03:15 02.08.2007 | Все новости раздела "КПРФ"
Геннадий Зюганов: Возродим образование— возродим страну!
Сегодня "Правда" и «Советская Россия» публикуют статью Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова "Возродим образование — возродим страну!" Вопросы, поднятые в ней, затрагивают интересы каждой российской семьи и всего государства.
Нет нужды доказывать необходимость качественного образования гражданам страны, стремящейся занять достойное место в современном мире. Ещё наш великий предок Пётр I, искавший средство догнать далеко ушедшую от нас Европу, пришёл к пониманию, что именно образование — ключ к решению этой сложнейшей задачи. Дело Петра было продолжено его преемниками, но уже с гораздо меньшей энергией.
И только после Октябрьской революции образование стало бесплатным и общедоступным от начальной школы до университета.
Страной овладел мощнейший порыв к знаниям. Первым делом победившая советская власть занялась ликвидацией ужасающей неграмотности. В сложнейших условиях разрухи, вызванной мировой войной и интервенцией западных стран, народная власть начала создавать единую общеобразовательную школу. Именно тогда был заложен фундамент поразившего весь мир рывка нашей страны к высотам человеческой цивилизации. Подобно Петру, коммунисты поставили школу и науку во главу угла всех преобразований.
В те же тяжелейшие 20-е годы стали возникать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки трудовой молодёжи в вузы. Вопреки воплям наших недругов о том, что "большевики уничтожили интеллигенцию", сеть университетов была не только сохранена, но и ей было придано первоочередное значение. Советская власть создала новую, трудовую и неизмеримо более массовую интеллигенцию.
В 20—30-е годы была заложена основа принципиально новой системы подготовки рабочих и техников в фабрично-заводских училищах, затем профессионально-технических училищах (ПТУ) и средних специальных учебных заведениях (ссузах — техникумах). Победа в Великой Отечественной войне, прорыв в космос, создание военно-стратегического паритета с США, наконец, огромное богатство страны, которое присвоили нынешние олигархи, опираются на колоссальные успехи Страны Советов в области образования. Успехи, заметим, достигнутые при самом деятельном участии Коммунистической партии Советского Союза. И это не могут отрицать даже убежденные враги нашей страны.
Силы, пришедшие к власти в 1991 году, начали в подражание западным образцам ломать созданную в СССР лучшую в мире систему образования и науки, действуя вопреки интересам России, ставя под угрозу как судьбы миллионов людей, так и безопасность, и благополучие государства.
Что же натворили в образовании и высшей школе за годы буржуазных "реформ"? Сократилось финансирование. Сейчас оно составляет 40% от потребности.
Высшее образование стало платным. Ныне в России каждый второй обучается за плату в государственных и частных вузах. Число бесплатных мест в вузах уменьшилось. Всего за два года, с сентября 2005 по август 2007 года, трижды проводилось их сок ращение. Если дело пойдет так и дальше, то к 2010 году в стране студентов-бюджетников будет на 750 тыс. меньше, чем в 2005 году. Вопреки обещаниям "реформаторов" частное образование в России, как правило, отличается худшим качеством.
Вместо ожидавшегося научными работника ми и преподавателями вузов резкого роста зарплат произошло их обвальное обнищание. Лучшие специалисты вынуждены эмигрировать. Более 700 тыс. наших специалистов работают за рубежом. И вытолкнули их за границу именно те, кто ныне лицемерно льёт слёзы по поводу того, что "большевики изгоняли интеллигенцию". Несмотря на решение поднять зарплату профессорам и преподавателям, больше доплачивать за звание и учёную степень, уровень их доходов остаётся неудовлетворительным. Вузы вынуждены вводить платное обучение, чтобы сохранять преподавателей.
Стипендии по покупательной способности стали меньше в вузах — в 2,7 раза, в ссузах — в 5,4 раза, в ПТУ — в 7,8 раза (цифры приведены с учётом повышения стипендий с 1 сентября 2007 года студентам вузов — до 900 руб., студентам ссузов и учащимся ПТУ — до 315 руб.).
Положение педагогов школы ухудшилось. Хотя Госсовет РФ ещё в 2001 году принял решение, что их зарплата должна быть с 2003 года не ниже прожиточного минимума, а с 2004 года — не ниже средней по промышленности, ни один из этих показателей так и не достигнут.
И самое страшное — "реформаторы" убили престиж образования, уважение общества к учителю. У школы и университета стали выхолащивать душу и содержание обучения.
Широко рекламируемый национальный проект "Образование" не решает жгучих проблем школы. Это имитация деятельности.
Так, вместо устранения колоссальной несправедливости в оплате труда педагогов ввели доплату за классное руководство — одна тысяча рублей в месяц — и выдачу грантов лучшим учителям. 1000 рублей — во-первых, сумма мизерная. Она не соответствует затратам труда учителя, который ведет класс. Во-вторых, с учителя за эту надбавку требуют ежемесячные отчеты по 17 позициям. Многие учителя готовы отказаться от этой тысячи. Выдача грантов лучшим педагогам — это хорошо. Но власть должна обеспечить благополучие ВСЕХ учителей.
КПРФ всегда предлагала и предлагает следующее. Государство должно обеспечить достойную зарплату учителю, где бы он ни жил: в городе или в селе, в Москве или на Сахалине. Такая возможность есть! Обеспечив этот уровень, обращаемся к регионам: у кого есть возможность — доплатите своим учителям! А затем можно и поощрить лучших учителей — выделить гранты, наградить за победы в конкурсах. Но когда огромная армия педагогов не получает и прожиточного минимума, выдача гранта одному из ста пятидесяти учителей лишь порождает недовольство в коллективах.
Система грантов (для вузов, лучших учителей, талантливой молодежи), даже если не брать в расчет коррупцию и кумовство при их распределении, никогда не заменит надежную, честную систему многоканального финансирования школ и вузов.
Мы видим огромную разницу между тем, что партия "Единая Россия" декларирует, и её реальными шагами. Говорится о повышении доступности и качества образования, а на деле главная цель "Единой России" — коммерциализация и приватизация образовательных учреждений. Вопреки требованиям времени, образование в России, по замыслу "реформаторов", должно стать элитарным и соответствовать социальному неравенству, уже сложившемуся в российском обществе. Более того, государство стремится уйти из высшей школы, а его место в финансировании и определении образовательной политики должен занять олигархический капитал. Осуществляется это через попечительские и наблюдательные советы, спонсорское финансирование, фонды, гранты и именные стипендии.
Более того, партия "Единая Россию" стремится создать такую законодательную базу и экономические отношения в сфере образования, которые неминуемо заставили бы российское образовательное сообщество отказаться от сопротивления и на место эффективной отечественной традиции образования дореволюционного и советского времени поставили бы систему, подобную сомнительной американской.
В этом направлении "единороссы" сделали многое: отменены налоговые льготы для образования и науки, которые существовали более 250 лет, с момента создания Московского университета и Российской академии наук. Принят закон "Об автономных учреждениях", который создал базу для коммерциализации учреждений образования, науки и культуры и заложил схемы их приватизации. Из закона "Об образовании" партия "Единая Россия" удалила право государственных и муниципальных образовательных учреждений самостоятельно распоряжаться средствами, полученными за счёт внебюджетных источников. А в законе "Об автономных учреждениях" такое предусмотрено.
"Единая Россия" показала, что у нее одна цель: подтолкнуть государственные и муниципальные образовательные учреждения к изменению статуса на автономные. Не просто подтолкнуть, а создать условия, когда смена статуса станет неизбежной. Государственные и муниципальные учреждения вынуждают врастать в рыночные условия, где действуют понятия "банкротство", "ликвидация", "приватизация".
Наконец, в угоду т. н. "болонскому процессу" — унификации высшего образования в Евросоюзе — организован насильственный переход на двухуровневое образование "бакалавриат — магистратура", что означает разрушение российской высшей школы. Напомню, что сегодня и бакалавриат, и магистратура уже есть в высшей школе. Они предусмотрены Законом "Об образовании" от 1996 года и нормально сосуществуют со "специалистами" без всяких новых реформ. И у вузов есть право выбора — как готовить студентов в зависимости от специфики самого вуза, от особенностей профессии. Однако новый законопроект отличается от этого закона принципиально, причём по всем основным позициям. Он ограничивает свободу вузов в принятии решений, их автономию. Действующий закон даёт каждому вузу право выбора между традиционной программой специалиста и двухступенчатой — бакалавриат плюс магистратура. Правительство же предлагает сделать бакалаврами подавляющее большинство студентов, а программу специалиста оставить только для узкого круга избранных, который оно же само и определит.
Новый закон ограничивает права студентов.
Ныне закон позволяет студенту выбирать различные траектории обучения, в том числе после бакалавриата стать "специалистом ", а после специалиста — магистром.
Правительство же такую возможность исключает: после бакалавриата — только магистратура, а если хочешь стать "специалистом ", начинай сначала. Кстати, специалиста в магистры тоже пускать не собираются. Новый закон наносит убийственный удар по присущей нашей системе образования фундаментальности. Сейчас закон устанавливает минимальный срок обучения бакалавров — 4 года. Правительство предлагает — 3-4 года. На практике это будет означать, что в целях экономии денег бакалавров все более будут переводить на трехлетний срок обучения. В результате мы получим систему подготовки не врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов и так далее. Это резкое падение качества образования.
Новый закон сделает полноценное высшее образование платным, а значит, доступным лишь для избранных. Сегодня закон не ограничивает возможности студента получить качественное образование: завершил одну ступень — переходи на вторую. Правительство же предлагает при переходе из бакалавриата в магистратуру устроить конкурсный отбор. Бюджетное финансирование магистратуры планируют сохранить только в национальных университетах и вузах федерального значения. И то лишь для 30% выпускников бакалавриата.
В остальных же вузах магистратура полностью перейдет на платную основу. Действующий закон, устанавливая ступени, а не уровни высшего образования, позволяет студентам получить отсрочку от призыва на военную службу на весь период обучения. Правительство же предлагает вводить именно "уровни" высшего образования. В свою очередь, закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что отсрочкой студент вправе воспользоваться только один раз — для получения одного уровня образования. Поэтому в случае принятия предложений правительства вместе с дипломом бакалавра выпускнику можно будет смело вручать повестку военкомата. Пойдет ли бакалавр в магистры после армии — сложно сказать.
Но главный вопрос: ради чего все это делается? И разумного ответа нет. Болонский процесс? Западные стандарты? Несерьезные аргументы. Нельзя в вопросах образования равняться на чужие стандарты, если наши — лучше, эффективнее.
С принятием этого законопроекта качественное высшее образование будет фактически сосредоточено только в магистратуре, получить его бесплатно сможет лишь часть студентов, преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга, а для остальных оно будет платным.
Новый законопроект о двухуровневом образовании кардинально меняет характер, систему и содержание отечественной вузовской подготовки, делает высшее образование для многих недоступным.
НАША ПОЗИЦИЯ
Дошкольное образование. За годы буржуазных реформ произошло сокращение почти в два раза не только количества, но и процента детей, посещающих дошкольные учреждения. Острейший дефицит мест в детских садах тормозит рост рождаемости.
Должна быть восстановлена сеть общедоступных детских садов, существовавших в советское время. Каждая семья, желающая отправить ребенка в детский сад, должна иметь такую возможность.
Персонал дошкольных учреждений должен получать достойную зарплату, а в отношении социальных гарантий их педагогический состав — приравнен к педагогам школы.
Школа и среднее образование. Мы выступаем за возвращение бесплатного среднего (полного) образования. Особое внимание должно быть уделено развитию профессионального образования, сочетающего получение профессии и фундаментальных знаний средней школы. Советская система профессионально-технического образования (когда ПТУ находились под патронатом мощных промышленных предприятий, а подростки получали и прекрасное среднее образование, и рабочую специальность) была лучшей в мире.
Мы — против введения платы за обучение в школе под предлогом сокращения на 25 процентов учебной нагрузки для учеников и учителей. Мы — за то, чтобы школы работали по единым обязательным программам, но при этом возможна и специализация школ.
Мы не поддерживаем введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве формы выпускных экзаменов в школе и вступительных — в вузах.
Мы за сохранение светского, научного характера школьного образования. Школа не должна стать местом межконфессионального отчуждения.
Мы поддержим воссоздание физико-математических школ и центров работы с детьми, проявляющими способности к техническому творчеству. Мы — за достойную зарплату учителям и всем, кто работает в системе среднего образования. Уже сегодня зарплата учителя должна быть минимум 15 тыс. руб.
Высшее образование. Мы — за сохранение действующей системы подготовки в вузах, установленной с 1996 года законом "Об образовании", по которому бакалавриат и магистратура существуют наряду с принятой в России подготовкой "специалистов". За вузами сохраняется право выбора.
Мы — против реформ, предусмотренных проектом закона № 4122990-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего образования)". Принудительное и безальтернативное введение конструкции "бакалавриат — магистратура" означает слом всей системы подготовки в высшей школе и скажется на качестве образования. Страна потеряет высшее образование. Мы — за резкое увеличение финансирования вузов, укрепление их материальной базы.
За увеличение в вузах числа бесплатных мест. А в перспективе за гарантии бесплатного образования, вплоть до высшего для каждого гражданина России. За приоритетное развитие вузов, связанных с новыми технологиями и наукоемкими производствами.
Мы — за значительное увеличение зарплаты и пенсионного обеспечения профессорско-преподавательского состава. За увеличение студенческих стипендий и развитие других форм поддержки студенчества. Гранты, именные стипендии студенты должны получать от государства, а не от олигархов.
В декабре 2007 года состоятся выборы в Государственную думу. Наша позиция по образованию — составная часть предвыборной программы КПРФ.
Надеюсь, что все, кто обеспокоен политикой правительства "Единой России" в области образования, кто разделяет наши опасения о катастрофической пагубности для страны такой политики, поддержат нас и проголосуют за кандидатов Коммунистической партии Российской Федерации.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме