15:12 11.10.2006 | Все новости раздела "КПРФ"
Проект Рекомендаций Парламентских слушаний на тему «Лесной Кодекс Российской Федерации (новая редакция). Второе Чтение»
В.И.КАШИН
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН
А.С. ИСАЕВ
Директор Международного института леса, академик РАН
Н.А. МОИСЕЕВ
Академик РАСХН
А.И.ПИСАРЕНКО
Президент Российского общества лесоводов, академик РАСХН
Г.Н.КОРОВИН
Директор Центра по проблемам экологии и продуктивности леса,
Академик РАН
Проект Рекомендаций Парламентских слушаний на тему
«Лесной Кодекс Российской Федерации (новая редакция). Второе Чтение», проведенных 9 октября 2006 года,
Санкт-Петербург
(подготовлен фракцией КПРФ в ГД РФ)
Цель парламентских слушаний:
Установление конструктивного диалога между общественностью, научными кругами, законодательной и исполнительной властью в целях обеспечения конституционного права граждан России на природные ресурсы и защиты интересов Российской Федерации при разработке проекта нового Лесного кодекса. Выработка рекомендаций.
Оценивая ситуацию, выступающие констатировали, что на протяжении последних двух лет Правительство РФ и большинство Государственной Думы (фракция «Единая Россия» при поддержке ЛДПР) последовательно добиваются принятия нового Лесного кодекса РФ, который принципиально меняет концепцию лесных отношений в Российской Федерации.
Существующая концепция лесных отношений базируется на принципах обеспечения и защиты государственных и общественных интересов. Конституция РФ закрепляет принцип, в соответствии с которым земля и природные ресурсы охраняются как основа жизни народа.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 9 января 1998 г.по делу о проверке ЛК РФ от 22.01.1997 г. определил правовой статус наиболее важного природного ресурса – лесного фонда как публичного достояния многонационального народа России: «Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим».
Лесные земли по действующему Лесному кодексу изъяты из гражданского оборота.
В таких многолесных странах, например, Канаде и США, приоритет общественных, публичных интересов, защита интересов государства также являются основой регулирования лесных отношений.
Закон США 1976 года о федеральной политике и управлении землями гласит, что государственная политика направлена на сохранение государственных земель в федеральной собственности.
Лесное законодательство Канады также базируется на приоритете общественных публичных интересов. Леса объявлены «национальным достоянием», находящимися в «публичном, доверительном управлении» государственных органов. Лесопользование осуществляется и регулируется в целях достижения максимально благоприятного с экономической и экологической точек зрения результата и только в публичных интересах.
В обеих странах официально введены ограничения для иностранных граждан и юридических лиц, в том числе и в праве частной собственности на лесные земли.
Обсуждаемый проект Лесного кодекса является очередной попыткой ликвидировать в России государственную собственность на лесные земли, упразднить государственное управление лесами и лишить подавляющее большинство населения свободного и бесплатного доступа в леса и к лесным ресурсам.
Граждан России лишают права на лесные ресурсы
Концепция законопроекта противоречит Конституции РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ, нарушает права нынешних и будущих поколений граждан России на лесной фонд, как общественное достояние.
Формально продекларированное право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и собирать ягоды, грибы и другие пищевые ресурсы, недревесные продукты леса (хворост, мох, пни, бересту, кору, веточный корм, лесную подстилку, камыш, тростник и др. необходимые в сельском хозяйстве продукцию) фактически перечеркивается целым рядом ограничений и запретов, которые настолько неопределенны и широки, что могут вводиться произвольно собственниками, арендаторами и органами власти. В соответствии со статьей 11 пребывание граждан в лесу может быть ограничено в целях безопасности проведения работ, а также воспроизводства лесов. Проведение работ - к примеру, строительство, ремонт дороги, проведение любых лесовосстановительных мероприятий будут служить поводом для ограничения прав граждан. Эти положения кодекса направлены не на обеспечение безопасности граждан и сохранение лесов, а являются механизмом по ограничению прав граждан. Пребывание граждан в лесу может быть запрещено на землях обороны, безопасности, особо охраняемых природных территориях. К иным землям относятся и арендованные земли, земли находящиеся в собственности граждан и юридических лиц. Используя положения статьи 11, хозяева участков могут произвольно ограничивать право граждан или запрещать их пребывание в лесу и сбор лесной продукции на основании Гражданского и Земельного кодексов. Созданы также правовые препятствия для свободного доступа граждан в орехово - промысловые и лесоплодовые участки лесов.
Беспрецедентным по цинизму является отсутствие гарантий на бесплатное лесопользование сельского населения. Так, сенокошение, пастьба скота, северное оленеводство, установка ульев, бортничество и др. могут осуществляться только на предоставленных участках (ст. 38). Все правоотношения, связанные с возникновением и прекращением права пользования такими участками, в соответствии со статьей 9 проекта регулируются Гражданским и Земельным кодексами. Учитывая, что п. 11 ст. 1 устанавливает в качестве принципа лесных отношений платность, указанные нормы в их совокупности создают для граждан России ситуацию, при которой все сельское население будет вынуждено выкупать право на занятие каждодневной крестьянской деятельностью у арендаторов, собственников лесных участков или у органов власти. Для жителей лесных регионов это означает покупку права на саму жизнь.
Даже в малонаселенных районах представляется затруднительным выделение каждой семье отдельного участка. Кроме того, российской традиции свойственно коллективное общинное лесо- и землепользование. Поэтому выкуп права лесопользования и выгораживание отдельных участков внутри лесных массивов, введение запретов на доступ к местам лесных промыслов сельского и городского населения вызовут конфликты и рост социальной напряженности. Материальное положение подавляющего большинства сельских жителей столь плачевно, что они не смогут выкупать право лесопользования. Абсурдность и нежизнеспособность такой системы лесопользования очевидна.
Проект в изощренной завуалированной форме создает правовые механизмы передачи лесных земель в частную собственность, в т.ч. иностранным гражданам и компаниям
В соответствии со статьей 8 земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако это положение является формальным, поскольку все содержание проекта направлено на ликвидацию федеральной собственности на леса и государственного контроля за их использованием. Отсутствует понятие лесного фонда, что делает совершенно неясным, какие земли находятся в федеральной собственности. Среди 42 чисто технических и несущественных функций федеральных органов власти, закрепленных статьей 81, отсутствуют основные полномочия собственника – владение, пользование и распоряжение лесными землями и ресурсами. Федеральная власть полностью сняла с себя обязанности и отказалась от прав собственника. Отсутствует среди полномочий и обязанность по обеспечению прав граждан на доступ к лесным ресурсам. Это не ошибка и не случайность, поскольку право владеть, пользоваться и распоряжаться предоставлено субъектам РФ и органам местного самоуправления. Обязанности по обеспечению прав граждан отсутствуют и в полномочиях этих органов власти, что также объяснимо. Понимая, что концепция, базирующаяся на праве частной собственности, не принимается всей Россией, Правительство и «Единая Россия» в каждом варианте проекта вводят все более завуалированные механизмы передачи лесных земель в частную собственность. В данном проекте это возможно путем выкупа арендованных лесных земель. Несмотря на многократные требования депутатов от фракции КПРФ и граждан установить такой запрет, эта норма отсутствует. В отличие от законодательства Канады и США в проекте отсутствует запрет передачи лесных земель в частную собственность иностранных граждан и юридических лиц, поскольку в соответствии со статьей 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации». Тем не менее, законодательно могут быть закреплены ограничения. Но т.к. они отсутствуют, на основании Гражданского, Земельного кодексов, Конституции РФ иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства вправе иметь в частной собственности лесные земли.
Крайне негативно оценивают проект ведущие российские ученые в области лесного хозяйства. Суть их претензий:
· Вводятся новые определения понятий и терминов, размывающие общепризнанные юридические нормы и допускающих возможность подмены лесного законодательства земельным приведут к демонополизации государственной (федеральной) собственности на леса и ослабление роли государства в управлении лесами.
· В законопроекте о вводе в действие Лесного кодекса предлагается исключить леса из недвижимого имущества, и тем самым приравнять их к имуществу движимому (деньги, ценные бумаги и т.д.), регистрации прав на которое не требуется. Тем самым лес объявляется природным объектом и одновременно имуществом, являющимся составной частью земли. Впервые в отечественной и мировой практике леса с их уникальной экологической и социально-экономической значимостью признаются движимой составной частью земли, и не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта имущественных, управленческих и иных публичных отношений.
· Кроме того, что под лесным участком понимается земельный участок из состава земель лесного фонда, предусматривается отнесение к лесным участкам земель иных категорий, на которых расположены леса, однако порядок признания таких земельных участков лесными в Кодексе не определен. В результате правовое регулирование лесных отношений обеспечивается только на землях лесного фонда. Вопросы охраны, использования и воспроизводства лесов на землях обороны и безопасности, особо охраняемых территорий, населенных пунктов остаются неурегулированными.
· Лесные участки из состава земель иных категорий, чем земли лесного фонда, обороны и безопасности могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, однако порядок их передачи из одной формы собственности в другую не определен. Из сказанного следует, что проблема собственности на леса в проекте ЛК не решена.
· Не решена проблема государственного управления лесами. Не определены ни функции, ни органы государственного управления в области охраны, использования и воспроизводства лесов.
· Функции государственного лесного контроля возложены на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако, предложенный проект Лесного кодекса не допускает совмещение функций органов государственной власти по управлению лесами и по контролю в области их использования и воспроизводства. Государство должно либо отказаться от управления лесами, либо возложить функции управления на государственные органы законодательной власти.
· В проекте Лесного кодекса отсутствует упоминание о государственной лесной службе, существующей в России более 200 лет, миссия которой аналогична миссии зарубежных лесных служб, имеющихся в подавляющем большинстве многолесных стран. Управление возобновляемыми биологическими ресурсами, какими являются бореальные леса, может осуществляться только лесными специалистами, обладающими профессиональной компетенцией и навыками, В нашей стране, где пригодные для промышленной эксплуатации леса составляют менее 50% общей площади лесного фонда, функции поддержания здоровья и продуктивности лесных экосистем, сохранения их водоохранных и почвозащитных функций, организации рационального лесопользования должны возлагаться на государственную лесную службу как уполномоченный орган государственной исполнительной власти.
· В проекте ЛК отсутствует разрешительная система лесопользования, которая является необходимым условием борьбы с нелегальными рубками. Отмена этой системы будет способствовать расхищению лесов, для борьбы с которым в нашей стране была организована лесная охрана («лесная стража»). Ее ослабление в процессе реорганизации государственных органов лесного хозяйства привело к резкому росту объемов нелегальных рубок. Отмена разрешительных документов даже при наличии лесной инспекции чревата крайне негативными последствиями для лесов и лесного сектора экономики, включая даже «лесные войны».
· Упразднена сложившаяся система лесоустройства. Она заменяется системой инвентаризации лесов, функции которой ограничиваются сбором информации и межеванием лесных земель. Именно служба лесоустройства занималась и занимается разработкой лесохозяйственных проектов и основных положений по ведению лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации, являющихся основой планирования и управления.
· Отсутствуют рыночные механизмы. Проведение аукционов базируется на минимальных ценах, устанавливаемых административным способом, а не определяемых с использованием реального рыночного подхода.
· Ужесточены правила пребывания граждан в лесах, что является прямым нарушением конституционных норм. Расширено число видов лесопользования, «несовместимых» со свободным пребыванием граждан в лесах включая рекреационную деятельность, охоту, сельское хозяйство, разведку и добычу полезных ископаемых, охрану окружающей среды (?).
· Глобальным недостатком проекта является отсутствие трактовки многих важных определений и понятий, широко используемых в тексте закона. Например, не определено, что такое «лесные отношения» отдельно от имущественных отношений, которые, в свою очередь, регулируются гражданским и земельным законодательством. Предлагаемое разделение - прямой путь к обоснованию приватизации лесов.
По мнению российских учёных, представленный ко второму чтению проект Лесного кодекса не решает таких основных проблем лесных отношений как:
· четкое определение права собственности на лесные участки,
· устойчивое управление лесами,
· экономические механизмы и стимулы развития лесного комплекса, включая арендные отношения и др.
В таком виде подготовленный документ не может быть рекомендован к дальнейшему рассмотрению.
Отдельно необходимо осветить катастрофические последствия возможного принятия предложенного законопроекта для коренных и малочисленных народов. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
Проектом Лесного кодекса для коренных малочисленных народов умышленно создаются жизненные условия, рассчитанные на полное или частичное физическое уничтожение этой группы населения, что можно расценивать как проявление геноцида.
Лесопользование коренных народов принципиально отличается от всех других видов лесопользования. Оно является основой жизнеобеспечения части населения, живущей только за счет занятий традиционными промыслами и не имеющей других средств к существованию.
Международное законодательство, в частности, Конвенция Международной Организации Труда 169, гарантирует коренным народам права на землю и природные ресурсы. Статья 14 признает за коренными народами право собственности на их традиционные территории, предоставляет им право распоряжения ими. Статья 15 гарантирует право коренных народов реально участвовать в решении вопросов использования ресурсов, находящихся на землях их проживания.
В нарушение общепринятых международных норм проект Лесного кодекса не предоставляет коренным народам возможности закрепления за ними лесных земель. Вместо этого создается правовая база для получения территорий проживания коренных народов в собственность или аренду практически любым физическим или юридическим лицом, в числе которых могут быть иностранные граждане и компании.
Таким образом, коренные народы низводятся до положения животного и растительного мира, находящегося на конкретных лесных участках. Они фактически могут быть "переданы" собственникам или арендаторам вместе с землей.
Ни проектом Лесного кодекса, ни другим законодательством на собственников, арендаторов лесных участков, органов власти не возлагается обязанность по обеспечению прав коренных народов на свободное и бесплатное лесопользование.
Разработка и рассмотрение проекта Лесного кодекса проходят с вопиющими нарушениями российского законодательства
1. Леса - наиболее значимый фактор, от которого напрямую зависит состояние окружающей среды, а Лесной кодекс РФ является основным актом, регулирующим все правоотношения по лесопользованию. Именно Лесной кодекс РФ регулирует правоотношения в области лесного хозяйства, в т.ч. и заготовку древесины, осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, сохранением и восстановлением лесов. Поэтому реализация рассматриваемого нормативного акта может привести к негативному воздействию на окружающую среду. На это указывают ведущие ученые в области лесного хозяйства, экологического права, научные учреждения и государственные органы.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проект Лесного кодекса подлежит обязательной экологической экспертизе. В нарушение требований федерального закона экологическая экспертиза не проводилась.
2. Год работы депутатов и членов рабочей группы над проектом Лесного кодекса, внесенного Правительством РФ, оказался безрезультатным. Из 1600 поправок, предложенных депутатами, Советом Федерации, субъектами РФ, не принято практически ничего. Все концептуальные поправки отклонены Комитетом по природным ресурсам и природопользованию, а сам проект без рассмотрения его депутатами во втором чтении фактически «неофициально отклонен» самим Комитетом. Вместо него Комитет предложил новый законопроект, который концептуально отличается от официально внесенного Правительством РФ как субъектом законодательной инициативы. Предлагаемый Комитетом проект является практически совершенно новым документом. Он должен быть внесен на рассмотрение в соответствии с Регламентом Государственной Думы субъектом законодательной инициативы для рассмотрения в первом чтении. Недопустимо рассматривать данный законопроект во втором чтении, поскольку он не вносился субъектом законодательной инициативы и не рассматривался в первом чтении.
Россия требует отклонения и всенародного обсуждения проекта Лесного кодекса
Президенту РФ, в Государственную Думу РФ, Совет Федерации направлено более 20 тысяч обращений граждан с требованиями отклонения проекта Лесного кодекса, опубликования и всенародного обсуждения законопроекта, запрещения частной собственности на лесные земли, закрепления статуса лесного фонда как общественного достояния настоящего и будущих поколений граждан России. Требования граждан поддержаны 104 депутатами, обратившимися с этими же требованиями к Президенту РФ в июле 2005 года.
Ведущие ученые России, академики РАСХН Кашин В.И., Писаренко А.И., Иванов А.Л., Свинцов И.П., Моисеев Н.А., Кожухов Н.И., Санаев В.Г., академик РАН Исаев А.С., другие ведущие ученые выступают категорически против принятия проекта Лесного кодекса.
Торгово-промышленная палата РФ также считает необходимым отклонить проект Лесного кодекса.
Международные и европейские организации на 23 сессии рабочей группы ООН по коренному населению направили обращение Представителю Российской Федерации в ООН, Специальному докладчику по правам человека и основным свободам коренных народов Доктору Родольфо Ставенхаген, Верховному комиссару по правам человека г-же Луизе Арбор об установлении моратория на принятие Лесного кодекса в Российской Федерации.
Изменение концепции лесных правоотношений и правового статуса лесного фонда непосредственно затрагивают права и интересы как ныне живущих, так и будущих поколений граждан России, и принятие Лесного кодекса РФ может нанести непоправимый вред государственным интересам Российской Федерации.
Принятие проекта Лесного кодекса недопустимо без всенародного обсуждения. Статья 32 Конституции РФ гарантирует гражданам право участвовать в управлении делами государства. Формой такого участия является всенародное обсуждение.
Рекомендации:
На основании статей 1, 2, 3, 7, 9, 18, 24, 32 Конституции Российской Федерации, статей 112, 119, 122, 123 Регламента Государственной Думы, ФЗ «Об экологической экспертизе» с учетом высказанных участниками замечаний и предложений в ходе парламентских слушаний рекомендовать:
- Комитету ГД по природным ресурсам и природопользованию направить проект Лесного кодекса от 25 сентября 2006 г. в Правовое управление Государственной Думы для получения заключения о соответствии концептуальных положений проекта Конституции РФ, а также на экологическую экспертизу;
- депутатам ГД обратиться в Совет Государственной Думы с требованием внести в повестку дня пленарного заседания парламента вопрос всенародного обсуждения проекта Лесного кодекса;
- депутатам ГД обратиться в Совет Государственной Думы с требованием внести в повестку дня пленарного заседания парламента рассмотрение вопроса о возвращении проекта Лесного кодекса РФ и проекта ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» в первое чтение для их отклонения;
- Правительству Российской Федерации переработать концепцию проекта Лесного кодекса РФ в соответствии со статьей 9 Конституции РФ и Постановлением Конституционного Суда от 9 января 1998 г. по делу о проверке ЛК РФ от 22.01.1997 г. Ф и Положенис включением следующих положений:
· закрепить в проекте Лесного кодекса правовой статус лесного фонда как основы жизни народа и публичного достояния нынешних и будущих поколений граждан России;
· закрепить исключительное право собственности государства на все лесные земли Российской Федерации;
· исключить лесные земли из гражданского оборота;
· закрепить положение о запрете выкупа в собственность арендованных лесных земель;
· закрепить положения о праве граждан России на свободный и бесплатный доступ в леса, а также к пищевым лесным ресурсам и недревесным продуктам леса;
· закрепить реальные гарантии прав коренных малочисленных народов на свободное и бесплатное лесопользование в местах их проживания, включить положение о преимущественном праве представителей и общин коренных малочисленных народов на закрепление за ними лесных участков в целях ведения традиционного образа жизни;
запретить передачу лесных земель в собственность иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам.Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме