14:46 24.04.2007 | Все новости раздела "КПРФ"
Счётная палата – с докладом в Госдуме
На днях перед Госдумой отчиталась Счётная палата РФ о проделанной работе за 2006 год. Обязанностью палаты является контроль за использованием бюджетных средств различными ведомствами. Её заключения по самым животрепещущим вопросам экономической и финансовой политики, проводимой в РФ, совпадают с позицией КПРФ.
На сегодняшний день Счётная палата — практически единственный орган, который держит на контроле бюджетные финансовые потоки и сообщает депутатам, как и куда потрачены государственные деньги. По идее, отчёт Счётной палаты должен вызывать у народных избранников живейший интерес. Из него они могут узнать достоверные факты и цифры о том, что волнует избирателей. К сожалению, в последние годы отчёты Счётной палаты всё больше превращаются в формальную акцию. Два года назад «Единая Россия» не позволила главе Счётной палаты Сергею Степашину огласить с думской трибуны выводы о проведённой в РФ приватизации по-Чубайсу. А его традиционные выступления в Госдуме стали всё больше ограничиваться строгими временными рамками. Наконец в этом году отчёт прошёл по ещё более упрощённой схеме. От Степашина уже не потребовалось даже устного доклада. Депутатам раздали для ознакомления на руки толстые тома с подробной информацией о работе аудиторов, справочными документами, рассуждениями руководителя аппарата Счётной палаты непотопляемого С.Шахрая и других ведущих чиновников контрольного ведомства. На их основе думцам было предложено задать Степашину свои вопросы, если таковые возникнут.
На заседание, посвящённое отчёту Счётной палаты, явилось считаное число думцев. Степашин даже вынужден был оговориться: «пришло не очень много народу, мягко говоря... давайте прямо — вопросы по работе». «Присядьте, Сергей Вадимович, будем считать, что вы доклад сделали», — посоветовал Степашину возглавлявший президиум первый вице-спикер «единоросс» О.Морозов. Больше всего вопросов возникло у коммунистов. Было видно, что они добросовестно проштудировали материалы.
В. Романов: Почему при таком ежедневном контроле высших лиц государства за нацпроектами остались неосвоенными 26 млрд руб., выделявшиеся на эти приоритетные направления?
Степашин: Может быть, даже хорошо, если деньги не просто потрачены... У нас есть другая проблема — по нацпроекту «Здравоохранение». Нас волнует, почему была внеконкурсная, не тендерная закупка медоборудования на сумму 18 млрд руб., и уголовные дела, те аресты, которые были произведены...
М. Махмудов: В отчёте показано, что в 2,5 раза увеличилось выявление нецелевого использования бюджетных средств. У нас что, финансовая система не укрепилась, а, наоборот расшатывается? Второй вопрос: прошла информация, что по ряду нацпроектов, особенно по здоровью, идёт разворовывание средств, называется сумма в 2,5 млрд руб. Как в песок уходят средства нацпроектов по жилью и сельскому хозяйству. Как это объяснить?
Степашин: ...тут надо выступать несколько часов, это глобальные вопросы. Мы пока в состоянии проконтролировать прохождение бюджетных средств лишь до крупнейших бюджетополучателей. Я назвал, что 18 млрд руб., а не 2,5 млрд руб. Мы пришлём депутатам аналитическую записку по медицине... А так... мы с Дмитрием Медведевым работаем рука об руку...
А. Кравец: Обоснован ли рост тарифов услуг ЖКХ, электросвязи? Они растут безостановочно. За год в Омской области они выросли на 29%, за воду стали платить на 37% больше, услуги электросвязи подорожали на 71%. Есть ли возможности у Счётной палаты остановить этих социальных палачей?
Степашин: Да, рост продолжается. Это дела монополистов. Выход один — вмешательство государства. Другого пути я не вижу.
В. Кашин: Разворовывание природных ресурсов достигло беспрецедентных масштабов. Что предпринимается Счётной палатой для наведения порядка в этом вопросе? И — ваше мнение о том, каким образом была национализирована «Сибнефть». Может это иметь перспективу или мы вернёмся к тому, чтобы возвращать государству те богатства, которые за копейки были у него изъяты и чтобы мы не платили огромные средства, разоряя свой народ?
Степашин: Мы провели комплексные исследования по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2», по нашим материалам было принято историческое решение... Что касается национализации «Сибнефти» за такие деньги... Потому что... то, что приобреталось за 100 млн, а продавалось за 15 млрд, увы, господа, которые продавали нам «Сибнефть», действовали в рамках того законодательства, которое работало. Поэтому правовую ответственность здесь должна нести политическая власть.
Т. Плетнёва: Вопрос о земле. Много было разговоров о том, что землю надо отдать крестьянам. Выдали им свидетельства на землю. Но цену так и не определили. Теперь землю скупают по дешёвке новые хозяева, зачастую это московские покупатели, пользуясь тем, что крестьяне доведены бедностью до отчаяния и для них тысяча рублей — деньги. Как этому противостоять?
Степашин: Вы ставите правильный диагноз. Ведь какая беда произошла. Во многих, в том числе в благодатнейших с точки зрения земледелия регионах (я не буду конкретно называть, чтобы на суды не нарываться), крестьяне за бесценок свои паи продали... Мы запланировали вместе с Минсельхозом, Генпрокуратурой и Минэкономразвития исследовать тему «Земля в России».
К сожалению, ответы главы Счётной палаты конкретными не назовёшь. Степашин предельно осторожен. С каждым годом его общение с Госдумой становится всё более формальным и малоэффективным. Он не спорит, он соглашается с критикой. А служит, так же как и «Единая Россия», верховной власти. Более откровенные, можно сказать, настораживающие выводы читаем в отчётах аудиторов Счётной палаты. Вот некоторые из них:
— Минэкономразвития и Минфин РФ не выполнили постановление правительства №43 от 28 января 2005 года и не разработали методику оценки эффективности реализации проектов международных финансовых организаций;
— нарушена целостная система управления государственной собственностью за рубежом; не проводится системный анализ эффективности использования зарубежных объектов и оценка доходности сделок с указанным имуществом, не осуществляется выработка своевременных предложений о прекращении участия РФ в уставных капиталах убыточных зарубежных компаний;
— вскрыты нарушения при расходовании средств федерального бюджета на общую сумму 31 803 млн руб.;
— Стабфонд: в июле—декабре 2006 года средства фонда в сумме 2340,9 млрд руб. размещены в иностранной валюте в пропорции 45% — в долларах США, 45% — в евро и 10% — в английских фунтах стерлингов. На 1 января 2007 года средства фонда на рублёвом счёте отсутствовали. Сумма процентного дохода за пользование валютными резервами Стабфонда за период с 24 июля по 15 декабря 2006 года в размере 22,99 млрд руб. была перечислена в Стабфонд 22 декабря 2006 года;
— в управлении делами президента РФ выявлены финансовые нарушения на общую сумму 44 650,1 тыс. руб.; проверки выявили нарушения в МЧС и в Минобороны, при исполнении госзаказа, в целом ряде бюджетных организаций;
— нарастает деформация развития оборонно-промышленного комплекса в направлении создания вооружения для иностранных государств. Для большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса экспорт продукции военного назначения является фактором выживания, а не технологического развития, их финансовое положение остаётся неустойчивым, а зачастую и неудовлетворительным. Полученная от экспорта вооружения прибыль не направляется на модернизацию оборонного производства, а используется для коммерческих целей;
— российская электроэнергетика, которая в 1998 году имела более 30% резервных мощностей, к 2005 году полностью их потеряла и превратилась в один из основных факторов ограничения развития экономики и социальной нестабильности. Нормативная база в области тарифообразования на электроэнергию не соответствует современным реалиям. Результатом роста тарифов на энергоносители могут стать снижение реальных доходов населения, массовые отключения электроэнергии. Правительством РФ до настоящего времени не разработан механизм компенсации для населения затрат по оплате электроэнергии с использованием адресной системы компенсаций для наиболее бедных слоёв населения. В системе РАО ЕЭС растёт зависимость энергокомпаний от заёмного капитала;
— состояние основных фондов ОАО «Российские железные дороги» характеризуется высокой степенью износа — 60,2%, в том числе транспортных средств — 72,4%;
— нацпроект «Доступное жильё»: помимо дефицита бюджетных средств, отсутствует строительная база для осуществления развёрнутого строительства жилых домов. Темпы ветшания существующего жилого фонда опережают темпы вводимого в эксплуатацию жилья;
— планируемое сокращение объёмов инвестиций на обеспечение жильём военнослужащих (с 19 604,8 млн руб. в 2006 году до 11 449,6 млн руб. в 2007 году) не способствует планомерной реализации положений Послания президента РФ (от 11 мая 2006 года) по окончательному снятию к 2010 году вопроса о постоянном жилье, а к 2012 году — о служебном жилье для военнослужащих. Становится проблематичным решение задач по обеспечению жильём военнослужащих воинских частей Минобороны РФ, выводимых с космодрома Байконур;
— наука: состояние научного потенциала РФ не соответствует её интересам и месту в мировом сообществе, продолжается старение научных кадров. В РАН доля научных работников в возрасте от 50 лет и старше возросла с 53,1% в 2001 году до 72,4% на 1 января 2005 года;
— о бюджете на 2007 год: прогнозируемые на 2007 год и среднесрочную перспективу параметры исходных макроэкономических показателей предусматривают снижение темпов экономического роста. С 2000 года фактический уровень инфляции и другие показатели практически ежегодно оказываются выше прогнозных.
Контролёры Счётной палаты отследили и проанализировали практически все стороны экономической и финансовой деятельности в РФ. Подводя итоги проверок, они не скупятся на негативные оценки. Все их тревожные резюме невозможно воспроизвести на страницах газеты. Приводим лишь те, о которых чаще всего спрашивают нас читатели. А обобщающий вывод напрашивается один: не клеится в стране рыночное реформирование. Страна загнана в тупик. Уже всем очевидно, что социально-экономический курс необходимо менять. В Госдуме об этом в открытую заявляют только коммунисты. «Единороссовское» большинство пока механически голосует за принятие к сведению отчёта Счётной палаты. Хотя, по идее, депутаты вправе, базируясь на отчёте, вынести справедливый вердикт об экономическом и финансовом состоянии государства, дать свои рекомендации правительству и потребовать от реформаторских ведомств повернуться лицом к народу. Но этого не происходит, потому что Госдума остаётся в тисках буржуазно-партийного клана.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме