21:30 29.07.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Коммунисты на Шукшинских днях и Фатьяновском празднике поэзии

Нынешние власти, пытаясь вытравить из сознания людей все советское, отменили немало наших праздников. В большинстве своем сохранились те, что создавались самим народом, его желанием сберечь в памяти имена выдающихся деятелей культуры, в творчестве которых запечатлелась красота родной природы и красота народной души.

В разгар лета продолжают традиционно проходить Фатьяновский праздник поэзии и песни на Владимирской земле и Шукшинские дни на Алтае. Тридцать с небольшим лет радушно встречают многотысячных гостей на родине знаменитого писателя, кинорежиссера, актера В.М. Шукшина и родине легендарного поэта-песенника А.И. Фатьянова. И все же праздники изменились. Организованные в 70-е годы при поддержке компартии с целью пропаганды лучших произведений советской литературы и советского музыкального искусства, они стали все больше использоваться нынешними правителями в интересах власти, чье вынужденное лицемерное прикрытие патриотизмом ведет к снижению значимости таких Всероссийского масштаба мероприятий, подмене их духовной сущности. Поэтому на Фатьяновском празднике все реже звучат фатьяновские "Соловьи", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", "Если б гармошка умела"; а на Шукшинских днях не появляется кинокартин, способных достичь нравственных высот произведений Василия Макаровича Шукшина.

Существует ли в сложившихся условиях реальная возможность для работы КПРФ? Информация с мест показывает, что да и осуществлять ее можно по-разному. Так коммунисты Алтайского крайкома занимались пропагандистской деятельностью. Принимая участие в мероприятиях, освещали затем их в своей газете. Коммунисты Владимирской области, понимая, что им слово в Вязниках не предоставят, отправились с концертами и песнями Фатьянова по деревням и селам района.

Но не пора ли действовать более решительно, наступательно. Не гостями быть на наших праздниках, а хозяевами! Не уступать временщикам, терзающим нашу Родину, ни горы Пикет, что над древней Катунью, ни Солнечной поляночки на древней Владимирской земле.

ШУКШИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ НА АЛТАЕ

«Сегодня государственную политику в отечественном кинематографе определяет пятая колонна», - заявила известная советская киноактриса Зинаида Кириенко на открытии 9-го Всероссийского шукшинского кинофестиваля в Барнауле. Шукшинские дни на Алтае традиционно проходят в середине июля, они приурочены ко дню рождения В. М. Шукшина. В программе праздника встречи с писателями, круглый стол «Россия и В.М. Шукшин», художественная выставка «Алтай. Сибирь. Россия», фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Театральная околица», фестиваль современных фильмов, встречи с артистами. Мероприятия проходят в Барнауле, Бийске, с. Смоленском и на малой родине Шукшина с. Сростки.

На пресс-конференции с известными артистами состоялся интересный разговор. Наши любимые актеры Наталья Егорова, Зинаида Кириенко, Наталья Бондарчук и Василий Мищенко озабочены сложившемся в отечественном кинематографе критическом положении.

На фото: Пресс-конференции по итогам 9-го шукшинского кинофестиваля вместе с редактором газеты Алтайского крайкома КПРФ А.Брагиным выступают известные артисты Ниалья Боднарчук, Зинаида Киреенко коротко рассказал его организатор Картин на кино и телеэкраны выходит вроде бы много, но все это дешевая кинопродукция. «Трансформеры», - образно назвала этот ширпотреб Зинаида Кириенко. Наталья Бондарчук, недавно снявшая кинокартину о Пушкине, говорит, что сегодня вытравляют русскую культуру, государственная политика направлена на то, чтобы ставить препоны патриотически настроенным сценаристам и режиссерам. «Если кто-то сегодня попытается поставить кино по русской классике, то у него из этого ничего не получится. Государственной поддержки не будет и вряд ли найдется толстосум, который раскошелится на такое кино», - считает Наталья Бондарчук.

К сожалению, «молодняку», представленному на фестивале Ириной Линдт (неизвестно уже какая по счету жена и протеже актера Валерия Золотухина) и Евгением Бедаревым (наш земляк, который снимает коммерческое кино), никогда не подняться до тех творческих высот, которые одолел Василий Шукшин. «Время тогда было другое, - считает Зинаида Кириенко, - творческих людей тогда оценивали за действительные заслуги, а не так, как сегодня все определяет дешевый пиар. Шукшин был прямым, скромным человеком, который не страдал «звездной болезнью», в своем кино он не боялся поднимать социально значимые проблемы, поэтому он и получил всенародное признание. Сегодняшний кинематограф, в котором царствует пошлость, где заставляют актеров обнажаться, но не до глубины души, а в прямом смысле этого слова, Василий Макарович никогда бы не принял».

Зато сегодняшние пострелы страдают мелкотемьем. Взять фильм того же Е. Бедарева «В ожидании чуда». Бытовая история, которая не затрагивает социальных проблем. Евгению Бедареву наплевать на то, что сегодня происходит в стране, его не волнуют те беды, которые обрушились на наш народ, он даже не поднимает в своем фильме извечные русские вопросы: «Кто виноват и что делать?». Е. Бедарев режиссер однодневка, из тех, что снимают коммерческую развлекаловку, одноразового использования: посмотрел, плюнул и тут же забыл. Вот на такой ширпотреб у государства деньги находятся, а вот чтобы снять действительно нужную народу кинокартину, какие делал В. М. Шукшин, на это у правителей денег нет. Так не на самом ли деле в Кремле засела пятая колонна, как считает Зинаида Кириенко.

Известные российские актеры проявили интерес к работе клуба любителей советского кино, который второй год действует в Барнауле. О работе этого клуба на пресс-конференции коротко рассказал его организатор главный редактор газеты «Голос труда» Алексей Брагин.

На фото: О работе этого клуба на пресс-конференции коротко рассказал его организатор главный редактор газеты «Голос труда» Алексей Брагин

 В краевой столице есть постоянная группа людей, уставшая от пошлости на телеэкранах, которая каждую субботу собирается в одном из кинотеатров и смотрит старые советские фильмы. А что еще нам остается: надеяться на то, что при нынешней власти отечественный кинематограф выдаст на гора действительно стоящее кино, не приходится. Государственная политика сегодня не та.

Алексей БРАГИН, гл. редактор газеты «Голос труда».  

ШУКШИН И «ЭНЕРГИЧЕСКАЯ КАРТИННОСТЬ»

19 июля в Барнауле в краевой библиотеке им. Шишкова состоялся «Литературный перекресток», открывающий ряд уже традиционных мероприятий, посвященных дню рождения В.М. Шукшина. На встречу с барнаульской творческой интеллигенцией приехали писатели из разных регионов России, чтобы сказать свое слово о Шукшине. Ведущая представила присутствующим В.А. Берязева, писателя из г.  Новосибирска, директора  журнала «Сибирские огни»,  В.П. Смирнова, публициста из г. Москвы,  ведущего ряда теле-радио передач о Серебряном веке,  Г.А. Попова, поэта из Рязани, публициста, члена Академии наук РФ, и поэтессу В.Ю. Ерофееву из г. Омска, она же — председатель  омской писательской организации.

Перед выступлениями писателей собравшимся продемонстрировали отрывок из фильма с участием Шукшина «Печки-лавочки». Казалось, отрывок задавал тон  встрече: герой, которого играл Шукшин, сельский житель, с экрана сказал: «Как же так: чем больше я буду зарабатывать, тем меньше буду думать о том, что там после меня родится!». И грустно добавил: «А в городе все диктует «рубпь»…».

Казалось, сейчас заговорят о Шукшине как о защитнике деревенского уклада жизни, как о человеке, все творчество которого пропитано пронзительным протестом против культа «зарабатывания», против лжи, фальши, приспособленчества; что Шукшин берет под защиту «маленьких людей», «чудиков», людей проламывающихся сквозь рутину и пошлость — к правде. О том, как мучительно гибнет сегодня село, да и города корчатся в агонии от тех, законов, которые диктует «рупь». О том, что гибнем мы без шукшинского непримиримого правдоискательства. Но разговор не пошел в этом направлении.

Правда, барнаульский писатель А. Родионов попытался задать наводящий вопрос маститому московскому профессору В.П. Смирнову: «Скажите, что для нас навсегда потеряно, что ушло вместе с Шукшиным?». Вот тут-то бы...

Вместо ответа Владимир Павлович зачем-то процитировал чьи-то глубокомысленные слова: «Я из ордена подающих пальто…» — то ли намекая, что вопрос не по адресу и он не в теме, то ли указывая на свою принадлежность к какому-то ордену.  Затем углубился в историю существования Литературного института. С придыханием поговорил о Набокове, об Ахматовой — кумирах юных литераторов его времени. Высказался против нынешнего культа золотого тельца, шелкнув при этом Маркса с Энгельсом за то, что не они первые придумали, что золото — это плохо, а Библия. «Кстати» добавил, что марксизм-ленинизм никого ничему доброму не научил. «Время идет — а мерзавец совершенствуется», — загадочно улыбаясь, изрек знаток Серебряного века… С мерзавцем стало все ясно — но причем тут марксизм, а главное — Шукшин? В итоге 20-минутной речи, чувствуя, что высказал о Шукшине уже все, что мог и даже больше, В.П. Смирнов завершил: «В общем, Шукшин умел поднимать то, что называется народностью, на высокую артистическую высоту. У Шукшина в творчестве есть «энергическая картинность»…

После многозначительной тишины, сраженная мудрствованиями оратора публика, осознав свою неполноценность, разразилась аплодисментами. Так закончился главный пассаж, посвященный Шукшину. «Что ушло с Шукшиным», кроме никому непонятной «энергической картинности» — так никто и не услышал.

После замысловатого выступления мэтра, остальные гости «Перекрестка» уже не решались на длинные тирады о Шукшине. Поэт Г.А. Попов из Рязани отделался фразой, что Шукшин — связующий центр всей России. Попробовал было сказать, что «русский народ сейчас противостоит бесовщине» — но тотчас же оговорился: «не экономической и политической элите — а шпане на экране». И опасаясь сболтнуть «не то», не стал вдаваться в подробности: отчего у нас на экране столько «бесовщины» и «шпаны». Зато похвалился, что литературная жизнь в Рязани кипит, слава Президенту, и премии регулярно дают, в том числе шукшинские. Дальше последовали незначительные стихи, прочитанные с большим пафосом. Представительница омских писателей В.Ю. Ерофеева вздохнула: «Шукшин — это наша русскость, так сказать лакмусовая бумажка на русскость». И прочитала два стихотворения, посвященные Шукшину — о бабушке и о девушке с косой…

Читал стихи поэт из Новосибирска В.А. Берязев — стихи талантливые, в которых даже прорывалась порой искра протеста против той самой бесовщины, о которой боязливо заикнулся его предшественник, против «призрака терминатора, расчленяющего страну», против «военных демократий». Но никто из гостей так и не объяснил: в чем заключается «русскость», кроме девичьей косы, балалайки и лаптей, и чем, стало быть, Шукшин актуален теперь, когда лапти и косы остались в невозвратном прошлом. Гости стали прощаться.

Я задала вопрос: «А не есть ли шукшинская русскость — именно протест против  всего ненастоящего, против несправедливости и подлости, против торжества «рубля» и лицемерия — в защиту правды и безыскусности? Не был ли шукшинский герой — прежде всего правдоискатель, неистовый и неутомимый?». Но и на этот вопрос не ответили уважаемые гости. Только интеллектуал Владимир Павлович удивленно пожал плечами: «А что такое русскость? Ее все по-разному понимают». Ясно, что для него «русскость» слово такое же туманное, как и для нас — «энергическая картинность».

В общем, участники «Перекрестка», по всей видимости, не пересеклись на нем ни с Шукшиным, ни друг с другом. Остается вопрос: для чего же собираются мэтры, для чего вручаются шукшинские премии, для чего говорят о какой-то «русскости», о которой не имеют и представления? Для чего все эти сборы, танцы и пляски, если никто не собирается не только жить по-шукшински, но им даже нечего сказать о Шукшине, потому что Шукшин — был прежде всего правдолюб, а это сегодня среди культурной элиты совсем не актуально. А за пределами пафосных мероприятий с салонным трепом о том, о сем — идет все та же жестокая борьба — против людей, против «русскости», против правды, против Шукшина.

Валерия ТОПОЛЕВА

Фильм "Остров" стал призером Всероссийского Шукшинского кинофестиваля

Родина Василия Шукшина - алтайское село Сростки - встретило участников и гостей 31-х Всероссийских Шукшинских дней. Они посвящены 78-летию известного режиссера, актера и писателя.

Торжественная часть праздника началась с открытия во Всероссийском мемориальном музее-заповеднике Шукшина художественной выставки "Алтай. Сибирь. Россия". Здесь же, на зеленой сцене музея прошел фестиваль самодеятельных коллективов Сибири "Театральная околица", в местной библиотеке - встреча с писателями, организаторами Шукшинских чтений разных лет, на сельском стадионе - фестиваль песенного творчества "В гостях у Шукшина". Вечером в кинотеатре состоялся показ фильма "Печки-лавочки", снятого Шукшиным 30 лет назад, и встреча с известными российскими актерами и кинорежиссерами.

Приезжающих, первым делом приглашали к столу, угощали разносолами: рыбацкой ухой, сваренной в котле на костре, свежей выпечкой, отварной молодой картошкой, сдобренной подсолнечным маслом и зеленым укропом вприкуску с малосольными огурчиками, деревенски м молоком и различными напитками. Позаботились организаторы двухдневного праздника на родине Шукшина и о ночлеге для гостей. Их, по оценкам сотрудников милиции, прибыло уже более 10 тыс. Для них разбили палатки у подножия горы Пикет, в березовой роще на берегу бурной Катуни, где снимались заключительные кадры "Калины красной".

Победителем же прошедшего в ходе Шукшинских дней IX Всероссийского Шукшинского кинофестиваля стал фильм режиссера Павла Лунгина "Остров". Создателям ленты досталась ваза из яшмы, сделанная руками известных во всем мире колыванских мастеров. Об этом сообщил во время художественно-публицистической программы "Люди, милые люди, здравствуйте!" председатель жюри кинофестиваля, известный актер и кинорежиссер Василий Мищенко. По словам Мищенко, лента-победитель "наиболее полно отвечает Шукшинскому девизу фестиваля "Нравственность есть правда". Этот фильм - драма о вере и безверии, грехе и раскаянии, искуплении и страхе смерти. В "Острове" снялись великолепные актеры, которых хорошо знают на Алтае - Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов. Всего на кинофестивале было заявлено семь отечественных фильмов: "В ожидании чуда", "Остров", "Полное дыхание", "Простые вещи", "Варварины свадьбы", "Пушкин. Последняя дуэль", "Чертово колесо". За три фестивальных дня в Барнауле, Бийске и Смоленском их посмотрели почти 300 тысяч зрителей.

В ходе кинопрограммы была вручена литературная премия Василия Шукшина, учрежденная администрацией Алтайского края и получившая в 2007 году общероссийский статус. Ее первым лауреатом стал отмечающий на днях 70-летие курганский писатель Виктор Потанин - за собрание сочинений в пяти томах. Премию писателю вручил губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Вечерний показ фильма-призера в сельском кинотеатре "Катунь" 22 июля завершил программу "XXXI Всероссийских Шукшинских дней на Алтае", в мероприятиях которой, по предварительным оценкам, в городах и селах края приняли участие около 500 тысяч человек.

НАШ ФАТЬЯНОВ, НАШИ ПЕСНИ

В июле творческий коллектив «Талант не только в руководстве», который состоит из работников администраций области и районов, депутатов и сотрудников аппарата Законодательного Собрания, руководителей предприятий и просто неравнодушных к музыке и напевной русской песне, пятый год подряд принял участие во Всероссийском Фатьяновском празднике песни, проходившем в Вязниковском районе Владимирской области. (Запись одного из концертов этого коллектива можно найти в Интернете на сайте Владимирского регионального отделения КПРФ ).           

Было дано два концерта, посвященных памяти Алексея Ивановича Фатьянова. Программа концерта «Песни в истории» состояла из трех отделений. Первое посвящалось тематике Революции и гражданской войне, второе состояло из песен о Великой Отечественной, третье - о послевоенном периоде. Звучало много песен на стихи Алексея Фатьянова.

Первый концерт, на котором присутствовало около 150 зрителей, прошел днем в Доме Культуры поселка Октябрьский. Второй - вечером в Серково на сцене под открытым небом. Здесь собралось более 300 человек, многие пришли из окрестных деревень.

Песню из к/ф «Солдат Иван Бровкин» «Ромашка моя» исполнил Рябов А.Д., руководитель областного отделения общественной организации «Малолетние узники фашистских концлагерей». Проникновенную и родную для всех «Где же вы теперь, друзья-однополчане» спел Небосенко В.Л., председатель Контрольно-Ревизионной комиссии областного отделения КПРФ, помощник депутата Законодательного Собрания, известный в области хирург-травматолог. Прозвучали и известные всем мелодии: «В городском саду», «Три года ты мне снилась», «На солнечной поляночке». Сотни селян вместе с артистами пели Фатьяновские и другие любимые народом песни.

Надо отметить навязчивую неутомимость представителей партии "Единая Россия" Прекрасный концерт в Октябрьском был омрачен их выступлением в перерыве. Однако, речи единороссов жители поселка встретили весьма уныло, зато выступление первого секретаря Владимирского обкома КПРФ Синягина А.М., последовавшее следом, а читал Александр Михайлович стихи собственного сочинения, глубоко тронули души селян. Посвященные людям честного труда они были понятны и близки каждому трудовому человеку. В Серково сподвижники Грызлова успели натянуть над сценой растяжку партии «Единая Россия», но тут свое веское слово, обличающее представителей этой партии, сказал депутат Государственной Думы, секретарь обкома КПРФ Виктор Николаевич Паутов. Вот так, организуя праздник своими силами, мы не только с народом пели наши песни, но и отстаивали вместе и нашего Фатьянова, и наши песни!



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме