14:15 15.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Какой флаг поднимут над "ГАЗом"? Депутат-коммунист Николай Рябов направил запрос в связи с критической ситуацией на легендарном заводе

Финансовый кризис значительно расшатал позиции одного из крупнейших гигантов российского автопрома - "Группы ГАЗ". Еще до "черной" осени прибыль холдинга снизилась почти на 15%. Несмотря на антикризисные меры, ситуация на предприятии далека от стабильной. В ноябре металлурги приостановили поставки продукции на предприятия группы в связи с задолженностью . На этом фоне появилась информация о продаже "ГАЗа" канадской Magna, однако стороны ее официально опровергают.

Чистая прибыль компании снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16% - до 2,8 млрд руб. Выручка составила 81,1 млрд руб. против 67,7 млрд руб. в I полугодии 2007 года Рентабельность по EBITDA снизилась с 11% до 9%.

"Снижение чистой прибыли произошло в первую очередь из-за роста административных затрат на $60 млн и увеличения стоимости заемных средств с $26 млн до $40 млн", - заявил аналитик ИГ "Капиталъ" Иван Завадский.

Как следует из отчетности, долг компании вырос с $198 млн на конец 2007 года до $488 млн на конец I полугодия текущего года. По мнению аналитиков, данные за второе полугодие, "видимо, должны быть еще более удручающими ".

Кризис вынудил топ-менеджеров группы ввести "гибкую систему" антикризисного управления, в рамках которой, наряду с традиционными мерами по оптимизации производства, предполагается сокращение персонала. В начале недели "Группа ГАЗ" уведомила центр занятости Нижнего Новгорода о возможном увольнении 3% работников нижегородского автозавода.

"Всего до конца года на заводе будет сокращено 1 тыс. 200 специалистов, - заявил в ходе совещания руководителей профсоюзных комитетов и представителей кадровых служб "Группы ГАЗ" председатель областного комитета профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Борис Охлучин. - Мы стараемся по максимуму сохранить людей, переквалифицировать специалистов, но такого количества рабочих мест на заводе нет. В связи с этим 7 ноября была достигнута договоренность с центром занятости Нижнего Новгорода - центр будет заниматься нашими работниками. На учет центра - под его особую, так скажем, опеку - встанут около 1 тыс. человек".

Более того, приятно решение о том, чтобы гарантировать работникам нижегородской площадки (завод "ГАЗ") не менее, чем трехдневную рабочую неделю с полной фактической оплатой труда. По словам Бориса Охлучина, эта мера будет действовать в период с 19 января 2008 года по 18 июля 2009 года. "Некоторые цеха будут работать полную рабочую неделю. Количество рабочих дней будет регулироваться по мере необходимости и в зависимости от ситуации", - сказал председатель областного комитета профсоюзов.

"Дело в том, что пока государственная поддержка не ощущается на том уровне, на котором она была обещана, - добавил председатель комитета. - Ведь вполне можно было бы гарантировать приобретение государством определенного количества автомобилей "Группы ГАЗ", но этого не сделано".

Именно на этом неблагоприятном фоне вновь появилась информация о том, что "ГАЗ" может сменить собственника. Речь идет о продаже производства легковых автомобилей. В частности конвейера "Волги" , производство GAZ Siber и линию по выпуску легких коммерческих автомобилей (LCV). Аналитики считают, что такое решение было вызвано, скорее всего, тем, что группа не может выйти на рентабельные объемы производства. Видимо, поэтому "ГАЗ" намерен продать своему партнеру канадской Magna. Источники утверждают, что стороны уже завершили подготовку компании к осуществлению трансакций. О возможной сделке сообщил "Росбалту" депутат Госдумы Николай Рябов, который попросил премьер-министра РФ Владимира Путина о том, чтобы государство выкупило "ГАЗ" как минимум, и, как максимум, - полностью запретило поставки иномарок в Россию.

Депутат Госдумы пытался оформить протокольное поручение в адрес комитета по собственности нижней палаты парламента страны, однако "фракция партии "Единая Россия" отвергла этот документ" и пришлось Николаю Рябову направлять письмо руководству государства. Депутат попросил главу правительства разобраться с ситуацией по поводу Горьковского автозавода.

"Очень надеюсь на скорейший ответ, - уточнил Рябов. - Вторая тема, с которой я обращаюсь к руководству страны, - это сокращения на автогиганте. По официальным данным, сегодня на ГАЗе сокращают порядка 1 тыс. 200 работников, но я знаю, что в ближайшее время будет сокращено до половины персонала предприятия, то есть около 20 тысяч человек". Депутат также заявил, что в этих условиях государству необходимо приобрести завод, чтобы не повлечь социальных проблем в Нижегородской области, поскольку сокращение производства на "ГАЗе" влечет за собой и увольнения на предприятиях, которые производят комплектующие для автозавода, в том числе ОАО "Красная Этна" (крепеж), Завод коробок скоростей, ОАО "ЗМЗ" (двигатели).

Кроме того, Рябов предложил существенно сократить, а в лучшем случае полностью ликвидировать, поставки в Россию автомобилей из-за рубежа, чтобы поддержать отечественное производство.

Руководство группы опровергает наличие сделки. В письме председателя правления "Группы ГАЗ" Сергея Занозина к председателю комитета Государственной Думы по промышленности Юрию Маслюкову относительно депутатского запроса коммуниста Рябова он заявил, что "информация о передаче прав собственности на автозавод "ГАЗ" компании Magna не соответствует действительности ". Занозин заверил главу комитета, что "взаимовыгодное сотрудничество с компанией Magna позволяет внедрять мировые стандарты качества в производстве отечественной автомобильной техники, повышать эффективность производства, сокращать технологический отрыв от мировых лидеров автоиндустрии", однако "партнерские отношения двух компаний не подразумевают передачу прав собственности на автозавод "ГАЗ".

"Считаю, что подобные заявления дезинформируют общественность о перспективах отрасли в условиях кризиса, создают опасную истерию и дестабилизируют социальную обстановку в регионах присутствия компании", - добавил Занозин.

Глава группы компаний также уточнил, что на данный момент автозавод работает в гибком режиме в соответствии с заявками дилеров. "Резкое падение платежеспособности потребителей на рынке коммерческого транспорта в связи с недоступностью кредитов и лизинговой системы заставляет автопроизводителей сокращать объемы производства и соответственно переходить на сокращенный рабочий график", - отметил он.

По его словам, для минимизации последствий финансового кризиса "Группа ГАЗ" реализует программу сокращения затрат, снижая объемы запасов, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства. "Использование внутренних ресурсов позволяет нашей компании сохранять производство в оперативной готовности для возвращения к полной загрузке производства при решении проблем платежеспособности на рынке коммерческого транспорта", - подчеркнул глава компании.

Занизин также выразил сожаление о том, что в кризисный период для финансово-кредитной системы Российской Федерации появляются несоответствующие действительности заявления, способствующие ложному пониманию ситуации в экономике страны".

Как гласит народная мудрость, слухи не рождаются на пустом месте. Во всяком случае, депутат Рябов утверждает , что информация о передаче пакета акций автозавода достоверная и получена из надежных источников.

Аналитики утверждают, что ситуация проясниться в ближайшее время. Кризис подстегивает топ-менеджеров "ГАЗа" принимать решения и одним только стандартным набором антикризисных мер предприятие на плаву не сохранить. Поэтому, под каким флагом будет существовать автозавод станет известно очень скоро.

Алина Хорошева







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме