10:48 05.09.2006 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Новосибирского горсовета А.Казак: Ситуацию с муниципальными перевозками можно назвать критической

Проблемы пассажирских перевозок в разрастающемся Новосибирске постоянно находятся в центре внимания общества. Все чаще происходят сбои в транспортном сообщении между удаленными районами, а центр города — сплошная автомобильная пробка. Одной из главных проблем бесперебойной организации пассажирских перевозок эксперты называют сокращение доли муниципальных перевозчиков: «хлебные» маршруты перегружены, а на периферийные маршруты частники просто не идут. При этом муниципальные автотранспортные предприятия переживают глубокий кризис и продолжают сдавать позиции. В интервью www.kprfnsk.ru ситуацию с городскими пассажирскими перевозками оценил председатель комиссии городского Совета Новосибирска по местному самоуправлению, член фракции КПРФ Анатолий Казак.

- Анатолий Альбертович, чуть менее года назад в городском Совете прошли депутатские слушания, посвященные проблемам пассажирских перевозок. Тогда специалисты, работающие в этой сфере, довольно конкретно обозначили пробелы, на которые следовало обратить внимание. И одним из самых проблемных мест было тяжелое положение муниципального транспорта. Как вы можете оценить состояние отрасли в данный момент?

— Ситуацию с муниципальными пассажирскими перевозками без преувеличений можно назвать критической. Это все произошло не сразу. Кризис назревал, и уже давно было понятно, к чему мы идем. Постепенно муниципальный сектор сдавал свои позиции частным перевозчикам. Происходила сдача маршрутов и пассажиропотока, а компенсацию затрат по перевозке льготников муниципальному транспорту бюджет осуществлял несвоевременно и не в полном объеме. Так накапливались долги транспортных предприятий, не перечислялись налоги в необходимом объеме, не выплачивалась зарплата. Уровень оплаты труда в пассажирском транспорте не позволял и сейчас не позволяет иметь нормальные штаты работников. Плюс постоянный рост цен на ГСМ и тяжелейший износ автобусного парка. Ежедневный невыход на маршруты до половины всех муниципальных автобусов не смог не сказаться на популярности, а значит и рентабельности муниципальных пассажироперевозок.

- А потом на эти проблемы наложился и закон об отмене льгот.

— Дело в том, что в монетизации льгот за основу была принята отмена льготной перевозки пассажиров, и введена система прямых компенсаций льготникам. Власть полагала, что сразу после отмены льгот люди начнут платить, живые деньги рекой потекут перевозчикам, и проблемы транспорта будут разрешаться. Но этого не произошло, по тому что сам закон был подготовлен очень плохо и преследовал одну цель — срезать социальные программы и срезать затраты в бюджете. Законом были забыты тысячи людей которые оказались лишены социальной поддержки. И на самом деле получилось, что реального финансового пополнения у перевозчиков не произошло. Конечно, выручка увеличилась на десять-двадцать процентов, но как мы видим, большой роли это не сыграло. Финансовые потери продолжали накапливаться, не смотря на все усилия городско Совета и выделяемые транспортникам дотации. После вступления в действие 122-го закона федеральное законодательство ограничило наши возможности помощи транспортникам, поэтому дотации в отрасль резко сократились.

Гражданам при поддержке Компартии удалось нажать на власть, в результате чего был возвращен льготный поездной билет. Однако предложенная властью схема была ущербной. Получилось так, что около пятидесяти процентов затрат пришлось на себя взять перевозчикам. И по этому неудивительно, что они накапливали долги по 200 — 250 миллионов ежегодно. И на данный момент кредиторская задолженность транспортных предприятий составляет 1 миллиард 100 миллионов рублей. Это огромная для Новосибирска сумма. В итоге предприятия банкротятся и меняют организационно-правовую форму.

- Вы говорили, что эту ситуацию можно было предвидеть?

— Да, ситуация эта была прогнозируема и я и пять, и семь лет назад. Это логичный итог государственной политики, главной целью которой является освобождение государства от обязательств за социальную сферу, ЖКХ, жизнеобеспечение в целом. Следующими в очереди стоят муниципальные перевозчики, которых власть собирается ликвидировать и создать частный сектор экономики. Это была основополагающая мысль девяностых годов, но для наших властей она актуальна и сейчас. Когда я лет пять назад приезжал в Министерство транспорта решать вопросы муниципальных пассажирских перевозок, один из чиновников пытался доказать мне ненадобность муниципального транспорта. Он всерьез рассуждал, что за двадцать-тридцать долларов можно уехать куда угодно. Тем, кто ворочает миллионами, очень тяжело понять тех, у кого достаток очень скромный.

- Стали ли проблемы муниципальных перевозчиков, подарком для частников?

— Конечно, частный сектор транспортных перевозок рос вместе с сокращением объемов заказа муниципального транспорта. Некоторые муниципальные перевозчики утратили за пятнадцать лет до половины автопарка. Соответственно графики движения уже не соблюдаются и человек имея социальный проездной билет, не может проехать так как транспорта очень мало. Есть недокомплект водителей и кондукторов. Многие увольняются из-за низкой зарплаты и приходят в частные структуры, которые по уровню налогообложения находятся в очень выгодном положении, так как тратят на много меньше, чем зарабатывают. А у муниципального транспорта стремительно сокращается пассажиропоток, потому что не хватает финансирования. И даже социальные проездные билеты не работают так, как они должны работать.Все эти факторы накапливаются, и получается что льготники беззащитны в этом положении, и закон не какой защиты не предусматривает. Действия горсовета и мэрии сводятся к попыткам спасти положение. Но это больше напоминает продолжение агонии, когда все рушиться и любые действия не приводят к радикальному изменению ситуации.

- Но ведь за последние два года наш город получил сто пятьдесят новых автобусов?

— Я думаю, что пополнение парка автобусов, кардинально не решит эту проблему. И если ситуация не измениться с точки зрения финансирования транспортных предприятий, доля муниципальных перевозок сократится до 30-40 процентов. Рынок займут частные перевозчики, а дальше уже довольно трудно прогнозировать какие действия будут предприниматься.

- Какими проблемами для работников муниципального транспорта могут обернуться долги их предприятий перед бюджетом?

— Из-за долгов при уходе на пенсию у сотрудников будет утеряна определенная часть пенсионных выплат. И, к сожалению, очень сомнительно, что такое положение дел получиться изменить.

- Не могу не затронуть проблему транспортной перегруженности центральных улиц Новосибирска. Как она решается?

— Часть маршрутов переводится на параллельные улицы, на некоторых маршрутах производиться замена автобусов малой вместимости на автобусы большой вместимости. Уже видно, что на центральных улицах города появилось много большегрузных автобусов, в результате чего уменьшается суматоха перед остановками. За эти успехи можно поставить плюс мэрии. Правда принимаемые решения далеко не всегда взвешены, и не всегда проводится аналитическая работа над тем, как-то или иное изменение маршрута движения или перенос остановки повлияют удобство пассажиров и автомобилистов. Поэтому при кардинальных изменениях схем движения в городе мэрии нужно максимально учитывать мнение граждан.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме