13:36 13.06.2006 | Все новости раздела "КПРФ"

А.Андриевский: Местное самоуправление требует ментальной революции

Демократия не может существовать без местного самоуправления, а есть ли в России местное самоуправление и что это такое. Обо всем этом и многом другом мы поговорим с новосибирским лидером СКМ и правозащитником Андриевским Андреем.

- Андрей, в нашей стране к нашему горькому сожалению многие не понимают, что такое местное самоуправление. Какие цели, принципы и задачи оно несет в себе - поясните?

- Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Итак, углубимся более конкретно и разложим по полочкам слова указанные в определение местного самоуправления.

Первое слово "самостоятельно" - оно подразумевает, что местное самоуправление не находится в иерархических связях с какими-либо структурами, сообразует свою деятельность при принятии решений только с законом, гарантировано от вмешательства извне.

Второе, "под свою ответственность" - означает троякую ответственность местного самоуправления - перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. Ее можно понимать как самоответственность в том смысле, что намечаемые и осуществляемые решения и действия местного самоуправления должны опираться только или преимущественно на собственные ресурсы, материальные и иные средства.

Согласно ст. 126 Гражданского кодекса муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве обственности имуществом, иными средствами. Государство и его органы не отвечают по их обязательствам, равно как и муниципальные образования не отвечают по обязательствам других субъектов права;

Третье, осуществляется двояким образом. Во-первых, непосредственно населением путем выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания форм территориального общественного самоуправления.

Во-вторых, деятельность населения осуществляется через выборные и иные органы местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц и муниципальных служащих, через образуемые муниципальные предприятия и учреждения (в том числе муниципальные унитарные предприятия, - ст. 113 ГК РФ);

Четвертое, исходит из интересов населения, которые выявляются, изучаются и учитываются при подготовке целевых программ, местного бюджета, при принятии решений, при построении структур местного самоуправления, при оценке деятельности депутатов и должностных лиц;

Пятое, учитывает исторические и иные местные традиции, что позволяет
строить местное самоуправление и его деятельность в максимальной степени разнообразно. Местная специфика, причем не только природно - географическая и экономическая, но и уклад жизни людей, их общение, язык, культура должны быть отражены в полной мере.

- Если бы эти принципы осуществлялись, то мы жили бы в другом
государстве, что же нам мешает в деле строительства этого института местного самоуправления
?

- Прежде всего, народ, который избирает свою власть в муниципалитет, заведомо зная, что эта власть будет работать в большинстве случаев исключительно в своих интересах. Если не преодолеть этот стереотип то, ни о каком местном самоуправлении в России речи не может быть, т.к. народ не желает требовать ответственности от лиц управляющих ими. Хотя имеет на это полное право.

Следует отметить, что местное самоуправление нуждается в решении целого ряда и других проблем, препятствовавших эффективному его осуществлению: неопределенность территориальной организации местного самоуправления; размытость структуры органов местного самоуправления; "удаленность" органов местного самоуправления от населения; нечеткость в определении компетенции муниципальных образований и т.д.

И главное - отсутствие финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления, а также мы теперь утратили институт выборов губернаторов субъектов Российской Федерации.

- Как можно укрепить местное самоуправление в России? Что для этого требуется?

- Первое и самое сложное, надо поменять менталитет народа и каждого гражданина, который должен понять, что местное самоуправление полностью зависит от него, как они будут голосовать и требовать реализации своих прав у избранных, будет зависеть их благополучное будущее. Второе, предоставить финансовую и хозяйственную самостоятельность местного самоуправления.
Третье, подготовить для органов местного самоуправления квалифицированные муниципальные кадры, заполнить правовые пробелы в законодательстве и создать непротиворечивую и общедоступную систему нормативных актов на уровне местного самоуправления. Представляется, что только такие меры могли бы обеспечить эффективность  местной власти и ее реальную ответственность перед населением.



Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме