11:30 14.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Правда»: "Бояну" - быть!

Конечно, это был большой и волнующий праздник. Люди, заполнившие зал Центрального Дома ученых, принесли с собой предчувствие необыкновенной радости, а виновник торжества, как всегда, оправдал самые высокие ожидания своих поклонников.

На юбилейном вечере, посвященном 40-летию Государственного академического русского концертного оркестра "Боян", царила ее величество музыка в талантливом исполнении истинных мастеров и подвижников. Звучали голоса прекрасных певцов, органически соединяясь с оркестром. И человек, создавший четыре десятилетия назад это музыкальное чудо, священнодействовал у дирижерского пульта, воплощая в себе и символизируя собой несокрушимость всего лучшего, что было, есть и - хочется верить - будет в бесценном, неповторимом, возвышающем и очищающем русском искусстве.

Легендарный русский оркестр встретил свое 40-летие в крайне трудных условиях

Слава не только всесоюзная и всероссийская, но и мировая

Имя этого человека - Анатолий Иванович Полетаев. Он народный артист СССР, профессор. У него немало и других почетных званий и наград. Начиная с диплома первой степени на Всесоюзном фестивале советской молодежи и золотой медали на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, полученных им, двадцатилетним виртуозом-баянистом, в далеком 1957 году. Можно вспомнить и то, что в 1982 году оркестр "Боян", самое главное и любимое детище его жизни, стал лауреатом премии Ленинского комсомола...

Впрочем, разве можно все перечислить? Слишком пространный, невместимый в газетный формат получился бы список. Как невозможно в газетных рамках назвать и все страны, столицы, города и провинции на земном шаре, где с триумфом выступал блистательный коллектив русского оркестра, вызывая бурный восторг слушателей разных национальностей.

То есть позади такой впечатляющий путь во славу Родины и ее культуры, что, казалось б , этому заслуженному коллективу, этому выдающемуся художественному руководителю и дирижеру теперь с честью пожинать лавры за свершенное да умножать в самых благоприятных и достойных условиях свой богатейший творческий потенциал. А что происходит на деле? Увы, происходит драма, грозящая обернуться трагедией.

Вот даже на юбилейном вечере, радуясь празднику всей душой, трудно было отрешиться полностью от ощущений тревожных и горьких. И связаны они с тем поистине гибельным положением, в какое ввергнут за последние годы легендарный "Боян". Об этом так или иначе вынуждены были говорить почти все выступавшие во втором отделении вечера с поздравительным, приветственным словом.

Придется сказать и мне, хотя "Правда" этот вопрос уже ставила. Да нельзя молчать, если все остается без перемен и беда по-прежнему висит над уникальным русским оркестром.

Теперь - гонимые, униженные и оскорбленные

Поздней осенью 1995 года волею московских властей коллектив оркестра был вышвырнут на заснеженную улицу из помещения, которое до этого более десяти лет занимал. Оно и создано было силами коллектива, активно участвовавшего в восстановлении из руин храма св. Власия в Староконюшенном переулке. Храм теперь передали Русской православной церкви, а "Бояну" взамен ничего адекватного не предоставили.

Это было прямое нарушение закона, ибо в статье 53 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" сказано: "При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям -в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение". Нет же - ничего подобного! Отныне у прославленного оркестра были для репетиций сырые подвалы, а затем бывший детский садик, находившийся в аварийном состоянии и предназначенный под снос...

Только в 1997 году, после изнурительных мытарств и хождений "по инстанциям", удалось наконец получить место в бывшем кинотеатре "Зенит". Но не просто так, а в аренду, причем, можно сказать, на кабальных условиях. Москомимущество установило "Бояну" такую арендную плату, словно имело дело не с учреждением культуры, а с коммерческим предприятием.

Зная все дальнейшее, поневоле думаешь, что начатое уничтожение оркестра тогда лишь отсрочили. До поры до времени. И вот 1 октября 2004 года столичный Арбитражный суд рассмотрел "вопрос о принятии искового заявления Департамента имущества г. Москвы к Государственному академическому русскому концертному оркестру "Боян" о расторжении договора аренды и выселении". Закручивается выматывающая волокита судебных разбирательств, которая творчеству, понятно, не способствует.

А в декабре 2005 года правительственная комиссия подготовила проект распоряжения об исключении "Бояна" из перечня федеральных государственных учреждений культуры. Дескать, недостоин! Никто в оркестре не сомневался, с чьей подачи это было сделано. Ведь М. Швыдкой еще несколько месяцев назад включил "Боян" в число коллективов, которые должны быть ликвидированы в целях "оптимизации бюджетных расходов".

Какое изящное выражение, не правда ли? Так вот, коллектив оркестра взяли в клещи с двух сторон. С одной - власть московская, требовавшая арендных денег, а по существу добивавшаяся выселения оркестра из здания, которое ей понадобилось для иных, более выгодных целей. С другой - федеральная власть в лице М. Швыдкого, решившая на "Бояне" вообще поставить крест.

В борьбе за жизнь

Я опускаю многие подробности более чем двухлетней напряженной борьбы. Патриотическая общественность стала на защиту выдающегося национального творческого коллектива. Руководитель фракции КПРФ в Государственной думе Г. Зюганов и Собор славянских народов Беларуси, России, Украины обращаются к президенту В. Путину, и тот выражает мнение о необходимости сохранения и поддержки оркестра. Во всяком случае, в письме, последовавшем от заместителя руководителя администрации президента В. Суркова министру культуры и массовых коммуникаций А. Соколову, написано именно так. А далее: "В связи с этим прошу вас принять необходимые меры..." Итак, указание - сохранить и поддержать оркестр "Боян". Указание не кого-нибудь, а главы государства. Казалось бы, теперь только радоваться: победа! Однако не тут-то было. Дело принимает поразительный оборот.

Представьте себе, в феврале 2007 года председатель правительства М. Фрадков своим распоряжением возвращает "Боян" в "перечень подведомствен ых Роскультуре федеральных государственных учреждений", но одновременно, в том же феврале, оркестр вышвыривают из его рабочего помещения в здании бывшего кинотеатра "Зенит". Да, опять повторилось то, что коллектив в свое время уже пережил. Судебные приставы и команда "На выход!", то есть "Иди туда, не знаю куда". На все четыре стороны.

Такая вот оригинальная форма выполнения высшего указания - сохранить и поддержать...

Итак, "Боян" снова оказался без крыши над головой. Без помещения, где он мог бы репетировать и давать концерты. После долгих поисков временно его приютил директор завода имени Войтовича, предоставив место в небольшом рабочем клубе предприятия. Временно - потому что завод скоро будет выведен с территории Москвы, а клуб предназначен под снос. Стало быть, чувство нестабильности, зыбкости своего существования здесь у оркестрантов остается сполна.

Но самое главное даже не в этом. Самое серьезное, что висит над оркестром дамокловым мечом, по-прежнему грозя ему окончательным уничтожением, это крайне низкое, мизерное финансирование. Если официальный оклад музыкантов высшей категории составляет всего 4285 рублей, а средняя зарплата и того меньше - 3500, то легко понять, каково Полетаеву держаться в таких условиях. Текучесть кадров и уход наиболее квалифицированных становятся неизбежными. Особенно если учесть, что у большинства других аналогичных творческих коллективов финансовое положение теперь гораздо лучше. Да не только у аналогичных, а и с меньшими требованиями! К примеру, даже аккомпанирующий оркестровый состав ансамбля танца имени Игоря Моисеева получает зарплату в 5 - 8 -!) раз больше, чем музыканты "Бояна", исполняющие сложнейшие виртуозные произведения.

Гранты не для них?

Есть иноземное магическое слово, смысл которого неведом многим гражданам России, находящимся вне сферы культуры и науки. Но в этой сфере его крепко усвоили, наверное, все. Речь идет о слове "грант", и означает оно как раз ту самую поддержку, которую президент В. Путин вроде бы потребовал обеспечить погибающему национальному оркестру. Только вот ежегодного президентского гранта в сумме 50 миллионов рублей, который получили уже почти все академические оркестры в Москве, ему до сих пор не дают.

Почему? По какой ричине вообще "Боян" уже более пятнадцати лет упорно ставят в положение изгоя, добиваясь -совершенно очевидно!) смерти его? На первый взгляд, просто невозможно ответить на этот вопрос. Но давайте попробуем.

После 1991 года вся подлинная культура в нашей стране была поставлена в положение выживания, поскольку с объявленной повальной коммерциализацией и безграничным рынком она абсолютно несовместима. Но в особенно убийственных условиях оказались русские народные хоры, ансамбли, оркестры. Странно, что именно русские? Но, значит, такая пришла власть.

А оркестр "Боян", пожалуй, самый русский. По духу, по существу, а не только по присутствию в нем русских народных инструментов. Приведу хотя бы два отзыва на его выступления - из множества сходных. Леонид Леонов, великий русский писатель: "Это истинное деяние! Деяние во славу русской культуры". Вячеслав Чистяков, дирижер, профессор: "Так и хочется по-пушкински воскликнуть:

"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" Маэстро Анатолий Полетаев верен отечественной традиции..." А вот названия некоторых программ оркестра, ставших, кстати, и дисками: "Русские, какой восторг!", "Русский вальс", "Сокровища русской песни и романса", "О России петь", "Сказка русской музыки", "Русский концерт".

Здесь Глинка и Мусоргский, Чайковский и Рахманинов - огромный массив русской классики. Здесь народная музыка и собственные произведения Анатолия Полетаева - патриотический марш "Россию сохранить", "Эй, Россия", "Молитва о России", оратория "Русь святая" и т.д.

Полетаев не случайно дал своему оркестру имя великого славянского певца Бояна: Анатолию Ивановичу бесконечно дорога идея всеславянского единства и братства, которая тоже постоянно присутствует и в его созданиях как композитора, и в репертуаре оркестра -надо было слышать, например, как великолепно прозвучал в финале юбилейного вечера танец комедиантов из оперы чешского композитора Сметаны "Проданная невеста"). Недаром Полетаев избран вице-президентом Международной славянской академии. Есть в биографии руководителя "Бояна" и такой многозначительный эпизод: когда в 1999 году американцы начали бомбить Белград, на здании бывшего кинотеатра "Зенит", где находился тогда оркестр, появилась большая вывеска: Центр славянской музыки. Этот Центр был уничтожен потом вместе с насильственным изгнанием оркестра. Так что уничтожают славянство и славянский дух не только бомбами...

Вопрос о будущем

А что дальше? Что у оркестра впереди? Я спросил Анатолия Ивановича, проявила ли власть хоть какой-то интерес к юбилею "Бояна".

- Приехал на вечер советник министра культуры. Привез букет цветов, поздравил.

- За сценой? А что же на сцену-то перед всем залом не вышел?

- Постеснялся, наверное.

Настроение у Анатолия Ивановича подавленное.

- Швыдкого как будто "ушли", но команда осталась та же. А по отношению к нам все ищут поводов и придирок, дабы только не было такого оркестра. Вот назначенный недавно руководитель музыкального департамента придумал еще один хитрый ход: дескать, зачем это у вас, наряду с народными инструментами, симфонический инструментарий? Так ведь в этом сочетании наша уникальность, представляющая широкую творческую палитру! Не будет ее - не будет и "Бояна" как такового...

А мне вспомнились слова поздравления, присланного два с половиной года назад президентом В. Путиным Анатолию Ивановичу Полетаеву в связи с его 70-летием: "За многолетнюю плодотворную творческую жизнь Вы внесли существенный вклад в сохранение и приумножение лучших традиций русской музыкальной культуры, воспитание и просвещение молодого поколения. Возглавляемый Вами талантливый коллектив оркестрантов по праву славится поистине уникальным репертуаром, виртуозным исполнительским мастерством. Его выступления неизменно пользуются вниманием публики. Желаю Вам успехов, доброго здоровья и благополучия".

Неужели все эти пожелания, не подкрепленные никакой реальной поддержкой, останутся лишь пустым звуком, брошенным на ветер?







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме