19:41 22.05.2006 | Все новости раздела "КПРФ"

Правительство - в оппозиции к России

Президентское Послание-2006 - перевод с кремлёвского на русский

10 мая 2006 года Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию с очередным посланием.

Поскольку Послание-2006 уже седьмое по счёту, Президенту с каждым разом всё труднее удивлять Россию. Казалось бы, неизбежен "кризис жанра": слыхали мы и про "удвоение ВВП", и про "возрождение России как великого государства", и про"снижение инфляции", а также про "преодоление бедности", “создание эффективной правовой и политической системы”, "борьбу с бюрократией", "четыре нацпроекта" и т.д. Эти вечно живые проблемы отнюдь не утратили свежести и актуальности, тем более что ни один из приведённых выше тезисов прежних посланий Президента так и не был толком реализован. Более того,в противовес им запущен системный механизм усугубления ситуации на всех выше обозначенных направлениях, чего стоит хотя бы принятие федерального закона №122 ("О монетизации льгот"), Жилищного и Градостроительного кодексов, Закона о местном самоуправлении, Водного и Лесного кодексов, закона "О недрах", предложенных правительством реформ образования и здравоохранения и т.д.

Казалось бы, сложно чем-то новым поразить воображение искушённых в политической риторике россиян. Однако на сей раз это удалось. Послание-2006 стало событием ярким, нерядовым. Документ сразу же вызвал бурный резонанс, а также множество толкований и вопросов.

Прежде всего, несколько суждений общего характера относительно этого программного манифеста.

Во-первых, в Послании-2006 первое лицо государства в очередной раз явственно подтвердило, можно сказать, "увековечило" преемственность проводимого нынешней властью либерального курса. Суть его - распродать остатки общенародной собственности, созданной трудом поколений, и узаконить награбленное ранее. Именно так в переводе с кремлёвского на русский следует понимать  пассаж:

"…если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки",

Во-вторых, Послание-2006 - по глобальности декларируемых экономических и социальных задач и предполагаемым срокам их реализации, уходящим в вечность, по амбициозности заявленных приоритетов и запрограммированному пиар-эффекту - безусловно, заявка на третий президентский срок, как бы яростно не опровергали этот сценарий приближённые к Кремлю СМИ и политики.

В-третьих,Послание-2006, которое журналисты уже успели окрестить "левым", "революционным", "эпохальным", действительно вдохновлено результатами деятельности  патриотических сил. Что, впрочем, вполне объяснимо в русле новейших установок Кремля, предписывающих властным структурам активнее заимствовать "левые" лозунги (некоторая "левизна" для политика в последнее время стала считаться хорошим тоном). Желающих убедиться в своего рода "преемственности" и несомненных родовых связях Послания-2006 с платформой патриотических сил отсылаем к первоисточникам - это широко известные программные документы Программа КПРФ, Социально-экономическая программа КПРФ, Экономическая и социальная стратегия КПРФ, также  многочисленные выступления представителей левой оппозиции в Государственной Думе и публикации в СМИ. Наша позиция хорошо известна. Мы используем все возможности, чтобы доносить её до народа (несмотря на то, что указание Президента ещё из прошлогоднего, образца 2005 года послания, о том, что "доступ к СМИ необходимо обеспечить и всем парламентским фракциям" так и осталось благим пожеланием).

Здесь уместна цитата из того же Послания-2006: "… мы должны обеспечить охрану авторских прав внутри страны".

В КПРФ поступают многочисленные предложения от СМИ провести журналистское расследование на предмет обширных заимствований, вплоть до прямых текстуальных совпадений и отдельных показателей Послания-2006 с содержанием социально-экономических документов КПРФ.

С одной стороны, нам, патриотам, лестно, что комплексную социально-экономическую программу, разработанную КПРФ в соавторстве с научным сообществом, Президент по достоинству оценил и позиционировал ряд её основных положений как программу национальной мобилизации руководство к действию для Федерального Собрания, следовательно, для всей России в целом.

И вместе с тем, хочу обратиться к Президенту: так будьте же последовательны! Востребуйте не только наши лозунги, но и нашу конкретную, научно обоснованную, реалистичную программу по выводу страны из кризиса, востребуйте также квалифицированный кадровый потенциал конструктивной левой оппозиции! Иначе вырванные из контекста лозунги, как всегда, беспомощно повиснут в воздухе, будут выхолощены, опошлены, окарикатурены кудриными и грефами.

Системное осмысление национальной трагедии и конкретная программа мобилизационных мер по спасению страны - это именно то, в чём наше общество сейчас остро нуждается.

К сожалению, в Послании-2006 Россия по-прежнему не услышала ответов на главные, мучительные вопросы. Куда мы идём? Какова наша цель? Какое общество и государство мы строим? Какова наша национальная идея? На что должна быть направлена энергия нации?

Неспособность (или нежелание?) верховной власти внятно сформулировать и предложить народу систему ценностей, чётких ориентиров особенно драматична сегодня. Давайте будем реалистами. Россия в глубоком кризисе, на историческом перепутье. Народ - в смятении. Можно сколько угодно кричать о возрождении, стабилизации и т.д., но цифры - упрямая вещь. По официальной статистике, ниже уровня бедности проживают 22 миллиона россиян, а по оценкам ООН - и вовсе 2/3 населения. Безработных в России - 5,7 миллионов или 7,7% экономически активного населения. Возьмём для сравнения Беларусь - наиболее близкую нам страну по природно-климатическим условиям, национальному составу - там уровень безработицы в пять раз ниже - 1,5%.  А у нас в одной  только Чечне 332,7 тыс. безработных, при  том что все население республики - 1 141,3 тысячи человек (данные Росстата). На одну вакансию в Чечне сегодня претендуют 500 безработных. Поэтому позволю себе оспорить один из тезисов Послания-2006, что будто бы 

"… существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты".

Локальные конфликты - не первопричина терроризма, а его следствие. Основная же питательная среда терроризма в России - массовая безработица во взрывоопасных регионах. Пока молодой человек, заканчивая школу, не может найти работу и прокормить себя и семью, а ему в руки дают автомат и деньги, терроризм будет самовоспроизводиться, фактически будет реализовываться тезис "терроризм  - навсегда"!  Мысль, впрочем, не оригинальна. Об этом много говорили депутаты Государственной Думы от левой оппозиции при расследовании причин трагедии в Беслане. Прошло два года. И что же? Программ занятости на Северном Кавказе как не было, так и нет. О какой "борьбе с терроризмом" в таком случае может идти речь? Можно, конечно, объявить фактическую легализацию преступных кланов "успешными выборами", "нормализацией" и "встраиванием в вертикаль". С таким же успехом можно СПИД назвать насморком, но сути дела это не меняет и шансы на выздоровление не повышает.

Уровень жизни россиян (вычисляемый как соотношение средней зарплаты к минимальной потребительской корзине) сегодня составляет всего лишь 55-60% от уровня 1990 года. По числу самоубийств Россия на втором месте в мире, а по уровню умышленных убийств - на первом. Средняя продолжительность жизни неуклонно падает. Страна вымирает со скоростью 700 тысяч в год. Смертность среди мужчин самого активного трудоспособного возраста в России сравнима с показателями стран, ведущих затяжную войну! В  79 субъектах РФ снизилось число рождений, и в 60 субъектах - увеличилось число смертей. В целом по стране превышение числа умерших над родившимися - 1,6 раза, причем в 23 субъектах оно составляет 2,0-2,8 раза. Естественный прирост населения зафиксирован лишь в 17 субъектах РФ. Россия гробами голосует против нынешнего правительственного курса.

Левая оппозиция, все серьёзные учёные бьют тревогу: так ДЛЯ КОГО же проводятся так называемые реформы?! Ведь опросы общественного мнения показывают: курс, полтора десятка лет маниакально навязываемый России извне и с энтузиазмом реализуемый правительством, поддерживают всего лишь от 12 до 15% её граждан.

Не в этом ли причина низкого доверия к власти, на которое справедливо указал в Послании-2006 Президент:

"… низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу, … ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд.  … некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан, … социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ"

Правильные слова Президента о социальной ответственности бизнесменов и чиновников адресовались, в числе прочих, и к некоторым непосредственно присутствовавшим на оглашении Послания-2006 финансовым магнатам. В 2005 году размер минимальной потребительской корзины граждан РФ повысился на 3 доллара (на 84 рубля) до 2653 рублей в месяц. По данным журнала Forbes, число долларовых миллиардеров 2005 году в России увеличилось с 27 до 33 человек, а их совокупное состояние возросло с 172 млрд. долларов до 191, рост - на 19 млрд. Для сравнения: по данным Росстата за тот же 2005 год  ВВП России вырос на 6,4%, что составляет на 5 млрд. долларов. Упомянутым выше 33-м российским миллиардерам дышат в затылок и наступают на пятки 88 российских же долларовых миллионеров. Цифры, я бы сказал, шокирующе несопоставимые: 19 и 5  - почувствуйте разницу. Общество предельно поляризовано. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных) в России, по официальным данным, составляет 26:1, по оценкам экспертов, 40:1, а для Москвы, по данным инсайдерских источников,  - 98:1. А ведь уже значение 15:1 чревато социальным взрывом - как образно выражаются в этом случае поэты, "страна беременна революцией". Правительства так называемых "цивилизованных стран", на которые наши реформаторы так любят равняться, прекрасно это знают и неукоснительно регулируют показатель децильного коэффициента, удерживая его жёсткими налоговыми мерами по отношению к сверхбогатыхмв разумных пределах и не допуская резкой поляризации общества. В США, например, этот показатель равен 6:1. К сведению либеральных реформаторов: в СССР децильный коэффициент равнялся 4:1, строго отслеживался и  замерялся ежеквартально! Какие же меры "гармонизации" предлагаются в Послании? Разумеется, нужно развивать экономику:

"… мы неоднократно говорили о необходимости добиваться высоких темпов экономического роста.  … Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, … , приданию ей инновационного качества. "

Не могу скрыть удивления. О каких "шагах" идёт речь? О каком изменении структуры экономики можно говорить, если разгромлено машиностроение? Это технологическая основа всей промышленности, ведь общеизвестно, что государство, которое не может самостоятельно делать средства производства, не владеет собственной экономикой. Такая страна не суверенна. Каково же сегодняшнее состояние нашего машиностроения? Доля машиностроения в общем объеме промышленного производства в России составляет не более 20% (в развитых странах она колеблется в пределах 35-50%, то есть, по этому критерию Россия сегодня уже не входит в число развитых стран). В России в целом по отрасли по 58 товарным позициям средний объём производства в 2005 году по отношению к 1990 году составил всего лишь около 41%. Объём выпуска станочного оборудования (а именно станкостроение - основа всего машиностроения) снизился по сравнению с "дореформенным" уровнем (1990 г.) в 10-12 раз. Цифры красноречивее любых слов. В 2005 году развитые страны мира произвели станков с числовым программным управлением Япония - 40 тыс. шт., Германия - 20 тыс. шт., Италия -15 тыс. шт., США - 12 тыс. шт., а Россия  - всего лишь 261 штук. Об этих шагах говорит В.В.Путин? В период индустриализации в СССР ежегодно вводилось в строй порядка 300 заводов, фактически в режиме "день-завод", а сегодняшняя Россия выпускает меньше станков, чем в своё время - заводов (кстати, кто назовёт хотя бы один завод, построенный с нуля и запущенный в строй за время так называемых "реформ")? Это относительно количества. А что же качество? Увы! На мировом рынке сегодня могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний. В России за годы "реформ" практически исчезли целые машиностроительные отрасли - сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство часов, фотоаппаратов и мотоциклов. Фактически уничтожена отечественная электроника - основа любой модернизации. В 2005 году в России производство средств вычислительной техники составило всего 6,5% от уровня 1990 года! На какой же базе предполагается модернизировать экономику? Вот, кажется, Послание-2006 даёт ответ:

"В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия."

Действительно, технологическое отставание сегодняшней России от цивилизованных стран чудовищно и постоянно увеличивается. Мировому уровню у нас соответствует лишь четвёртая часть технологий. И совершенно справедлив тезис, что научные разработки и передовые технологии - сильнейшее конкурентное преимущество. Однако снова недоумённые вопросы: почему же руководство страны не пытается обеспечить это преимущество для России? Почему наш стабилизационный фонд "в изгнании"? Почему он остаётся по-прежнему "священной коровой", финансовым могильником? Почему наши деньги работают на чужую экономику? Почему они не идут на закупки оборудования, современных заводов, технологических линий для России? Это тем более странно, что далее в Послании поставлена весьма амбициозная для России цель

"… занятьдостойное место в мировом разделении труда."

Но, впрочем, конкретные временные рамки, как и конкретные критерии достижения этой цели в Послании -2006 не обозначены, а пока же, о чём гордо вещает Послание-2006,

"… мы  уверенно чувствуем себя в добывающих отраслях…"

Увы. Действительно, после фактической деиндустриализации России (за последние 15 лет прекратили существование 9 тысяч заводов и фабрик), "уверенно чувствовать себя" мы можем разве что в добывающих отраслях. А так хотелось бы обратного - чтобы мы уверенно чувствовали себя именно в производстве продукции высокой степени переработки с высокой долей прибавленной стоимости. По этому пути идут развитые страны, и иного пути нет. Возьмём ту же Беларусь. В структуре белорусского экспорта доля промышленных изделий - 94%,  в российском же экспорте - 70% - сырьевые отрасли. Россия, величайшая в недавнем прошлом индустриальная держава, прозябает на обочине истории. Уже пятнадцать лет с нарастающей скоростью мы скатываемся в колониально-сырьевое болото, всё более необратимо становясь сырьевой колонией развитых экономик. Сейчас, правда, унизительное клеймо "сырьевой придаток" с подачи Президента заменили на благозвучный брэнд - "гарант европейской энергетической безопасности", что впрочем, сути дела не меняет. Но даже в этом позорном амплуа у россиян, оказывается, есть повод для гордости, ибо Послание-2006 нам радостно сообщает:

"… «Газпром» вышел на третье место в мире по капитализации".

Боюсь, что для подавляющего большинства наших сограждан слабое утешение, что Газпром завоевал почётную "бронзу" на чемпионате мира по капитализации, и сейчас богатейшая российская компания, торгующая нашим голубым золотом - лакомый пирог, от которого зарубежные компании отгрызают жирные куски. Одному только немецкому капиталу принадлежит уже 10% акций "Газпрома". А принятый в конце 2005 года закон о так называемой "либерализации акций Газпрома" фактически лишил российское государство контрольного пакета над важнейшим стратегическим ресурсом России, отдав её на милость победителя - крупного международного капитала. Однако речь не идёт об инвестициях в развитие. Идёт банальная продажа иностранцам наших природных стратегических ресурсов с последующим вывозом денег за границу (только за первый квартал 2006 года из России вывезено 4 млрд. долларов) и перевод важнейших российских активов под зарубежный контроль. Однако, читая дальше Послание-2006, мы снова находим повод для робкого оптимизма: оказывается, уже намечена стратегическая линия по преодолению позорного сырьевого крена. Ведь поставлена задача

"… развивать современные перерабатывающие производства… "

Возразить нечего. Мера разумная и долгожданная. Только мне почему-то вспоминаются недавние "страсти по Байкалу" - попытка компании "Транснефть" протащить по меньшей мере абсурдный, если не сказать откровенно вредительский, проект строительства нефтепровода из России в Китай буквально по берегу уникального озера Байкал. Этот проект, по мнению экспертов, "экологически опасный, экономически авантюрный, совершенно нереальный с технической точки зрения" вызвал бурю протестов со стороны левой оппозиции в Государственной Думе. Мы использовали все средства - от нашего протестного письма 73-х депутатов-патриотов Госдумы к Президенту России 19 апреля сего года, до обращения к нему же в прямом радиоэфире 24 апреля с требованием прекратить правовой беспредел и устранить угрозу уничтожения уникального природного объекта, и одновременно важнейшего стратегического ресурса национальной безопасности, ведь в Байкале сосредоточено 80% российских запасов питьевой воды. Волна митингов в защиту Байкала прокатилась по всей России. К счастью, здравый смыслпобедил. 26 апреля Президент дал указание "отодвинуть" смертоносную трубу от Байкала. Нефтепровод пройдёт на 40 км севернее жемчужины планеты. Но почему же в числе государственных приоритетов - строительство российских нефтепроводов для перекачки сырой нефти за рубеж, а не строительство российских же заводов по её глубокой переработке? Ведь нефтехимия - одна из наиболее рентабельных отраслей экономики. Ещё Менделеев говорил, что топить печь нефтью - всё равно что топить её ассигнациями. Сегодня вся Россия напоминает мне такую гигантскую печку.

Далее  Послание-2006 ставит перед нами цель

"… обеспечить России ведущие, стабильные позиции на энергетических рынках на долгосрочную перспективу".

Сразу же возникает вопрос: как "монтируются" в этот лозунг Президента недавно озвученные инициативы по передаче генерирующих мощностей иностранным инвесторам? Производство электроэнергии - в высшей степени доходный бизнес,средняя его рентабельность - 830%.Высокие тарифы для потребления электроэнергии при низкой себестоимости вырабатываемой электроэнергии на ГЭС обеспечивают российским продавцам электроэнергии сверхвысокие доходы. Их ежегодная прибыль - более 110 млрд рублей. Снова напрашивается вопрос: почему идёт целенаправленная передача российских высоко рентабельных стратегических объектов под зарубежный контроль при том, что в "стабилизационном чернобыле" замуровано более 200 млрд. долларов - в двадцать раз больше, чем необходимо для модернизации нашей энергетической системы? 

Следующий тезис Послания-2006, который констатирует, что у нас

"… неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важных отраслей, как авиа- и судостроение".

Это звучит излишне бравурно для любого специалиста, знакомого с состоянием дел в этих отраслях. Вернее было бы сказать, что уже 15 лет вопросы развития авиа- и судостроения вообще никак не решаются. Российские авиастроители убеждены, что имеет место добивание остатков некогда могучего российского авиапрома и открытое лоббирование со стороны государства его зарубежных конкурентов. Этот вопрос ставится нашими авиастроителями не в формате кулуарных разговоров, а конкретных действий и документов, в частности, обращений к депутатам Государственной Думы. Лично я как депутат направил  протокольное поручение по этому поводу и получил совершенно невнятный ответ. Правомерно спросить авторов Послания-2006: что подразумевается под расплывчатой формулировкой "реорганизация"? Возрождение (на сегодняшний день уже реанимация) отрасли или её окончательное уничтожение? Цифры говорят сами за себя: обе отрасли - и авиа- и судостроение - практически развалены. Госкомстат РФ даже не публикует (за неимением) данных о производстве таких видов высокотехнологичной продукции как летательные и космические аппараты, суда и прочие транспортные средства. Для сведения: в 2005 году в России произведено всего лишь 18 самолётов по сравнению с 120-130 в 1990 году (порядка 15% от уровня 1990 года). При этом за 2004 и 2005 годы было импортировано 47 (26+21) самолётов иностранного производства. В судостроении - та же плачевная картина - в 1990 году произведено продукции примерно на 11-12 млрд. долларов, а в 2003-2004 гг. - только на 1 млрд. долл. (8,5% от уровня 1990 года). Комментарии излишни. На какой основе может возродиться в обозримом периоде авиа- и судостроение, учитывая, что во многом уже разрушена производственная база этих отраслей, утерян уникальный кадровый потенциал, утрачены кооперационные связи? По этой же причине с трудом верится в благоприятные перспективы"… развития космической отрасли", хотя Послание-2006 всячески мобилизует нас на этот подвиг, ведь

"Нельзя забывать, что освоение космоса – это оборонный щит России, возможность раннего выявления глобальных природных катаклизмов, площадка для получения новых материалов, технологий."

Что и говорить, своевременная, если не сказать изрядно запоздалая  мера, учитывая, что недавний 45-летний юбилей космического полёта Юрия Гагарина Россия, родина космонавтики, встретила , даже формально  - со спутника «Метеор-3М» с марта 2006 года прекращена передача данных. Как сообщило информагентство C-News, в настоящее время всю совокупность космических метеоданных Россия получает из-за рубежа, в то время как Европа и США планируют в будущем прекратить бесплатную (некодированную) передачу данных и распространять бесплатно  — не оперативную — информацию.

Следующий тезис Послания-2006 должен, по идее, обрадовать не только учёных, но и всё прогрессивное человечество, по меньшей мере его российскую часть. Ведь нам, по словам Президента, предстоит

"реализация совместных планов Правительства и Академии наук по модернизации научной отрасли".

Похвальная инициатива. Однако, вразрез с ней уже вовсю набирает обороты хищническая приватизация зданий, принадлежащих отраслевым научно-исследовательским институтам (читай: идёт разгром научных школ, созидаемых в течение многих десятилетий несколькими поколениями российских учёных). Дельцы от науки уже в 2006 году усиленно готовят под приватизацию 50 НИИ в одной только в системе Российской академии сельскохозяйственных наук. Однако об этой досадной тенденции в Послании-2006 - ни слова, напротив, бодро констатируется, что нам нужна

"инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд"

Мысль хорошая. Но пока мы планируем "создавать инфраструктуру" (а вялотекущие разговоры о технопарках ведутся уже три пятилетки кряду, начиная с самой зари "перестройки"), наша соседка Беларусь уже который год успешно осуществляет президентскую программу национального технопарка, в рамках которой белорусские учёные уже создали такое количество инновационных разработок, что национальная экономика не в состоянии их "переварить", и белорусское правительство с трибуны VIIIПетербургского международного экономического форума ещё два года назад великодушно предложило российскому бизнесу благотворительную научно-техническую помощь: берите, ребята-россияне, наши разработки, внедряйте! Сейчас белорусская "силиконовая долина" - центр притяжения (а в уже обозримом будущем - и ощутимого оттока) научных кадров не только из переживающей глубокий системный кризис Украины, но и из России. Это - в дополнение к традиционным плантациям для интеллектуальных рабов - США и Западной Европе, куда наши умы исправно перетекают. За годы реформ любезное отечество покинули порядка 10 миллионов россиян, преимущественно квалифицированных специалистов и членов их семей.

Таким образом, Россия уже давно реализовала следующий тезис Послания-2006 стать "крупным экспортёром интеллектуальных услуг". Поздно, господа, спохватились. Этот пункт президентского послания у нас уже давно выполнен и перевыполнен. Россия в течение ряда лет ударными темпами экспортирует эти услуги непосредственно с их материальными носителями - интеллектуальной элитой нации. Социологические опросы показывают, что уже на стадии вступительных экзаменов значительная часть абитуриентов престижных российских вузов не питает иллюзий относительно перспектив последующего трудоустройства на Родине и трактует свой будущий диплом МАИ или "бауманки" исключительно как пропуск в "прекрасное далёко". Лучшая в мире российская система образования стремительно деградирует. Во-первых, специалисты ряда профессий, особенно инженерно-технических, не востребованы находящейся в коллапсе отечественной экономикой. Отсутствие спроса на рынка труда не рождает предложение. Во-вторых, безотказно действует государственная финансовая гильотина умерщвления науки и образования - унизительно ничтожная  Наряду с понятием "новые богатые" появилось понятие "новые бедные". При этом Россия породила явление, совершенно беспрецедентное в мировой истории - люмпенизируются как раз те слои общества, которые в любой стране составляют не только цвет и гордость нации, но и костяк обеспеченного "среднего класса" - это техническая интеллигенция, врачи, учёные, работники культуры, преподаватели вузов. Не имея возможности обеспечить простое биологическое существование себя самих и своих семей, российские учёные целыми лабораториями и научными школами перемещаются на Запад. Пока ставка доцента  всемирно известной "бауманки" будет ниже чем зарплата водителя троллейбуса, Россия ещё долго будет "интеллектуальным экспортёром", а вернее сказать, безвозмездным интеллектуальным донором и кадровой колонией  для стран золотого миллиарда.

Поэтому я бы коренным образом переформулировал этот тезис Послания-2006. Для России жизненно важно организовать не "интеллектуальный экспорт", а "риемпорт" научных кадров в Россию. Подавляющее большинство наших учёных, выехавших из России в последние годы -  вынужденные экономические эмигранты. Многие охотно возвратились бы на Родину при условии обеспечения им сопоставимого с западным уровня оплаты интеллектуального труда. На осуществление благой цели восстановления интеллектуального фонда нации хвалило бы и малой доли стабилизационного фонда, разбухающего с каждым днём как раковая опухоль. Однако заполнение кадрового, интеллектуального и демографического вакуума не входит в планы наших властей. Поэтому вызывает закономерный скепсис радужная перспектива Послания-2006"совершенствования миграционной политики", с тем чтобы "стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных".

Позвольте, где же логика? Сначала государство всячески "стимулирует отток" из страны собственных граждан, заметим, в массе своей, людей "образованных и законопослушных", экономически выдавливает из страны своё же собственное коренное население, с тем, чтобы на освободившееся место "стимулировать приток" неких абстрактных культурно и этногенетически чуждых России "людей неместных, образованных и законопослушных"? Как вы себе это мыслите, господин греф зурабович кудрин? Собираетесь застроить Россию чайна-туанами? К слову, такого рода пилотные проекты уже осуществляются в обеих наших столицах. Учитывая, что на границе с Россией в Китае сосредоточено 200 миллионов безработных, которых китайское государство всячески экономически стимулирует выезжать из страны, проблем с заполнением российских чайна-таунов не будет. Может быть, российские либералы, распродав остатки наших природных богатств, собираются сдать международным гастарбайтерам в аренду Россию как географическую территорию? 

Следующий тезис Послания-2006 призывает государство

"… оказывать содействие и в приобретении современных технологий за рубежом. … "

Здесь я бесконечно далёк от оптимизма и готов доказать это с фактами в руках. Современные технологии в третьем тысячелетии - решающее конкурентное преимущество. Прекрасно это понимая, промышленно развитые страны ограничивают внешний доступ к своим передовым технологиям. В мире немного желающих вооружать других против себя. Однако как раз Россия по отношению к зарубежным конкурентам демонстрирует беспрецедентный технологический альтруизм, граничащий с идиотизмом. Уход государства от контроля в этой сфере оборачивается миллиардными убытками.

Патентоведам хорошо знакома сегодняшняя ситуация, когда сотни изобретений российских авторов, применяемых как на существующих, так и на только разрабатываемых системах вооружений и военной техники, уже запатентованы зарубежными фирмами и юридически больше не принадлежат отечественным предприятиям. К примеру, запатентованными зарубежными фирмами оказались основные элементы, установленные на российском вертолёте Ка-50 "Чёрная акула" и способ управления им. Это означает, что при желании французы и голландцы смогут на корню пресекать попытки России продать Ка-50. В России к интеллекту, а тем более к его защите всегда относились небрежно. Существовал "Союзпатент". Естественно, что с развалом Союза рухнул и "Союзпатент". На несколько лет образовался патентный вакуум. С одной стороны, индивидуальные изобретатели получили полную свободу, а с другой - Россия утратила контроль за результатами их труда. Поэтому и появились ушлые фирмёшки, которые за копейки кинулись продавать наши оборонные технологии, присвоенные частными лицами. Там, где можно было собирать сотни миллионов долларов такие дельцы продают всего за сотни тысяч. Когда же наше государство, наконец, начнёт стоять на страже своих интересов? К счастью, Послание-2006 не обошло вниманием этот животрепещущий вопрос. В частности, россиян пытаются успокоить тем, что

"переговоры о присоединении ко всемирной торговой организации … только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России".

К сожалению, не могу разделить энтузиазм автора этого тезиса, так как я слишком хорошо проинформирован о ходе переговорного процесса Россия-ВТО. Возьмём для иллюстрации только одну отрасль - сельское хозяйство. В отличие от, например, Китая, который при вступлении в ВТО не только ни на йоту не поступился своими интересами, но сделал массу оговорок и поставил целый ряд условий, российская сторона на переговорах по вступлению в ВТО уступила всем требованиям этой организации  в ущерб национальной экономике, конкретно взяв на себя следующие убийственные для себя обязательства:

  • Понизить в два раза ставки ввозных пошлин на импортное продовольствие;

·         Сократить поддержку АПК государством в полтора раза;   

·         Перейти на мировые тарифы по энергетике.   

Неизбежное следствие предполагаемого вступления в ВТО на этих условиях легко просчитывается уже сейчас: при повышении цен на энергоносители до мирового уровня российское сельское хозяйство исчезнет как таковое (к сведению грефов, 65% территории России лежит в зоне вечной мерзлоты).

Вот, кстати, мы дошли и до проблематики сельского хозяйства. Ей в Послании-2006 посвящён аж целый абзац - пять строчек. Печально, что несмотря на то, что Послание-2006стало самым длинным за прошедшие шесть лет (6477 слов), вопросы села в общем объёме послания заняли микроскопическую долю - 45 слов, т.е. менее, чем 0,7%. Впрочем, эта пренебрежимо малая цифра глубоко символична и верно отражает более чем скромное место, уделяемое селу в сегодняшней политике государства. Вообще-то по замыслу авторов системной, хорошо спланированной акции уничтожения российского Агропрома, осуществляемой под кодовым названием "реформирование села", российская деревня давно уже должна было прекратить существование, расчистив отечественный рынок для низкопробного зарубежного продовольствия. Однако село упорно не желает самоликвидироваться и отчаянно сопротивляется упорным попыткам либеральных властей его добить. Самый свежий батальный эпизод этой неравной битвы имел место 21 апреля сего года, когда "парламентским большинством" в Государственной Думе был провален проект закона "О развитии  сельского хозяйства", над которым два года работали депутаты и учёные-аграрии. Вместо научно обоснованного системного проекта депутатов по возрождению российского села был протащен в первом чтении закон-пустышка под тем же названием, но в кастрированной редакции, предложенной грефокудрым правительством. В результате вместо полноценного законопроекта депутатов Государственной Думы, который бы защитил интересы государства, всех граждан России и создал условия для восстановления утраченной продовольственной безопасности, в первом чтении был продавлен законопроект-мутант Правительства, который исключил всю правовую базу по государственному управлению и регулированию сельского хозяйства, ликвидировал полномочия государства, снял с него любые обязательства по отношению к селу, ликвидировал гарантии обеспечения продовольственной безопасности России, оставил без государственной поддержки и защиты все сельское население.

Поэтому у меня как крестьянского сына, вызывает неподдельное недоумение единственный пятистрочный абзац Послания-2006, который всецело и без остатка посвящён российскому селу:

"Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники".

Как человек, не понаслышке знающий деревню, считаю этот пассаж откровенной недоработкой аналитических служб, готовивших материалы для Послания-2006. О каких "значительных" ресурсах в рамках "отдельно выделенного" проекта идёт речь, если на сам этот проект выделены средствамизерные, совершенно несоизмеримые с масштабом и трагичностью проблем, переживаемых сегодня российским селом, которое во многих регионах находится в состоянии клинической смерти? Результаты либеральных реформ на селе - 13 тысяч населенных пунктов из 150 тысяч за годы реформ опустели, 30 миллионов га пашни заброшено, производство сельскохозяйственной продукции сократилось вдвое, Россия утратила продовольственную безопасность и сегодня вынуждена импортировать половину необходимого продовольствия. Из необходимых 200 миллиардов рублей, жизненно необходимых в 2006 году нашему Агропрому, чтобы он не загнулся окончательно, в рамках распиаренного нацпроекта выделено всего 1,5 миллиарда долларов. Сравнение этих двух цифр можно уподобить разве что  сравнению слона с дробиной.

Проработав более трёх десятков лет в сельском хозяйстве, я и сейчас, уже будучи депутатом Госдумы, поддерживаю теснейшие связи с сотнями моих коллег-аграриев, десятками агрохозяйств и прекрасно проинформирован о состоянии дел в отрасли. Но, откровенно говоря, мне не известны массовые случаи бурного развития "системы кредитования потребительской кооперации", особенно крупных сельхозпроизводств, которые поставлены в откровенно дискриминационное положение уже упоминавшимся правительственным проектом закона "О развитии сельского хозяйства". Зато мне достоверно известно, что лишь за прошлый 2005 год подверглись к банкротству 2 тысячи средних и крупных коллективных агрохозяйств, а при осуществлении так называемого «нацпроекта» в 2006 г. уже за 1 квартал банкротятся 1200 хозяйств. Уничтожаются коллективы, которые получают стабильно около 40 ц/га зерна, надаивают более 5,5 тыс. кг. молока на фуражную корову. Политику разрушения и уничтожения российской деревни давно пора остановить, а разрушителей отдать под суд. Что касается "закупки очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники",  приведу простые цифры - сегодня селу недостаёт 690 тысяч тракторов и 160 тысяч зерноуборочных комбайнов. В среднем, в год в хозяйства поступают 10-12 тысяч тракторов и 6-8 тысяч комбайнов. Несложный подсчёт показывает, что при таких темпах обновление машинно-тракторного парка может произойти только через полвека.

Непрост для понимания и следующий посыл Послания-2006, который призывает нас, что

"… надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру "

Право же я, как и многие, теряюсь в догадках - где логика?! Свои, кровные российские деньги, вырученные в основном от продажи наших природных ресурсов за рубеж, гноятся в стабфонде, а либеральное правительство мечется по миру с протянутой рукой в поисках неких мифических "инвестиций". Какими мотивами должен руководствоваться потенциальный зарубежный инвестор чтобы вложить деньги в российскую экономику, если весь мир видит, что само российское правительство ВЫВОДИТ финансовые активы из страны? Такое иррациональное поведение нашего правительства, согласитесь, самый действенная антиреклама против самой идеи инвестировать что бы то ни было в российскую экономику.

Далее следует самый яркий и впечатляющий блок Послания-2006, касающийся предложений по решению демографической проблемы.

Здесь для нас, представителей КПРФ, нет ничего нового, так как  в течение ряда лет мы постоянно требовали от руководства страны повернуться лицом к проблеме демографической катастрофы И вот наш отчаянный глас вопиющего в российской пустыне наконец услышан. Послание-2006 предлагает целый ряд конкретных мер, чтобы остановить вымирание нации. Не буду их перечислять, скажу сразу, что все эти меры мы горячо поддерживаем, так всё это мы, патриоты и государственники, многократно предлагали. Однако наши предложения каждый раз гневно отвергались "Единой Россией" и ЛДПР. Совсем свежий пример - 7 апреля 2006 года, когда  депутаты Государственной Думы голосовали за предложенный левой думской оппозицией проект закона о единовременном пособии при рождении второго и третьего ребёнка в размере 200 тыс. рублей. Единоросы и их братья меньшие элдэпээровцы буквально заклеймили этот законопроект на том основании, что он, якобы, спровоцирует демографический взрыв среди маргинальных слоёв. Дескать, родители с "низким социальным статусом" (проще сказать алкоголики, наркоманы и бомжи) организуют конвейер по производству детей, а получив "подъёмные" на очередного ребёнка,  будут его бросать, а деньги пропивать. Чтобы не быть голословным, привожу результаты голосования в Государственной Думе по этому законопроекту:

Результаты голосования депутатов Государственной Думы по вопросу

 О проекте Федерального закона № 252025-4 "Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение второго и третьего ребёнка"

(1-е чтение, 7 апреля 2006 года) РЕЗУЛЬТАТ:   Отклонён в 1-м чтении

Депутатское объединение

За

Про-

тив

Воздер-жались

Не голосовали

Всего

"Единая Россия"

2

1

0

308

311

КПРФ

45

0

0

1

46

ЛДПР

16

0

0

19

35

"Родина"

29

0

0

0

29

Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР)

11

0

0

1

12

Депутаты. не входящие в зарегистрированные депутатские объединения

5

0

0

11

16

ИТОГО

по Государственной Думе

108

1

0

340

449

Интересно, а теперь, когда то же самое единовременное пособие при рождении ребёнка  предложил ввести Президент РФ: "…  размер таких государственных обязательств … 250 тыс. рублей. И эта сумма должна ежегодно индексироваться … "как бы проголосовало "парламентское большинство"? Надо бы провести в Государственной Думе "контрольное взвешивание", то есть, "контрольное голосование".

Поддерживая идею существенного увеличения размеров единовременного пособия на рождение ребёнка, или, как его образно назвал Президент,  "первичный, базовый материнский капитал", я тем не менее должен сказать, что эта мера проблему  увеличения рождаемости кардинально не решит. Всё не так просто. Дело не только в материальном факторе. Действительно, повальная бедность, которая, как говорится в предыдущем Послании-2005, уже «стала восприниматься как норма», одна из основных причин катастрофического сокращения населения. Но ведь парадокс - даже в годы Великой Отечественной войны(!) рождаемость у нас была выше, чем сегодня. Потому что женщина, собираясь родить ребёнка, должна быть уверена в том, что она сможет его прокормить, одеть, выучить, вылечить, что этот ребёнок будет жить в здоровом обществе, с человеческими ценностями. Ни один нормальный человек не хочет, чтобы его ребёнок стал алкоголиком, бандитом, наркоманом, аферистом, «жертвой локальных конфликтов», а именно такой спектр перспектив предлагает сегодняшнее российское общество. Вот позорная для России статистика: из 30 с небольшим миллионов российских детей и подростков от одного до 2,8 миллионов (по разным источникам) беспризорников, свыше 700 (по данным Госкомстата) тысяч – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (сегодня, на седьмом десятке нашей великой Победы, число детей-сирот вдвое больше, чем в последние годы войны!), 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов находятся в социально-неблагоприятных условиях, 5 миллионов - наркозависимые. Таковы официальные цифры.

Уже три пятилетки активно муссируется проблема детской беспризорности, но для её решения фактически не сделано ничего. А ведь наша страна имеет уникальный опыт решения этой проблемы в самые сжатые сроки. Так было после Гражданской и Великой Отечественной войн. Уже "в наши дни" эта проблема успешно решается на постсоветском пространстве - например, в Беларуси, Туркмении нет ни одного беспризорника. России же её дети, выходит, не нужны?

Поэтому, всецело одобряя стремление Президента РФ «поддержать женщин … родить второго ребенка», всё-такихочу спросить: Владимир Владимирович, а что России делать с миллионами уже рождённых детей - сирот, беспризорных, неграмотных, наркозависимых? С ними-то что делать? Как их вылечить, обучить грамоте, дать им жильё, специальность и работу, как их интегрировать в общество, чтобы из них не выросли опасные для общества озлоблённые маугли. Даже поместив беспризорного ребёнка в интернатное учреждение, мы не решим проблему его нормальной интеграции в общество. К сожалению, на мой вопрос когда же "будет свет в конце тоннеля", который я задал на пленарном заседании Государственной Думы 16 мая сего года министру внутренних дел Нургалиеву, я не получил конкретного ответа.

По данным исследования Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), проведённого в России, 40% выпускников детских домов и интернатов – зарегистрированные правонарушители и преступники, 30% - алкоголики и наркоманы, 10% - совершали попытку самоубийства. Эти дети, став взрослыми, практически неспособны создать семью, адаптироваться в обществе, более того, в большинстве случаев они для общества потенциально опасны. Что нам с ними делать, Владимир Владимирович? Президент отвечает на наш вопрос на страницах Послания:

"сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях".

Мера абсолютно разумная и бесспорно правильная. Но есть и другие мнения. Не прошло и недели с момента оглашения Послания-2006, еще не успели просохнуть на нём чернила, как первый заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев, предложил решить эту проблему российскому бизнесу: "Каждая фирма может взять на содержание два-три интерната".

Мы же разделяем позицию Президента, что решить проблему сирот - значит устроить их в приёмные семьи, по возможности усыновить. Послание-2006 предлагает ряд мер по материальной (впрочем, довольно скромной) поддержке приёмных родителей.

Какова же статистика усыновления? Цифры скромны. Несмотря на то, что миллионы российских супружеских пар страдают бесплодием, тем не менее, случаи усыновления у нас не столь часты по сравнению с общим числом сирот. Так,в 2004 году россияне усыновили 6913 российских  детей, а иностранные граждане – 9419.

В связи с этим у меня возникают два закономерных вопроса:

Во-первых: почему усыновление российских

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме