11:45 10.04.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Ю.Ю.Ермалавичюс: Грядущие социальные революции

Введение

 

Объективная обусловленность и закономерный характер социальных революций в классовом антагонистическом обществе впервые были  освещены К. Марксом в середине XIX века на основе открытого им материалистического понимания истории, согласно которому “способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще” (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., изд.2-е, т.13, с.7). Главным образом, материальные условия объективно определяют все сферы жизни общества.

В способе материального производства заключается основной объективный закон жизни общества, требующий соответствия характера его производственных отношений уровню развития общественных производительных сил. О действии этого решающего социального закона К.Маркс писал: “В общественном производстве своей жизни  люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил” (Там же, с.6). В диалектическом взаимодействии производительных сил и производственных отношений общества состоит главный движущий механизм его исторического прогресса, а материалистическое понимание истории выступает основой научного познания общественной жизни.

В историческом прогрессе классового общества главную роль играют социальные революции, названные К.Марксом “локомотивами истории”, о предпосылках, содержании, характере которых он утверждал: “На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке” (Там же, с.7) Словом, качественные изменения в развитии производительных сил общества закономерно влекут за собой социальные революции.

Основным источником социальной революции выступает частная собственность на средства производства, обусловливающая эксплуататорский и антагонистический характер производственных отношений классового общества, определяющая их стихийное и конфликтное развитие. Ведущим предназначением социальной революции является замена устаревших производственных отношений новыми, соответствующими возросшему уровню и необходимым потребностям дальнейшего развития производительных сил общества.

Материально-производственную детерминированность социальных революций К. Маркс объяснял в строго научной определенности. Он констатировал: “Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления” (Там же). Следовательно, социальные революции решают задачу естественной и коренной, необходимой и закономерной, качественной и радикальной смены общественно-экономических формаций в направлении исторического прогресса общества, то есть нарастания уровня развития его производительных сил в единстве с соответствующими им производственными отношениями.

Научно раскрыв объективную обусловленность социальных революций, К.Маркс пришел к выводу о том, что “буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства”, так как “развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма” (Там же, с.7-8).

Выявив обобществление материального производства в качестве основной объективной тенденции его развития, К. Маркс обнаружил тем самым закономерный характер монополизации капиталистического производства. При этом он предвидел: “Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности” (К.Маркс,  Ф.Энгельс. Соч., изд.2-е, т.23, с.772-773). Путем решения этой исторической задачи социалистическая революция становится эпохой перехода классового антагонистического общества к бесклассовой ассоциации социальной свободы, справедливости, равенства.

Научное предвидение К. Марксом закономерной гибели капиталистической общественно-экономической формации стало подтверждаться в исторической действительности в начале XXвека, когда капитализм достиг своей высшей, монополистической стадии – империализма. Всесторонне изучив его характерные черты, В.И. Ленин писал: “Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами” (В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.27, с.387).

Наиболее значимой особенностью империализма стало крайнее обострение всех противоречий капиталистического общественного строя, представляющее собой его паразитирование, загнивание, саморазрушение. Эту кризисную ситуацию В.И. Ленин объяснил тем, что “монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов. Монополия есть переход от капитализма к более высокому строю” (Там же, с.386). Следовательно, империализм представляет собой общий кризис капитализма, обеспечивает предпосылки для социалистических революций.

Научное понимание империализма как переходного этапа развития капиталистического строя в свою противоположность – социализм – позволило В.И. Ленину приступить впервые во всемирной истории человечества к соединению теории социалистической революции с общественной практикой. Хотя империализм воплощал в себе полный охват капиталистическим жизнеустройством всей земной планеты, В.И. Ленин заметил неравномерный характер развития монополистического капитализма, особое обострение  межмонополистических и межимпериалистических противоречий, нарастающий накал противоборства между трудом и капиталом во всемирном объеме.

Учет особенностей империализма привел В.И. Ленина к выводу о возможности победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране. Обогащение им научной теории социалистической революции и практическое руководство ее осуществлением увенчались всемирно-исторической победой Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году. Тем самым историческая действительность полностью подтвердила правильность марксистко-ленинской теории социалистической революции.

Будучи первой победоносной социалистической революцией во всемирной истории, Великий Октябрь внес коренные коррективы в мировой исторический процесс. Начал революционное обновление человечества, открыл и возглавил новую историческую эпоху его перехода от капитализма к социализму. Вызвал постепенное крушение всего старого общественного  устройства мира. Обеспечил предпосылки для построения социалистического общества в огромнейшей по территориальному объему, богатейшей по природным ресурсам, уникальной по человеческому потенциалу стране земного шара – Союзе Советских Социалистических Республик. Победа Великого Октября определила революционный характер и коммунистическую направленность всего дальнейшего общественного развития человечества.

Столкновение в середине XXвека Советского Союза с военной агрессией фашистской реакции мирового империализма завершилось его всемирно-исторической победой над фашизмом в 1945 году. Она достойно дополнила и обогатила феноменальные завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, так как способствовала образованию мировой социалистической системы, количественному и качественному росту международного рабочего класса, национальному освобождению колониальных стран и угнетенных народов, развертыванию международных демократических движений на планете. В итоге качественно изменилось соотношение общественно-политических сил на всемирной арене в пользу исторического прогресса человечества, образовалось равновесие между мировыми системами капитализма и социализма, сложились совершенно новые геоэкономическая и геополитическая системы всемирного пространства.

Более того, рожденные Великим Октябрем всемирно-исторические сдвиги в развитии человеческой цивилизации побудили к середине XXстолетия такое особое явление современной эпохи, как мировая научно-техническая революция, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни народов планеты. Под воздействием научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующей реконструкции производственных отношений во всемирном объеме. Но подавляющее большинство народов земного шара не сумело своевременно приспособиться к новым объективным требованиям мирового экономического процесса и овладеть новейшими достижениями научно-технического прогресса.

В условиях мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал свои конструктивные возможности и естественно вошел в этап прекращения своего существования. Поэтому современная мировая экономика не может дальше стихийно развиваться в рамках капиталистической системы производственных отношений, основанных на частной собственности на средства производства. Вследствие этого паразитирование, загнивание, саморазрушение монополистического капитализма аккумулировались в конце XXвека во всеобщую агонию всей мировой капиталистической системы в целом. Под ее разрушительным воздействием разразился всеобщий мировой кризис всего частнособственнического жизнеустройства человечества, какого раньше не знала всемирная история.

Всеобщий мировой кризис оказывает разрушительное воздействие на существование всего человечества. Наиболее характерной чертой этого глобального кризиса стал устойчивый и системный спад, полная и нарастающая деградация во всех основных сферах общественного бытия народов на всех континентах. В большинстве стран земного пространства этот особый кризис охватывает все области жизни общества и все слои населения, способствует максимальному обострению всех общественных противоречий, содействует образованию общенациональных катастроф и революционных ситуаций, ведет к гражданским войнам и социальным революциям в огромных регионах планеты.

Последствиями обострения всемирного кризиса в историческом движении человечества стали катастрофическое сокращение общественного производства, абсолютное обнищание подавляющего большинства населения, массовая десоциализация и дегуманизация общественных отношений, духовная и нравственная деградация людей, полное обесценивание человека и попрание его достоинства.

Обострение всеохватывающего глобального кризиса повлекло за собой активизацию международной политической реакции империализма, которая стала рассчитывать на выход из этого всемирного катастрофического кризиса контрреволюционным путем уничтожения социализма и реставрации капиталистического общественного строя в планетарном объеме. С целью возмещения ущерба в прибыли, причиненного глобальным кризисом мировому монополистическому капиталу, за счет ограбления богатейших стран земного шара фашиствующая реакция империализма развязала в 80-е годы XXвека политическую агрессию против мировой социалистической системы, прежде всего Советского Союза. Но разрушение СССР в 1991 году и подрыв при этом мировой системы социализма значительно усугубили всеобщий мировой кризис, способствуя его максимальному обострению.

За расчленением СССР, по объективной детерминированности мирового исторического процесса, закономерно последовали утрата баланса общественно-политических сил на всемирной арене, полная дестабилизация международных отношений, расстройство мировой экономической системы. Произошли значительное обострение всех нерешенных общемировых проблем и противоречий, нарушение равновесия в мировом общественном развитии, возникновение нового территориального передела земного шара, нарастающий накал международной напряженности, существенное увеличение угрозы вселенской катастрофы и другие непредсказуемые тенденции глобального характера, которые не поддаются произвольному управлению, а требуют их научного познания.

Таким образом, вследствие дезинтеграции Советской страны империалистическая реакция загнала себя в особое положение мирового исторического процесса, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. Начался завершающий этап крушения мировой капиталистической системы и всего эксплуататорского, антагонистического общественного строя на земной планете.

С разрушения СССР фашиствующая реакция империализма бросилась в новую непредсказуемую авантюру глобальной агрессии против всего демократического человечества под демагогическим прикрытием якобы борьбы с международным терроризмом, за утверждение демократии и прав человека. Но в этом «крестовом походе» США и НАТО на весь мир все отчетливее просматривается, что ими разрушена всемирная система функционирования человеческой цивилизации. Подорваны исторически сложившиеся геоэкономическая и геополитическая системы мира, вызвана глобальная дестабилизация мирового исторического процесса, ускорен распад всего старого общественного жизнеустройства человечества. В такой экстремальной ситуации, по объективным законам диалектики истории, все агрессивные действия мировой  империалистической контрреволюции переходят в свою противоположность, становятся пагубными для всей мировой капиталистической системы в целом.

Хотя агонизирующий империализм еще может погубить десятки народов, отбросить человечество далеко назад на пути его исторического движения, но империализм уже не может выйти живым из собственного глобального кризиса, завершающего историю последнего частнособственнического, эксплуататорского, антагонистического общественного строя – капитализма.

Единственный выход из глобального кризиса старого общественного жизнеустройства человечества состоит в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах в большинстве стран мира. Этот путь выхода из всеохватывающего катастрофического кризиса предполагает, прежде всего, научное понимание современных особенностей мирового исторического процесса и, в дальнейшем, научное обоснование организации жизни общества на социалистических началах, коммунистических принципах коллективизма и гуманизма.

К решению назревших исторических задач человечества враждебно относятся политические силы мировой империалистической контрреволюции. В противоположность им научным диалектико-материалистическим мировоззрением в своей деятельности традиционно руководствуется международное коммунистическое движение, которое призвано всем мировым общественным развитием современности возглавить революционный выход народов планеты из глобально кризиса к созиданию бесклассового общества социальной свободы и равенства.

Победоносность грядущих социалистических революций в большинстве стран земного шара заключается в ближайшие десятилетия XXIвека в учете и использовании их движущими силами объективных законов общественного развития в стратегических целях исторического прогресса человечества. Прежде всего, следует учитывать, что современная мировая экономика нуждается в гармоническом соответствии производительных сил и производственных отношений общества в планетарном масштабе, в научно обоснованном управлении ее планомерным и поступательным развитием во всем мировом сообществе народов. Это реально возможно в социалистической системе производственных отношений, основу которых составляет общественная собственность на средства производства.

Объективная логика всемирной истории подсказывает, что подъем под воздействием мировой научно-технической революции совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития обеспечил материальные предпосылки для становления коммунистического способа производства и соответствующего общественного строя в большинстве стран планеты. Но невиданные ранее возможности исторического прогресса общества столкнулись во всемирном пространстве с возникновением и обострением всеобщего мирового кризиса, перерастанием его в общенациональные катастрофы в огромных регионах земных просторов, образованием глобального расстройства в историческом движении человечества. Мировое сообщество народов вступило в совершенно новую ситуацию своего общественного развития, отличающуюся сменой исторических эпох. Эти экстремальные процессы и тенденции закономерно ведут к революционным преобразованиям жизни общества на социалистической основе во всемирном объеме.

Народы мира устремились к поиску нового пути своего исторического прогресса, что естественно ускорило распад всего старого общественного жизнеустройства человечества. Путем социалистических революций в большинстве стран земного шара население планеты выйдет в XXIвеке к преодолению социальных антагонизмов и классовых различий, утверждению социальной свободы и справедливости в общественной жизни, построению бесклассового общества социального равенства. Все это в целом выведет человечество к высшей ступени всемирной цивилизации – полному обобществлению всех сфер его жизни.

Научный диалектико-материалистический подход к современным особенностям исторического развития человечества позволяет осознать объективную необходимость и неизбежность революционных перемен в его движении путем общественного прогресса. Благодаря Великой Октябрьской социалистической революции, вызвавшей коренные преобразования жизни человечества, общественный прогресс народов отличался в XXвеке постепенным ростом, поступательным динамизмом, ускоренными темпами, диалектическими противоречиями, качественными сдвигами.

Необходимость подъема новой волны социальных революций в международном пространстве объективно обусловлена производительными достижениями мировой научно-технической революции, которая добилась во второй половине XXстолетия качественного повышения уровня развития материальных производительных сил человечества и закономерно потребовала тем самым соответствующего преобразования всей системы общественных отношений в большинстве стран мира.

Необходимая потребность в революционном переустройстве общественного уклада существования человечества побуждает и вызывает, в свою очередь, катастрофическое, скачкообразное, переломное развитие всех сфер и областей жизни общества во всемирном масштабе. Не случайно  на всех континентах Земли начинают действовать законы социальных революций, сменившие предшествовавший относительно стабильный период всемирной истории, отличающиеся общенациональными кризисами, революционными ситуациями, гражданскими войнами, обострением социальной конфронтации и другими тенденциями, дестабилизирующими жизнь народов планеты, корректирующими мировой исторический процесс.

Во всем многообразном комплексе революционных тенденций современности проявляются обреченность на гибель старого частнособственнического общественного устройства мира, конвульсии классового антагонистического общества социального неравенства и несправедливости, агония последнего эксплуататорского строя в истории человеческой цивилизации – капитализма, - поиск народами мира путей к прорыву в грядущую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития человечества.

Охватив всю совокупность революционных потрясений, поступательное развитие человечества идет путем исторического прогресса к высшей ступени всемирной цивилизации – коммунизму. Но идет не без столкновений со всякого рода осуществляемыми империалистической реакцией контрреволюционными попытками реванша против перспективных достижений общественного прогресса народов планеты, возврата к безраздельному господству капитала над всем человечеством и эксплуатации человека человеком во всемирном масштабе. В таких непримиримых и разнообразных социальных столкновениях, проявлениях неустойчивости и нестабильности жизни общества состоит специфика современного развития человечества, его революционного обновления. В историческом прошлом в подобных катастрофических условиях народы принимали и осуществляли наиболее радикальные решения по преобразованию своего общественного бытия.

Под воздействием мировой научно-технической революции особое значение обрела диалектика целостности и противоречивости мира. Качественный подъем  научно-технического уровня развития совокупных производительных сил человечества закономерно способствовал обобществлению материального производства во всемирном масштабе, что неизбежно повлекло за собой  интеграцию и глобализацию основных мировых процессов в экономической, социальной, политической, культурной жизни всего человечества в целом. В таких условиях всеобщая взаимосвязь и взаимодействие всех общественных явлений в общемировом охвате обеспечили, по объективным законам исторического детерминизма, существенное повышение значения диалектической целостности и противоречивости мира,  интегрированности  и обобществленности человечества. Поэтому выход из всеобщего мирового кризиса стал невозможным одной отдельной страной, а предполагает революционный прорыв в грядущую историческую эпоху подавляющим большинством народов земного шара.

Всемирное обобществление материального производства и других сфер жизни общества на основе производительных достижений мировой научно-технической революции закономерно обусловливает качественные изменения и сдвиги во всей системе общественных отношений в международном пространстве, существенно усугубив и обострив при этом всеохватывающий кризис старого жизнеустройства классового антагонистического общества. Соответственно преобразовывается совокупное революционное движение рабочего класса и других слоев трудящихся, обогащается разнообразный и многогранный мировой революционный процесс, так как выход современного человечества из всемирного кризиса просматривается в грядущем этапе социалистических революций, к которым постепенно созревает большинство народов планеты, все трудовое человечество в целом.

Поскольку эпицентр максимального обострения всеобщего мирового кризиса образовался на территории Советского Союза, в первую очередь в России – правопреемнице СССР -  аккумулируется революционный прорыв из этого необычайного кризиса. Тем более что в историческом прошлом в России находился центр мирового революционного процесса и инициатива исторического прогресса человечества. Самая большая по территориальному объему, богатейшая по сырьевым и энергетическим ресурсам, высоко духовная по  человеческому потенциалу, единственная самодостаточная страна на земном шаре продолжает выполнять свою всемирно-историческую роль инициатора революционных преобразований по продвижению международного сообщества к вершинам социализации и гуманизации общественных отношений, к более высокой ступени человеческой цивилизации.

Наряду с инициативой революционных перемен Россия призвана обеспечивать стабильность, равновесие, гармонию мирового исторического процесса. Не случайно фашиствующая реакция империализма снова, как и неоднократно в прошлом, направила острие своих провокаций и выпадов против народов России, с тем, чтобы приостановить их движение к социальному прогрессу.

Уникальный исторический опыт, революционные традиции, коллективистский характер, умственная развитость и другие социальные качества русского народа, как и братских народов, служат прочной опорой прорыва из всемирного кризиса в грядущую историческую эпоху. В авангарде революционного движения трудящихся масс идет Коммунистическая партия Российской Федерации в союзе с другими коммунистическими партиями, всем международным коммунистическим движением. Руководствуясь научным подходом к жизни общества, проблемам современности, изменениям в мировом пространстве, партия российских коммунистов возглавляет выход трудового народа из глобального кризиса, усиливает свою готовность к решению назревших исторических задач человечества.

Теоретической и методологической основой научного прогноза грядущих социалистических революций в большинстве стран мира является диалектико-материалистическое учение о всеобщих объективных законах развития природы и общества, их познании и преобразовании. Материалистическая диалектика исходит из реально и естественно происходящего в действительности процесса революционного развития целостного и противоречивого мира, внутренний источник жизнеспособности которого заключается в единстве и борьбе противоположностей при объективном наличии всеобщей связи всех его явлений, взаимосвязанности и взаимозависимости  всех сторон каждого многообразного явления, перехода количественных изменений в качественные,  повторения пройденных ступеней на более высоком уровне, составляющих в совокупности единый закономерный процесс движения мира.

Диалектико-материалистическое понимание жизни общества, научное обоснование ее революционных преобразований традиционно связано с международным коммунистическим движением, является его характерной и отличительной чертой. Поэтому коммунистическое движение призвано  общественным развитием современного человечества возглавить его выход из глобального кризиса к высшей ступени всемирной цивилизации – построению коммунистического, то есть коллективистского и гуманистического  общества.

Материалистическая диалектика – революционное учение, которое отражает мир в непрерывном движении, закономерно сменяющем устаревшие способы жизнедеятельности человечества новыми, отвечающими его необходимым потребностям. Решающую революционную роль в меняющемся мире  играют производительные силы народов, развивающиеся под творческим воздействием человека. Революционные скачки, качественные сдвиги в развитии производительных сил человечества являются главным двигателем исторического прогресса общества на земной планете. Об этом свидетельствуют как вся всемирная история человечества, так и современная её эпоха.

Прогнозирование грядущего будущего человечества является объектом острой идеологической борьбы. Империалистическая реакция развернула идеологическую догматизацию обществоведческих наук,  направленную на распространение своих антинаучных иллюзий о глобальной монополизации мирового общественного развития. Но монополистические иллюзии несовместимы с объективной диалектической логикой всемирной истории, поэтому они радикально опровергаются общественной действительностью постоянно меняющегося мира.

Общественная жизнь народов планеты развивается далеко не по империалистическим надеждам транснациональной монополистической буржуазии. Все буржуазные футурологические концепции потерпели крах под ударами всеобщего мирового кризиса. Они были отвергнуты мировым историческим процессом  потому, что оказались необоснованными, превратными, иллюзорными.

Научно обоснованные идеи о грядущем будущем человечества опираются на всеобщие объективные законы материалистической диалектики, которые способствуют как всестороннему анализу мирового  исторического процесса, так и реальному прогнозированию его дальнейшего развития. Научная оценка исторического прошлого человечества на основе материалистического понимания истории служит прочной опорой для правильного прогнозирования дальнейшего развития человеческой цивилизации, выявления объективной исторической необходимости грядущих социальных революций на планете.

 

 

 

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОХА

ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

В своем докладе о задачах власти Советов на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 7 ноября 1917 года – первый день Великой Октябрьской социалистической революции – В.И. Ленин сообщил, что в России совершилась рабочая и крестьянская революция, которая открывает новую полосу в истории страны. Революция обеспечивает возможности для создания Советского государства, является необходимой предпосылкой для построения социалистического общества. Оценивая международное значение Великой Октябрьской социалистической  революции, В.И. Ленин подчеркнул, что “у нас имеется та сила массовой организации, которая победит все и доведет пролетариат до мировой революции”, поэтому завершил свой доклад лозунгом “Да здравствует всемирная социалистическая революция!” ( В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.35, с.3).

В.И. Ленин по-научному понимал объективную обусловленность и детерминированность любой социальной революции в соответствии с диалектико-материалистическим учением К. Маркса. Как известно, в середине XIXвека К. Маркс объяснил закономерный характер социальных революций тем, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Поэтому из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции, необходимая для замены устаревших производственных отношений общества  новыми, отвечающими возросшему уровню развития его производительных сил. Следовательно, качественные сдвиги в развитии производительных сил общества закономерно влекут за собой социальные революции.

Социальная революция представляет собой определенную историческую эпоху, охватывающую значительный период времени, наполненный качественными преобразованиями в материальном производстве и во всех других сферах жизни общества в направлении его исторического прогресса. Путем социальных революций происходит смена общественно-экономических формаций классового частнособственнического, то есть эксплуататорского и антагонистического общества.

В.И. Ленин по-научному подходил и к особенностям социалистической революции, которая призвана мировым историческим процессом завершить существование последнего частнособственнического общественного строя – капитализма, - достигшего своей высшей, монополистической стадии развития. Еще К.Маркс предвидел, что монополия капитала станет оковами капиталистического способа общественного производства, который вырос при ней и под ней.

Изучив характерные черты монополистического капитализма - империализма, - образовавшегося на стыке XIXи XXвеков, В.И. Ленин пришел к выводу о том, что “монополия есть переход от капитализма к более высокому строю” (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.27, с.386). Не случайно он квалифицировал империализм как паразитический, загнивающий, умирающий капитализм, что в совокупности представляло собой общий кризис капитализма, обеспечивало предпосылки для социалистических революций.

Научное понимание В.И. Лениным империализма, как высшей стадии капитализма, послужило выявлению его всемирного характера. Быстрое развитие производительных сил капиталистического общества в XIXстолетии способствовало обобществлению труда, концентрации производства, монополизации капитала. В итоге свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического способа производства, в начале XXвека сменило господство монополий, которые стали определять все сферы и области жизни народонаселения Земли.

Концентрация материального производства под воздействием его научно-технического совершенствования привела к образованию монополий – картелей, трестов, синдикатов, - определяющих всю хозяйственную деятельность ведущих капиталистических стан мира. Наряду с этим происходило слияние банковского капитала с промышленным, что обеспечивало складывание могущественного финансового капитала и формирование на его основе финансовой олигархии. Финансово-промышленные объединения стали сращиваться с государственной властью и обеспечивали себе господствующее положение в обществе. Государственно-монополистические союзы завершили колониальный раздел всей территории земной планеты и развернули вывоз капитала в “периферийные” страны. Таким образом, монополии и финансовый капитал достигли своего господства во всемирном масштабе.

Глобальный характер империализма закономерно обусловливал, в свою очередь, всемирное воздействие на жизнедеятельность народов планеты грядущих социалистических революций, победы которых оказались возможными в отдельных странах в зависимости от неравномерного развития человечества. Правильная оценка этой особенности империализма обосновано отразилась в ленинском лозунге “всемирной социалистической революции”, начало которой дала победа Великого Октября.

Оценивая всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, В.И. Ленин писал, что “все основные и многие второстепенные черты нашей революции имеют международное значение в смысле воздействия ее на все страны” (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.41, с.3). Именно своим радикальным преобразующим воздействием на мировой исторический процесс Великий Октябрь возглавил “всемирную социалистическую революцию”, которая представляла собой новую историческую эпоху революционного характера, воплощалась в мировом революционном процессе современности. Основным содержанием наступившей новейшей эпохи стал революционный переход человечества от капитализма к социализму. Главным направлением его развития является ориентация народов мира к высшей, коммунистической ступени человеческой цивилизации.

Путем социальных революций человечество естественно развивалось от первобытнообщинного жизнеустройства к рабовладельческой общественной формации, от нее – к феодальному строю, от феодализма – к капиталистическому укладу жизни общества. А в современную историческую эпоху оно движется от капитализма к коммунистическому общественному жизнеустройству, первой фазой которого является социализм. Столь логический ход всемирной истории объективно определен диалектикой взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества, творческим совершенствованием им своего материального производства.

Научный подход В.И. Ленина к историческому движению человечества подсказал и объективную характеристику исторических эпох, необходимых условий их смены. Об этом он писал: “Мы не можем знать с какой быстротой, и с каким успехом разовьются отдельные исторические движения данной эпохи. Но мы можем знать и мы знаем, какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т.д.” (В.И. Ленин. Полн. собр.соч., т.26, с.142). Исторически перспективный социальный класс определяет динамику конкретной исторической эпохи классового общества потому, что он является носителем нового способа общественного производства, идущего на смену изжившей себя и гибнущей общественно-экономической формации.

Поскольку содержание, характер, направление развития каждой исторической эпохи классового общества определяется социальным классом, стоящим в ее центре, поступательность и смена эпох представляют собой наиболее существенные проявления общественного прогресса человечества. Это зависит от хода классовой борьбы, ее перерастания в социальные революции, которые качественно преобразовывают по объективной исторической необходимости материально-производственный фундамент жизни общества и весь общественный строй в целом.

Когда в середине XIXвека в Европе буржуазные революции, дополняя и обогащая свои первые издания XVI-XVIIIвеков, открывали возможности и обеспечивали условия для расцвета капиталистического способа общественного производства, они стимулировали тем самым и выход на историческую арену могильщика капитализма – мирового рабочего класса,  как самостоятельной социальной силы, перспективного субъекта всемирной истории.

Когда капитализм достиг на  рубеже XIXи  XX  столетий своей высшей стадии развития – империализма, международный рабочий класс вышел в центр зарождающейся новейшей эпохи всемирной истории человеческой цивилизации и стал определять содержание, характер, направление мирового исторического процесса к социализму. В общественной действительности он начал играть руководящую роль гегемона в классовой борьбе трудящихся масс за свое  социальное освобождение от гнета и эксплуатации. Выступил в качестве ведущей социальной силы в решении назревших исторических задач общественного прогресса человечества, то есть в повышении уровня развития производительных сил и соответствующем преобразовании системы производственных отношений общества. Следовательно, с развитием  империализма наступила историческая эпоха революционного обновления человечества

 

 

Империализм – канун социалистических революций

 

Основной объективной закономерностью развития материального производства – фундамента жизни человечества – является его обобществление в зависимости от уровня развития производительных сил общества. В капиталистическом способе общественного производства в этом направлении свободная конкуренция способствовала его кооперации, концентрации, централизации, что в совокупности вело к образованию монополистических картелей, трестов, синдикатов и подобных им объединений капитала. ”Порождение монополий концентрацией производства вообще является  общим и основным законом современной стадии развития капитализма”, - констатировал В.И. Ленин в 1916 году (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.27, с.315). Это оказывало существенное воздействие на положение буржуазного общества, явилось поворотным пунктом от старого к новому капитализму.

Монополизация капиталистического общественного производства оказалась главной объективной тенденцией его поступательного развития. Хотя монополия капитала явилась противоположностью свободной конкуренции, они стали существовать в диалектическом единстве, содействуя как становлению международных сверхмонополий, так и обострению межмонополистических столкновений. Эти неразрывно связанные противоположные тенденции определяли содержание, характер, направление развития империализма, как переходного этапа от капитализма к социализму.

В закономерностях и особенностях развития империализма заключалось зарождение революционной эпохи исторического движения человечества. Империализм представлял собой монополистический капитализм, экономическая сущность которого состояла  в смене свободной капиталистической конкуренции господством монополий, ставших основой империализма, определявших его содержание и положение. Монополия капитала определила новую цель капиталистического производства, которой стала максимальная прибыль, получаемая крупнейшими монополиями за счет неограниченной эксплуатации работников наемного труда на всех континентах земного пространства. Монополия капитала охватила своим господством всю планету и оказалась  вершиной его развития, за которой логически следует его саморазрушение, гибель всей мировой капиталистической системы в целом.

Характеризуя  империализм, как высшую  стадию капитализма, В.И. Ленин заметил, что основными его признаками являются: “1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и создание, на базе этого “финансового капитала”, финансовой олигархии;  3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;  4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и  5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами” (Там же, с.386-387).

Таким образом, монополия стала определять содержание и характер капиталистического строя, все сферы жизни буржуазного общества, дальнейшее существование общественно-экономической формации капитализма. Монополистическая частная собственность на средства производства стала решающей экономической основой жизни буржуазного общества империалистической стадии. Диктатура монополий составляла классовую сущность политической системы империалистических стран, поделивших всю земную планету на колонии и сферы влияния.  А капиталистическая конкуренция перестала оказывать воздействие на поступательное развитие и совершенствование материального производства. Она ужесточила борьбу между монополистическими союзами и объединениями за извлечение максимальной прибыли, превратилась в рычаг давления и нажима финансовой олигархии на всю мировую экономику,  доводила конфликты и насилие между монополиями до крайней степени, нагнетала различные межимпериалистические противоречия и столкновения, перерастала в грабительские империалистические войны, способствовала саморазрушению капитализма изнутри.

Наряду с господством монополий  на империалистической стадии капитализма образовался и финансовый капитал, который был квалифицирован В.И. Лениным,  как “поворотный пункт от старого к новому капитализму, от господства капитала вообще к господству финансового капитала” (Там же, с. 343). Стремление финансового капитала к монопольному господству воплощало в себе огромную антиобщественную силу, тормоз социального прогресса, оплот политической реакции во всемирном масштабе.

Финансовый капитал образовался путем сращивания или слияния банковского капитала с промышленным, что обеспечивало возникновение на его базе  финансовой олигархии.  О ее месте и роли в буржуазном обществе В.И. Ленин писал: “Финансовый капитал, концентрированный в немногих руках и пользующийся фактической монополией, берет громадную и всевозрастающую прибыль от учредительства, от выпуска фондовых бумаг, от государственных заказов и т. д., закрепляя господство финансовой олигархии, облагая все общество данью монополистам” (Там же, с.350).

Со складыванием финансового капитала образовались многообразные благоприятные условия для неограниченной эксплуатации монополиями подавляющего большинства населения на земном шаре, а финансовая олигархия извлекла максимальную прибыль от всевозможной эксплуатации трудящихся масс, в особенности в колониальных регионах, обреченных на нищету и голод из-за их кабальной эксплуатации.

Специфика финансового капитала и финансовой олигархии состояла в их особом положении в монополистическом капитализме. В.И. Ленин заметил, что “исключительно высокая прибыльность выпуска ценных бумаг, как одной из главных операций финансового капитала, играет очень важную роль в развитии и упрочении финансовой олигархии” (Там же, с.352). Он также подчеркнул, что “преобладание финансового капитала над всеми остальными формами капитала означает господствующее положение рантье и финансовой олигархии” (Там же, с.357).

Воплощая господство монополий и финансового капитала, империализм открыл путь к расцвету своекорыстия финансовой олигархии, ее нарастающего обогащения за счет абсолютного и относительного обнищания подавляющего большинства человечества. При этом баснословное обогащение рантье происходило без её непосредственного участия в общественном производстве.

Финансовая олигархия олицетворяла антиобщественную силу своими манипуляциями и спекуляциями, жульничеством и мошенничеством, играми и махинациями ценными бумагами. Обожествление денег, их фетишизация способствовали упрочению их исключительного и самодовлеющего положения над всем мировым капиталом. Из-за подобных манипуляций и махинаций финансовый капитал постепенно становился в общественной действительности фиктивным капиталом, оторванным от реального производства, носящим спекулятивный и обманчивый характер. Все это способствовало на империалистической стадии капитализма социальной деградации, разложению, загниванию буржуазного общества.

Господство монополий в капиталистической экономике империализма  определяло застой материального производства, его постоянное сдерживание, противодействие его совершенствованию и развитию. В ответ на это финансовая олигархия восполняла стагнацию и депрессию общественного производства развертыванием финансовой спекуляции, “стрижкой купонов” вне хозяйственной и экономической деятельности, что еще больше  усугубляло существование буржуазного общества, способствовало обострению всех его экономических, социальных, политических, идеологических противоречий.

Из-за господства монополий и финансового капитала империализм стал воплощением общего кризиса капитализма, охватывающего все области жизни общества от экономики и политики до культуры и религии. Способствовал максимальному обострению всех общественных противоречий. Содействовал образованию общенациональных катастроф и революционных ситуаций, ведущих к социальным потрясениям и взрывам вплоть до гибели всего мирового капитализма.

Ведущую роль в образовании общего кризиса капитализма играла финансовая олигархия, которая своей исключительностью и антисоциальностью, своекорыстным подходом к жизни общества усугубила и обострила все его противоречия. Тем более  что сращивание монополий с буржуазным государством способствовало, как становлению государственно-монополистического капитализма, так и использование финансовой олигархией государственной власти в своекорыстных целях для подчинения своему господству всех областей жизни буржуазного общества. Но и сама  олигархия оказалась охваченной кризисом, стала аккумулятором социальной реакции.

Финансовая олигархия представляет собой самую реакционную социальную силу в мире. Ее монопольное господство в буржуазном обществе сдерживало  развитие материального производства, противодействовало общественному прогрессу, выражало загнивание капитализма. Оценивая проявления деградации капиталистического строя, В.И. Ленин писал:  “Монополии, олигархия, стремление к господству вместо стремлений к свободе, эксплуатация все большего числа маленьких или слабых наций небольшой горсткой богатейших или сильных наций  - все это породило те отличительные черты империализма, которые заставляют характеризовать его как паразитический или загнивающий капитализм” (Там же, с.422).

Паразитирование и загнивание капитализма тормозили темпы его развития на империалистической стадии, но еще полностью не пресекали в начале XXвека его конструктивных возможностей в отдельных направлениях материального производства. Империализм отличался высоким уровнем развития производительных сил общества, широкомасштабным обобществлением материального производства, всемирной концентрацией капитала. Так как ведущие капиталистические страны закончили захват независимых земель на земном шаре, мир оказался поделенным на колонии и сферы влияния. Развернули свою деятельность огромные транснациональные монополии. Капитализм ускорил свое развитие в отсталых странах. Образовалась система эксплуатации народов планеты финансовой олигархией богатейших держав. Все это способствовало дальнейшему обобществлению и монополизации капиталистического производства.

Совокупность новых свойств и черт, присущих империализму, также способствовала обострению всех общественных противоречий капитализма. Концентрация материального производства объективно открывала благоприятные возможности для развития производительных сил общества, повышения научно–технического уровня и степени обобществления производства. Но господство монополий в экономике тормозило практическое осуществление новых возможностей, сдерживало научно-техническое совершенствование производства, определяло застой и депрессию в развитии хозяйства. Следовательно, на стадии империализма частнособственнические производственные отношения капиталистического общества превращались из форм развития производительных сил в их оковы. 

Концентрация производства также закономерно способствовала, в свою очередь, росту взаимозависимости и взаимообусловленности социальных процессов, развитию интеграционных тенденций в жизни общества. Но господство монополий финансового капитала вело к усилению социальной реакции, закреплению колониальной системы, нарастанию межмонополистических столкновений, обострению общественных противоречий  и антагонизмов, накалу политической напряженности, возникновению империалистических войн. Вследствие таких тенденций неизбежными стали обострение классовой борьбы, нарастание социальных конфликтов, ускорение движения капиталистического общества к социалистической революции.

Закономерное обострение всех общественных противоречий капиталистического строя явилось, как наиболее характерной  чертой империализма, так и ведущей тенденцией наступившего нового исторического периода. В экономической сфере жизни буржуазного общества монополия заключала в себе тенденцию к застою, депрессии, загниванию материального производства при нарастании научно-технических возможностей его развития. При этом монополии, выросшие из свободной капиталистической конкуренции, не устраняли ее, а существовали рядом с ней, порождая особенно острые межмонополистические трения и конфликты, приближая тем самым гибель капитализма. В политической сфере жизни общества главной особенностью монополистического капитализма явилась антидемократическая реакция финансовой олигархии, усиление ее гнета над всем буржуазным обществом, устремление к территориальному переделу  земного пространства, что также вело к неминуемому краху капитализма.

Неизбежным оказывалось то, что обострение всех противоречий капитализма сопрягалось с главной целью общественного производства на стадии империализма - извлечением монопольной прибыли. Погоня транснациональных монополий за максимальной прибылью любой ценой и любым способом значительно увеличила эксплуатацию наемных работников физического и умственного труда на всех континентах. Вызвала разграбление природных богатств и истощение дешевой рабочей силы колоний. Ускорила разорение среднего и мелкого капитала в большинстве стран мира. Обострила конкурентную борьбу между крупнейшими монополиями в планетарном масштабе. Разжигала непримиримую “войну интересов” во всей мировой капиталистической системе.

Обострение всех общественных противоречий капитализма свидетельствовало о том, что его империалистическая фаза оказывается воплощением общего кризиса капиталистического уклада жизни народов. Общий кризис капитализма охватывал все области жизни общества и все слои населения, постоянно нарастал и обострялся вплоть до возникновения общенациональных катастроф во многих странах мира, развивался к  образованию  революционных ситуаций в огромных регионах планеты, предполагал для выхода из него революционное преобразование  жизни  общества на социалистических началах. Этот особый кризис принимал всеохватывающий, катастрофический, предреволюционный характер, обрекающий на завершение своей истории  всю мировую капиталистическую систему в целом.

Первые признаки общего кризиса капитализма в Европе возникли в 1900 году  под воздействием острого  экономического кризиса, разразившегося в ведущих империалистических державах, таких как Англия, Франция, Германия, Италия, США и других. Широкомасштабный экономический кризис закономерно повлек за собой нарастание социальной напряженности в лидирующих империалистических странах. Везде монополистическая буржуазия пыталась возместить свой ущерб в прибыли капитала, причиненный кризисом, за счет усиления эксплуатации рабочего класса и других слоев трудящихся.  В ответ на это в европейских странах значительно обострилась классовая борьба всех слоев трудящихся против эксплуатации, развернулось рабочее движение  за свержение капиталистического строя.

Специфически в России общий кризис капитализма отличался образованием особенно сложного узла противоречий, оказывающего воздействие на весь мировой исторический процесс. В отличие от более развитых капиталистических стран российское общество раздиралось противоречиями между его отжившей феодальной социальной структурой и развивающейся капиталистической системой общественных отношений, в частности между самодержавным государственным устройством  и буржуазными тенденциями. Более того, как во всех капиталистических странах, так и в России давали о себе знать внутрикапиталистические противоречия между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией, а также другие противоречия капитализма.

В целом российское общество испытывало на себе всю совокупность антагонистических противоречий, свойственных частнособственнической системе общественных отношений, проявляющихся в социальном неравенстве и несправедливости, классовом гнете господствующих групп над подчиненными массами, эксплуатации человека человеком.  Из-за сосредоточения всех  этих противоречивых тенденций  в России образовался мировой узел общественных противоречий  исторического развития человечества. 

Аккумулирование в России главного узла противоречий мирового исторического процесса свидетельствовало о том, что империализм способствовал глобализации всех противоречий капитализма и их обострению до крайних пределов. Прежде всего, основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов обрело всемирный масштаб  и стало закономерно обостряться по мере стихийного и неравномерного развития капиталистического производства.

Возрастающим обострением также были отмечены противоречия между трудом и капиталом, финансовыми монополиями и буржуазными государствами, империалистическими державами и зависимыми странами, отдельными коалициями капиталистических стран, различными группами международных монополий, монополистической  буржуазией и демократическим человечеством. В итоге нарастало обострение межимпериалистических противоречий, и надвигалась угроза мировых империалистических войн. Быстрый накал в начале XXвека таких разрушительных противоречий являл собой первый этап обострения общего кризиса капитализма.

В совокупности,  определяя  общую характеристику империализма, В.И. Ленин  считал, что капитализм достиг империалистической стадии  “лишь на определенной, очень высокой ступени своего развития, когда некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу” (Там же, с.385). Таким образом, империализм  оказался кануном социалистических революций, открывающих путь исторического движения человечества к бесклассовому обществу, прежде всего социализму.

На протяжении всего XXстолетия империализм закономерно развивался в направлении обобществления материального производства и обострения общественных противоречий во всемирном пространстве. Обобществление производства объективно определялось развитием материальных производительных сил общества на основе новых мировых достижений научно-технического прогресса. Вместе с тем гос

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме