01:15 02.02.2007 | Все новости раздела "КПРФ"
В Конституционном суде РФ начинается слушание жалобы КПРФ о неконституционности ряда положений закона «О референдуме РФ»
6 февраля 2006 года в Конституционном суде РФ начинается слушание жалобы КПРФ о неконституционности ряда положений федерального конституционного закона «О референдуме РФ».
Напомню, что в апреле прошлого года в Москве была создана инициативная группа граждан РФ, инициировавшая начало проведения референдума РФ и предложившая на всенародный плебисцит 17 вопросов, затрагивающих наиболее острые вопросы в социальной и экономической сферах жизни страны, включая вопросы сохранения бесплатного медицинского обслуживания и образования; отмены нового Жилищного кодекса РФ; установления оплаты услуг ЖКХ на уровне, не превышающем 10% совокупного дохода семьи нанимателя; национализации нефтяной и газовой промышленности; установления запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения; введения прогрессивного подоходного налога на олигархов и т.д.
Однако 20 апреля Центризбирком РФ отклонил 15 из 17 вопросов, предложенных КПРФ, указав на существующие якобы законодательные запреты вынесенных на референдум РФ вопросов, связанных с финансовыми обязательствами государства. В июне 2005 года Верховный суд РФ не только подтвердил это решение ЦИК РФ, но и расширил трактовку закона, запретив вынесение на референдум вопросов, требующих затрат из бюджета на их реализацию.
Учитывая, что вышеуказанное толкование положений федерального конституционного закона (ФКЗ) «О референдуме РФ», данное ЦИК РФ и Верховным судом РФ, фактически поставило крест на организации и проведении юридически значимого референдума, КПРФ, отвечая на многочисленные обращения граждан РФ, возмущённых таким беспардонным нарушением их конституционных прав, инициировала проведение всероссийского опроса — Народного референдума граждан РФ.
При этом на Народный референдум были вынесены все 17 вопросов, предложенных московской инициативной группой. Кроме того, в ряде регионов на референдум были вынесены и дополнительные вопросы, касающиеся тех или иных региональных проблем.
При этом организаторы Народного референдума проявили чудеса изобретательности и инициативы при определении форм голосования, среди которых было и голосование бюллетенями, и сбор подписей, и закрытое голосование на собраниях и митингах, и поквартирный обход граждан.
В ряде регионов (Белгородской, Саратовской, Ростовской, Тверской областях, Республике Хакасия, Башкирии, Татарстане, Калмыкии, Еврейской автономной области и других) проведение Народного референдума наткнулось на жёсткое сопротивление со стороны органов государственной и муниципальной власти. Более того, ряд районных прокуратур и отделов внутренних дел попытались привлечь организаторов Народного референдума к административной ответственности. И только дружное сопротивление коммунистов этому беспределу сорвало эти замыслы.
Тем не менее результаты всероссийского опроса превзошли все ожидания, так как участие в нём приняло более 7 млн граждан РФ. При этом поддержка вопросов Народного референдума составила более 90% от числа проголосовавших.
Опираясь на результаты Народного референдума, Президиум ЦК КПРФ, а затем и мартовский Пленум ЦК КПРФ рассмотрели и внесли в правительство РФ и Федеральное собрание РФ пакет конкретных предложений, направленных на смену социально-экономического курса, проводимых в стране реформ, включая вопросы повышения заработной платы, пенсий и детских пособий, улучшения медицинского обслуживания граждан, борьбы с коррупцией и беспризорностью.
Кроме того, Юридической службе ЦК КПРФ ими было поручено подготовить заявление в Конституционный суд РФ с требованием признания ряда положений ФКЗ «О референдуме РФ» противоречащими конституции РФ.
Выполняя данное поручение, юристы партии привлекли ведущих специалистов РФ в области конституционного права, а также членов московской инициативной группы (Соловьёва В.Г., Лакеева В.И., Уласа В.Д.) и подготовили текст соответствующего заявления.
В этом заявлении указано, что запрет вынесения на референдум РФ вопросов, затрагивающих бюджет или финансовые обязательства государства, данный ЦИК РФ и Верховным судом РФ, противоречит конституции России, поскольку практически полностью лишает граждан права на участие в референдуме, так как нет ни одного вопроса государственной жизни, решение которого было бы возможно хотя бы без минимальных государственных расходов. Особенно циничной, на наш взгляд, становится позиция ЦИК РФ и Верховного суда РФ при оценке вопросов референдума на предмет необходимости их финансирования из бюджета в случае проведения сравнительного анализа отклонённых и признанных ими законными вопросов. Так, ЦИК РФ признал соответствующим ФКЗ «О референдуме РФ» вопрос, связанный со смешанной системой выборов депутатов Госдумы РФ (50% по партийным спискам, 50% — по одномандатным округам), несмотря на то обстоятельство, что, по расчётам самой же ЦИК, эта система примерно на 450 млн рублей дороже для госбюджета, чем выборы только по партийным спискам.
На мой взгляд, именно этим примером особенно ярко подтверждается факт двойных стандартов, применяемых ЦИК РФ при оценке «удобных» и «неудобных» для «партии власти» вопросов, предлагаемых оппозицией для вынесения на референдум РФ.
Кроме того, заявители от КПРФ указывают на тот факт, что порядок формирования ЦИК РФ и его место в системе государственных органов не позволяют ему квалифицированно и обоснованно делать выводы по вопросам необходимости финансирования решений референдума РФ.
КПРФ обращает внимание Конституционного суда РФ и на то обстоятельство, что после принятия конституции РФ (в 1993 году) в России не было проведено ни одного референдума. А после принятия (голосами депутатов «Единой России» + ЛДПР) новой редакции ФКЗ «О референдуме РФ» даже не было создано и зарегистрировано ни одной инициативной группы по его проведению, что, безусловно, на наш взгляд, свидетельствует о том, что конституционное право граждан на участие в управлении делами государства путём проведения референдума РФ в «демократической» России превратилось в сплошную фикцию.
По имеющейся у нас информации, решение по жалобе КПРФ будет принято на пленарном заседании всего состава Конституционного суда РФ под председательством его главы В.Зорькина.
Основными докладчиками по делу выступят Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ И.И.Мельников, секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам В.Г.Соловьёв, первый секретарь МГК КПРФ В.Д.Улас.
В качестве экспертов участие в судебном заседании примут доктора юридических наук А.И.Лукьянов, В.И.Илюхин, Ф.М.Рудинский.
Кроме того, заявителями будет заявлено ходатайство о допросе в качестве свидетеля профессора д.ю.н. Е.И.Колюшина и к.ю.н. О.К.Застрожную — членов ЦИК РФ.
По предварительной информации, интересы Госдумы в Конституционном суде будет представлять Е.Мизулина, а ЦИК РФ — О.Вельяшев.
В адрес авторов жалобы Конституционным судом РФ уже направлены копии экспертных заключений из ЦИК РФ, Минфина РФ, МГУ, МГЮА и других авторитетных организаций. И хотя по ряду положений «независимые» эксперты не согласны с заявлением, тем не менее по главному вопросу, например, эксперты Независимого института выборов согласились с позицией заявителей: «Принцип, когда на референдуме можно принимать только те решения, которые не повлекут никаких бюджетных расходов, способен необоснованно ограничить круг вопросов референдума, умалить его роль как высшего непосредственного выражения власти народа и ограничить права граждан на его проведение, что грубо нарушает ст. 3 и 32 конституции РФ».
Таким образом, битва за референдум как высшую форму проявления власти народа между трудящимися и действующей буржуазной властью вступает в свою завершающую стадию. Какую позицию в этой схватке займёт Конституционный суд РФ, покажет ближайшее время.
В.Г. Соловьев,
секретарь ЦК КПРФ,
руководитель
Юридической службы ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |