20:00 20.12.2006 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И.Кашин: Программа новая, а курс прежний

Выступление В.И.Кашина на правительственном часе в Госдуме по вопросу "О реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ (2006-2008 годы)"

         Программа социально-экономического развития среднесрочная или краткосрочная – это всегда этап реализации долгосрочного социально-экономического курса власти. Есть ли такая программа у России, одобренная ее народом, как единственного суверена власти? К сожалению, такой программы нет. Но есть итоги 15-летнего «демократического» правления от Гайдара до Фрадкова.

Сказать, что разрушение великой державы шло без плана, было бы не верно. Был и есть этот план превращения России в сырьевой придаток, разработанный новой властью в тесном сотрудничестве с МВФ. Международным банком развития и реконструкции и другими враждебными нашей стране структурами. Даже отработан механизм, как бороться с теми, кто выступает против поработителей России. Сегодня хорошо известны и авторы так называемой приватизации, и душители прав и свобод человека, и авторы проектов типа «суверенной демократии», других планов построения дикого капитализма.

В основе «шоковой терапии» экономики России находилась идея дробления народнохозяйственного комплекса страны, якобы, в интересах повышения эффективности общественного производства. Но за 15 лет экономика страны и ее социальная сфера так и не достигли уровня 1990 года. Более того, по многим показателям они откатились на несколько десятилетий назад. Потери России в 1990-х годах превысили экономические потери США во время великой депрессии. Уничтожены целые отрасли промышленности (автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, авиастроение, приборостроение, электронная промышленность, легкая промышленность и др.), в коматозном состоянии находится сельское хозяйство. В этом зале можно еще раз привести, как пример злого умысла власти по уничтожению российской деревни, – это не принятие в течение 3-х лет закона «О развитии сельского хозяйства». Сегодня, в конце концов, большинством депутатов «Единой России» будет принят во втором чтении этот закона, но это выхолощенный вариант, превращенный в закон-пустышку.

Уничтожение экономики продолжается и сегодня, в том числе путем банкротства предприятий. В 2006 году в России подверглись банкротству около 84 тысяч предприятий. На селе обанкрочено более 6 тысяч хозяйств. Банкротят лучшие предприятия, включая предприятия оборонного значения. Достаточно назвать Омский завод транспортного машиностроения, выпускавший новейшие танки типа Т-80, или серийный завод «Авангард» в г.Арзамас-16, изготавливавший ядерные заряды, уничтожены автогиганты ЗИЛ, АЗЛК, Подольский механический завод, «Красное Сормово», сотни других флагманов советской экономики. Подают сигнал SOSтульские оружейники. Принимая во внимание масштаб, а также особое значение объектов банкротства, имеются основания полагать, как заявил недавно руководитель ФСБ Патрушев, подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики РФ стимулируется, в том числе, за счет иностранного капитала.

Набирает обороты такое явление, как рейдерство или недружественное поглощение предприятий. Сегодня это не только продолжение криминального передела собственности, но и одна из самых прибыльных форм «бизнеса».

Единственное, что реализуется правительством ударными темпами – это выкачивание из недр невосполнимых природных ресурсов – нефти и газа. При этом деньги за вырученные энергоносители используются не в интересах собственной страны, ее экономики и населения, а складируются в золотовалютных резервах, в Стабилизационном фонде и размещаются в иностранных ценных бумагах, поддерживая тем самым чужую экономику. Российская экономика продолжает в решающей степени зависеть от экспорта топливно-энергетических ресурсов и, следовательно, от конъюнктуры цен в этом сегменте мирового рынка. Это является одним из источников потенциальной дестабилизации экономики России.

Крайне низкий уровень использования научных достижений в производстве, отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяют российской экономике эффективно конкурировать в тех высокотехнологичных отраслях, которые еще продолжают свое существование. Доля нашей страны в мировом наукоемком экспорте сегодня не превышает половины процента. Доля США – 36, Япония -30, Германия – 16, Китай – 6%.

Проведенное реформирование естественных монополий не дало сколь-ни­будь ощутимых результатов ни в объемах производства, ни в притоке инвестиций. А нашумевшие разбирательства вокруг проектов Сахалин-1, Сахалин-2 еще раз показали истинную сущность проводимой правительством политики в природном комплексе, как хищнически, воровскую, экологически опасную.

         Если учесть, что за время реформ население было несколько раз ограблено, начиная от «прихватизации» госсобственности и обесценивания сбережений населения и заканчивая дефолтом 1998 года, то становится неудивительным, что страна со второго места в мире по качеству жизни опустилась до уровня слаборазвитых стран.

Угрожающей остается демографическая ситуация, характеризующаяся крайне низким уровнем рождаемости  и высокой смертностью. Ежегодно численность населения страны уменьшается примерно на 800 тысяч человек, что реально представляет угрозу национальной безопасности России. Многие эксперты считают, что за годы «реформ» совокупные человеческие потери России сопоставимы с потерями во 2-й мировой войне и даже их превосходят.

Демографический кризис в России имеет два измерения: общая убыль населения по всей стране и отток населения из ее отдельных частей. Особенно волнует положение в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Отсюда продолжается устойчивый отток населения. Согласитесь, что огромная территория, располагающая несметными богатствами при убывающем населении, создает проблемы территориальной целостности страны, ее безопасности. Одним из таких последствий является уже сегодня ощутимая нехватка квалифицированных рабочих кадров. В нашей стране квалифицированные рабочие кадры составляют только 3% от общего числа наемных работников, а на Западе их 50%.

Несоответствие между конституционными гарантиями медицинской помощи, образовательными стандартами, мерами социальной поддержки и выделяемыми финансовыми ресурсами не обеспечивают доступность и качество медицинских и социальных услуг, образовательного процесса и имеют негативные последствия не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.

По признанию самого Правительства РФ на сегодня неэффектив­ными остаются важнейшие институты государства – государственный аппарат, судебная и правоохранительная системы, которых захлестнула бацилла коррупции.

Безусловно, необходимо видеть и робкие попытки со стороны Президента изменить ситуацию к лучшему в последние годы. Об этом сегодня в какой-то мере говорил и отчитывающийся заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков. Но все эти попытки  торпедируются оголтелыми упреками из-за рубежа, действиями 5-й колоны. Скажите, кому были нужны 122, 131 законы, Лесной, Водный и Жилищный кодексы и другие антиконституционные законы? Торпедируется реализация национальных проектов. Почему вместо доступного жилья – получили дорогущее, а в квартирах и в коммунальной сфере – отрицательную температуру и отключение электроэнергии. О доступности медицины все уже сказал М.Зурабов и его воровской фонд медицинского страхования. Эксперты считают, что 50% реализуемых лекарств – контрафактные и фальсифицированные. Выводы делайте сами, сколько наших граждан пострадало от этого зелья. В России 2,5 тысячи оптовых продавцов лекарств. В Англии, например, их всего лишь 4, а во Франции – 3. Это позорище для правительства и профильного министерства.

О селе многострадальном уже и говорить не приходится. Выделенные копейки в рамках нацпроекта – это мертвому припарки. Поучитесь, господа, у Белоруссии, Китая, загляните в США, а лучше – в нашу великую историю. Прислушайтесь к тому, что говорят ученые РАН, РАНСХ. Что вы выскакиваете, как чертята из табакерки: то холдинги вам подавай, то столыпинский отруб, то некрасовскую несжатую полоску. Опомнитесь, на дворе 21-й век. Ни сохой, ни лопатой, ни батраками продовольственную проблему не решить. Вчера только отмечали 100-летие Л.И.Брежнева, давайте возьмем его программу решения продовольственной проблемы, уверяю вас, все получится.

Правительство все еще находится в плену доктрины о том, что рынок сам все отрегулирует. Ни в одной стране, которая не хочет уничтожить свою экономику, эта доктрина не может быть осуществлена.

         Казалось бы, при такой ситуации, правительство должно было предложить программу чрезвычайных мер по выводу страны из кризиса. Что же мы имеем на самом деле? Надо прямо сказать, ничего нового. Все те же заклинания о высоком и обременительном вмешательстве государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов, о высокой доле нерыночного сектора, о недостаточных темпах реформирования систем образования, здравоохранения, ЖКХ, все те же намерения копить золотовалютные запасы, наращивать объем Стабилизационного фонда и т.д. Т.е. предлагается, по крупному счету, все та же политика бездумного внедрения так называемых рыночных отношений и перенесения всей тяжести реформ на плечи населения. Самое удивительное в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 года «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» является то, что она фактически не содержит ни одной контрольной цифры, по которой можно было бы судить о достигнутых результатах ее реализации. Вся Программа – это как бы свод некоторых «хотелок» Правительства, которые ничем не подкреплены, ни объемом финансирования, ни указанием ответственных министерств и ведомств или сроков выполнения этапов реализации Программы. Сплошное словоблудие, местами напоминающее худшие образцы ненаучной фантастики. Как говорится, новые времена – новые фантазеры. Спросить за реализацию этих самых «хотелок» не с кого, да и не понятно, что спрашивать. В таком же духе недавно здесь отчитывались Христенко, Чубайс и Кириенко. Они откровенно признались, что в течение 15 лет ничего не делалось, а вот теперь надо что-то делать. Позволительно спросить: а вы, господа, в эти годы, какие должности занимали? Вы же сидели в самых высоких государственных креслах. Так, где ваше место должно быть сегодня за разрушение и ничего неделание?

Приведу несколько примеров из среднесрочной программы, по которой сегодня отчитывается правительство.

Образование.Кто может сказать, чем закончится намерение правительства «перейти от управления общеобразовательными учреждениями к управлению образовательными программами»? Или как понимать намерение «расширить число организаций, реализующих образовательные программы, путем привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций»? А как вам вот такое предложение правительства: «Провести оптимизацию сети учреждений профессио­наль­ного образования путем интеграции учреждений и формирования дифферен­цирован­ной федерально-региональной структуры организаций образования»? Бред, - скажете вы, - и будете совершенно правы.

Здравоохранение.  Несмотря на провал страховой медицины, программа по-прежнему видит в ней панацею от всех бед. Правительство планирует преобразовать значительную часть медицинских учреждений в некие автономные учреждения параллельно с отказом от принципа содержания медицинских учреждений в пользу принципа оплаты объемов оказания медицинской помощи. Много чего написано в программе, но результаты говорят о другом. По итогам 9 месяцев текущего года население России еще сократилось почти на 450 тысяч человек. Только за счет отравлений умерло 23 тысячи россиян.

О провале программы «доступное жилье» я уже говорил. Утопией при нынешнем положении выглядит намерение правительства добиться к 2010 году ввода 70-80 млн. кв. метров жилья. И, прежде всего потому, что разрушена строительная индустрия и производство стройматериалов. Столь же утопично выглядит и утверждение правительства, что к 2010 году 30% населения страны будет иметь доходы, позволяющие приобрести стандартную квартиру. Правда, при этом не говорится, что имеется в виду под определением «стандартная квартира».

Говорил я и о бедственном положении в сельском хозяйстве. Ничего существенного в программе правительства не предлагается ни по одной из острейших проблем села (диспаритет цен, обеспечение техникой, удобрениями и т.д.) За 9 месяцев 2006 года поголовье крупного рогатого скота еще сократилось на 2,2 процента, в том числе коров – почти на 4 процента, сократилось производство мяса и молока.

Издевательски изложен в программе раздел, посвященный сокращению масштабов бедности и развитию социальной помощи.  Весь смысл сводится, по сути, к проведению мониторинга бедности, хотя власть прекрасно знает, что уровень бедности в России – это уровень бедности в Судане, где обширные районы охвачены голодом. Все остальное изложено в духе пожеланий – «необходимо существенно повысить», «должно быть существенно снижено», «требуется система помощи нуждающимся» и т.д. и т.п. без какой-либо конкретики.

Не буду больше углубляться в анализ правительственной программы, поскольку это не программа, а филькина грамота, которую стыдно кому-либо показать, но по которой легко отчитываться. На наш взгляд, столь серьезный документ должен иметь глубокую проработку и приниматься в виде федерального закона, обязательного к исполнению. Фракция Компартии считает, что в нынешней ситуации программа социально-экономического развития страны должна носить мобилизационный характер с выделением первостепенных приоритетов, каковыми должны стать национальные интересы, модернизация промышленности, усиление роли науки, сохранение народа и повышение его благосостояния.  И такая программа у нас есть. Мы считаем, что без усиления государственного регулирования при поддержке большинства народа стране не вырваться из тисков системного кризиса, который поразил все сферы деятельности нашего общества при неизлечимо больной экономике. Нужна смена социально-экономического курса в интересах России, русского и всех коренных народов страны, а не кучки олигархов.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме