13:48 21.11.2006 | Все новости раздела "КПРФ"

Стенограмма "круглого стола" фракции КПРФ на тему "О совершенствовании налогового законодательства в сфере природопользования"

Здание Государственной Думы. Малый зал.

16 ноября 2006 года. 15 часов.

 

Председательствующий. Уважаемые коллеги, товарищи! Будем начинать нашу с вами работу, работу "круглого стола" в Государственной Думе.

Я должен сказать, "круглые столы", парламентские слушания - это одна из серьёзнейших форм, которая позволяет депутатам Государственной Думы, особенно фракциям, работающим в оппозиции, иметь общение с общественными организациями, с наукой, с депутатами всех уровней. Эта форма очень серьёзная. И наша фракция, фракция КПРФ, уделяет этим формам работы законотворчества самое серьёзное внимание.

И не случайно сегодня мы темой нашего "круглого стола" определили вопрос, от которого зависит жизнь всего нашего общества, судьба нашей России. Речь идёт о совершенствовании налогового законодательства в природной сфере. Вопросы эти наиважнейшие, в связи с тем, что в настоящий период времени именно бюджет нашей страны формируется львиной своей частью за счёт недр, за счёт природных ресурсов.

Если назвать две цифры, то они следующего плана. 39 процентов доходной части бюджета мы получаем сегодня от природных ресурсов. И почти 50 процентов расходной части бюджета мы получаем из той тематики, которую сегодня с вами собрались обсуждать.

Для богатейшей страны, наша Россия, богатая на недра, на природные ресурсы, вопрос добычи, неистощительного пользования природными ресурсами, вопрос архиважный. Если судить о той характеристике этих богатств, мы вам специально сегодня, уважаемые товарищи, коллеги, раздали материалы. И у меня нет необходимости подробно останавливаться на этих составляющих характеристиках. Но вместе с тем, мы хотим сказать, что водные запасы нашей с вами державы, они оцениваются в десятки триллионов рублей.

Более 23 триллионов рублей - это существенная составляющая.

Мы с вами, имея 23 триллиона, имею в виду ту часть, когда говорим о стоимости воды, которая сегодня превышает иногда во многих странах стоимости нефти. И дефицит сегодня воды на планете ощущается даже исходя из той характеристики, что ежечасно на планете умирает огромное количество людей из-за недостатка воды, из-за недостатка. Я не говорю уже о качестве питьевой воды.

И страна, которая занимает 20 процентов только через пресную воду, которую имеет наш Байкал, к этому вопросу, конечно, должна относиться бережно и самым серьёзным образом. В этом плане мы, депутаты фракции КПРФ видим серьёзные изъяны и в Налоговом кодексе, и  в Водном кодексе, которые не прописывают многих системных вещей, связанных с качеством воды, с охраной водных объектов. И в этом плане у нас есть самые серьёзные предложения для совершенствования законотворчества на этом направлении.

Вторая, не менее важная составляющая, это проблема леса. Наша с вами держава имеет в своей территории 2/3 лесных массивов, то есть страна покрыта на 2/3 лесом. И если говорить о той серьёзнейшей составляющей экономической, экологической, в международном плане, она высочайшая. Она высочайшая.

И если говорить об экономике, даже в революционной России наша страна более 40 процентов имела международной торговли лесом.

И если говорить о добыче мировой, то более девяти процентов и в советский период времени эти показатели были уникальными, с точки зрения неистощительного использования лесных ресурсов. Строились заводы в глубокой переработке наших запасов древесных. Строилась, и охранялась и воспроизводилась лесная функция достойным образом.

И мы сегодня видим, что те прибыли, которые получала наша страна от леса, она была, в этом плане эта величина второй после нефтяной отрасли. Мы видим, что сегодня в этом направлении самая несовершенная составляющая сегодня. Мы видим и экономическую ущербность. И мы видим, что сегодня плата за древесину на корню составляет всего около семи процентов стоимости даже вот дерева или кубометра леса, не пиловочного. И когда мы рассматриваем экономическую составляющую, мы видим, каким образом сегодня мы отстаём, с точки зрения снятия кубометра леса с гектара, и с точки зрения стоимости производимой древесной продукции в сравнении с мировыми показателями.

Если у нас эти показатели по стоимости на уровне 64-65 долларов переработаны за кубометр, а доля переработки крайне низка, то взять Канаду или Финляндию, то мы увидим, эти показатели шестикратно имеют увеличение. То есть более 400 долларов. И мы видим, что сегодня та налоговая система, которая складывается в лесу, она несовершенна. Она требует самых серьёзных изменений, и подходов этих изменений с тем, чтобы стимулировать наши соответствующие платежи, которые сегодня с новым Лесным кодексом появились. Но в этом плане мы внимательно должны рассматривать эту составляющую платежей. Смотреть, исходя из действительно региональных особенностей, из особенностей качества древесины, из систем производящих, которые решают большие социальные воспроизводящие функции в лесу. То есть не наломать здесь дрова, мы обязаны, соблюдая вот систему совершенных платежей продуманную, чтобы в этом плане мы с вами имели соответствующие результаты, исходя из изменения той системы платежей, которая есть. Но в пользу снова таки тех функций, которые лес выполняет, как общегосударственное федеральное достояние.

Мне хотелось бы в этом плане, говоря об этих двух составляющих, сказать особенно об экологическом ресурсе. Этот ресурс всегда должен быть на уровне или даже превышать, как это в мире существует, экономические приоритеты.

Два слова буквально о нашей матушке Земле, поскольку все недра, безусловно, находятся на Земле. И само выполнение систем охраны наших земель, продуктивное их использование, качественного содержания нашей пашни, сельскохозяйственных угодий это особый приоритет государства. У нас за последние годы с вами в этом направлении сложилась критическая ситуация. 32 миллиона гектар сегодня заброшенных земель, зарастают бурьяном, кустарником. У нас сегодня появились первые в Европе пустыни в районе Калмыкии. Первые пустыни появились.

Под 60 миллионов гектар сегодня земель российских, русской земли подвержены деградации. И эти процессы, по существу, сегодня не регулируются, не управляются государством. А государство, к сожалению и несчастью, всё больше думает, как уйти от функций, регулирующие природный комплекс. Отдать это в регионы, а скорее это в частные руки, бизнесу, в том числе иностранному, не отвечая за эти системные составляющие. А ведь они взаимоувязаны. Здесь нет необходимости ещё раз говорить об этой гео-, био-, экосистеме.  Потому что нормальные люди, которые занимаются природным ресурсом, это хорошо понимают. Это среда места обитания людей.

И в этой связи сегодня те страшилки, которые появились, исходя из последней информации Министерства экономического развития здесь у нас, на "правительственном часе", когда выступал Греф, который сказал, что министерство за полтора года решило вопрос кадастрового исследования земли. Вся, по большому счёту, наука сегодня улыбается, исходя из этого заявления. Но они действительно сделали, не основываясь, по существу, на тех системных показателях, которые обязаны присутствовать при землеустройстве и кадастровой оценке участка земли. Это произошло вот так огульно, это произошло, исходя из поставленных конкретных задач в связи с тем, что это закон, земельный закон местного самоуправления. А там нет средств. Вот так прикинули, сколько надо сегодня, во сколько раз надо увеличить земельный налог, чтобы, извините меня, изъять последние гроши у пенсионера, у работающего человека, тех, кто имеет сегодня участки дачные. А таких у нас с вами почти 40 миллионов семей, кто имеет эти участки.

Я специально, готовясь к сегодняшнему совещанию, посмотрел земельный налог, который по кадастровой оценке будет в ближайшем Подмосковье. В десятки раз увеличивается плата, налог за землю, на нашу сотку в десятки раз. И это не ... это усреднённые показатели. Почти 900 рублей - по Одинцовскому району. Около 700 рублей - по Красногорскому району. По Ленинскому району показатели близкие к этому. Но это усреднённые показатели по сельскохозяйственным землям. А когда речь пойдёт о дачном участке, это десятикратное увеличение возрастёт.

А если говорить о промышленных предприятиях, то мы сегодня видим, усреднённые данные, это 60 тысяч рублей за сотку. От 40 до 60 тысяч. Даже и больше.

И вот имея в виду, что сегодня в бюджете нашем с вами, российском федеральном, 48 миллиардов рублей налог на землю составляет. А вот эта вся страшилка приведёт к тому, что люди просто будут забрасывать свои эти дачные участки 60-соточные и 15-соточные. Потому что параллельно с этим нарастут платежи за недвижимость. За тот же садовый домик, за тот же домик, который должен по идее самортизировать. Мы сегодня видим, что жировки приходят, почти на 50 процентов увеличение стоимости за то имущество, которое было два-три года назад у человека.

То есть здесь много системных вещей, которые, если не остановить сегодняшний разгул на этом направлении, приведут к тому, что уже будет не 32 миллиона гектар заброшены земли, а добавятся ещё десятки миллионов гектар. Совершенно не решены вопросы, связанные с земельным налогом по паям, по этим земельным долям. Мы видим, что сегодня село находится в такой ситуации, когда, по существу, надо освободить его от налога. И больше будет пользы, когда через объём продукции, через решение самых главных задач будут решены бюджетные составляющие, системные вещи наполнения бюджета по всей вертикали через производство продуктов питания, сельскохозяйственного сырья. Для этого назревшая проблема сегодня для сельского хозяйства. Если мы хотим действительно не по 50-70 процентов завозить сегодня продуктов питания, имея такие сегодня налоговые системные платежи, а производить здесь у себя качественную продукцию, заниматься развитием села.

Нам очень важно сегодня обсудить, и в этом плане мы подготовили соответствующие свои предложения. Они вам розданы. И мы, обсудив сегодня их, будем обязательно добиваться через законы, принятие законов, поправок к законам наших вот этих предложений. Мы сегодня, безусловно, исходя из важности недропользования, из важности общей экономической, экологической по сложившейся ситуации в недропользовании, особенно углеродного сырья, особенно выделяем эту составляющую, а также твёрдых минералов через золотодобычу. Мы хотим эти вопросы посмотреть отдельно, исходя, ещё раз подчёркиваю, из того, что именно нефть, газ сегодня, другие недра формируют в значительной степени, я называл эти цифры, наш бюджет. И здесь мы видим, что сложилась тоже ненормальная ситуация, особенно, когда речь идёт о соглашении по разделу продукции, об этих проектах Сахалин-1 и Сахалин-2, и Харьянинское соглашение, и другие, которые могут состояться. Ни экономическая, ни экологическая ситуация не даёт нам возможности спокойно созерцать разворовывание российских недр, уничтожение экологической составляющей.

Мы послушаем специальные ещё на этих направлениях сообщения, я лишь хочу только подчеркнуть и выступал с этим вопросом на "правительственном часе" после выступления двух министров, и говорил об этом. И представьте, осуществление, допустим, одного только проекта Сахалин-1, которое даёт в сумме 323 миллиона тонн нефти, добыча составит, и под 460 миллиардов кубов газа, и если сложится такая ситуация, которая сложилась в последние 6-7 лет, когда Россия всего получает от этой ситуации, отправляя нефть за рубеж, всего 14 процентов. А экологический ущерб, на триллионы рублей доходит, когда уничтожаются сотни рек, биологические ресурсы, водоводы, когда целые города ставятся в такое унизительное состояние, когда наши рабочие получают копейки, которых абсолютно недостаточно для того, чтобы обеспечить свою семью в этих крайне сложных условиях.

И мы считаем, что это просто будет бедствием, и богатейшая страна, имея такие ресурсы, будет наибеднейшей. Это я только по одному Сахалину-1 привел данные, а если посмотреть на все эти три проекта? А если на Т-30, которые подразумевает это соглашение? И само соглашение по сути своей, оно, по существу, вне рамок российского закона было принято, не было проведено ни конкурса, ни аукциона. И с этим надо разбираться здесь в Государственной Думе и профильным комитетам, и правительству, в конце концов! Потому что, если так дело дальше пойдёт, то страна лишится многого, страна лишится многого.

Все видели эти картинки, которые при посещении Трутнева при освоении проекта Сахалин-2 прошли все телеэкраны, видели эти бедствия, видели эти страдания нашей природы. Это не годится.

И в этой связи совершенно другим должно быть и налогообложение, которое бы стимулировало составляющие нашей страны, как это было при решении вопросов, которые решались в советское время при создании совместных предприятий. Допустим, "ВьетСовПетро", когда через освоение этого месторождения нашими специалистами вместе с вьетнамскими, львиную долю бюджета получает страна - Вьетнам, и мы получаем достаточно средств в сравнении с другими унитарными предприятиями от этого одного предприятия.

Мы, уважаемые коллеги, хотим ещё и ещё раз обратить внимание и на ту прибыль, которую получают наши компании нефтяные. Не только сегодня бедствием является то, что работает через эти соглашения - СРП, но и наши компании, прибыль которых сегодня доходит свыше 40 процентов. Во Франции, в любой другой стране в европейской, которая занимается подобным промыслом, извините меня, уровень 15-18 процентов прибыли. Если мы только сократим вот эту составляющую до этого международного стандарта, мы будем в год иметь более 500 миллиардов дополнительно рублей.

И это хватит для того, чтобы решить наши проблемы годовые и по развитию села. Это хватит для того, чтобы решить проблемы и в образовании, и в здравоохранении, и в науке, потому что выделяются копейки на то же развитие села, леса, воды, около 1 процента расходной части бюджета.

Эти слабые национальные проекты, которые никак нельзя назвать теми программными документами или системными вещами, которые могли бы Россию вытащить вот из этой провальной ямы.

Нас также волнует, что та, сложившаяся налоговая система по остаточному принципу финансирования и сбора налогов для регионов, значит, в сравнении с центром, это никуда негодная практика.

Почему сегодня те территории, которые располагают этими богатствами, которые находятся в сложных экологических условиях, при добыче этих богатств, ничего по существу не имеют от этих недр? Это не годится. Они не могут исполнить своим бюджетом те обязательства.

А синдром работы всего экономического сообщества и бизнеса в двух наших городах, двух столицах, так называемых, в Питере и в Москве. Для огромной территории России, для огромной России, это вообще бедствие, мы считаем. Как вот сейчас "Сибнефть", когда была перерегистрирована в Санкт-Петербург, все платежи пошли сюда. И миллиарды рублей сегодня потеряли сибирские города. В особом положении Омск находится, и другие крупнейшие наши города-миллионники. Это не годится, это не годится.

По золотодобыче. То же самое, сложившаяся налоговая система сегодня, за последние годы только разорила 160 предприятий, золотодобывающих. Уже до 68 тонн всего осталось, добыча золота. Страна в этом плане имеет серьёзнейшие запасы, в сравнении с другими странами мира. А вот сократила. 120 тонн получали, добывали золота до 1990 года. И вот такое сокращение.

И сегодня те, там, ... средства бюджета на эти предприятия, где уже доносили оборудование, где уже на грани банкротства остальные 400 предприятий находится. Это всё системные вещи, раскрученной сегодняшней налоговой политики. Это не годится. Это тот инструмент, который должен, в принципе, безусловно, исходя из мировых цен на недра, формировать бюджетную систему. Но он должен думать, в первую очередь, о социальной составляющей, о том, чтобы предприятия развивались, чтобы они имели соответствующий технический уровень, чтобы они были конкурентоспособны, с точки зрения технической, в первую очередь, через себестоимость и другие, те показатели, которые определяют конкурентоспособность наших предприятий. И, конечно, зарплата у наших людей.

Сегодня здесь вот присутствует группа нефтяников. Мы уже встречались с ними. Они приехали сюда в Москву сказать, что те гроши, которые они получают сегодня, обслуживая, в том числе иностранные компании и наших, как говорится, значит, миллиардеров долларовых, капиталистов новых. Они на свои копейки не могут содержать свои семьи, находясь в условиях Севера, в условиях сложных климатических условий, в условиях экологически достаточно сложной обстановки. Люди наши находятся в таком состоянии. С ними не хотят говорить, не хозяева, так называемые, не власть, так называемая. А только устраивают политические партии и другие структуры вот на левом фронте, строят дикий капитализм, извращённый причём, ограбив народ, разворовывая наши природные ресурсы. А толпятся все слева. Всё о социализме рассуждают. Вы идите туда. Вы эти законы принимаете. Вы создаёте эти налоговые механизмы, которые разоряют наши предприятия. Вы создали то, что нищим сделали наш народ этой политикой. Вы утаскиваете в Стабилизационный фонд несколько триллионов для развития западных экономик и не думаете о своих предприятиях, даже которые работают сегодня на недропользование. Не думаете ни о технике безопасности, ни о людях, ни о кадрах, которые должны работать на этих промыслах. А выстраиваете сюда, обманываете снова людей.

Исходя из этого, уважаемые коллеги, друзья, товарищи, мы подготовили, фракция, по основным направлениям природопользования, наши серьёзные предложения. Я частично на них остановился. Наши товарищи и вы дополните то, о чём я говорил.

Сейчас я бы хотел представить коллег в президиуме, кто сидит. Значит, Николай Васильевич Арефьев - заместитель председателя Государственной Думы Астраханской области, так называется эта Дума.

Здесь у нас Сергей Васильевич Собко - заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Николай Иванович Сапожников - заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.

Здесь у нас присутствуют наши товарищи из различных общественных организаций, наука, молодёжные наши структуры, наши аграрники во главе с Селезнёвым Александром Ивановичем, Агропромсоюз, наши профсоюзные активисты, наши военные, руководители садовых товариществ.

Слово для выступления предоставляется Николаю Васильевичу Арефьеву. Пожалуйста, Николай Васильевич.

Арефьев Н.В. Спасибо, Владимир Иванович.

Уважаемые участники "круглого стола"! Когда речь заходит о природных ресурсах, мы должны, прежде всего, отдавать себе отчёт в том, что природные ресурсы вполне исчерпаемы, и уже недалёк тот день, когда будет добыта последняя тонна нефти, последний кубометр газа. Поэтому, исходя из этого, мы и должны вести разговор, как наиболее рационально, как наиболее эффективно использовать этот природный дар с наибольшей пользой для страны и для своего народа.

Россия - самая холодная страна в мире. Её запасы углеводородного сырья хотя довольно значительные, однако, их расход на собственные нужды ограничен и объёмом добычи и временем их расходования.

Россия обладает 5 процентами глобальных запасов нефти. Это 6 место в мире. Здесь производится 10 процентов мировой нефти, в то время, как потребляется всего 4 процента. Ежегодно Россия добывает сегодня около 500 миллионов тонн нефти. Добычей нефти в России занимаются около 100 компаний, но подавляющая часть добычи приходится на 1- вертикально интегрированных предприятий, которые добывают 90 процентов всей добываемой нефти.

Активных запасов нефти в России осталось не так уж много, всего на 20 лет. Необходимо значительно увеличить объём разведочных работ с тем, чтобы пополнить активные запасы нефти и провести подготовительные работы для освоения новых месторождений.

Перспективные прогнозные ресурсы природного газа оцениваются в 176 триллионов кубических метров. Это более половины мировых запасов газа.

Разведывательный запас свободного газа сегодня составляет 47,2 триллиона кубических метров. Прогнозных ресурсов природного газа, оцениваемых в 176 триллионов кубических метров, при максимальной добыче 880 миллиардов кубических метров в год, хватит России примерно на 200 лет.

Однако при нынешней системе разведки и неизменной политики правительства в отношении разведочного бурения, можно ориентироваться только на разведанные ныне ресурсы, которые составляют 47 триллионов кубических метров при добыче на современном уровне в 640 миллиардов, этих запасов хватит на 73 года. Но если добычу увеличить до 880 миллиардов, их хватит только на 53 года.

В самой холодной стране мира сегодня необходимо подумать о том, как сберечь эти ресурсы до той поры, пока будет изобретено какое-либо альтернативное топливо.

Действительно Россия потребляет всего лишь 40 процентов от добытой нефти, остальное - отправляется за границу. Если бы продажа углеводородного сырья была единственным средством существования нашей страны, то это было бы понятно. Но когда средства, вырученные от продажи нефти, остаются тоже за границей и никакой пользы России, в общем-то, не приносят, тогда становится непонятным, почему правительство так усердно старается вывезти из страны углеводородное сырьё.

Тем не менее, правительство форсирует добычу и транспортировку нефти и газа, и уже утверждаются новые проекты по транспортировке нефти и газа, как в европейской части, так и в Сибири. Между тем законодательство в области использования природных ресурсов не обеспечивает рационального его использования и получения максимальных доходов государству.

Углеводородное сырьё просто разбазаривается, разворовывается, доморощенными и иностранными компаниями, а страна от продажи нефти получает, в общем-то, крохи.

В нефтедобыче большинства стран мира нефтяной компании достаётся от 15 до 55 процентов прибыли. В России же, в зависимости от мировой цены на нефть доля нефтяной компании составляет 39,4 процента. Вот почему фракция КПРФ на протяжении многих лет говорит о введении природной ренты, которая бы наполовину сократила доходы, сверхдоходы нефтяных компаний. Тем не менее 39,4 процента говорит о том, что сегодня через налоги и сборы изымается не вся сверхприбыль.

Поэтому покупка футбольных команд, средневековых замков на Западе становится нормой среди олигархов нефтяного и газового бизнеса.

В силе своего либерального законодательства и уступок при заключении Соглашения о разделе продукции Россия стала привлекательной для недобросовестных инвесторов и авантюристов разного рода. В своё время противники подобных сделок аргументировано доказывали, что привлечение иностранных инвесторов в добывающую отрасль ни к чему хорошему привести не может.

В России накопился достаточно хороший опыт освоения месторождений, в том числе и за рубежом. Имеется вся высокотехнологическая база для бурения в самых сложных условиях. И прибегать к помощи иностранных инвесторов для разработки месторождений, может быть, было бы необходимо в начале 90-х годов, когда страна была в полном развале. Но сегодня, когда закрома Родины забиты деньгами, привлекать иностранцев, осваивать месторождения, на мой взгляд, никакого смысла нет.

Что мы имеем сегодня от действия закона по СРП? Фактически ничего, кроме унизительного обмана со стороны иностранных компаний и грошовых доходов, которые к тому же погашаются ущербом, нанесённым нашей фауне и флоре. Расчёт экономической эффективности до 1945 года, одно из самых первых соглашений СРП, "Сахалин-2", представляет собой не что иное, как беззастенчивое ограбление России.

Суть реализуемых соглашений заключается в том, что если накопленная добыча нефти и газа не обеспечивает инвестору его затраты, то Россия обязуется погасить убытки инвестору. Именно с этой целью из года в год завышаются объёмы как текущих, так и капитальных затрат на основные месторождения. И нет гарантий, что этот рост когда-нибудь остановится.

При росте мировых цен на углеводородное сырьё и увеличение объёмов добычи, выручка от реализации продукции сокращается и концу срока составит 84 процента от ранее запрогнозированных величин. Возмещаемые затраты увеличатся в 1,8 раза. Плата за пользование недрами и в денежном выражении сократится в 20 раз, что соответственно снизит доходы государства в эквиваленте на 44 миллиарда кубических метров газа. Доля России за дополнительный газ сокращается до 75,6 процента от ранее прогнозируемых назначений. Притоки денежных средств для государства будут уменьшены на 30 процентов. Оттоки денежных средств государства увеличены за счёт роста ликвидационных  затрат после закрытия проекта более чем в три раза.

Проще говоря, затраты России в проекте стремительно растут, а доходы соответствующим образом сокращаются. Именно поэтому доля России во всей прибыльной продукции составит всего 10 процентов.

Наглый обман имеет место не только в сфере производства, но и в социальной составляющей. Российские предприятия и специалисты почти не привлекаются на освоение проекта.

В 2004-2005 годах из предложенных федеральными органами власти 109-ти российских организаций в качестве потенциальных подрядчиков выбрано только 10. Иностранные компании не выполняют своих социальных обязательств по обустройству и проживанию работников. Зарплата российских специалистов устанавливается на дискриминационных началах и находится на самом низком уровне.

В нарушение федерального закона о конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд более половины контрактов заключается, вообще, без проведения каких-либо конкурсов.

Масштабы грабежа России с помощью СРП можно продемонстрировать на примере соглашения Сахалин-2. За 1999-2005 годы инвестором добыто и реализовано около 74 миллионов баррелей нефти, выручено от реализации 2,6 миллиарда долларов, из  них Российской стороной получено всего 384 миллиона долларов, т.е. 14,7 процента, а инвестору досталось почти 2,2 миллиарда долларов.

При этом государству нанесён экологический ущерб на сумму не менее 10 миллиардов рублей, что соответствует полученному доходу. Несложно догадаться, что Россия от такой игры в демократию ничего не получила.

Подобного беззакония вы не найдёте ни в одной стране, и почему после проверки Счётной палаты никто не принял никаких мер по наведению порядка, более того, находятся инициаторы сегодня с предложением о предоставлении ещё более льготного режима работы иностранному инвестору, а Правительство России всерьёз эти предложения рассматривать. Кроме как коррупционного начала в этих предложениях ничего нет, все эти предложения замешены на одном, что они будут оплачиваться иностранным инвестором из кармана этому инициатору.

Наши предложения. Провести все соглашения о разделе продукции в соответствие с действующим законодательством и аннулировать все соглашения, которые этому законодательству не соответствуют, либо заключены с нарушением действующего законодательства.

Поручить Счётной палате проверить исполнение проектов на базе СРП на предмет соответствия соглашениям и действующему законодательству России.

Внести в закон о соглашениях о разделе продукции поправки, позволяющие расторгать соглашения, если они не соответствуют условиям договоров и действующему законодательству. Убытки от расторжения соглашения отнести на счёт виновной стороны.

Установить мораторий на реализацию соглашений о разделе продукции, находящихся в стадии заключения договоров до полного приведения в рамки российского законодательства действующих проектов СРП.

Отменить федеральный закон № 65, который устанавливает заключение соглашений о СРП без аукциона, как противоречащий действующему законодательству.

Разработать порядок отнесения затрат компаний инвесторов к компенсационным затратам с целью исключения возможности завышения издержек и занижения рентабельности. Это один из главных вопросов, почему наносится ущерб России.

Принять закон о введении природной ренты, о которой я говорил, с целью изъятия сверхдоходов у нефтяных компаний до уровня 15-17 процентов от прибыли.

Расчёт оценки экономической эффективности проекта СРП подвергать ежегодному уточнению, исходя из среднегодовых мировых цен на нефть, потому что сегодня согласно соглашениям цена на нефть, действующая цена, не имеет значения, они берут в расчёте, исходя из 34 долларов за баррель.

Считать необходимым разработать долгосрочную на 100 лет программу разведки, добычи и использования углеводородного сырья с целью оптимизации освоения этих стратегических ресурсов.

Всё, спасибо.

Председательствующий. Спасибо, присаживайтесь, Николай Васильевич.

Слово предоставляется Сапожникову Николаю Ивановичу, депутату Государственной Думы.

Уважаемые товарищи, у нас несколько человек просят пораньше выступить, поскольку есть необходимость отлёта, билеты на самолёт. И ряд товарищей, которые должны на другие мероприятия попасть.

Поэтому следующим выступит у нас товарищ Левченко, у него самолёт. И потом товарищ Комков выступит, а дальше пойдём по списку.

Сапожников Н.И. Уважаемые участники "круглого стола"! Добыча золота в России является одним из самых старых промыслов. Уже около 300 лет золотодобыча регулируется государством, ещё в Петровские времена был учреждён приказ рудокопных дел, который стал центральным органом по руководству горнозаводской промышленности Российской империи.

Особый размах добыча этого драгоценного металла приобрела в ХХ веке только за советский период с 1918 по 1991 год было добыто более 133 тысяч тонн золота.

Кризис начала 90-х годов больно ударил по золотопромышленности. К сожалению, последствия этого кризиса до сих пор не преодолены. Более того, в прошлом году, после некоторой стабилизации рубежа 1999-2000 годов, добыча золота в стране снова пошла на спад. Его добыто было 152 тонны, что на 6 тонн меньше, чем в 2004 году.

В ноябре прошлого года в Магадане, под руководством президента Путина было проведено совещание по проблемам золотопромышленности. Отмечалось, что существует большой разрыв между нашими потенциальными возможностями, и реальной ситуацией в отрасли. По разным оценкам, страна наша занимает третье место в мире по запасам золота, но мы находимся на 5-м месте по его добыче.

По итогам совещания, было дано поручение правительству по развитию отрасли. Но за год, практически, существенного ничего не сделано.

Особую озабоченность вызывает состояние дел с добычей рассыпного золота, которое образуется в результате выветривания и разрушения коренных месторождений золота. А это традиционный для нас вид добычи. Им заняты тысячи и тысячи людей. Из 513 предприятий, которые вообще занимаются золотодобычей, 462 как раз занимаются добычей рассыпного золота. И вот здесь накопился ворох проблем, которые с 2001-2005 год резко сократил добычу этого золота с 80 до 69 тонн. И доля рассыпного золота, в объёме добычи в России, в эти годы уменьшилась с 61 процента до 45.

Особенно заметно падение добычи в последние 3 года. Если в 2001-2002 сокращение добычи измерялось ещё сотнями килограмм, то с 2003 года счёт уже пошёл на тонны. А за 7 месяцев текущего года сокращение составило уже более 5 тонн. По итогам года, видимо, составит не менее 7 тонн.

За эти годы, Владимир Иванович об этом уже говорил, разорилось около 160 предприятий. 130 из них расположено в Магаданской области.

Тенденция спада добычи золота из рассыпных месторождений такова, что в ближайшие 5-8 лет рассыпная золотодобыча будет прекращена.

Конечно, доля добычи золота в валовом внутреннем продукте России незначительна, около 0,5 процента. Однако для ряда регионов, потеря золотопромышленности может обернуться крахом. Особенно высока роль золота в экономике двух регионов, это Чукотский автономный округ и Магаданская область.

Доля золотодобычи в Магаданской области - это 55 процентов валового регионального продукта на Чукотке, это 40 процентов. Причём это минимальное значение, определяющееся только стоимостью самого добытого золота. В действительности, влияние золота на экономику этих регионов ещё выше, поскольку много других производств и услуг региона работают на золотодобывающую промышленность.

Поэтому золото, допустим, в валовом региональном продукте Магаданской области можно смело оценивать, как 75-80 процентов валового регионального продукта.

Поэтому для этой области, конечно, это вопрос жизни или смерти. Для неё со стороны правительственных органов необходимо принимать уже экстраординарные меры. Не вкладывая средства в добычу золота, государство обязано разработать хотя бы такие, какие-то протекционистские меры для добычи, которые позволят, по меньшей мере, сохранить созданную инфраструктуру и жизнеспособность этой большой пограничной территории.

Кроме того, надо иметь в виду, что при спаде рассыпной золотодобычи в основных регионах Сибири и Дальнего Востока, и Крайнего Севера, возникает острая социальная напряженность. Потеряют работу более 40 тысяч человек местного населения, и другой работы они на этих территориях просто не найдут. Возникнет проблема вывоза этих людей, а вместе с семьями - это уже больше 100 тысяч человек. Это дополнительная и психологическая нагрузка на людей, да и огромные финансовые затраты.

Почему же сокращается всё-таки добыча золота, хотя много разговоров, что там вроде можем навести порядок.

Во-первых, отрасль испытывает острый недостаток инвестиций. За последние годы произошло существенное истощение рассыпных запасов, снизилось содержание золота в песках. О поиске, и разведка вот золота требует значительных средств.

По некоторым данным среднемировые удельные затраты на выявление и разведку 1 грамма золота составляет около 1 доллара США. Это так, в Австралии где-то четверть доллара, а в Канаде разведка 1 грамма обходится в 2 доллара, потому что другие немножко климатические условия. Поэтому мы должны ориентироваться где-то вот на эту цифру.

Доля ассигнований на геологоразведочные работы на золото составляет 5,4 процента от стоимости всего добытого золота. В советские времена на геологоразведку золота в России тратили значительно больше этой суммы.

Сегодня у геологов отобрали фонд воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, ранее пополняемый в размере 7,8 от стоимости добытого золота. Взамен оставили бюджетные средства в размере около процента от стоимости добытого золота. Это в 7,8 раза меньше даже того, что имели в середине 90-х годов, и в 5 раз меньше, чем среднемировой показатель.

Государство по сути дела, самоустранилось не только от финансирования добычи золота, но и от серьёзного изучения своих недр. Но а если не государство, то кто же?

Отечественные золотодобывающие компании со своими старыми фабриками, драгами, шахтами, оснащённые изношенным оборудованием и без свободных денежных средств, представляют собой по образному выражению аналитиков, скелеты в шкафу. Они настолько слабы, что ещё долго будут проедать разведанные в советские времена запасы, не думая не о восполнении недр, не тем более о новых объектах. Ждать усиления компании придётся очень долго, они, пожалуй, быстрее умрут.

После либерализации экспорта и отмены экспортных пошлин на золото, в её добыче стали принимать активное участие отечественные банки, финансируя недропользователей. Золото - высоколиквидный товар, стоимость его постоянно растёт на Лондонской бирже, поэтому проблем с реализацией золота у банков нет, а выгода для банков значительная. Поэтому они сегодня являются самым заинтересованным финансовым институтом в приобретении золота и, следовательно, развития золотодобывающей промышленности.

Однако российские банки не накопили достаточно средств, чтобы отвлекать их на долгострой золоторудных предприятий. Их возможности ограничены невысокими активами, позволяющими рассчитывать только на небольшие вложения в освоения мелких, но высокорентабельных месторождений.

Понятно, что крупным инвестором может быть иностранный капитал, поэтому в России всё ещё остаётся весьма популярный миф о возможности привлечения крупного инвестиционного капитала, что требует необходимость создания для него благоприятного климата, как вот на Сахалине создали благоприятный климат. В золотодобывающей промышленности такого климата благополучия для иностранцев пока создать не удалось. Я иронизирую, понимаете.

Во-вторых. Добыча россыпного золота обходится в 2-3 раза дороже рудникового золота. Значительная часть золотоносных месторождений находится в труднодоступных местностях. Это влечёт за собой колоссальные затраты на доставку к прииску топлива, металла, продуктов питания для людей. При этом рост цен на золото на мировых рынках отстает от роста цен, внутренних цен на ГСМ, на металлы, на транспортные услуги, по доставке грузов на севера.

Именно поэтому крупные золотодобывающие предприятия предпринимают заниматься рудниковой добычей золота.

В-третьих, действующая система налогообложения не учитывает особенностей золотодобывающей отрасли. Чтобы остановить эту тенденцию, когда уничтожается целый сектор золотодобывающей отрасли, Союз золотопромышленников и Союз старателей России предлагают принять федеральный закон, который бы стимулировал добычу из рассыпных месторождений.

В начале этого месяца, по-моему, 3 ноября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгметаллами, где предложения золотопромышленников, в основном, были одобрены. В этом мероприятии принимали участие представители золотодобывающих регионов России, Красноярского, Магаданского краёв, Якутии, Магаданской области.

Участники заседания пришли к общему мнению, что создание условий для стимулирования эффективности добычи золота из рассыпных месторождений должно стать важной государственной задачей, как всегда это было.

Что же предлагают они?

Во-первых, предлагают применять по нулевой ставке налог на добычу полезных ископаемых. Они предлагают освободить от подоходного налога работников, занятых рассыпной золотодобычей, кстати говоря, в советские времена такая льгота в отношении старателей, золотодобытчиков применялась и достаточно эффективно.

В целях государственной поддержки малых предприятий, занимающихся золотодобычей, предоставить им право применять упрощённую систему налогообложения. И, наконец, они предлагают снизить бюрократическое давление на пользователей недр, занятых разработкой рассыпных месторождений и ряда других.

Приводились примеры, что падение добычи рассыпного золота вызвано во многом произволом бюрократов и вымогательством чиновников. Чтобы получить доступ к добыче рассыпного золота необходимо преодолеть 50 бюрократических препон разного административного уровня. Не просто как зарегистрировать торговое предприятие, а пройти 50 инстанций, где сидят жадные загребущие руки.

Конечно, у этого законопроекта есть и будет много противников. Какие аргументы высказываются противниками принятия этого закона?

Во-первых, все соглашаются, конечно, рассыпные месторождения трудно осваиваемые, поэтому занятым их разработкой предприятиям послабления не помешали бы и позволили бы оживить добычу золота. Они, однако, могут вызвать недовольство среди компаний, добывающих другие металлы. К примеру, производители цинка тоже работают в тяжёлых условиях и сочтут вправе требовать для себя налоговых преференций.

Второй аргумент, который выдвигается противниками: возникнут проблемы с рудниковыми золотодобывающими компаниями, ведь закон создаёт нерыночные условия работы для двух сегментов одной отрасли.

Так, во многих золотодобывающих странах как раз преобладает добыча рудникового золота, а доля рассыпного золота составляет 10 процентов от общих объёмов добычи. Не пойти ли нашей золотодобывающей отрасли именно этим путём? Почему мы не можем идти этим путём, я уже говорил: особые условия в России функционирования этой отрасли.

И принятие закона способно привлечь в отрасль новых небольших игроков, так как приход в отрасль требует небольших капитальных вложений, т.е. как бы... Для сравнения: начальное вложение в рудник по самым средним оценкам составляет 50-100 миллионов долларов, а крупные требуют около 2 миллиардов. В России таких состояний пока нет, и поэтому ждать от этого закона нам нечего.

Ну а главный противник, конечно, Минфин России в лице министра, который сидит на Стабфонде и боится потратить хотя бы определённые суммы на поддержку нашей отечественной промышленности, в том числе промышленности, которая в сложнейших условиях Севера добывает важный для России товар под названием золото.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Николай Иванович.

Уважаемые товарищи, приступим к обсуждению основных наших докладов. Слово предоставляем Левченко Сергею Георгиевичу, депутату Законодательного Собрания Иркутской области, председателю Комитета по контролю за деятельностью администрации и областной Думы.

Подготовиться, как мы договорились, товарищу Комкову.

Просьба, не более 6-7 минут, по регламенту, было бы правильно, если бы выступление на этом ограничивались, пожалуйста.

Левченко С.Г. Спасибо, Владимир Иванович.

Моё выступление будет посвящено той части доклада, который излагал Владимир Иванович Кашин, перераспределение налоговых поступлений между регионами и центром, и Федерацией.

Я хотел бы привести несколько примеров, которые хотели бы, наверное, заставить задуматься сегодня Министерство финансов, правительство, Государственную Думу о том, какова логика вот такого перераспределения налоговых поступлений.

Один пример. Иркутская область, где вы знаете, располагается, крупнейшее по запасам пресной воды, озеро Байкал, в прошлом и позапрошлом году, за счёт налоговых поступлений по водному налогу, получало порядка 800 миллионов рублей в областной бюджет. Эти средства, в соответствии со статьями, распределялись на экологию, на берегоукрепление, на очень многие вещи, которые позволяли сохранять природу в том положении, в котором она сегодня существует.

Вы знаете, что по решению Министерства финансов, по решению правительства, с 1 января текущего, 2006 года, всё налоговое поступление стало переходить в Федерацию. Все 100 процентов ушли из областного бюджета. Какова логика вот такого решения, притом, что даже в сегодняшних материалах, которые записаны, 2,5 миллиона речек существует в Российской Федерации?

На сегодняшний день правительство и Министерство природных ресурсов хочет установить мониторинг и слежение за всеми 2,5 миллионами речек, которые существуют в Российской Федерации, успевать их отслеживать, успевать смотреть, что творится с экологией, и успевать вовремя реагировать, если что-то происходит негативное.

Я думаю, что мы с вами хорошо это представляем, что это практически невозможно.

Невозможно. И второй момент, вы, очевидно, хорошо представляете, насколько ранима северная природа. Некоторые вещи, которые улучишь один момент и пропустишь, и зевнёшь. И природа восстанавливается даже не десятками, а сотнями лет. И на сегодняшний день для того, чтобы принять какое-то решение и затратить средства экологические на сохранение природы, приходится обращаться в правительство, писать уйму документов и проходить огромное количество виз и согласований. И в результате можно ничего не получить.

Я вам докладываю, что из этих 800 миллионов рублей Иркутская область обратно не получила ни копейки, в связи с тем, что огромная процедура согласований.

Я думаю, что в такой же ситуации и многие другие регионы Российской Федерации. Я просто напоминаю, что на территории области Байкал, с которым шутить нельзя.

Второй момент, это лес. Откровенно говоря, основная проблема по лесу находится, конечно, не в налоговой сфере. Потому что, мы сегодня обсуждаем тему о налоговом законодательстве в природных ресурсах. Основное, конечно, основная проблема находится в том... проблема находится в криминальной части. Не потому, что 7 процентов от стоимости круглого леса на сегодняшний день, попённая плата, а потому, что хищнически, безо всяких лицензий, безо всяких согласований, этот лес рубится и вывозится. 

На территории нашей области много сотен тупиков, по которым грузится и отправляется за рубеж, в близлежащие страны азиатского региона, лес.

Никакой милиции лесной, никакой милиции общего плана не хватит для того, чтобы все тупики, все дорожки лесные закрыть, чтобы это воровство прекратить.

Но сегодняшнее законодательство, тогда, когда мы в Иркутской области начинаем принимать меры федеральные, не позволяет эти вещи сделать. Почему? Потому что у нас в Конституции записано: "свобода".

Свобода от того, чтобы запретить лесорубящим предприятиям и частным лицам отгружать на тех местах, где можно проконтролировать хоть каким-то образом.

Мы по линии железной дороги, Восточносибирской железной дороги, делали проверки, а сколько всё-таки отгружается леса в соответствии с теми документами, которые проходят таможенное оформление. Так вот, я вам говорю, что в каждом вагоне грузится процентов на 20-25 больше, чем проходит по всем документам таможенным. И избежать этого можно только одним путём, если все места отгрузки будут поставлены под государственный контроль.

На сегодняшний день все попытки наши этот контроль установить упираются в то, что сразу же лесоотгружающая организация пишет в прокуратуру, прокуратура говорит: нет, вы не можете ограничить, не можете заставить именно здесь отгрузить это предприятие, которое лес свалило. Почему? А потому что ему невыгодно там, где вы заставляете отгружать, оно на полкилометра дальше, потому что нужно... это экономика, он не будет туда ехать, потому что там ещё на пол-литра бензина больше.

И одно слово по золотодобыче. На территории области находится в советское время разведанное одно из крупнейших в мире месторождений золота под названием Сухой Лог. Разработанные и утвёрждённые запасы - 1056 тонн.

Сегодня цифры назвались, 68 тонн добывается всего в стране рассыпного золота, а там 1056, т.е. смотрите, какой объём можно было добывать только по одному месторождению.

Так вот, всего в стране падение добычи рассыпного золота происходит повсеместно, в Иркутской области за последние несколько лет, исключая прошлый и нынешний год, добыча рассыпного золота увеличивается с 9 тонн до 15 тонн из тех 68-ми, о которых сегодня уже говорилось.

Но, что странно, этот регион, где происходит эта добыча, Бодайбинский район, там, где знаменитые были Ленские прииски с ленским расстрелом, где было впервые ещё в царское время первая в мире электрифицированная железная дорога, этот регион стал депрессивным и дотационным.

Увеличилось с 9 тонн до 15-ти добыча золота, а регион перестал сам себя обеспечивать. Ни с коммунальным хозяйством, ни с зарплатой по бюджетникам, ни с здравоохранением, и ни с чем, ни с дорогами. И в результате, начиная с прошлого года, добыча рассыпного золота стала снижаться, сегодня уже с 15-ти до 12-ти скатилась, и будет так продолжаться и дальше, если таким же образом будут перераспределяться налоговые поступления между центром и регионом. К сожалению, другого варианта там не... не остановишь, потому что регион депрессивный. И даже в том случае, когда люди получают высокую заработную плату на самом предприятии, если он не может не учить, не лечить своих детей, не может нормально ходить в школу, не может нормально ездить по дорогам, то всё равно люди оттуда уезжают.

Вот, к сожалению, такова картина на крупнейших месторождениях у нас в Иркутской области.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Георгиевич, спасибо.

Слово предоставляется, как мы и договорились, Комкову Сергею Константиновичу, президенту Фонда российского образования.

Подготовиться товарищу Лещик.

Комков С.К. Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего "круглого стола" интересна не сама по себе, а интересна в связи с тем, что это фактически ключевой вопрос российской экономики - природные ресурсы.

Вообще, хотел бы вам напомнить, что практически сегодня есть разные пути экономического развития, и целый ряд стран в мире идёт этими путями по-разному.

Есть страны, которые вообще не имеют практически природных ресурсов, и взяли курс на развитие своей экономики через развитие высоких технологий. И они, кстати, в этом здорово преуспели.

Примером такой страны может быть названа Япония, практически не имеющая никаких природных ресурсов, но за счёт развития высочайших технологий, имеющая сегодня один из самых высоких уровней жизни и один из самых высоких внутренних валовых продуктов.

Есть страны, которые очень активно используют существующие у них природные ресурсы, причём, это, как правило, моноприродные ресурсы, то есть, вот за счёт одного из ресурсов они довольно активно существуют.

Например, Норвегия, за счёт нефтяных скважин, которые там активно используются, и за счёт реализации нефти, Норвегия сегодня имеет один из самых высоких уровней жизни. Но Норвегия к тому же ещё использует и возобновляемый ресурс природный, о котором почему-то сегодня как-то мало говорят, в частности, это рыбные ресурсы. Потому что Норвегия сегодня является одним из самых главных поставщиков самых элитных рыбных деликатесов во всю Европу.

Что же такое Россия? Сегодня очень много идёт споров по поводу экономического пути развития России. Россия имеет возможности развиваться сразу по двум путям, и это наиболее оптимальный вариант развития мог бы быть. То есть, это за счёт развития высоких технологий, а у нас есть к этому все предпосылки. Потому что российское образование и российская наука всегда были одними из самых лучших и самых передовых в мире. И сегодня наша задача состоит только в том, чтобы не утратить эти позиции, не скатиться вниз на уровень стран третьего или четвёртого мира, и это отдельный предмет для разговора, я потом несколько слов об этом скажу.

И есть второй путь - это рачительного использования тех огромнейших ресурсов, которые дала природа нашей огромной, самой большой в мире стране.

Вот мне хотелось в связи с этим бы вспомнить двух величайших женщин дореволюционной эпохи: это Елизавета Петровна и это Екатерина Великая. Это две женщины, при которых началось практически, знаете, не просто собирание земель, а началось создание каталогов и создание баз всего того природного огромного могущества, которое имеет страна.

Ещё при Елизавете Петровне начались создания специальных атласов, создание специальных перечней, каталогов, началось активное изучение тех природных ресурсов, которыми богата наша страна.

Сегодня, к сожалению, мы практически все эти традиции утратили. Сегодня когда мы видим выступления руководителей Министерства экономического развития, складывается впечатление, что перед нами не просто дилетанты, а что это какие-то, извиняюсь, экономические шакалы, которые присосались к нашей стране и которые пытаются отсюда максимально вывезти всё, что существует, которых абсолютно не интересует будущее нашего государства, которые абсолютно не занимаются процессами прогнозирования экономического развития, которых абсолютно не волнует, что останется завтра после того, как они и их ближайшие родственники отсюда удалятся. Сегодня нам надо менять полностью экономическую стратегию развития.

Мы должны скрупулезно подсчитать, максимально подсчитать все, что сегодня осталось в стране, каковы сегодня запасы нефти, газа, угля, древесины, какие сегодня запасы есть не восполняемые, и как грамотно этот процесс использования этих запасов спрогнозировать. Какие есть восполняемые запасы, как правильно организовать процесс их восполнения.

Вот что касается, кстати, не восполняемых запасов, то, да, я согласен. Здесь главную роль должны всё-таки играть федеральные органы власти. Потому что на уровне государства, а не на уровне региона должно определяться, как грамотно использоваться должна та прибыль, получаемая от этого не восполняемого ресурса.

Что касается восполняемых ресурсов, а речь идёт о водных просторах, о лесных просторах, о запасах рыбы, о запасах нашего зверья - это всё должно быть решаемо на региональных уровнях, но естественно, при активной поддержке и с грамотной позицией нашего главного экономического ведомства.

Но сделать всё это могут только грамотные люди. И вообще, это сделать могут люди, если они таковыми будут там, если они будут существовать на этих территориях.

Вот Владимир Иванович сегодня привёл цифру. 32 миллиона пахотных земель, практически, остались бесхозными. А я думаю, что этот процесс будет продолжаться и дальше. Потому что сегодня мы видим, процесс фактически уничтожение деревни, процесс уничтожения села. А начинается он с простейших вещей. Вот сейчас... был принят недавно, казалось бы безобидный, на первый взгляд, а для некоторых и даже привлекательный, механизм. Министерство образования и науки утвердило механизм нового финансирования образования, так называемый, подушевой принцип, то есть деньги за учеником. К чему же это приведёт? Это приведёт к тому, что через несколько лет мы практически лишимся сельской школы. Мы лишимся школ в малых городах России. Мы лишимся школ там, где практически невозможно создать огромной школы, в которой бы обучалось тысяча, полторы, две тысячи учеников. Все маленькие школы, в которых обучается от 10 до 200 человек детей, они просто загнутся, они перестанут существовать. Потому что, исходя из этого принципа, этим школам не будет доставаться ничего.

Вот сегодня уже мы посчитали, мы по своим каналам посчитали, сколько же сегодня приходится на одного ученика в сельской школе. И пришли в ужас. 600 рублей в месяц на одного ученика по тем нормативам, которые сегодня разработали, непонятно с чьей подачи, в Министерстве образования и науке. И представьте себе, если в этой сельской школе обучается 20 человек учеников. Это значит, всего лишь вот эта мизерная сумма, 600 рублей умноженная на 20, будет получаться в месяц, и это пойдёт на всё. Это на зарплату учителям, это на материально-техническую базу, это на коммунальные расходы. Это на всё, что нужно для жизни этой школы. Эта школа скоро прекратит своё существование. Поэтому говорить о том, что кто-то останется, вот на этих огромных просторах, для того, чтобы восполнять эти природные ресурсы, следить за ними, контролировать их использование, скоро вообще не придётся.

Поэтому сегодня необходимо кардинальное изменение всей ситуации в целом в Российской Федерации, начиная с экономических проблем, и кончая проблемами образования и российской науки. Поэтому я думаю, что вопрос связанный с природными ресурсами, это вопрос чрезвычайно большой. И он потянет за собой паровозиком целый ряд социальных проблем, без решения которых решить эту насущную проблему восполнения ресурсов, будет просто невозможно. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Константинович.

Слово предоставляется Резчик Петру Петровичу - председателю профсоюзной организации "Славнефть". Я уже говорил, что сегодня группа нефтяников здесь у нас находится. И вот, мы им предоставляем слово для выступления.

Здесь есть вопрос. А присутствует ли в зале у нас "Единая Россия", или "Родина" или ЛДПР? Наша сегодняшняя беседа, наше обсуждение, тема на "круглом столе", видят в каждом кабинете Государственной Думы. И, безусловно, с "Единой России", смотрят депутаты, и с других фракций. Но сделать выводы они сами для себя, безусловно, сделают, исходя из нашего с вами обсуждения. Пожалуйста.

Резчик П.П. Добрый день!

Мне очень приятно выступать в столь уважаемой аудитории. Знаете, тема, которую сегодня обсуждают в этом зале, она выходит далеко за пределы налогового законодательства, она касается в целом всей нашей жизни. И, если говорить непосредственно о проблемах, которые имеют жители северных регионов, в данном случае Ханты-Мансийского автономного округа, то хочу особо отметить, что сегодняшнее налоговое законодательство не способствует развитию Севера, оно способствует закрытию северных регионов для проживания там граждан России.

Не просто, не просто это говорить, потому что есть определённая ответственность за эти слова, но я вам приведу один факт, что на севере не очень просто жить, не каждый человеческий организм способен перенести высокие низкие температуры в резко сменяющемся климате. Допустим, у нас летом может быть плюс 44, а зимой минус 56, как в прошедшую зиму было.

Так вот, в таких условиях не каждый человек может жить, зачастую в раннем возрасте люди получают заболевания и уезжают с Севера. В советские времена люди уезжали с Севера, имея определённый запас денежных средств, они могли приобрести какой-то земельный участок, домик, купить квартиру, машину, и могли дожить свои дни достойно на Большой земле, как у нас выражаются. А сегодня ситуация такая, что северянин не может выехать в отпуск раз в год, мы вынуждены ждать отпуск, льготный отпуск, который наступает каждые два года, чтобы нам нефтяная компания оплатила авиационный билет.

К примеру вам скажу, что раньше заработная плата нефтяника позволяла в советские времена на субботу-воскресенье съездить в Москву за пивом, потому что у нас с этим была большая проблема, а сегодня не каждая нефтяная семья, я имею в виду рабочих, может позволить себе отправить детей в отпуск летом.

К чему я это всё говорю? Что сегодня налоговое законодательство построено однобоко, оно выстроено так, что люди, которые фактически добывают "чёрное золото" России, "чёрное золото" земли, она остались без гроша в кармане.

Демографическая ситуация на Севере немножко лучше, чем в Центральной России только лишь тем, что у нас больше молодёжи. Молодые приезжали на Север, молодые покоряли Сибирь, покоряли Самотлор, и сегодня их дети как бы и есть то звено, которое приносит большой демографический рост. Но в ближайшие годы этот демографический рост будет падать. Почему?

Заработная плата рабочего в нефтяной компании колеблется от 15 до 25 тысяч, это я вам называю реальные цифры, поскольку я председатель профсоюзной организации, и для меня лично заработная плата рабочих, это знакомая статистика. А заработки топ-менеджеров колеблются от 300 тысяч до 3 миллионов рублей в месяц, и то, что вытворяет собственник у нас на Севере, это выходит за рамки классического русского языка, трудно выразить литературно то, что там творится.

На месторождениях люди как рабы работают сутками без сна, водители спят в машинах, и получая за 270-300 часов в месяц заработок 18-19 тысяч рублей. Почему такая структура заработной платы? Потому что сегодня государство самоустранилось от контроля за распределением средств нефтяных компаний на заработную плату, на финансирование геологоразведки, на вложения в материально-техническую базу.

У нас большие порывы, много вытекает нефти, газа, большие техногенные аварии происходят, всё это скрывается, всё это прячется под ковром коррупции, которая у нас активно подкармливается нефтедолларами. И в этой роли государство фактически стало поборщиком денежных средств на границе России и Западной Европы, т.е. его не интересует, какой ценой добывается эта нефть, не интересует, кто за это сколько заплатил, его интересует, чтобы на границе была уплачена, так сказать, пошлина.

Но мы предлагаем совершенно иной подход к теме распределения денежных средств.

Государство должно не 80 копеек с рубля взимать с нефтяной компании, а 95 копеек. И поверьте вы мне, что тех оставшихся 5 копеек с рубля нефтяной компании достаточно будет на всё, кроме покупки клубов "Челси" и яхт за сотни миллионов долларов.

Может быть, мы не будем передовиками в количестве миллиардеров в списке "Форбс", но вы знаете, за эти средства, которые государства сможет получить дополнительно, можно будет построить на Севере комфортное теплое энергосберегающих технологий жильё. На эти средства можно будет выплачивать женщинам не по 250 тысяч, а легко и не напрягаючись по миллиону за ребёнка. На эти средства можно будет в школе сделать бесплатное питание и детских садах. Этих средств достаточно.

Представляете, городок в 50 тысяч у нас добывает нефти 21 миллион тонн в год. Маленький городок, какая высокая эффективность. И нам не хватает никаких средств, потому что налоговое законодательство построено неправильно.

Я надеюсь, что в этом зале сидят очень умные грамотные люди, способные пересмотреть налоговое законодательство с учётом тех социальных проблем, которые сегодня существуют на Севере. Они на самом деле достаточно опасны, и опасны тем, что возможны социальные взрывы. Когда бедность доходит до своей черты, определённая масса людей выходит за рамки прожиточного минимума, начинаются стихийные какие-то процессы в обществе.

Чтобы этого избежать, Государственная Дума, органы власти, специалисты, эксперты, должны приложить максимум усилий, чтобы народ, который живёт в этой стране, стал главной ценностью политики государства, не нефть, не газ, а народ. Спасибо большое. До свидания. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Пётр Петрович.

Мы хотим слово предоставить председателю районного Щелковского совета депутатов Варгузову Сергею Ивановичу. И подготовиться Ивановой. Пожалуйста, Сергей Иванович, 6 минут. Просим укладываться в регламент.

Варгузов С.И. Уважаемые товарищи! Конечно, Подмосковье - это не Сибирь, и не Тюмень, где добывается нефть, леса, золото. Подмосковье - это, конечно, та природа, которая нас окружает: земля, леса, воздух, и эти проблемы, конечно, затрагивают, в первую очередь, людей.

Конечно, они не оперируют категориями миллионы и добытых, а людей, конечно, интересует, как это все работает на простого человека.

К сожалению, законодательство о местном самоуправлении, и в данном зале многократно обсуждались проблемы местного самоуправления, роль, которую занимает как исполнительная власть, так и представительная, оказалась отделена от контрольных функций. И практически, как вы все знаете, все это в руках региональных и федеральных органов, которые производят фактический контроль.

На примере, конечно, вы знаете и наших районов Подмосковья, много говорится в средствах массовой информации, как бездушно, как незаконно используются лесные массивы, как строительство ведётся на берегах рек. Хорошо известно, что в последнее время непродуманное развитие легкового автотранспорта, грузового, привело к перегрузкам не только на дорогах, но и перегрузке для воздушных массивов и лесов.

Кто живёт в Подмосковье, знает, что сейчас идут, конечно, во многом необратимые процессы в этих реках, воздушном бассейне и в лесном.

Поэтому, конечно, данный вопрос, который сегодня обсуждается, является очень важным для нас, и хотелось бы, чтобы те выводы, которые мы сегодня делали, дошли всё же до руководителей как субъектов, так и руководителей наших фракций, комитетов Госдумы.

И хотелось бы, чтобы, как и нефтяники, сейчас говорили, чтобы вся та политика, которая проводится, чтобы вся та политика, которая проводится, она расценивалась: как это повлияет на простого человека? Простой человек думает о жизни, думает о будущем детей, своих детей, о будущем страны. И поэтому, конечно, вся эта политика, казалось бы, глобальные миллионы тонн добытых - это простой человек. И хотелось бы, чтобы всё, что принимается в решениях в Госдуме и рекомендации сегодняшнего "круглого стола" пойдут на стол наших руководителей, чтобы они видели за этим простого человека.

Поэтому я не хотел бы здесь утомлять какими-то цифрами, которыми, в общем-то, оперирует как Подмосковье или конкретно какой-то регион, потому что, в общем-то, характерно для всей страны. Необходимо повернуться к достоянию нашей страны лицом, необходимо просто поменять ориентиры всей деятельности: человек - наша страна - и будущее.

Поэтому я хотел об этом сказать.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Иванович.

Слово предоставляется депутату Государственной Думы от Сахалина Ивановой Светлане Васильевне, недавно победившей на выборах. Поаплодируем.

(Аплодисменты.)

Иванова С.В. Спасибо. Спасибо большое.

Уважаемые участники "круглого стола"! Я действительно представляю ту Сахалинскую область, которая сегодня является инвестиционно привлекательной...

Председательствующий. Я извиняюсь. Я извиняюсь, Светлана.

А Юркеев здесь? Торгово-промышленная палата просила слово. Здесь или нет? Нет. Хорошо.

Тогда подготовиться... Анатолий Семёнович Эпштейн, здесь? Тогда вы подготовьтесь.

Пожалуйста.

Иванова С.В. Ту территорию, которая является инвестиционно привлекательной, где идут вот эти так называемые проекты широкомасштабные "Сахалин-1" и "Сахалин-2", про которые так много говорят. Являюсь коренной сахалинкой. Я там родилась и всю жизнь там живу.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме