19:00 16.05.2007 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И.Кашин: Беспредельщиков - к ответу
Из доклада на парламентских слушаниях 15 мая 2007 года
"О государственном регулировании и экологической ответственности в сфере природопользования Российской Федерации"
Негласная правовая реформа ликвидирует государственное управление природными ресурсами; Правительство РФ и "Единая Россия" распродают территорию и природные ресурсы страны.
Анализируя законотворческий процесс в области природопользования, можно сказать, что в стране происходит передача в частную собственность всех природных ресурсов России. Страна лишается своих природных богатств, а ее население готовят к тому, чтобы стать в лучшем случае наемной рабочей силой или лишними ртами. И такая судьба уготована народу победившему фашизм, освободившему от фашистского рабства Европу.
Наш круглый стол проходит через несколько дней после празднования Дня Победы. Поэтому сегодня открытое желание власти распродать страну вместе с народом выглядит особенно кощунственно. За российские земли, леса, реки и озера наши отцы и деды отдали свои жизни. Мы просто не имеем права смотреть им в глаза, если не остановим этот разрушительный для России и народа процесс.
Земля России выброшена на рынок
Принятие Земельного кодекса положило начало частной собственности на землю, которая для государства стала обузой. Земля-кормилица брошена на рынок, как товар.
Вызывает тревогу деградация земель сельскохозяйственного назначения. За годы реформ площадь пашни уменьшилась на 24 млн га, за счет чего увеличились площади пастбищ на 13 млн га, сенокоса - 5,7 млн га и залежей - на 4,2 млн га. Такого количества пастбищ и сенокосов не требуется при нынешнем состоянии сельскохозяйственного стада.
Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий - огромные площади (до 40 процентов) подвергаются водной и ветровой эрозии в Южном, Центральном, Поволжском и Сибирском федеральных округах. Минеральных удобрений вносится 26 процентов от уровня 1990 года, органических – 25,7 процентов.
Все более очевидным становится, что частная собственность на землю не смогла стать движущей силой развития аграрной экономики. Представление о силе и способностях частной собственности регулировать экономику сузило государственную землеустроительную функцию. Исчезла система Госкомзема России. Вопросы использования и охраны земли территориального планирования и контроля выпали из поля зрения государства.
Ситуация усугубляется действующим земельным законодательством в разной форме разрешающим неконтролируемое приобретение и использование земельных участков, позволяющим изменять функциональное назначения любой земельной собственности. Следствиями этого являются самовольный захват, незаконное предоставление и изъятие земель, несанкционированное выведение из сельскохозяйственного оборота, коррупция, спекуляция земельными участками и другие явления.
Яркий пример - ситуация с межеванием земельных участков. На местах граждан и юридических лиц часто принуждают проводить межевание даже при проведении сделок с приватизированными и поставленными на кадастровый учет участками. Это приводит к неоправданному усложнению и удорожанию процедуры оформления прав, порождает коррупцию и взяточничество в органах, осуществляющих согласование документации и постановку земельных участков на кадастровый учет. Нередко затраты на межевание и постановку на учет земельного участка превышают его номинальную стоимость.
Настораживает тенденция либерализации земельного законодательства. Во-первых, до недавнего времени Законом об обороте земель предусматривалось принудительное изъятие участков в случае, если они не использовались по назначению в течение двух и более лет. Поправка к нему увеличила этот срок до трех и более лет. Во-вторых, перевод сельхозугодий в другие категории земель был до недавнего времени законодательно запрещен, если кадастровая оценка земель на 30 и более процентов выше средней кадастровой оценки земли района. Поправкой эта планка поднята до 50 и более процентов.
Самое страшное последствие несовершенства земельного законодательства - рейдерство (незаконный захват земель сельскохозяйственного назначения, включая и паевые наделы) приняло сегодня массовый характер. Не осуществляется возложенный на органы местного самоуправления федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель муниципальных образований. Более того, рейдеры, в сговоре с администрацией, поддерживающей беспорядок в землеустроительной документации, и местными судами обманным путем захватывают сельхозпредприятия вместе с землей. Происходит это в два этапа: первый этап – присвоение сельскохозяйственной организации как юридического лица, как правило, путем объявления ее банкротом, а второй этап – присвоение земель граждан, работников данного предприятия путем признания судом прав собственности на земли за уже захваченным предприятием. Мотивация принятых судебных решений такова: если гражданин не распорядился своей земельной долей в момент ее приватизации, то он автоматически внес эту долю в уставной капитал предприятия. Несмотря на явное противоречие мотивации закону, такая судебная практика поддерживается во многих субъектах Российской Федерации, в частности, в Московской, Саратовской, Свердловской областях. Удивительно, но Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации заняли позицию выжидания, никак не реагируя на явное нарушение закона мошенниками.
Пренебрежительное отношение государства к земле сказалось и на жизни тех, кто на ней работает. Село - это не только продовольствие и сырье для промышленности. Село находится в сфере общенациональных интересов, потому как должно обеспечивать продовольственную независимость и национальную безопасности страны, сохранять традиции и культуру русского народа.
Подавляющее большинство работников сельскохозяйственных предприятий считают изменения, произошедшие в жизни села за пореформенный период, негативными. Социологический опрос сельских жителей показал, что на первом месте стоит проблема алкоголизма, порожденного безработицей, мизерной зарплатой, тяжелым трудом, безысходностью. Алкоголизм ведет к ухудшению состояния здоровья. Одной из причин обострения жизненных проблем сельские жители называют бездеятельность местной власти.
Зарплата работников сельскохозяйственного производства находится в пределах 40 процентов в среднем по народному хозяйству. А у 50 процентов не достигает прожиточного минимума трудоспособного населения. Задолженность по выплате заработной платы сельскохозяйственными организациями достигает 1,5 млрд рублей.
Безработица на селе составляет более 10 процентов, а скрытая в 2 раза выше. Значительная часть безработных – это люди высокой профессиональной квалификации.
Сохраняется высокий уровень нищеты - около 40 процентов сельского населения живет за чертой бедности. По данным Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села ВНИИЭСХ, уровень сельской бедности сильно дифференцируется по субъектам Российской Федерации. По данным мониторинга за 2006 год 11 субъектов РФ - это зоны тотальной сельской бедности, где за чертой прожиточного минимума находится сегодня 70 процентов сельского населения. В сельской местности более 77 процентов детей в возрасте до 16 лет проживают в семьях со среднедушевым денежным доходом ниже величины прожиточного минимума. Можно представить себе, как живется этим детям и к каким последствиям для генофонда деревни это приведет.
По-прежнему, неудовлетворительно решаются вопросы развития социальной инфраструктуры. В этой связи необходимо обратить внимание на мизерное финансирование федеральной целевой программы "Социальное развитие села". Так, например, по трехлетнему бюджету на эту программу выделяются средства: в 2007 году – 5939,0 млн руб., в том числе капитальные вложения – 2423,7 млн руб.; в 2008 году – 5867,6 млн руб., в том числе на госкапвложения – 2555,7 млн, в 2009 году – 6150,3 млн, в том числе на госкапвложения – 2750,3 млн, на 2010 год – 6570,1 млн руб., в том числе на государственные капитальные вложения - 3049,4 млн рублей. Это, по сути, топтание на месте, хотя необходимо в разы увеличивать объемы финансирования.
Темпы ввода в действие жилых домов для сельского населения крайне низкие. Если в 1990 году ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения в сельской местности составлял 461 кв. мобщей площади, то в 1995 году – только 222, в 2000 году - 226, 2005 году – 245, в 2006 году – 268 кв. мобщей площади.
Остро стоит проблема медицинского обслуживания: по сравнению с 1990 годом в два раза уменьшилось число больниц, а соответственно и больничных коек. Стало в два раза меньше детских дошкольных учреждений, в шесть раз сократилось количество киноустановок, а значит, и домов культуры. В связи с этим возникает проблема использования свободного времени, особенна эта проблема актуальна для молодежи.
Причина сложившейся ситуации на селе – поспешная трансформация производственных отношений без предварительной разработки концептуальных подходов и механизмов смягчения социальных издержек экономической реформы.
Изменения законодательства о землях сельскохозяйственного назначения направлены на ликвидацию роли государства в управлении и распоряжении землями, имеющими стратегическое значение и обеспечивающими продовольственную безопасность страны
России требуется единый кодифицированный акт земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного значения для жизни людей и существования государства играют не менее важную роль, чем лесные земли и водные ресурсы. Земли сельскохозяйственного назначения активнее задействованы в экономических отношениях. От состояния плодородия этих земель, их рационального использования напрямую зависит продовольственная безопасность государства.
Переход России к новым экономическим условиям требовал принятия единого кодифицированного акта, комплексно регулирующего правоотношения по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения – Кодекса земель сельскохозяйственного назначения. Вместо этого в 2002 году принимается ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Вместо этого в 2002 году принимается ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие закона обосновывалось необходимостью активизации процесса развития крестьянско-фермерских хозяйств, выведением их на рынок агропромышленного комплекса. Безусловно, на первый план выдвигались "интересы сельских тружеников". Однако содержание закона говорит об обратном. Земли, являющиеся основой выживания народа, рассматриваются, в первую очередь, как имущество и товар, выставленные на продажу. Данный закон намеренно сделали лишь инструментом регулирования оборота сельхозземель. Он представляет собой удобный механизм, который в совокупности с Земельным и Гражданским кодексами позволяет вывести из-под контроля государства и общества стратегические земли Российской Федерации.
Этот федеральный закон не соответствует элементарным требованиям, предъявляемым к законодательному акту. В нем отсутствует понятийный аппарат, принципы и цели закона. Главное - закон не отражает значения земель сельскохозяйственного назначения для жизни людей и всего государства в целом.
В результате проводимой негласной правовой реформы государство полностью устранено от владения и распоряжения наиболее ценными землями, являющимися гарантией продовольственной безопасности и самого выживания народа. Фактически ликвидирован государственный контроль и мониторинг за состоянием земель, составляющих одно из главных природных богатств страны. Это сделано целенаправленно, поскольку готовится передача всех земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность транснациональных корпораций.
Отсутствие единого кодифицированного акта в регулировании отношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения позволяет незаметно, но целенаправленно вносить изменения в многочисленные законы, регламентирующие использование этих земель.
Огромную роль в устранении государства от управления и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения сыграл печально известный закон "О монетизации льгот" (ФЗ №122 от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Положения этого закона, касающиеся социальных льгот и гарантий граждан, были лишь "дымовой завесой" для сокрытия 500 изменений в более чем 200 законов, львиная доля которых не имела никакого отношения к льготам и гарантиям прав граждан, а также к двум узким законам, которые упоминаются в названии 122 закона. Цель этого закона – разрушение российской государственности.
Рассмотрим в качестве типичного примера ликвидации управляющей функции государства ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
122 законом признаны утратившими силу большинство положений статьи 4. – "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
До принятия 122 закона органы власти обладали реальными полномочиями по управлению и распоряжению этими ценнейшими природными ресурсами и контролю за ними:
- разработка и реализация основных направлений государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением;
- разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ;
- проведение единой научно-технической политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- иные полномочия, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
122 закон исключил все главенствующие полномочия государства, оставив ради приличия одно – "Разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ".
Тем же законом признаны утратившими силу статьи 9 и 10. Они составляли основу государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Так, статья 9 определяла основные направления государственных мер:
- разработку законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и контроль за соблюдением указанных актов;
- осуществление инвестиционной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
А статья 10 – "Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" - возлагала государственное управление на Правительство РФ и специально уполномоченные им органы. С признанием утратившей силу этой статьи Правительство полностью сняло с себя обязанность по обеспечению плодородия сельхозземель.
В статье 11 признаны утратившими силу все положения, которые создавали реальные механизмы государственного контроля за обеспечением плодородия земель сельскохозяйственного назначения:
- финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- финансирование научно-исследовательских работ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- сертификация почв;
- лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию;
- государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения.
В современной ситуации значение и ценность земель сельскохозяйственного назначения в мире возрастает с каждым годом. Признание утратившими силу положений о финансировании научных исследований, сохранении эталонных участков земель и других комплексных мер по обеспечению, сохранению и защите плодородия земель можно рассматривать как действия, намеренно подрывающие экономику и безопасность государства.
Беспрецедентным шагом по разрушению государственного контроля и управления землями сельхозназначения является признание утратившей силу статьи 12.
Эта статья обязывала Правительство РФ ежегодно предоставлять Федеральному Собранию РФ Национальный доклад о состоянии плодородия земель сельхозназначения, о государственном контроле и государственной поддержке в области обеспечения плодородия. Признание утратившей силу этой нормы делает Правительство неподотчетным в одном их главных направлений деятельности.
Признаны утратившими силу:
статья 22 - "Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием";
статья23 - "Основные направления государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
статья24 - "Финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
статья26 – "Научные исследования в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
статья 27 – "Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Для того чтобы завершить картину, следует указать, что признана утратившей силу и статья 30, закреплявшая обязанность возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Государство полностью снимает с себя все обязанности по охране и поддержанию плодородия ценнейших земель, являющихся базой для производства отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд всего населения России, а также нужд обороны и государственных резервов продовольствия и сырья. Подрывается база для создания государственных резервов. Федеральные и региональные фонды создаются для обеспечения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием регионов России, в том числе районов Крайнего Севера, где по климатическим и географическим условиям невозможно производство сельхозпродукции, экологически загрязненных районов, сил обороны и государственной безопасности, специальных потребителей, таких городов как Москва и Санкт-Петербург и др.
Разрушение государственного управления землями сельскохозяйственного назначения, имеющими стратегическое значение, является системным и целенаправленным процессом. Об этом свидетельствует тот факт, что признаются утратившими силу нормы закона, составляющие единый комплекс государственного регулирования правоотношений по обеспечению плодородия земель.
Приведенный анализ изменений закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"является типичным и очень наглядным примером "ревизии - прополки" законов Российской Федерации в целях стирания и вымывания из них норм, обеспечивающих государственное управление природными ресурсами, исключения положений, закрепляющих реальные и действенные полномочия органов государственной власти РФ. Масштабная "прополка" российского законодательства началась 122 законом, однако процесс продолжается и просматривается практически в каждом, вновь принятом законе.
Леса России продают с молотка
С 1 января вступил в действие новый Лесной кодекс и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса".
Новый Лесной кодекс и Федеральный закон о введении его в действие кардинальным образом изменили концепцию лесных отношений в России. Федеральным законом "О введении в действие ЛК" внесены изменения в Гражданский и Земельный кодексы, превратившие лесные земли и леса в товар, подчиняющийся законам рынка:
1. Ликвидирована государственная собственность на лесной фонд.
2. Федеральная власть умышленно лишена полномочий собственника лесного фонда России.
3. Право частной собственности на лесной участок распространяется на все водоемы в его границах.
4. Наследники земельных олигархов наследуют лесные земли, сопоставимые с территориями европейских государств (со всеми водоемами), и освобождаются от уплаты налога на наследство наравне с владельцем шести соток или квартиры -"хрущевки".
5. Лес может быть продан на аукционе отдельно от земли.
6. Ликвидированы права граждан России на свободный доступ в леса и бесплатное лесопользование.
7. Вводится платность лесопользования для ведения сельского хозяйства.
8. Все органы государственной власти и органы местного самоуправления намеренно освобождены от обязанности обеспечивать право граждан на доступ к лесным ресурсам.
9. Коренные малочисленные народы попадают в одинаковое положение с животными и растительным миром, находящимися на конкретных лесных участках. Они фактически могут быть "переданы" собственникам или арендаторам вместе с землей.
10. Аренда лесных земель – скрытый механизм передачи их в частную собственность, поэтому право заключения договора аренды продается на аукционе.
11. Создана угроза суверенитету России: собственниками лесных земель со всеми водоемами в пределах земельного участка могут стать иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании. Размеры лесных участков и водоемов, передаваемых в частную собственность, не ограничены.
Десятки тысяч граждан, общественные организации, ведущие ученые России выступали против принятия этого закона и требовали его всенародного обсуждения. Однако Правительство при поддержке двух фракций Государственной Думы "Единой России" и ЛДПР, имеющих большинство, "продавили" этот антиконституционный и антинародный закон. И после вступления Лесного кодекса в силу граждане направляют обращения, в которых требуют признать утратившим силу Федеральный закон о введении в действие Лесного кодекса. Фракция КПРФ последовательно отстаивает позицию своего народа, не желающего продавать Родину.
19 депутатов фракции КПРФ (Г.А. Зюганов, В.И. Кашин, В.А. Купцов, С.Н. Решульский, В.С. Романов, П.В. Романов, С.П. Горячева, С.В. Собко, М.М. Заполев, В.Ф. Рашкин, Н.С. Леонов, А.Н. Крутов, А.Е. Локоть, В.Е. Кузнецов, Л.Н. Швец, О.Н. Смолин, А.А. Кравец, Т.В. Плетнева, В.И. Илюхин), используя свои полномочия, внесли в Государственную Думу законопроект, который может остановить распродажу лесных земель.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на защиту основ конституционного строя, права граждан на свободный и бесплатный доступ к жизненно важным лесным ресурсам. Целью проекта является совершенствование лесных отношений путем закрепления в Лесном кодексе положений, защищающих интересы Российской Федерации и ее граждан. Предлагаемые изменения базируются на нормах Конституции РФ (статьи 2, 3, 7, 9, 15, 18, 42, 72).
Предлагается включить в закон преамбулу, которая отражает значение лесов для жизни общества и государства, определяет правовой статус лесного фонда РФ:
"Леса,ввиду их жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, улучшения состояния окружающей природной среды с учетом возрастания глобального экологического значения лесов России используются и охраняются как основа жизни и гарантия существования нынешних и будущих поколений граждан России. Лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим".
Преамбула развивает положения статей 2, 7, 9 Конституции РФ и закрепляет право нынешних и будущих поколений граждан России на леса как национальное достояние. Определение правового статуса лесного фонда как публичного достояния народа вытекает и из Постановления Конституционного Суда от 9 января 1998 года по делу о проверке ЛК РФ от 22.01.1997 года
Законопроектом предлагается урегулировать правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (изменения статей 4, 8). На основании статьи 62 Конституции РФ необходимо ввести законодательный запрет на передачу в частную собственность указанных лиц лесных земель. Действующая редакция Лесного кодекса (статьи 8, 72) в совокупности с Земельным (статья 15) и Гражданским (статья 624) кодексами создают реальную схему передачи в частную собственность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц лесных земель без ограничения размеров участков. Иностранные граждане вправе арендовать лесные участки без ограничения их размеров. К договору аренды лесного участка применяются положения статьи 624 (часть 1) Гражданского кодекса РФ. Она допускает выкуп арендованного имущества. Отсутствие запрета выкупа арендованного участка создает легальную правовую базу для продажи лесных земель иностранным гражданам, юридическим лицам, лицам без гражданства, что реально угрожает потерей территории, являющейся базовым условием суверенитета государства.
Изменения в статьях 11, 25, 35, 38, 48 касаются права граждан на лесопользование, доступа к жизненно важным природным ресурсам. Действующая редакция этих статей не содержит реальных гарантий свободного и бесплатного лесопользования граждан. Отсутствуют гарантии бесплатного сенокошения, выпаса скота и другой сельскохозяйственной деятельности (статья 38).
Статья 11, регулирующая лесопользование граждан, содержит завуалированные механизмы запретов и ограничений прав граждан, которые произвольно могут вводить собственники и арендаторы лесных участков в частных и арендованных лесах. Ее положения в совокупности с нормами Гражданского и Земельного кодексов ставят граждан в полную зависимость от воли собственника или арендатора лесного участка. Статья 35, регулирующая заготовку пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд, также содержит скрытые механизмы по ограничению прав граждан. Путем многоступенчатых отсылок создается правовая схема, с помощью которой будут вводиться ограничения и запреты на сбор лесной продукции и устанавливаться нормы сбора пищевых ресурсов - ягод, грибов, орехов и др. Лесопользование коренных малочисленных народов (статья 48) вообще не урегулировано. Предлагаемая редакция данных статей направлена на обеспечение права граждан на свободное и бесплатное лесопользование. В них законодательно закрепляются нормы о бесплатности лесопользования граждан для собственных нужд, бесплатного ведения сельского хозяйства для собственных нужд, гарантируется приоритетное право на свободное и бесплатное лесопользование коренных малочисленных народов, для которых доступ к лесным ресурсам является гарантией выживания.
В статьи 82, 83, 84 предлагаются изменения, направленные на защиту основ конституционного строя и прав граждан на доступ к жизненно важным природным ресурсам. В действующей редакции полномочия федеральных органов власти представляют собой набор технических и несущественных функций. В то же время в них отсутствует основное полномочие собственника – владение, пользование и распоряжение лесным фондом. В числе полномочий федеральной власти, власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по обеспечению и защите права граждан на лесопользование. Однако полномочия по обеспечению и защите прав граждан закреплены в статье 72 Конституции РФ. Включение указанных полномочий федеральной власти по владению, пользованию, распоряжению, лесным фондом и обязанности власти обеспечивать и защищать право граждан на свободное и бесплатное лесопользование является конкретизацией конституционных обязанностей и полномочий в области регулирования лесных отношений.
Этот законопроект является выражением воли и требований десятков тысяч граждан, направлявших в Государственную Думу, Совет Федерации, в Правительство и Президенту свои обращения. Законопроект защищает права каждого гражданина России.
Для принятия закона о внесении изменений в Лесной кодекс нам необходима поддержка народа. И мы не сомневаемся, что она будет.
Новый Водный кодекс создал правовую базу для распродажи рек, озер и морей России
Одновременно с Лесным кодексом вступил в действие Водный кодекс. Он ликвидирует государственную собственность на водные объекты и право граждан на свободный и бесплатный доступ к водоемам. Закон направлен на изменение правового статуса водных объектов Российской Федерации - изъятие их из собственности государства и передачу в собственность частным юридическим и физическим лицам:
1. Введена частная собственность на любые водные объекты (статьи 6, 8, ВК РФ, статьи 624, 261,1181 ГК РФ, статья 77 Земельного кодекса).
2. Любой водный объект или его часть могут быть взяты в аренду, а затем на основании положений Гражданского кодекса РФ и Водного кодекса РФ выкуплены в частную собственность (статья 624 ГК РФ, статья 6 ВК РФ).
3. Собственниками любых водных объектов могут быть российские граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (статья 62 Конституции РФ, статьи 3, 6, 8 ВК РФ, статья 261, 1181 ГК, статья 15 ЗК РФ).
4. Водные объекты превращены в имущество, товар, включены в гражданский оборот (статья 4 ВК РФ).
5. Отсутствуют гарантии права граждан на свободное и бесплатное водопользование (статьи 6, 11, 38, 41 ВК).
6. Созданы правовые механизмы запрета на свободный и бесплатный доступ граждан к водоемам (статьи 6, 11, 41 ВК РФ).
7. Закреплен приоритет защиты прав собственников и арендаторов водных объектов (статьи 6, 8, 41 ВК РФ).
8. С органов государственной власти снята обязанность по обеспечению и защите права граждан на свободный и бесплатный доступ к воде.
9. Ликвидирован государственный контроль за состоянием водных объектов.
10. У федеральных и региональных органов власти изъяты полномочия, составляющие фундамент государственного управления водными ресурсами (статьи 24, 25 ВК РФ).
11. Административная система управления водными объектами заменена на гражданско-правовую (рыночную) (статьи 3, 4, 6, 8 ВК РФ).
Рассмотрение проекта Водного кодекса в Государственной Думе проходило с грубейшим нарушением Конституции РФ и попранием прав граждан России. При рассмотрении законопроекта во втором чтении депутатами фракций "Единая Россия" и ЛДПР заблокированы концептуальные поправки, предложенные мной и поддержанные фракциями КПРФ и "Родина":
- о правовом статусе водных ресурсов как основе жизни и их общественном достоянии нынешних и будущих поколений граждан России;
- о праве на доступ к воде как неотъемлемом праве человека, принадлежащем каждому от рождения. Закрепление реальных гарантий прав коренных малочисленных народов, жизнь которых напрямую зависит от возможности пользоваться водными ресурсами;
- о запрещении выкупа в собственность арендованных водных объектов;
- о направлении проекта Водного кодекса на Государственную экологическую экспертизу;
- об опубликовании и всенародном обсуждении проекта Водного кодекса.
При рассмотрении проекта Водного кодекса от депутатов было скрыто отрицательное заключение Общественной экологической экспертизы.
Отсутствие положительного заключения Государственной Экологической экспертизы привело к принятию законопроекта, создающего реальную угрозу причинения невосполнимых потерь водных ресурсов России.
Фракцией КПРФ в Государственной Думе подготовлен и внесен на рассмотрение парламента федеральный закон, содержащий поправки в Водный кодекс РФ, устраняющие основные недостатки принятого законопроекта.
Недра России: на сколько их хватит?
Россия - самая богатая страна мира. Занимая 11,5 процентов мировой территории, она располагает национальным богатством в 10 раз превышающим мировой ВВП. Только водно-ресурсный потенциал России оценивается в 23,2 трлн рублей. Это более 2,5 млн рек общей протяженностью свыше 8 млн км, 2,7 млн озер общим объемом 26,5 тысячи куб. км, в том числе 2290 водохранилищ общим объемом около 350 куб. км. Один лишь Байкал хранит в себе 23 тысячи куб. км (20 процентов мировых запасов) пресной воды. Казалось бы, что особенного - простая вода... А ведь сегодня на планете ежедневно от недостатка воды умирает около пяти тысяч детей! Качественная питьевая вода на наших глазах становится самым ценным полезным ископаемым на Земле, сегодня она уже дороже нефти.
Богата наша страна нефтью и минералами. Россия - это таблица Менделеева размером в одну шестую часть суши. Сырьевые отрасли - главный источник наполнения российского бюджета. Они обеспечивают более 35 процентов нашего ВВП и 70 процентов экспорта. Но как используются эти несметные богатства? Часто хищнически, неразумно.
Россия второе десятилетие сидит на "нефтяной игле". На долго ли хватит? Нефти при сегодняшнем уровне добычи России хватит примерно на 22 года (это по оптимистическим оценкам), а на Десятом Петербургском международном экономическом форуме в июне 2006 года официально была озвучена другая, шокирующая цифра - российской нефти хватит до 2014 года! Скудеют нефтяные месторождения, нефтеотдача скважин за последние несколько лет резко (в разы!) упала.
За последние 15 лет в России не открыто ни одного крупного месторождения ни по одному виду ископаемых. Начиная с 1991 года добыча абсолютного большинства видов минерального сырья обеспечивается в основном запасами, разведанными в 70-80-е годы, то есть мы просто проедаем советское наследство.
В 2007 году наше государство предполагает получить 2,8 трлн рублей доходов именно от природных ресурсов. Это составляет 49 процентов от расходной и 39 процентов от доходной части бюджета. Доля нефтяных компаний в этой прибыли - 39,4 процента (около 831 млрд рублей), в том числе и от соглашений по разделу продукции (СРП). Однако сегодня соглашения о СРП (прежде всего, это разработка нефтяных месторождений Сахалин-1 и Сахалин-2, Хорьятинского месторождения) приносят России лишь громадные финансовые убытки и невосполнимый экологический ущерб. А ведь Россия имеет прекрасный опыт работы по СРП за рубежом, например во Вьетнаме. Достаточно сказать, что в доле платежей от государственных унитарных предприятий нефтяная компания "Вьетсовпетро" занимает 90 процентов в текущем году, при этом бюджет самого Вьетнама формируется в значительной степени за счет этого предприятия. На этом блестящем примере мы видим, что Россия способна сама оказывать помощь развивающимся странам, а не прибегать к помощи других стран на унизительных для себя условиях, обогащая международных жуликов и обворовывая свой народ.
В ходе реализации СРП уже нанесен невосполнимый урон ста местным рекам и морской акватории. Потери одной только рыбы оцениваются в 140 тысяч тонн, уничтожены нерестилища, которые являлись инкубатором для рыбной фауны всего Охотского моря. Концентрация нефти в заливе Анива превышает ПДК в 18 раз. В ходе строительных работ в центральную часть залива Анива сброшены сотни тысяч тонн грунта, похоронившие на многокилометровой площади такие ценные биоресурсы, как крабы, гребешок, морские ежи, трепанги и другие. Загрязнение Охотского моря создало угрозу исчезновения ценнейших биоресурсов, многие из которых занесены в Красную книгу. В положении "краснокнижных" животных оказываются и люди! Из-за резкого ухудшения качества воды имели место отключения систем водоснабжения населенных пунктов.
Показательный пример деградации целой горнодобывающей отрасли из-за безразличия государства - судьба российского золота. Минерально-сырьевая база россыпного золота близка к критическому состоянию. За последние несколько лет разорились почти 160 предприятий (каждое четвертое), занимавшихся добычей россыпного золота. В 2000 году россыпная золотодобыча составляла 80,4 тонны, в 2005 году она снизилась до 68,7 тонны (в советское время добыча россыпного золота достигала 120 тонн в год). Золотодобыча падает из-за прекращения разработки ранее открытых месторождений, сворачивания работ по разведке новых, а также износа оборудования для извлечения драгметаллов.
Необходимо срочно менять систему налогообложения, в частности снизить ставку налога на добычу полезных ископаемых и налог на физических лиц. Это в сумме даст потери бюджета в размере 2,7 млрд рублей, зато позволит наверстать упущенные объемы добычи золота.
Налоговая политика не должна приводить к сворачиванию производства и потере рабочих мест. Именно поэтому мы настаиваем на незамедлительном перераспределении налоговых сборов и платежей между центром и регионами в пользу регионов. Для нормального развития территорий, по мнению экономистов, пропорция "центр - регионы" должна быть 40:60 в пользу регионов, а не 60:40, как сегодня. Пора прекращать порочную практику рассматривать наши сырьевые регионы как слады сырья и мусорные свалки. Они должны стать процветающими, динамично развивающимися. А люди, которые там проживают, причем, как правило, в нелегких климатических условиях, достойны нормальной жизни. Ведь именно они разведали и сохранили для России бесценные богатства. Природные богатства России должны принадлежать России и служить во благо всего народа.
И в заключение
Все изменения в природоресурсном законодательстве проводятся в режиме негласной правовой реформы, о которой граждане нашей страны узнают уже на стадии реализации законов. Это грубо нарушает основополагающие конституционные права граждан России. В соответствии со статьями 3, 32 Конституции РФ народ является единственным источником власти в Российской Федерации. Народу и каждому гражданину Конституция гарантирует право на участие в управлении делами государства.
А состояние природопользования в стране - критическое. Устранение народа от участия в обсуждении и принятии и реализации социально-значимых законопроектов и умаление регулирующей роли государства в этой сфере природопользования наносит непоправимый урон национальным интересам. Ныне живущее поколение ради будущего страны должно предпринять самые решительные меры, в том числе и законодательные, обеспечивающие рачительное использование богатств, предоставленные нам природой, в интересах каждого гражданина, проживающего на территории России.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме