19:48 01.11.2006 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Кашин: «О мерах, принимаемых Правительством РФ по нормативному правовому обеспечению реализации положений Водного кодекса РФ»

Выступление на «Правительственном часе» 01.11.06

Прежде всего считаю необходимым донести до вас тревогу граждан России о неблагополучном состоянии источников питьевого водоснабжения и неудовлетворительном качестве воды, потребляемой населением.

-       Ежегодно в поверхностные водные объекты сбрасывается до 52 км3 сточных вод. Общий ущерб от загрязнения водных объектов для населения и отраслей экономики оценивается в 70 млрд. рублей ежегодно

К настоящему времени практически все реки и водохранилища на них, а также подавляющее количество озер оказались загрязненными. Исключительную опасность представляет загрязнение подземных вод, оно зафиксированно на 1453 водозаборах питьевого водоснабжения. Большая часть таких водозаборов расположена в Оренбургской, Пензенской, Самарской и Свердловской областях.

В последние годы нарастают процессы загрязнения рек и озёр в Европейской части России и Западной Сибири, прогрессирует истощение ресурсов подземных вод и их загрязнение в ЦФО, на Урале и в др. регионах.

В случае дальнейшего загрязнения территориального моря и Экономической зоны Российской Федерации, связанного с поступлением загрязнений с территории России, не исключено, что Международное Сообщество примет серьезные санкции к нашей стране, посерьезнее, чем санкции к Советскому Союзу по правам человека.

-       Техническое состояние гидротехнических сооружений, в ряде случаев катастрофическое. Практически все напорные ГТС (29,4 тыс)являются потенциально опасными для жизнедеятельности населения и экономики страны. Средний процент их износа приближается к 50%.В связи с этим аварийность на российских ГТС превышает среднемировой показатель в 2,5 раза. Ежегодно происходит до 60 аварий с ущербом в действующих ценах от 2 до 10 миллиардов рублей.

-        Растёт частота наводнений (по частоте, площади охватываемых территорий и наносимому ущербу они стоят на первом месте среди всех видов стихийных бедствий).  Угрозе наводнений в Российской Федерации подвержена территория 400 тыс. км2,   где находятся около 750 городов, тысячи населенных пунктов и десятки тысяч важнейших народно-хозяйственных объектов. Ежегодный ущерб от наводнений превышает 40 млрд. рублей.

-       За последние  15 – 20 лет фактически уничтожены биологические ресурсы Волго-Каспийского бассейна».

-        Реализация проекта "Сахалин-2" дала просто громадьё вопиющих примеров экологического беспредела, не говоря уже об экономическом ущербе для России.

Считаю необходимым обратить внимание на то, что такие негативные процессы протекали в условиях действия Водного кодекса, принятого Государственной Думой в 1995 году. Акта, который содержит необходимые правовые инструменты для полноценного разумного управления использованием и охраной водных объектов. Этим Кодексом закреплены федеральная собственность на водные объекты (статья 35), разрешительный порядок предоставления водных объектов в пользование (статьи 46-61), определены единый орган управления (статьи 71-74), соответствующие инструменты управления по охране и рациональному использованию водных объектов, главными из которых являются ограничения использования по заборам воды и сбросам сточных вод.

Вопреки положениям Водного кодекса регулирование использования и охраны водных ресурсов в последние годы было разведено по отраслям законодательства. Соответственно, управление использованием и охраной единого жизненно важного ресурса (воды) осуществляется четырьмя безответственными федеральными органами исполнительной власти (Росводресурсы, Роснедра, Ростехнадзор, Росприроднадзор).

В новой редакции Водного кодекса негативные моменты в организации управления использованием и охраной водных объектов не только не устранены. Наоборот, они узаконены. В дополнение к действующему беспорядку Водным кодексом все проблемы водного фонда и вся ответственность за его состояние перекладывается на органы государственной власти субъектов Федерации. Удобная позиция Правительства снимать  с себя ответственность за сложившуюся чрезвычайную ситуацию.

В условиях отсутствия утвержденных Бассейновых схем комплексного использования и охраны водных объектов такая операция федеральных органов исполнительной власти может привести лишь к хаосу в управлении водными объектами и экологической катастрофе.

Передачу полномочий органам государственной власти субъектов Федерации по управлению водными объектами, как и приватизацию водных объектов считаю преждевременной и гибельной для России.

Необходимо создать единый орган управления  водными ресурсами.

В целях устранения противоречий между отраслями законодательства в отношении водных ресурсов и совершенствования организации управления водными объектами группой депутатов Государственной Думы подготовлен и внесен законопроект, который, надеюсь, найдет поддержку депутатов и Правительства.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме