Гидроприбор» и ФГУП «Завод «Двигатель», были признаны носящими общий для предприятий ОПК характер.

Однако в силу того что Счетная палата РФ – по букве закона – не правомочна впрямую влиять на формирование государственной программы вооружений и государственного оборонного заказа, ее позиция осталась всего лишь мнением.

Кроме того, на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (22 марта 2007 г.) под председательством первого заместителя Председателя Правительства РФ С.Б.Иванова, было признано, что процесс создания интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе идет неудовлетворительно. И государственные предприятия такая ситуация не устраивает.

Информационные же письма, направленные в адрес Президента РФ и Правительства РФ, в чьей компетенции находятся такие вопросы, искомого результата не дали.

ОАО «Стройполимеркерамика»: «просто» выпадение из списком

Еще один пример – судьба ОАО «Стройполимеркерамика», расположенного в пос. Воротынск Калужской области. Созданное 60 лет назад с (31% акций, находящихся  в федеральной собственности), оно входило в систему среднего машиностроения и, обладая высококвалифицированными кадрами, разработало высокие технологии по производству спецсоставов и научно-практических разработок. И, совместно с атомным центром ФГУП г.Сарова, провело всю работу по созданию вакуумных камер для ускорения электронов.

В рамках программы «Всероссийская марка III тысячелетия» продукция предприятия была отмечена золотым и платиновым Знаками качества. А в итоге трехлетней работы с агентством по атомной энергии предприятие было включено в список новой интегрируемой структуры ядерно-энергетического комплекса Росатома – холдинга «Росатомэнергомаш» - и включено в окончательный вариант соответствующего Постановления Правительства РФ.

Однако в окончательных списках, поданных в Росгосимущество РФ, ОАО «Стройполимеркерамика» не оказалось. Попытки вернуть его в состав планируемого ядерного энергетического комплекса Росатома и в Указ Президента РФ «О реструктуризации атомного энергокомплекса РФ» не удалось. При согласовании проекта этого Указа Росгосимущество не согласилось с включением в него ряда открытых акционерных обществ, в том числе и ОАО «Стройполимеркерамика». Причина – включение предприятия в программу приватизации федерального имущества на 2006 г.

Его выставили на конкурс по продаже федеральных пакетов и акций. При этом утверждалось, что снятие предприятия с аукциона потребует от государства возмещения нанесенного участникам конкурса реального (за счет средств федерального бюджета) ущерба.

В конечном счете 14 мая 2007 г. федеральный пакет акций ОАО «Стройполимеркерамика» был продан с аукциона и приобретен ЗАО «ПроКеррамИнвест». Включение предприятия в новый атомный энергопромышленный комплекс, утвержденный Указом Президента РФ от 27 апреля 2007 г., оказалось сорванным.

Завод «Истриан»: удушить под посулы на будущее…

Катастрофический ХАРАКТЕР приобрела ситуация с одесским заводом «Истриан». Единственный в странах СНГ производитель уникального кранового оборудования – в т.ч. для выполнения работ по перегрузке боевых ракет подводных лодок МСЯС ВМФ России – оно, начиная с 2000 г., забило тревогу по поводу сложившегося положения дел.

Речь шла о строительстве и капитальном ремонте 56 тяжелых кранов, заказанных ВМФ РФ На что в 2000 г. путем целевых бюджетных ассигнований были выделены 500 млн руб. (Закон о «Федеральном бюджете на 2000 год» часть 3, ст.19).

Деньги из федерального бюджета в Министерство обороны ушли в полном объеме, однако на оплату выполненных работ пошли лишь частично. Даже после Парламентского запроса (от 14 июля 2000 г.) на имя Председателя Правительства РФ М.Касьянова и Генерального прокурора РФ В.Устинова деньги эти так и «не нашлись». В результате вместо 375 млн руб., формально выделенных из бюджета в качестве аванса для приобретения материалов и комплектующих, ВМФ смогло начать финансирование контрактов (из своих лимитов) в размере лишь 54,5 млн руб. (т.е. 14,5 % от требуемого). Работы по 26 кранам КС-5363 М были приостановлены. Решение начальника службы экономики и финансов Минобороны России Л.К.Куделиной проводить расчеты с заводом «Истриан» по закрытым этапам, дало возможность предприятию поставить ВМФ только 19 тяжелых кранов.

Однако и эта форма решения проблемы была отменена в 2003 г. начальником Генерального штаба А.Квашниным. Причем – без серьезного обоснования. Заводу предложили строить и ремонтировать краны за свой счет, с последующей оплатой по условиям полной готовности кранов. Комплектацию заказа сырьем и материалами вести на каждый кран отдельно. Это лишило предприятие каких-либо реальных возможностей не только для развития производства, но и элементарного выживания. В 2004 – 2005 гг. работы по тяжелым кранам были замедлены, а с февраля 2006 г. полностью приостановлены.

Тем временем износ кранов достиг опасной черты. На практике работы по перегрузке ракет БРПЛ МСЯС на российском ВМФ проводятся 200-тонными кранами производства ООО «Истриан». Из 15 таких кранов 10 уже дважды выработали свой ресурс и находятся в плохом состоянии. Так что ряд уже имевших место аварийных ситуаций не закончился катастрофой только потому, что экипажи кранов сумели оперативно произвести экстреннаварийное выключение операции. И тем самым предотвратили падение ракет.

По подсчетам специалистов, одна такая авария способна во много раз превысить по масштабам и последствиям Чернобыльскую катастрофу, создав, в частности, площадь радиоактивного заражения не менее 1500 километров. Позиция же Министерства обороны РФ свелась к следующему: несколько кранов ООО «Истриан» МО России поставило, однако объемы поставок не выполняет. И потому в 2002 г. вопрос был передан в Арбитражный суд г.Москвы, который постановил взыскать с предприятия 3,86 млн руб. штрафных санкций. По итогам выполнения контрактов в 2006 г. ООО «Истриан» вновь выставлены претензии и оформлены исковые заявления.

К тому же, как считает руководство Минобороны, краны КС-8362 Д и КС-5363 М вообще морально устарели и с 2008 г. планируется серийное производство новых образцов специальных кранов. Что касается дальнейшего финансирования имеющихся контрактов, то решение (согласно письму первого заместителя министра Ю.Балуевского от 30 марта 2007 г. N205/4732) будет принято «после проведения инвентаризации незавершенного производства кранов и проверки правильности использования денежных средств, перечисленных Минобороны России ООО «Истриан» для изготовления и ремонта тяжелых кранов».

Производство, иначе говоря, оказалось в подвешенном состоянии и, по сути, дело встало, лишившись сколь-либо ясных перспектив.

Мало того. Опыт рейдерских захватов общефедерального уровня начал перениматься и «творчески» претворяться в жизнь администрацией некоторых регионов.

«Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева»: выжило – надо добить!

Симптоматична ситуация в Чувашии с ФГУП «Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева». Основанное в 1941 г., оно является стратегическим предприятием оборонного значения и специализируется на выпуске пиротехнических изделий специального и гражданского назначения, а также резинотехнических изделий, в том числе для подводных лодок.

В 90-е гг., в силу конверсии военного производства и значительного сокращения объемов государственного заказа, высокого уровня мобилизационных мощностей и лишь частичного (до 10 %) возмещения федеральным бюджетом затрат предприятия, а также из-за неудовлетворительной деятельности прежнего руководства, ситуация на предприятии чрезвычайно осложнилась. Сформировалась большая кредиторская задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В итоге Арбитражным судом Чувашский Республики 15 августа 2003 г. была введена процедура  внешнего наблюдения, а 26 октября 2003 г. произошла смена руководства. Генеральным директором ФГУП «ЧПО им. В.И.Чапаева» был назначен М.С.Резников.

Предприятие выжило. За период с 2004 по 2006 г. его руководство смогло освоить новые виды продукции, увеличить объемы производства, улучшить платежеспособность и снизить кредиторскую задолженность. В результате 18 августа 2006 г. Арбитражный суд Чувашский Республики утвердил мировое соглашение между ФГУП «ЧПО им. В.И.Чапаева» и конкурсными кредиторами. Впервые в истории постсоветской России государственному оборонному предприятию стратегического значения, действуя в рамках технологий менеджмента, удалось перейти от процедуры банкротства к финансовому оздоровлению.

По итогам на 2006 г. такие важнейшие показатели, как производство продукции и ее реализация, а также размеры средней заработной платы, выросли более чем на 200%.

Казалось бы, вопрос был исчерпан. Однако на предприятие надвинулась новая волна деструктивных проблем.

С февраля 2007 г. Кабинет министров Чувашии, исходя из доклада министра промышленности и энергетики Ю.П.Волошина, многие цифры и положения которого носили недоказанный, а то и откровенно вымышленный характер, - принял решение о проверке республиканскими и исковыми органами Чувашии федерального предприятия с целью выявления нарушений в его финансово-хозяйственной деятельности за 2003 – 2006 гг. Одновременно, как во всех рейдерских атаках, удар был нанесен и по руководству объединения: в Правительство РФ был направлен запрос о «соответствии занимаемой должности» генерального директора ФГУП «ЧПО им. В.И.Чапаева» М.С.Резникова.

Все началось с начала. Работа предприятия оказалась на грани дестабилизации, госзаказ – срыва, а исполнение графика выплат по мировому соглашению поставлено под вопрос, что грозило возобновлением процедуры банкротства.

Пермский пороховой завод: удар – по лидеру

Одним из все более заметных и опасных явлений сегодняшней экспансии, а как следствие и социальной ситуации, стали рейдерские захваты ключевых предприятий ВПУ. Как правило, они проводятся под крышей руководства Роспрома (г-н Алешин).

Такие акции опираются на ту юридическую основу, что создает для них ныне действующее законодательство, позволяющее федеральным органам исполнительной власти, по сути дела без объяснения причин и в одностороннем порядке, расторгать контракты с высокопрофессиональными руководителями федеральных государственных унитарных предприятий. Тогда как другие органы власти, в том числе непосредственно ответственные за оборону и безопасность страны, воздействовать на указанную процедуру не имеют права.

В итоге объектами рейдерских захватов становятся наиболее успешно работающие предприятия стратегического значения, прямо связанные с задачами обеспечения безопасности страны. Их администрации «оседлываются» рейдерскими командами, предприятие перестает эффективно действовать, разоряется и распродается. Как правило, главный удар – под всевозможными лживыми и «дутыми» предлогами – наносится по руководителям этих предприятий.

И вот – очередной конфликт, на сей раз вокруг Пермского порохового завода. Ситуация типична уже тем, что здесь разрушение производства идет через атаку на лидера – генерального директора завода Г.Э.Кузьмицкого. Известный профессионал, доктор технических наук, профессор, академик МАИ и РАЕН, автор 80 научных трудов, 145 патентов и авторских свидетельств, лауреат Государственной премии России, он всегда был далек от ловли личных материальных благ: не построил себе ни элитной квартиры (живет в родительской), ни личной дачи, не озаботился собственностью за рубежом.

Вместе с тем, он сумел в наше трудное время сохранить на балансе предприятия Дом культуры, Дом творчества юных, стадион, профилакторий, детский оздоровительный лагерь, базу отдыха, спортзалы, столовые и пр.

Пермский пороховой завод остается в наши дни градообразующим предприятием, имеющим огромное значение для Пермского края и г.Перми. В частности, за последнее десятилетие на средства завода построено 120 тыс. кв. м жилья.

Сегодня федеральное казенное предприятие Пермский пороховой завод - крупнейшее стабильно функционирующее и развивающееся предприятие ОПК. В условиях, когда в пороховой промышленности сложилась катастрофическая ситуация: выведены из строя или списаны «за ненадобностью» мощности большинства заводов, уничтожены Бийский химкомбинат, Кемеровское ПО «Прогресс», Ржевский пороховой завод, под угрозой Казанский казенный пороховой завод и т.д., так что сегодня Россия уступает по мощности порохов США в 10 раз и НАТО в 20 - Пермский пороховой завод, возглавленный в 1993 г. Кузьмицким, выстоял, сохранил уникальные кадры и производственные мощности, создал новое производство.

Прибыль предприятия по итогам 2006 г. достигла 900 млн рублей. На техническое развитие и освоение новых видов продукции за последние 5 лет направлено 609 млн. Уровень оплаты труда работников за 2002 – 2006 гг. вырос в 2,5 раза – с 3,9 до 8,2 тыс. рублей.

За последние годы предприятие неоднократно удостаивалось престижных наград. Сам Г.Э.Кузьмицкий был награжден Почетной грамотой совместным постановлением Федерального агентства по промышленности и ЦК профсоюза Оборонпрома. И … почти тут же отстранен от должности.

Буквально ко дню рождения завода решением руководителя Федерального агентства по промышленности Б.С.Алешина с Г.Э.Кузьмицким в одностороннем порядке был досрочно разорван контракт. Формальное обоснование – «за допущенные нарушения условий трудового контракта». Поводом для увольнения стало мнение следственного работника УВД г.Перми о «ненадлежащем исполнении должностных обязанностей руководителями ФГУП «Пермский завод им.Кирова (ФКП «Пермский пороховой завод»). Ни фактическими обстоятельствами, ни решением суда все это не было подтверждено. (Решение явно носит крайне поспешный характер, т.к. в нем даже инициалы Г.Э.Кузьмицкого названы неверно.)

Иначе говоря, Кузьмицкого постигла еще более жестокая судьба, чем директора Казанского казенного завода Х.З.Гиниятова, Алексинского химкомбината А.Г.Соколова или Каменского казенного завода С.И.Парова, которые длительное время также буквально выдавливались со своих предприятий.

Сложилась типичная обстановка: руководитель-профессионал заменяется менеджером «имуществеником», который не в состоянии организовать производство, но быстро распродает имущество, ликвидируя предприятие.

Балтийский завод: переезд в никуда

Казалось бы, события вокруг Пермского порохового завода поставили все-таки точку в процессе добивания российской стратегической промышленности: куда же дальше? Ан нет! Убийственный этот абсурд, несмотря на все заверения власти, что ему будет положен конец, развивается, идет по восходящей.

И вот уже в повестку дня встает скандал с Балтийским заводом - символом исторической русской промышленности. И снова – все тот же алгоритм изничтожения.

Все начинается с того, что собственник Балтийского завода - ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» - объявил о намерении «переписать» производство с Васильевского острова на территорию завода «Северная верфь». И практически тут же выяснилось, что последний просто не в состоянии «принять» это производство. Как объяснили рабочие, «поселить слона в крольчатнике нельзя».

Собственник как бы и не в курсе, что такое, скажем, производство Балтийского завода, как строительство тяжелых кораблей с низкой посадкой, возможно только там, где был этот завод когда-то основан, - на фарватере, через который возможен выход таких кораблей. Только здесь расположено и уникальное судовинтовое производство. Перевод завода означает, что все это будет уничтожено.

Обычна и позиция представителей государства: «Ничего не знаю, ничего не вижу». Представитель рабочей группы по созданию объединенной судостроительной корпорации, куда Балтийский завод не пустили, дал ясно понять, будто он – «не в курсе» происходящего. Предложение Правительству РФ: просто взять и выкинуть Балтийский завод из его мажоритарного акционера – ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» - пока прозвучало словно вопль затерявшегося в «пустыне».

Наиболее же вероятной, на взгляд специалистов, исход ситуации таков: часть Балтийского завода демонстративно переедет на новое место, важнейшая часть производства исчезнет, а главное для авторов аферы – питерская земля, на которой стоял завод, - будет пущена под элитную застройку и возведение прибыльных торгово-развлекательных объектов.

* * *

Картина очевидна. При всех различиях в происходящем их роднит целый спектр общих черт, позволяющий говорить о складывании уже системной угрозы дл России. Ключевые ее черты таковы.

Анализ, по целого ряда случаев такого рода, позволяет установить алгоритм этих операции.

Во-первых, подобные рейдерские акции проводятся, как правило, под крышей руководства Роспрома.

Во-вторых, объектами рейдерских атак становятся успешно работающие предприятия.

В-третьих, речь, как правило, идет о предприятиях стратегического значения, играющих ключевую роль в системе ВПК и прямо связанных с задачами обеспечения безопасности страны.

В-четвертых, юридической основой, на которой становятся возможными такого рода акции, является действующее законодательство, которое позволяет федеральным органам исполнительной власти, без объяснения причин и в одностороннем порядке, расторгать контракты с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий.

В-пятых, в то же время другие органы власти, включая ответственные за оборону и безопасность страны, не имеют права воздействовать на указанную процедуру, влиять на смену руководителей стратегически важных предприятий.

В-шестых, формальная конкурсная основа замещения должностей генерального директора ФГУП служит в данных случаях лишь формальным прикрытием для рейдерских захватов.

Власть же как бы не замечает происходящего у нее перед носом. Она громко возмущается и сетует, если ей указать на происходящее продолжает начатое разрушение. Тем самым производится окончательная «зачистка» остатков ВПК России и создаются условия для резкого взлета социальной напряженности в коллективах, что в сумме наносит невосполнимый ущерб обороноспособности и стратегическим интересам государства.

Поэтому мы считаем свои долгом перед страной и народом ещё раз обратиться к В.В.Путину как главе государства.

Господин Президент! Ситуация в окружающем нас мире отнюдь не дышит спокойствием. Обстановка у российских границ, где окопалось НАТО, приобретает все более тревожный характер. И в это время при попустительстве Правительства РФ, а то и при его прямом участии, разрушаются последние остатки отечественного ВПК – гаранта безопасности России. В соревновании государств выигрывает сегодня тот, кто передовую науку и современные технологии. Однако именно они сейчас последовательно добиваются в России. Считаю, что необходимо срочно собрать Совет Безопасности РФ, пригласив на него лидеров ведущих партий. И рассмотреть сложившуюся обстановку.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме