15:45 20.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Устав политической партии – основной правовой документ, отражающий особенности деятельности политической партии в региональном законодательном органе (на примере Самарской Губернской Думы)

Предлагаем вниманию читателей доклад об уставах российских политических партий, представленный 14 ноября на заседании круглого стола «Политические партии в современной России. Взгляд учёных и политиков». Круглый стол проходил в Самаре в рамках Открытого форума «Мир глазами молодых исследователей». В докладе сделана попытка с объективных позиций рассмотреть некоторые основные положения партийных уставов, их связь с юридическими и политическими аспектами деятельности партий. Приведены любопытные факты и суждения, касающиеся опыта партийного строительства, знакомство с которыми может представлять интерес в свете задач, которые решают в своей деятельности партийные организации КПРФ.

Характеризуя доклад, его авторы отмечают, что в нем приводятся результаты сравнительного анализа основных положений уставов политических партий КПРФ, Единая Россия, ЛДПР, СПС, Справедливая Россия, Зеленые. В докладе проанализированы сильные и слабые стороны уставов партий с точки зрения их демократичности, учета мнений рядовых граждан страны и возможности реализации в условиях становления гражданского общества.

В докладе обоснованы позиции, из которых, как подчеркивают его авторы, следует вывод, что все исследуемые партии, за исключение КПРФ, являются партиями капиталистической ориентации и предназначены для защиты интересов не всего народа России, а лишь небольшого слоя населения.

 

 

 

Уважаемые участники Круглого стола!

В период подготовки настоящего доклада в нашей стране произошло важное политическое событие – 5 ноября 2008 года Президент Дмитрий Анатольевич Медведев обнародовал своё Послание Федеральному Собранию Российской Федерации[1], которое породило больше вопросов, чем ответов. Однако тезис о задачах нового этапа развития страны, решение которых невозможно без широкого участия политических партий – поставлен правильно, с ним следует согласиться.

Характеризуя политическую силу и говоря об отечественных ценностях, Президент подчеркнул, что мы стремимся к справедливому обществу свободных людей, определив справедливость как политическое равноправие. В реализации этого политического равноправия было предложено продолжить укрепление крупных партий – каркаса национальной политической модели и, одновременно с этим  дать парламентскую трибуну малым партиям. Так же были обозначены направления совершенствования партийного строительства, которые должны найти своё дальнейшее развитие не только в виде поправок в Федеральный закон «О политических партиях», но и в  Уставы политических партий.

Процессы партийного нормотворчества, основным продуктом которого является Устав политической партии, вызывает у учёных желание исследовать это явление. Например, в мае 2008 года была опубликована довольно любопытная работа к.и.н. Виктории Ивановны Ерыгиной[2] - доцента Белгородского государственного Универси-тета, где ею было отмечено, что: «В ходе исторического пути функционирования партий определялись их цели и задачи, которые закреплялись в их программах и уставах.»[3].

На наш взгляд, такое видение вызывает симпатию и согласуется  с общепризнанными положениями юридического свойства. Например, теория государства и права относит Уставк нормативному правовому акту, устанавливающему правовой статус организации[4].  Данный теоретический вывод нашёл своё отражение в юридическом документе - Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов»[5]. В этом документе последовательно размещена нумерация правовых актов, где под № 010.170.010. закреплены «Общественные объединения». Что это означает? Это означает, что акты, принимаемые общественными объединениями, отнесены к правовым актам. Если вспомнить, что политическая партия является одной из организационно – правовой формы общественного объединения, то её Устав  смело можно отнести к правовому акту, имеющему свои причины  на появление, развитие, изменение и отмирание. Например, процесс появления  Уставов политических партий неразрывно связан с развитием самих политических партий и как следствие этого развития – появлением партийного нормотворчества.

Более того, наличие у политической партии Устава отличает её от других общественных объединений и является квалифицирующим признаком партии. Как мы уже могли убедиться, в отечественном действующем законодательстве отсутствует понятие «Устав политической партии». Следовательно, то, о чём мы говорили выше, пытаясь обозначить статус Устава политической партии, является нашим предположением, основанном на анализе научной литературы и законодательства. В этой связи понятие Устава политической партии следует рассматривать в качестве документа «… о строении партии, её местных организациях, о центральных руководящих и печатных органах, о правах и обязанностях членов партии»[6].

Следует сказать, что наряду с Уставом, политические партии имеют свои Программы. В этой связи Устав и Программу не следует воспринимать в качестве  равнозначных партийных документов. Если Устав политической партии, как мы уже убедились, является правовым актом, отражающим её статус, то Программу политической партии следует относить к  документу, содержащему средства и методы достижения партийных целей и задач.

Весной 2007 года, благодаря уже сложившемуся законодательству РФ, как на  региональном уровне, так и на уровне Федерации – Конституции РФ, ФЗ «О политических партиях», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставам субъектов Федерации и т.д., а также  разрешительным нормам Уставов политических партий и их Программ, на региональном уровне  проходили избирательные кампании по формированию законодательной ветви государственной власти субъектов Российской Федерации.  Активное участие в этом процессе приняли политические партии. Они впервые выступали не только как субъекты  избирательного процесса, но и как особые субъекты,  представлявшие своих кандидатов по спискам региональных отделений политических партий.

Например, в Самарской области нынешний состав депутатского корпуса Самарской Губернской Думы, наряду с депутатами – одномандатниками, представлен  депутатами – списочниками шести региональных отделений политических партий: «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», «ЛДПР», «СПС» и «Российская экологическая партия «Зелёные». Данный перечень представлен по принципу количественного представительства депутатских мест в  нашем  парламенте.

Естественно такое появление нового регионального субъекта в Самарской Губернской Думе не  осталось не замеченным. Интерес подогревался исследовательским желанием проанализировать основные положения Уставов данных политических партий, позволивших их представителям стать, повторюсь,  новым субъектом в Самарской Губернской Думе.

 Например, Уставы приведённых выше региональных отделений политических партий во время проведения избирательной кампании по выборам депутатов Самарской Губернской Думы рассматривалась Избирательной комиссией Самарской области в качестве основного правового документа, разрешающего этим политическим партиям быть особым участником избирательного процесса.

Прежде чем обратиться к непосредственному анализу некоторых уставных положений, определяющих статус Уставов и статус самих  политических партий, предлагаем небольшой экскурс в федеральное законодательство, служащее своеобразной правовой платформой, в соответствии с которой и появились такие уставные положения этих политических партий.

Конституция Российской Федерации, которой посвятил достаточное внимание Президент страны в своём Послании, провозгласила право каждого на объединение для защиты своих интересов. Это позволило конституционно гарантировать свободу деятельности общественным объединениям и закрепить «табу» на принуждение к вступлению или пребыванию в каком – либо объединении без воли человека, включая политические партии (см. ст.30 Конституции РФ)[7].  Данная конституционная дефиниция нашла своё развитие в соответствующих разделах Уставов политических партий. Одновременно с этим Конституция Российской Федерации признала идеологическое многообразие и исключила возможность  установления  какой – либо идеологии в качестве государственной или обязательной. В этой связи оправдано конституционное признание политического многообразия и многопартийности. Также оправдано появление конституционногопринципа равенства политических партий перед законом при осуществлении ими своей деятельности (см. ст.13 Конституции РФ).

Приведённые выше конституционные положения нашли своё развитие в основных Федеральных законах, регламентирующих статус политических партий и их Уставов. К ним относятся: Федеральный закон   от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[8]  и Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»[9].

Следует отметить, что механизм реализации конституционного права каждого на объединение политической направленности для защиты своих интересов нашёл своё дальнейшее развитие в законодательстве лишь в начале двухтысячных годов нынешнего столетия. Фактически с 1993 года по 2001 год (прошло более десяти лет) мы наблюдали и участвовали в процессе становления и развития этого механизма. Именно в этот период велись активные поиски  отечественного политического многообразия, формировались уставные и программные положения политических партий, устанавливалось и систематизировалось партийное нормотворчество. Надо сказать, что сегодня этот процесс не закончен, он продолжается.

Необходимость наличия у политической партии своего Устава  была закреплена  статьёй 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». Данная норма закрепила перечень требований к содержанию Устава политической партии,  процедуре регистрации этого партийного документа, придав ему статус юридического документа, необходимого для любой политической партии, пожелавшей появиться и действовать в нашей стране.

 Несмотря на то, что  упомянутый Федеральный закон не даёт понятия Устава политической партии, не определяет его статуса, однако, мы смело можем предположить, что Устав политической партии является неотъемлемым, необходимым условием при регистрации самой политической партии и дальнейшем её функционировании. Из этого следует, что общественное объединение политической направленности не может приобрести статус политической партии, если такое политическое объединение не имеет своего Устава, зарегистрированного в соответствующем порядке и в соответствующих регистрационных органах. Такое видение позволяет определить высокий уровень и политико-юридическую значимость этого документа, не только для самой политической партии и её деятельности, но и для нашего общества в целом. Именно при таком видении и при таком условии  возможно осуществление функционирования политической партии только в рамках закона и в рамках её Устава. Следовательно, вся деятельность политической партии вне её Устава должна признаваться законом и обществом противоправной.

Анализ уставных положений политических партий показывает, что их содержание отражает не только  политические цели и задачи, наименование и  символику, но и процедуры внутреннего функционирования внутренней структуры партии. К ним  относится порядок учёта членов политической партии, их права и обязанности, а также права и обязанности самой политической партии, создание и функционирование федеральных, региональных и местных партийных структурных подразделений, выборные процедуры руководящего звена политической партии  и её членов в период выборных кампаний и др. Всё это позволяет в определённой степени исключить партийный и внутрипартийный произвол по отношению к другим политическим субъектам общества и, что важно, собственным членам партии.

Следует отметить, что приведённый перечень положений, отражённых в Уставе политической партии не ограничен. Такой перечень открыт и не является исчерпывающим. Это позволяет  политической партии включать в свой Устав  иные положения, отражающие особенности её деятельности. Единственным условием для включения в Устав политической партии иных положений является то, что включаемые положения не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Например, современный этап развития уставных положений политических партий  позволяет этим общественным объединениям быть субъектами избирательного процесса в любой избирательной кампании, проводимой в нашей стране независимо от уровня её проведения.

Уставные положения также позволяют членам политической партии быть депутатами, избранными по партийным спискам и представлять интересы не только избирателей определённой территории, но и интересы иных сторонников политической партии в  законодательных и представительных органах власти разного уровня.

 В Самарской области нынешний депутатский корпус Самарской Губернской Думы  представлен 25-ю депутатами - списочниками от шести политических партий, имеющих свои региональные отделения в Самарской области. Эти депутаты представляют интересы, как избирателей, так и интересы своей партии.

Анализ уставных целей и задач данных политических партий показывает их разнообразие и по объёму и по содержанию.  Вектор их деятельности также различен. Однако, при всём этом разнообразии и различии уставные цели и задачи, в целом, соответствуют требованиям п.4 ст.3 ФЗ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». Обратимся к некоторым уставным особенностям политических партий, представленных своими фракциями в Самарской Губернской Думе.

Например, одной из составляющей цели политической партии «Единая Россия» является обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации. На приведённой уставной норме данной политической партии хотелось бы  остановиться особо и дать соответствующую  оценку.

Если мы обратиться к содержанию статьи 114 Конституции РФ и статьи 4 Федерального Конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[10], то обнаружим  тенденцию сближения  (сращивания) полномочий Правительства РФ и обозначенной выше уставной цели этой политической партии. Такое сближение (сращивание) неизбежно может привести к подмене функций и появлению дублирования деятельности этих институтов, а также к созданию условий невозможности привлечения к ответственности ни тех, ни других. Чаще всего это создаёт благоприятные условия  к безответственности  органов власти и политических партий не только перед законом, но и  перед народом, для защиты интересов которого данные институты  создавались.  

                Полагаем, что постановка и реализация такой цели политической партией разрушает основной конституционный принцип её деятельности – принцип равенства перед законом и позволяет данной политической партии осуществлять свою деятельность за рамками закона.

Желание партии подменить деятельность исполнительного органа государственной власти, присвоить себе не свойственные партии полномочия  к прогрессивному  развитию не приведут. Если оперировать словами Президента, высказанными им в своём Послании Федеральному Собранию, то это не «эффективно» и «создаёт только одно – коррупцию».

Приведём два очень интересных примера из практики. Первый пример. В ходе проведения осенью этого года избирательной кампании по формированию представительного органа  г.о. Сызрань Самарской области, региональное отделение этой политической партии фактически подменяла органы муниципальной власти, беспрепятственно использовала её рычаги в достижении своей партийной цели  - сформировать Думу этого муниципального образования из представителей только одной партии, а также активно вмешивалась в работу избирательных комиссий. Цель достигнута, но, как быть с провозглашёнными конституционными принципами,  которые должны реализовываться не только на бумаге, но и в нашей бурной политической жизни?  Как быть с реализацией положений избирательного законодательства, на неукоснительное соблюдение и исполнение которого обратил внимание  Президент страны  в своём  Послании, подчеркнув, что государственная бюрократия  вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого – нибудь не того?

Следующий пример - действие должностного лица регионального законодательного органа государственной власти и члена руководящего органа данной политической партии, выразившееся в попытке  навязать депутатскому корпусу   партийный документ – Рекомендации фракцииполитической партии по организации взаимодействия между фракцией в Государственной Думе и фракциями в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации в законотворческом процессе. Данный партийный документ был выдан за новую Схему прохождения законодательных инициатив регионального парламента в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В советское время нечто подобное могло быть оправдано хотя бы потому, что действовала однопартийная система. Сегодня, при многопартийной системе, подлаживание деятельности государственного регионального органа к партийным намерениям одной политической партии фактически создаёт «тоталитаризм».

Если дать оценку этому  примеру с юридической точки зрения, то приведённые действия должностных лиц регионального парламента должны быть расценены как противоречащие  пункту 3 статьи 10 ФЗ от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партия», где законодатель закрепил, что лица, замещающие государственные… должности… не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются.

Если дать оценку этому примеру через призму президентского Послания, то попытки обязать работать депутатский корпус по правилам и нормам партийных документов одной партии неизбежно приведут к существенному изменению природы законодательного органа государственной власти, превратив этот орган в  госаппарат, а не народный парламент, где этот госаппарат  сам себе партия и сам себе, в конечном счёте, народ. Неэффективность такого подхода очевидна и цитируя  текст Послания Президента страны создают только одно - коррупцию - врага номер один для свободного, демократического и справедливого общества.

Уставные положения целей и задач политической партии «КПРФ» акцентируются на участии в политической и государственной жизни в целях завоевания власти и обеспечения подлинного народовластия в Российской Федерации. Важным положением, в этой связи, является то, что данная политическая партия берёт на себя полномочия выражать и доводить мнения граждан по любым вопросам общественной жизни не только до всех институтов гражданского общества, но и до органов власти. Такой подход в деятельности этой политической партии и роль «народного проводника» в реализации ею целей и задач отвечает требованиям п.1 ст.3 ФЗ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Целевые положения Устава политической партии «Справедливая Россия»  основываются на  строительстве в России справедливого, свободного и солидарного общества». Для реализации обозначенной цели эта политическая партия ограничивается лишь «содействием. Но, к сожалению, не «влиянием» и не попытками «изменять», предлагая свои методы и способы. Практика показывает, что такие уставные  положения,  как правило, остаются лишь красивыми декларациями, а реализация заявленных политических целей становится недостижимой реальностью.

Уставные положения целей и задач политической партии «ЛДПР» в части доведения выраженных мнений граждан по любым вопросам общественной жизни до широкой общественности и органов государственной власти схожи с уставными положениями политической партии «КПРФ». Но, Устав политической партии «ЛДПР» сводит это доведение мнения граждан до органов только государственной  власти, исключая органы местного самоуправления. Если мы обратимся к нормам пункта 1 статьи 3 ФЗ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», то увидим, что политическая партия создаётся в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Не зря законодатель ввёл этот властный институт. Именно органы местного самоуправления в большей степени отвечают принципам народовластия, они ближе к населению, выражают мнение населения и решают вопросы местного значения. Отсечение этих институтов народовластия в достижении поставленных данной политической партией цели не в полной мере отражают необходимую составляющую часть деятельности политической партии.

Аналогичный подход и у политической партии «СПС» (см. п. 7 ст. 4 Устава данной политической партии). Особенным в уставных положениях данной политической партии, определяющим  её цели и задачи являются продвижение в общественном сознании  ценностей демократии и либерализма, развитие демократических и либеральных реформ. Для  реализации либеральных реформ  партия решает задачу политической поддержки только тех россиян, которые заинтересованы  в проведении либеральных рыночных реформ. Здесь следует обратить внимание на то, что к таким россиянам нельзя отнести большинство населения страны. Эта постановочная цель, на наш взгляд, неизбежно приведёт к разрушению очень важного конституционного принципа, закреплённого в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации и отдалению  реализации демократических основ нашего государства, приводя государство к иной – не демократической природе

Самое объёмное количество целей закреплено в Уставе политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» (их 21).  Главным приоритетом уставных положений данной политической партии является счастливая и гармоничная жизнь отдельной личности и всего народа в целом. Однако достижение такой цели  проводится через решение всего пяти задач. Одна их них - выдвижение и поддержка своих представителей на выборах, содействия вхождению членов Партии в состав Правительства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Наблюдается диспропорция поставленных целей и определённых задач в достижении этих целей, и она  может не дать должного результата. Как, например, данная политическая партия может добиться экологической безопасности, экологизации экономических отношений и т.д., если её задачи строятся только на пяти позициях, а целей поставлено более двадцати? Такой уставной подход данной политической партии превращают их  уставные цели в декларации и желания, но не действия, способные реализовать цели данной политической партии.

Авторы  настоящего доклада не претендуют на исключительное видение приведённого выше. Здесь есть что пообсуждать и над чем подискутировать.

А сейчас перейдём к следующему - к уставным положениям, регулирующим взаимоотношения политических партий с органами власти.

Если обратиться к текстам Уставов   шести региональных отделений политических партий, представленных фракциями в Самарской Губернской Думе, то можно обнаружить следующую закономерность. В Уставах политических партий  «КПРФ», «Справедливая Россия», «ЛДПР» и «СПС» приведён исчерпывающий  перечень органов власти, с которыми могут взаимодействовать данные политические партии.

В уставных положениях политических партий «Справедливая Россия»,  «СПС» и  «Зелёные», к сожалению,  отсутствуют такие властные институты, как органы исполнительной власти и административно – исполнительные органы местного самоуправления. Например, в Уставе политической партии «Зелёные» декларируется активное участие в создании условий эффективного взаимодействия всех ветвей власти в России (см. пп.2.1.8. п.2.1. ст.2 Устава). В Уставе политической партии «ЛДПР» в части взаимодействия, вообще не фигурируют органы местного самоуправления.

Переходя к анализу последнего блока информации нашего доклада, посвящённого депутатским политическим формированиям -  депутатским фракциямСамарской Губернской Думы, хотелось подчеркнуть, что численный состав этих фракций колеблется от одного депутата – члена фракции до 30 депутатов – членов фракции при общем численном составе депутатского корпуса – 50 депутатов.

Концептуальные моменты, определяющие понятийный аппарат фракции, а также определяющие фракционную деятельность представителей политических партий, закреплены  в их Уставах, основанных на конституционных положениях, положениях Федеральных законов от11 июля 2001 г. № 95- ФЗ «О политических партиях» (см. Главу VIII «Участие политических партий в выборах и референдумах») и ФЗ от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[11], а также положениях регионального законодательства.

Например, Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95- ФЗ «О политических партиях»,  Главой VIII «Участие политических партий в выборах и референдумах» закреплён статус и процедура участия политической партии в избирательном процессе.

Статьёй 7.1. «Фракции в Государственной Думе» Федерального закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законодатель определяет понятие «фракция», где под фракцией понимается объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Согласно приведённой норме во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Думские фракции регистрируются в соответствии с процедурой, установленной Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Более того, в состав фракций могут входить лишь только те депутаты Думы, которые входили в состав федерального списка кандидатов, избранных депутатами Государственной Думы.

В Самарской Губернской Думе фракционная работа строится по - разному. В её основе лежат внутренние организационные документы. К ним относятся Регламенты работы фракций в Самарской Губернской Думе, Положения, Инструкции, Правила и т.п.

Рассмотрим по результатам практической деятельности  на примере внутреннего организационного документа одной политической партии, представленной своей фракцией в Самарской Губернской Думе  -  Регламента фракции «КПРФ». В апреле 2007 года депутаты фракции «КПРФ» разработали и приняли свой Регламент, согласно которому регулируется  порядок организации и деятельности данной фракции. Например, в пункте 1.1. Регламента  закреплено понятие «Фракция КПРФ». Под ней понимается объединение депутатов Самарской Губернской Думы четвёртого созыва, избранных в составе соответствующего списка, и депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, реализующих своё право на вхождение в состав фракции КПРФ исключительного на добровольной основе.  Приведённое  понятие Вы легко можете сравнить с понятием фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации  и выявить много общего. Данные понятия имеют лишь одно отличие. В состав фракции Государственной Думы могут входить только депутаты – списочники одной партии, а во фракцию КПРФ в Самарской Губернской Думе могут входить, наряду с депутатами – списочниками, депутаты – одномандатники. Это объясняется тем, что нынешний состав депутатского корпуса Государственной Думы формировался только по партийным спискам, а  депутатский корпус  Самарской Губернской Думы формировался с применением единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по общеобластному избирательному округу и с применением одномандатных избирательных округов, где избирался один депутат от этого избирательного округа. В случае победы в одномандатном округе беспартийного кандидата, он  добровольно может войти в одну из имеющихся думских фракций или не входить ни в одну. Главное здесь – соблюдение принципа добровольности.

Такая смешанная избирательная система позволила фракции КПРФ в Самарской Губернской Думе определить понятие фракции в той редакции, которая была представлена вашему вниманию выше.

Вся  внутренняя работа фракции  определяется ею самостоятельно в соответствии с Регламентом Самарской Губернской Думы и Регламентом фракции. Важным моментом, закреплённым в Регламенте фракции, является то, что все фракционные решения не должны ущемлять или ограничивать права депутатов Самарской Губернской Думы – членов фракции.Высшим органом фракции является собрание, проводимое постоянно. Это собрание решает вопросы, отнесённые к компетенции фракции. Их перечень определён  пунктом 3.6. Регламента и является открытым.

Например, к исключительной компетенции собрания фракции относится утверждение Регламента фракции, внесение изменений и дополнений в него; приём и исключение  из состава членов фракции; избрание Председателя и заместителя Председателя фракции; утверждение кандидатур для выдвижения на должность Председателя Думы, его заместителя, председателей и заместителей председателей комитетов и комиссий Думы; утверждение уполномоченных выступать от имени фракции или представлять фракцию в органах власти, общественных объединениях по вопросам деятельности фракции; формировать позиции и принимать фракционные решения по законопроектам, проектам постановлений Думы и другим принципиальным вопросам; заслушивать информацию членов фракции о работе структур Думы и о встречах с избирателями; определять задачи фракции и ряд других вопросов процедурного характера.

В этой связи следует отметить, что законодательство Самарской области немало способствует появлению таких документов как Регламент фракции,  также региональное законодательство помогает нормотворчеству политических партий, представленных в Думе своими фракциями. Это позволяет эффективно строить работу фракций и свободно им развиваться.

В этой связи хотелось  бы обратить ваше внимание на такие  основные Законы Самарской  области, как  Закон Самарской области от 10 мая 2007 г. № 32-ГД «О Самарской Губернской Думе»[12], Устав Самарской области от 18 декабря 2006 г. № 179-ГД[13] Закон Самарской области от 07 февраля 2003 г. № 4-ГД «О статусе депутата Самарской Губернской Думы»[14]. Данные законы регламентируют вопросы деятельности фракций политических партий в Самарской Губернской Думе, позволяют депутатам – членам фракций  осуществлять свою деятельность не только в рамках своих Уставов, Программ и внутренних организационных документах, но и в рамках регионального законодательства.

Например, согласно ст.77 Устава Самарской области, фракции обладают правом законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе. А в соответствии со ст.ст. 6 и 7 Закона Самарской области от 10 мая 2007г. № 32-ГД «О Самарской Губернской Думе» депутаты Думы вправе образовывать свои фракции для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой. Руководители фракций вправе  входить в Совет Думы.

 Интересны полномочия  думских фракций, закреплённые в Законе Самарской области от 07 февраля 2003г. № 4-ГД «О статусе депутата Самарской Губернской Думы». Согласно ст.7 обозначенного Закона, фракция  определяет для депутата – члена фракции ту часть территории Самарской области, где депутат должен поддерживать связь с избирателями.

Полуторагодовалый период работы фракций в Самарской Губернской Думе обозначил и систематизировал новые направления их работы. Например, по инициативе фракции «КПРФ» в Самарской Губернской Думе систематически стали проводиться рабочие совещания с Председателем Думы и с участием руководителей структурных подразделений аппарата Думы. Такие рабочие совещания позволяют не накапливать проблемы, а своевременно их разрешать.

В заключении хотелось бы отметить, что процессы партийного нормотворчества, одним из продуктов которого является Устав политической партии, развитие и применение уставных положений политических партий в части реализации их деятельности в региональном законодательном (представительном) органе государственном власти на примере Самарской Губернской Думы находятся в самом начале своего пути. Какой вектор развития, включая нормотворческий, выберут для себя политические партии – покажет время, практический опыт, активно набираемый ими сегодня. Надеемся, что те положения нового этапа развития партийного строительства, обозначенные Президентом страны  в его ноябрьском Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, найдут свое отражение в совершенствовании не только  уставных положений политических партий, но и в совершенствовании их деятельности, максимально исключающей повторения тех негативных, противоречащих закону примеров, приведённых в нашем докладе.

Благодарим Вас за проявленный интерес к представленной вашему вниманию  информации нашего доклада и надеемся, что эта информация  будет полезна и использована вами в вашей научно - педагогической  и практической деятельности.

Н.В. Рогожин – к.ф.н., доцент кафедры философии МГПУ

И.В. Устимова – консультант Самарской Губернской Думы

 


[1] См.: Д.А. Медведев Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. М., Большой Кремлёвский дворец. 05.11.2008. / Интернет – сайт Президента Российской Федерации. /http: //www. kremlin. ru 

[2] См.: История партийного нормотворчества в России /История государства и права, 2008, №5.

[3] Там же.

[4] А.В. Мелехин. Теория государства и права.  «Маркет ДС». 2007.

[5] Российская газета. № 55. 21 марта 2000 (Указ).

[6] См.: История партийного нормотворчества в России /История государства и права, 2008, №5.

[7] Российская газета. № 237, от 25.12.1993.

[8] Российская газета. № 100, от 25.05.1995.

[9] Российская газета. № 133, от 14.07.2001.

[10] Российская газета. № 245, от 23.12.1997.

[11] Российская  газета. № 130, от 08.07. 1999.

[12] Волжская коммуна. № 83 (25881) от 15.05.2007.

[13] Волжская коммуна. № 237 (25790) от 20.12.2006.

[14] Волжская коммуна. № 26 (25790) от 12.02.2003.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме