04:30 07.02.2007 | Все новости раздела "КПРФ"

Проект закона "Об основных гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации", внесенный КПРФ

                                                                          Вносится депутатами Государственной Думы

А.В. Апариной, Н.А. Бенедиктовым, В.М. Видьмановым, Р.Г. Гостевым,  В.В. Гришуковым, А.С. Давыдовым, Н.Н. Езерским, М.М. Заполевым, Г.А. Зюгановым, Ю.П. Ивановым, С.В. Ивановой, В.И. Илюхиным, В.И. Кашиным, Ю.А. Квицинским, Б.Г. Кибиревым, А.П. Кондауровым, Н.И. Кондратенко, А.А. Кравцом, В.Е. Кузнецовым, О.А. Куликовым, В.А. Купцовым, А.Е. Локоть, А.М. Макашовым, Ю.Д. Маслюковым, И.И. Мельниковым, В.С. Никитиным, Н.А. Останиной,                  Т.В. Плетневой, В.Ф. Рашкиным, С.Н. Решульским, В.С. Романовым, П.В. Романовым, С.Е. Савицкой, Н.И. Сапожниковым, П.Г. Свечниковым, В.И. Севастьяновым, О.Н. Смолиным, С.В. Собко, В.А. Тюлькиным, Н.М. Харитоновым, Л.Н. Швец, С.И. Штогриным

                                                     

проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основных гарантиях оппозиционной деятельности

в Российской Федерации

          Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального  закона                                                                     

              Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права  гражданина на нахождение в оппозиции к государственной и муниципальной власти с целью обеспечения демократических принципов развития российского общества.

           Статья 2.Законодательство об оппозиционной деятельности

  Законодательство об оппозиционной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, федеральных конституционных законов, федеральных законов об общественных объединениях, о политических партиях, о некоммерческих организациях. Оно включает настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативныеправовые акты Российской Федерации инормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

   Статья 3. Понятие оппозиционной деятельности

   Оппозиционной деятельностью признается социально значимая правомерная деятельность граждан Российской Федерации, объединившихся для распространения взглядов и мнений, не совпадающих с позициями и решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предлагаются иные пути и средства разрешения проблем, стоящих перед обществом и государством.

   Статья 4. Право на оппозиционную деятельность

   1.  В    Российской    Федерации    гарантируется    право    граждан на оппозиционную деятельность, в том числе право беспрепятственно придерживаться своих   взглядов  и   убеждений,  свободно распространять   индивидуально   или   совместно   с   другими   свои взгляды и мнение в отношении решений и мер, подготавливаемых и принимаемых органами государственной    власти и органами местного самоуправления и их должностными лицами.

          2. Право гражданина на оппозиционную  деятельностьможет быть ограничено федеральным законом только в той мере и формах,    в    какой    это    необходимо    в    целях    защиты    основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Граждане не могут подвергаться принуждению или отказу от оппозиционной деятельности, а также не обязаны сообщать о своем отношении к ней.

Статья 5. Субъекты оппозиционной деятельности

1.Субъектами оппозиционной  деятельности  являются     граждане Российской Федерации, объединившиесядля ее осуществления.

2. Субъекты оппозиционной деятельности:

          участвуют в обсуждении и принятии решений повыдвижению и  поддержке гражданских инициатив, иных коллективныхдействий в соответствии с целями оппозиционной деятельности;

           используют при осуществлении оппозиционной деятельности свою символику  и   иные   средства  публичного  выражения мнений, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

          принимают  и  направляют  заявления,  резолюции  и  иныеобращения    в    органы    государственной    власти     и    органы    местного самоуправления,   Общественную  палату    Российской   Федерации, общественные объединения и иные органы  и организации, связанные  с   реализацией   конституционных   прав,   свобод   и   законных интересов граждан и общественных объединений;

         привлекают граждан и представителей средств массовойинформации  к  обсуждению  вопросов,  касающихся  соблюдения  свободы слова   и   реализации   права   граждан   на   распространение   информации  законным способом;

         используют иные не запрещенные действующим законодательством способы и методы деятельности.

           3.  Права  и   обязанности   субъектов   оппозиционной  деятельности  при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетированийопределяются      Федеральными    законами.     

          4. Никто не вправе принуждать граждан Российской Федерации вступать и пребывать в оппозиционных объединениях.

          5. Иностранные граждане,  лица  без   гражданства, иностранные юридические лица, зарубежные и международные организации не   могут  быть учредителями  и  участниками объединений, осуществляющих

оппозиционную деятельность,не вправе заниматься и оказывать финансовую поддержку оппозиционной деятельности на территории Российской Федерации.

          Статья 6. Основные принципы оппозиционной деятельности

          Оппозиционная деятельность в Российской Федерации осуществляется на принципах:

          1) законности;

         2) гласности;

         3) добровольности;

         4) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

         5) равенства     прав     граждан     Российской    Федерации     на    участие  в оппозиционной деятельности;

         1) равенства    прав    оппозиционных    объединений    при осуществлении оппозиционной деятельности;

          2) недопустимости пропаганды войны.

             Запрещается деятельность объединений, цели или действия которых направлены   на   осуществление   экстремистской   деятельности,   на насильственное     изменение     основ конституционного     строя     и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,   создание   вооруженных      формирований,   разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

         Защита идей социальной справедливости  и деятельность, направленная на защиту социальной справедливости не могут рассматриваться как разжигание    социальной розни.

          Глава  2.    Оппозиционная     деятельность    и     оппозиционные  объединения                                                                                                                                                                                                  

          Статья 7. Формы оппозиционной деятельности

         

           1.Оппозиционная деятельность может осуществляться в парламентской, муниципальнойи внепарламентской формах..

           2. Парламентская и муниципальная   оппозиционная деятельность, ее виды и  порядок осуществления определяются соответствующими   Регламентами и правовыми актами  Государственной Думы Федерального Собрания   Российской   Федерации   и   Совета   Федерации   Федерального   Собрания Российской    Федерации,    законодательных     органов государственной       власти       субъектов       Российской       Федерации       и  представительных органов местного самоуправления.

          3. Внепарламентская    оппозиционная     деятельность     осуществляется гражданами  в составе  общественных объединений, публично    заявивших    о    своей     оппозиционности путем   оценки решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления,  их должностных лиц, в том числе в средствах массовой информации,    а   также в ходе собраний, шествий, митингов, пикетирований и иных публичных мероприятий.

    Статья 8.  Объединения,     осуществляющие     оппозиционную деятельность

          1. Общественноеобъединение, созданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе осуществлять оппозиционную деятельность. Порядок перехода в оппозицию и особенности деятельности общественного объединения в качестве оппозиционного определяются Федеральным законом «Об общественных объединениях», федеральными законами и настоящим Федеральным законом.

          2. Объединение,    осуществляющее    оппозиционную    деятельность,является     добровольным,     самоуправляемым,     некоммерческимформированием граждан Российской Федерации, объединившихсяна    основе    общности    взглядов    для    совместной    реализацииоппозиционных и других целей, определяемых законодательными и другими актами.

         3. Объединение,    осуществляющее    оппозиционную    деятельность,может   выступать   в   формах:    организации,   движения,политической партии, парламентской (депутатской) оппозиции, атакже    иных    формах    в     соответствии    с    законодательствомРоссийской Федерации.

         4. Создание объединений, осуществляющих оппозиционную деятельность, и их структурных подразделений в аппаратах органовгосударственной    власти   и    органов   местного    самоуправления,воинских частях, государственных и муниципальных организацияхи учреждениях запрещается.

         Статья 9. Права  и  обязанности  объединений,  осуществляющих  оппозиционную  деятельность     

         1. Объединения, осуществляющие  оппозиционную деятельность вправе:  

        - выступать публично против решений и действий со стороны органов     государственной     власти     и     органов     местного самоуправления, их должностных лиц;

         - выносить      на      обсуждение      населением      альтернативные предложения     по     актуальным     проблемам     политической, экономической, социальной и правовой жизни общества;

         - получать    доступ    к     государственным    и    муниципальным средствам массовой информации; получать от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц мотивированные ответы и заключения на поставленные перед ними вопросы, внесенные предложения.

             2. Объединения,     осуществляющие     оппозиционную     деятельность, обязаны      соблюдать      Конституцию      Российской      Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Статья 10. Организация,     осуществляющая     оппозиционную  деятельность

          Организацией, осуществляющей оппозиционную деятельность, является добровольное объединение граждан Российской Федерации совместно распространяющих оппозиционные взгляды и мнения на политику государства, решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также предлагающих иные формы и методы решения экономических, социальных и правовых проблем.

           2. Организация, осуществляющая оппозиционную деятельность, строит свою работу на основе устава, принятого на общем собрании или конференции.    Постоянно    действующим     руководящим     органоморганизации  является  выборный   коллегиальный   орган   (правление,исполнительный    комитет),    подотчетный    общему    собранию    иликонференции.

             3. Исполнительные  органы государственной власти    Российской Федерации   или   ее   субъекта,   осуществляющие     в   соответствии  с законодательством  Российской  Федерации регистрацию общественных         объединений,         уведомляются       общественной организацией о начале оппозиционной деятельности с указанием направления этой деятельности и способов ее  осуществления.

          Статья 11. Движения,      осуществляющие       оппозиционную

                             деятельность                                                                               

          1. Движением, осуществляющим оппозиционную деятельность,      признается состоящее из граждан Российской Федерации массовое и  не      имеющее членства объединение, преследующее социально-экономические цели. 

          2. Высшим    руководящим    органом   движения,    осуществляющего оппозиционную деятельность, является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

         3. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или ее субъекта, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации   регистрацию      общественных         объединений, у в е д о м л я ю т с я   о б щ е с т в е н н ы м   д в и ж ен и е м    о начале оппозиционной деятельности с указанием направления этой деятельности и способов ее  осуществления.

           Статья 12.   Политическая   партия,    осуществляющая 

                               оппозиционную деятельность                                                                                         

          Политической     партией,     осуществляющей     оппозиционнуюдеятельность,  признается политическая партия, которая уведомила федеральный уполномоченный государственный орган об осуществлении оппозиционной деятельности. Решение о ведении оппозиционной деятельности принимается и отменяется органом политической партии на съезде политической партии или по поручению съезда иным руководящим  органом партии.

          Статья 13. Парламентская, муниципальнаяоппозиция

           Парламентская, муниципальная оппозиция - объединение депутатов (фракция, группа) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, которое не составляет   большинства в палате Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном  органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в представительном органе местного самоуправления и провозглашает себя оппозицией по отношению к проводимой политике парламентским большинством в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, в представительных органах государственной власти, в органах местного самоуправления.

 2.  Парламентской оппозиции (группе, фракции)     гарантируется:

 1) представительство в органах, образуемых и избираемых (формируемых) Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными органами государственной власти  субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления;

2) право внесения проектов законов и проектов других решений, а также участие в обсуждении и принятии решений указанными органами, организации и проведении парламентских мероприятий;

             3) освещение оппозиционной деятельности в средствах массовой информации и предоставление партиям, осуществляющим оппозиционную деятельность, одного часа эфирного времени в неделю в каждой из общероссийских и региональных организаций телерадиовещания, при том, что организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять указанное время политическим партиям для информирования ими граждан о своих целях и задачах, методах реализации целей и решения задач;

         4) объем еженедельной  печатной площади, предоставляемой для информации о деятельности одного оппозиционного депутатского  объединения не может отличаться от объема печатной площади, предоставляемой за тот же период для информации о деятельности любого другого депутатского объединения в соответствующем законодательном органе государственной власти более, чем на 15 процентов.

3. Порядок  деятельности  парламентской, муниципальной  (депутатской) оппозиции в палатах Федерального Собрания Российской   Федерации, в законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления регулируются Регламентами и иными нормативными правовыми актами  данных органов.

         Статья 14. Наименование    объединений,    осуществляющих

                           оппозиционную деятельность     

          1. Объединения, осуществляющие оппозиционную деятельность, имеют свои  наименования.  Наименование   объединения,   осуществляющего оппозиционную деятельность, должно отражать его организационно правовую    форму, которая предусмотрена  федеральным законодательством:

         - общественная организация;

         - общественное движение;

         - общественный фонд;

        - общественное учреждение;

         - орган общественной самодеятельности;

         - политическая партия.

           2. В наименовании объединения, осуществляющего  оппозиционную деятельность, как в полном,   так и в сокращенном, не допускается использование   наименований   иных   существующих   в   Российской Федерации политических партий, общественных объединений, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.

          3. В наименовании   объединения,   осуществляющего   оппозиционную деятельность,   допускается   использование  имени   и   (или)   фамилии гражданина,   а   также   слов    «Россия»,   «Российская   Федерация»   и образованных   на   их   основе   слов   и   словосочетаний, в порядке, определяемом федеральным законодательством.

          4. Запрещается   использовать   наименования    объединений, осуществляющих  оппозиционную деятельность,  которые  оскорбляют национальные, религиозные и расовые чувства граждан.

         Статья 15. Легитимация объединений, осуществляющих

                            оппозиционную деятельность   

          1. Объединения, осуществляющие оппозиционную деятельность, должны действовать легитимно и гласно. Письменное уведомление  о   начале   своей   деятельности объединения обязаны в месячный срок после принятия соответствующего собственного решения подать в исполнительный орган государственной  власти  Российской  Федерации,  либо  ее  субъекта, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации     регистрацию общественных объединений. Никакой      дополнительной регистрации объединений, осуществляющих оппозиционную деятельность, не требуется.

         2. Отказ в приеме уведомления документов, указанных в части настоящей статьи, не допускается   и   не   может  являться   препятствием  для  деятельности соответствующих   оппозиционных   объединений.    При отказе соответствующего государственного органа в приеме уведомления началом ведения оппозиционной деятельности считается день отправления уведомления по почте, в том числе и электронной почте или телеграфом.

           3. Объединения, осуществляющие оппозиционную деятельность, вправе в любое время отказаться от занятия ею, письменно уведомив об этом исполнительный орган государственной власти Российской Федерации или      ее      субъекта,      зарегистрировавший     в      соответствии      с законодательством   Российской   Федерации   данное       объединение.

          Глава 3. Государство и оппозиционная деятельность            

          Статья 16. Обязанности      государственных     органов     по

                            обеспечению   прав   оппозиционной   деятельности  в    

                            Российской Федерации

          Российская Федерация и субъекты Российской Федерации гарантируют поддержку на равных условиях всех общественных объединений независимо от ведения или отказа от ведения оппозиционной деятельности и не вмешивается в   оппозиционную   деятельность,  осуществляемую в соответствии с Конституцией и    законодательством Российской Федерации.

          Вопросы,  затрагивающие  интересы  объединений,  осуществляющих оппозиционную деятельность,  в предусмотренных законом случаях решаются  органами  государственной власти  и  органами  местного самоуправления   с   участием   представителей   от   соответствующих объединений или по согласованию с ними.

          Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, коммерческие организации независимо от форм  собственности,  должностные  лица обязаны в установленные законом      сроки   рассматривать   обращения  и   предложения оппозиционных организаций.

          Статья 17. Надзор и контроль за осуществлением оппозиционной   

                            деятельности

          1. Надзор   за   исполнением   настоящего   Федерального   закона осуществляют органы прокуратуры.

2. Контроль за функционированием организаций, движений и политических партий, осуществляющих оппозиционную деятельность, производится в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и Федеральным законом «О политических партиях».

         

         Статья 18. Ответственность   за   нарушение   законодательства   об оппозиционной деятельности             

        1. Объединения, осуществляющие оппозиционную деятельность,   несут ответственность за соблюдение настоящего Федерального закона.

       2. Объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом, оказались нарушенными, могут обратиться с жалобами и заявлениями в административные органы или суд о привлечении виновных к ответственности.

        3. Граждане Российской Федерации  и  объединения,  осуществляющие оппозиционную    деятельность,     не    могут    быть    привлечены к ответственности  за выражение и распространение своих политических идей и убеждений, не совпадающих с государственной политикой, решениями и действиями органов государственной власти и органовместного самоуправления, а также их должностных лиц.

          Статья 19.   Приостановление   и   прекращение   оппозиционной

                              деятельности

          Оппозиционная деятельность объединения может быть приостановлена соответствующим судом по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

          2. Оппозиционная    деятельность    объединений    в    случае    введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных субъектах     Российской     Федерации     запрещается и оппозиционная  деятельность граждан прекращается.

          3. Оппозиционная деятельность объединений может быть запрещена лишь по решению суда.

           Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального  закона

            Настоящий    Федеральный    закон   вступает    в    силу    со    дня    его официального опубликования.

         Президент

Российской Федерации




Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме