21:30 11.04.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

С.Штогрин: Нам сегодня предоставляется шанс устранить несправедливость, которая была содеяна в этом зале 7 лет назад

Выступление депутата Государственной Думы С.И.Штогрина в связи с рассмотрением проекта федерального закона внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о введении прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц)

Уважаемые коллеги!

Нам сегодня предоставляется шанс устранить ту несправедливость, которая была содеяна в этом зале семь лет назад. Порой поражаешься, как быстро летит время, когда под благовидным предлогом стимулирования вывода заработной платы из тени заменили прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц на плоскую.

И сегодня уже можно сделать выводы о том, оправдались ли надежды инициаторов этого действа и какую  роль в выводе зарплаты из тени сыграла плоская шкала или более решающую роль сыграли иные факторы.

Берусь утверждать, что для работодателя, в общем-то, не важно, сколько налогов уплат сам работник со своей зарплаты. Для него куда важнее, сколько он сам уплатит налогов с фонда оплаты труда наемных работников. Поэтому решающую роль в выводе зарплаты из тени сыграло снижение с почти с пятидесяти процентов налогообложения в виде взносов в негосударственные социальные фонды до двадцати шести процентов единого социального налога, пресечения на законодательном уровне различных "зарплатных" схем, и, прежде всего, через страховые компании, а также стимулирование безналичных расчетов и внедрение платежных карт, чему лично я уделял большое внимание.

Что же касается роли единой ставки подоходного налога в выводе зарплаты из тени, то сторонники этой идеи апеллируют  цифрами роста поступлений этого налога в бюджетную систему страны. При этом они стыдливо умалчивают о том, что в 2000 году, когда налог поступал по прогрессивной шкале, 90% налогоплательщиков уплачивали его по ставке в 12% и именно они давали в бюджет практически всю сумму налоговых поступлений. А с 2001 года они стали платить налог на один процент больше и, поскольку именно они самые малообеспеченные люди являются и самыми законопослушными налогоплательщиками, то первое, что дало рост налоговых поступлений – это увеличение налоговой нагрузки на бедные слои населения страны. Второй фактор, о котором умалчивают наши оппоненты- это значительное расширение числа плательщиков подоходного налога за счет отмены льгот для всех силовиков. С 2001 года добавилось более пяти миллионов новых плательщиков подоходного налога, причем самых аккуратных плательщиков, поскольку ни в министерстве обороны, ни в министерстве  внутренних дел, ни тем более в ФСБ никто не утаивал налог и стал платить его стопроцентно. Есть еще одно серьезное объяснение почему появился рост поступлений в бюджет подоходного налога – это высокая динамика последних лет роста внутреннего валового продукта и фонда оплаты труда.

В номинальном выражении ВВП ежегодно начиная с 2001 года прирастал на 22-28 процентов, примерно так же росла и заработная плата и поступления от подоходного налога росли пропорционально. В 2003 году на 27 процентов, в 2004 году на 26 процентов, в 2005 году на 23 процента, в прошлом году на 31,6 процента. Казалось бы резкое увеличение поступления подоходного налога должно было произойти в 2001 году. Этого так и не произошло. В год введения плоской шкалы поступления от налога возросли на 46,7 процента, а в предыдущий год почти на 50 процентов, а в год преодоления последствий дефолта в 1999 году на 62 процента.

Несостоятельным  является довод моих оппонентов о том, что введение плоской шкалы на доходы физических лиц позволило серьезно увеличить его долю в общей сумме налоговых поступлений. Такое сравнение корректно можно было бы проводить если бы налоговая система в целом не менялась и не были отменены более двух десятков налогов, в том числе такой обладающий большим потенциалом как налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог с продаж, акцизы на добычу нефти и так далее. Мои выводы подтверждаются и цифрами. В 1999 году доходы от подоходного налога составили 13,58 процента от всех налогов администрируемых налоговыми органами, в 2000 году их доля несколько сократилась и составила 12,12 процента. Это произошло из резкого увеличения в том году поступлений от налога на прибыль организаций на 236 млрд. руб., налога на добавленную стоимость и акцизов на 200 млрд. В 2001 году ситуация выровнялась с 1999 годом и их доля составила 13,75 процента потом она стала расти в связи с проводимой налоговой реформой и с 2004 года стабилизировалась на уровне семнадцати с небольшим процентов.

Радетели единой ставки налога как за высшее проявление гуманизма выдают стандартные, социальные и имущественные вычеты. Так вот, в текущем году при среднемесячной заработной плате порядка 10 тысяч рублей, а по данным министра Германа Грефа почти 18 процентов населения страны имеет доходы ниже прожиточного минимума в 4414 рублей, стандартный вычет  в месяц составляет 52 рубля или четыре булки черного хлеба, а на Дальнем Востоке и Севере и того меньше. А если говорить о социальных налоговых вычетах в 50 тысяч рублей в год на обучение и лечение, то некорректно о них говорить поскольку в Конституции страны записано право граждан на бесплатное и достойное лечение и образование. И государство должно обеспечить это право, а не заставлять человека бегать по разным конторам и собирать справки в обоснование произведенных затрат. Ну, а имущественный вычет был придуман скорее не для того, чтобы приобрести жилье, а для уменьшения налогов на владельцев ценных бумаг и игроков с ними.

Можно было бы понять действия исполнительной власти страны и думского большинства в третьей и нынешней Думе по снижению подоходного налога на богатых, если бы они предложили изъять у них сверх доходы через  налогообложение дивидендов, но ведь только под давлением оппозиции ставку налога на доходы физ. лиц от дивидендов увеличили в позапрошлом году с 6 до 9 процентов. Только вдумайтесь милиционер, офицер, учитель, врач со своей скромной зарплаты отдает государству 13 процентов, а владелец металлургического, скажем, комбината, которому и зарплата то не нужна, с дивидендов платит  всего 9 процентов. Или если бы увеличили налоговую нагрузку на богатых через налоги на принадлежащее им имущество. Так нет эксперимент  в Городе Великий Новгород по налогу на недвижимость продолжатся уже около десяти лет и конца и края ему не видно.

Таким образом, установив щадящий налоговый режим налогообложения богатых и снижая налоговую нагрузку на бизнес, Правительство и нынешнее думское большинство перекладывает налоговую нагрузку на бедные и средне обеспеченные слои населения. Мы считаем это неправильным и предлагаем ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц и наше предложение состоит в следующем.

Установить ставку нулевую на доходы в годовом исчислении в 60 тысяч рублей или 5 тысяч рублей в месяц, что несколько больше прожиточного минимума. Сохранить действующую 13 процентную ставку для большинства налогоплательщиков, поскольку их зарплата колеблется от 60 до 280 тысяч рублей в год. К совокупному годовому доходу тех кто получает от 280 001 рубля до 600 000 рублей применить ставку в 20% и с доходов превышающих 600 тысяч рублей взимать подоходный налог по ставке в 30%. И поскольку нами предлагается нулевая ставка для самых мало оплачиваемых категорий людей, то предлагается убрать стандартный налоговый вычет в 400 рублей который становиться ненужным.

Наши российские либералы любят приводить в подтверждение своих доводов зарубежную практику. Так вот, вся эта практика говорит о необходимости введения прогрессивной шкалы подоходного налога. И я не буду ссылаться на европейский опыт, приведу пример, как поступает наш стратегический партнер Китайская народная республика. Страна, которая более 30 лет живет в стабильной обстановке и где правящей партией является коммунистическая партия. Здесь месячная зарплата в 800 юаней, что равняется нашим 2 800 рублям не облагается налогом и установлена девятиразрядная прогрессивная шкала с минимальной ставкой в 5% и максимальной в 45%.  Кроме этого доходы от дивидендов облагаются по ставке в 40%.

В заключении моего доклада хочу подтвердить вывод,  сделанный в заключении комитета по бюджету и налогом о том, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических ли порождает некоторые риски  отдельной части налогоплательщиков, но это порой бывает неизбежно. Ведь всякое благое дело кому-то обязательно принесет дополнительные хлопоты.

Убедительно прошу уважаемые коллеги поддержать наш законопроект, реализация нашего законопроекта в условиях 2007 года даст дополнительные доходы бюджетам субъектов Российской Федерации 118,6 млрд. рублей. И это серьезные деньги для них в условиях дефицитных бюджетов большинства субъектов федерации.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме