10:47 25.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Хоть "тело" Кодекса не тронули... Парламентский обозреватель «Советской России» Галина Платова об экстренных думских дискуссиях по изменению налогового законодательства
Как Госдума выполняла срочное задание Путина. Парламентский обозреватель «Советской России» Галина Платова рассказывает об экстренных думских дискуссиях по изменению налогового законодательства
В закон о снижении налога на прибыль думские "единороссы" привнесли отчетливо выраженную коррупционную составляющую, замкнув процесс на всевластии Минфина и его главы А.Кудрина.
"Это временно, на период кризисных явлений, "тело" Налогового кодекса не затрагивается", - аргументировал адвокат А.Макаров, он же "единоросс" и член думского Комитета по бюджету и налогам. Но не стал отрицать наличие коррупционной опасности, заложенной в закон "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".
На незамедлительном принятии этого закона настаивал премьер РФ и беспартийный вождь "Единой России" В.Путин. Выступая на партсъезде 20 ноября, он сказал: чтобы уже ко дню уплаты налогов, 28 ноября, заработала норма о взимании с производителей налога на прибыль исключительно по факту получения этой прибыли, а норма о снижении налога на прибыль на 4% вступила в силу с 1 января 2009 года. Путин, однако, не призывал принимать закон с нарушением думского регламента, без анализа экспертов, учета мнения депутатов от оппозиции и без заключения правительства.
Но как раз с этим неправовым набором думские "единороссы" принимали налоговые изменения. Для них важнее свои, партийные, понятия, а не законодательные нормы. Поклявшись со съездовской трибуны в единопартийной ответственности за все творящееся в РФ, члены партии при власти не спешат отвечать. Их переполняет самоуверенность в том, что им можно все.
Первое чтение налогового законопроекта прошло в Госдуме 19 ноября. С концепцией о налоговом смягчении для производственной сферы согласились было и депутаты фракции КПРФ, последовательно выступающие за поддержку реального сектора экономики. Настораживало коммунистов то, что истинные разработчики будущего закона предпочли остаться неизвестными. Авторство взяли на себя "единороссы" из бюджетного комитета Госдумы, хотя мало кто сомневался, что написан он творцами из Минфина и Минэкономразвития.
Но не по этой причине разразилась острейшая полемика в зале думских заседаний 21 ноября при втором чтении данного закона.
Возмущение коммунистов вызвало то, что они были фактически отстранены от работы над поправками. "Единороссы" проталкивали закон, минуя все регламенты, без учета мнения многих депутатов. На подачу поправок было отведено пару часов, поэтому мало кому из думцев, не состоящих в "Единой России", удалось внести свои предложения. А перекраивался законопроект глубокой ночью, с 20 на 21 ноября, на заседании бюджетного комитета, можно сказать, узким кругом грызловцев. Они вписали 58 поправок, значительно видоизменив документ. Отклонили 24 поправки, в том числе - все, внесенные коммунистами.
Думские службы работали в круглосуточном режиме, но все равно не успевали отпечатать к началу заседания палаты исправленный текст. Даже к 11.00, к моменту рассмотрения, не все депутаты имели обновленный законопроект. "Как же вслепую обсуждать?", - обратился к "единороссам" Сергей Решульский (первый заместитель руководителя фракции КПРФ). Депутаты-коммунисты предложили передвинуть на час-другой рассмотрение, чтобы хоть в перерыве заглянуть в поправки, их же в общей сложности 82. "Единороссы" не пошли и на эту уступку.
С речью о достоинствах нового закона выступил член бюджетного комитета Госдумы, "едино росс", известный адвокат А.Макаров. Трудно понять, почему этот господин занимается в Госдуме финансовыми, а не юридическими вопросами. В своем докладе он пытался объединить адвокатский пыл с приземленностью налоговой тематики. Поэтому суть вписанных ночью поправок тонула в пафосе макаровского монолога. Адвокат так старался, что путался и называл Путина президентом.
К этому времени коммунисты получили текст законопроекта. Они могли бы согласиться со снижением налога на добавочную стоимость, взиманием его после получения прибыли, что позволяло бы производителям иметь оборотные средства, с увеличением до 2 млн руб. суммы, с которой снимается налог при приобретении жилья; тогда человек, купивший или построивший жилье, получал бы обратно из подоходного налога 260 тыс. руб. Но наряду с ожидаемыми налоговыми новациями обнаружились совершенно непредвиденные, отдающие крепким коррупционным душком. На них Макаров не останавливался, заметив только, что есть еще одна свеженькая поправка. Автором ее был он сам. Она дополняла формулировку о функциях Минфина и лично министра, которому предоставлялись широкие полномочия по отмене или рассрочке на уплату штрафов, пеней, налогов с экспортеров и производителей. В законопроекте появилась отдельная статья 64 прим. - "Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ". В ней перечислялись многочисленные условия и "особенности", при которых министр финансов А.Кудрин, непогрешимый обладатель "подушек безопасности", будет единолично решать, кто достоин рассрочки по налогам, пеням и штрафам, а кто - нет.
"Создается широкое поле для коррупции. Такие изменения только усугубляют коррупционноемкую систему, навязанную нам исполнительной властью, администрацией президента через "Единую Россию". Перед нами - один из образчиков такой системы. Это коррупционная юридическая база для тех, кто будет в мутной воде ловить рыбу", - прокомментировал коммунист С.Решульский внесенное "единороссами" дополнение в текст закона.
Такое же мнение высказали депутаты-коммунисты Николай Коломейцев, Владимир Федоткин, Сергей Штогрин. В.Федоткин даже вынес на отдельное голосование поправку о неограниченном праве министра финансов, подчеркнув, что "отсрочки и рассрочки" могут стоить бюджету свыше 10 млрд руб. "А может, и 50 млрд, и 100 млрд руб. …Дали 100 млрд в долг, министр лично решает, отсрочить ли его уплату… Это вариант коррупции", - заявил Федоткин. "Единороссы" фракционным голосованием "за" сохранили коррупционную норму. Макаров напирал на то, что в условиях кризиса "ситуации возникают неожиданно", потому и нужна "процедура, которой прописано, что решение вопроса отдается министру финансов" во избежание "угрозы для экономики страны, социально-экономической ситуации". К тому же, суетился Макаров, "норма временная", в "тело" Налогового кодекса не вносится, действует только на 2009 год. На что депутаты отвечали, что "тело" не затрагивается, но бюджет "худеет".
Волнение охватило адвоката, когда коллега Д.Грачев из "Справедливой России" заговорил в унисон с коммунистами: "Поправка… коррупционная абсолютно, право министра финансов лично устанавливать налоги некоторым объектам или субъектам - в высшей степени коррупционное.
Ссылки на скорость абсолютно несостоятельны. На самом деле нынешний министр финансов никакого умения точно и четко работать в экстремальных условиях не продемонстрировал, все его решения опаздывающие, неточные, оценки грубые и неуспешные. И предоставить ему такое право на весь 2009 год, когда за это время можно разбазарить все резервы страны, мы не можем".
"Единороссы" не спорили ни с коммунистами, ни с Грачевым.
Некоторые даже соглашались, что закон получается очень уж несовершенный. Но как быть? Нужно же успеть к 28 ноября, как повелел Путин! Только ажиотаж срочности создан искусственно, по мнению С.Решульского. Закон мог бы быть рассмотрен в уравновешенной обстановке еще в октябре. Но его удерживал Минфин. А теперь в ночных бдениях закладывают коррупционные мины. А что, если ради них и устроена нерегламентная гонка? Очень уж подозрительно, что в первом чтении принимается одно, во втором - другое, очень спешно и, считай, втемную.... Кому выгодны такие законы? Можно ли таким путем преодолеть финансовый кризис?
С.Штогрин (КПРФ) хотел провести поправку об увеличении стандартного вычета из налогообложения в доходах беднейших слоев населения. Сейчас стандарт равен 400 руб., из этой суммы не берется 13% подоходного налога, это 52 руб., которые великодушно "даруют" беднякам на дополнительные к их рациону две булки хлеба. А кризис тяжелее всего бьет по этим гражданам. "Поскольку инфляция в этом году будет не менее 14-15%, а по основным продуктам питания - 20-25%, нужно отменить подоходный налог для тех, у кого зарплата не превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), т.е. 4330 руб.", - предложил Штогрин.
"Нельзя принять такую поправку", - возразил Макаров, - не указана сумма, во сколько обойдется эта поправка бюджету". И назвал цену вводимых льгот: снижение налога на прибыль - 400 млрд руб., снижение налога на малый бизнес - 13 млрд руб., повышение амортизационной премии - 100 млрд руб., увеличение вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при приобретении жилья - 43,6 млрд руб. Всего - 556 млрд руб. "Если бы еще хоть один день дали на изучение этого закона, я бы представил расчеты по своей поправке", - парировал Штогрин. Но его не услышало "единороссовское" большинство.
Конечно, 52 руб. и миллиардные суммы совершенно несопоставимы. Но для чего тогда Путин с Медведевым раз за разом повторяют, что Россия - социальное государство, если сами даже не вспомнили о тех, кто живет впроголодь?
Налоговый закон, о котором так беспокоился премьер, принят во втором и третьем чтении одновременно. За него проголосовали 386 депутатов - "Единая Россия", ЛДПР и "Справедливая Россия".
Отказались голосовать коммунисты. С их точки зрения, пользы от такого закона немного, а коррупции станет гораздо больше.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме