02:00 14.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Дискуссии на видеоблоге первого секретаря Магаданского обкома КПРФ В.С.Кретова: Молодые пользователи Интернет задают вопросы о героических свершениях советской молодёжи

Один из современных молодых людей задал на видео-блоге В.С.Кретова вопрос: "А построили ли БАМ?"

Ему и всему новому поколению россиян, которые уже не знают, что такое БАМ, отвечаем: ПОСТРОЕН!

          В октябре 1984 года было открыто сквозное движение рабочих поездов от Байкала до Амура.

         Что же такое БАМ?

На этот вопрос невозможно ответить однозначно хотя бы потому, что строительство магистрали имело огромное экономическое, социальное и политическое значение для всей нашей страны. Ее не случайно называли стройкой века: в комплекс БАМа входило сооружение вторых путей железной дороги Тайшет - Лена протяженностью более семисот километров, прокладка линии БАМ - Тында и Тында - Беркакит - это плюс еще четыреста тридцать километров и собственно Байкало-Амурская магистраль длиной три тысячи сто пятнадцать километров. БАМ - это три тысячи триста тридцать пять искусственных сооружений, в том числе девять тоннелей, сто двадцать шесть больших мостов, двести станций и разъездов. Только одни эти параметры дают достаточное представление о масштабах строительства, о площади той географической зоны, природные богатства которой можно было поставить на службу России.

Строительство еще было в полном разгаре, а дорога уже начала возвращать затраченные на ее сооружения средства. В 1979 году  по Малому БАМу прошел первый поезд, и с того дня уголь Якутии стал основным видом грузов Тындинского отделения железной дороги, более чем в десять раз удешевившей доставку грузов в этот ранее труднодоступный регион. С начала эксплуатации по 198 год по различным участкам БАМа было перевезено около тринадцати миллионов тонн грузов и более полумиллиона пассажиров.

Сдача в эксплуатацию всей магистрали открывала блестящие перспективы для многих административно-хозяйственных регионов Сибири и Дальнего Востока. Иркутская область, например, получила возможность повысить темпы развития электротехнической, химической, целлюлозно-бумажной промышленности на базе территориально-производственного комплекса с запасом древесины более чем в один и две десятых миллиарда кубометров. Кроме того, здесь обнаружены перспективные запасы нефти и газа, каменного угля, полиметаллических руд и калийных солей.

Геологи Бурятии после развертывания программы БАМ выявили и разведали более пятидесяти месторождений полезных ископаемых. В их числе колчеданно-полиметаллические руды в Озерном и Холдиинске, молибден в Орекиткане, карцевые песчаники в Черемшанске.

Прокладка железной дороги на севере Читинской области открыла возможности для создания здесь крупных центров горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, позволила ускорить освоение Удоканского месторождения меди.

Со строительством БАМа большие преобразования начались в Якутии. За годы десятой пятилетки в республике резко возросла добыча угля. В Алданском районе выявлены залежи железных руд высокого качества. По своим запасам это месторождение входит в пятерку крупнейших в мире. Оно, несомненно, сможет быть основой для создания в Якутии центра черной металлургии, для развития которого здесь же имеются крупные запасы природного газа и конденсата обширного Ленно-Вилюйского нефтеносного района, не говоря уже об углях.

Дорога от Тынды к Беркатиту и подъездные пути к Нерюнгринскому угольному разрезу стали началом формирования крупнейшего Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. В центре этого месторождения растет шахтерский город Нерюнгри, который стал в республике вторым по величине после Якутска. Таким образом, строительство магистрали способствовало быстрому росту потенциала всей Якутии. Достаточно сказать, что за с 1974 по 1984 год основные производственные фонды республики увеличились в пять раз.

Более полутора тысяч километров БАМа пройдет по территории Амурской области. Здесь, как известно, имеются уникальные гидроэнергетические ресурсы, запасы железных руд, месторождения золота и полиметаллов.

Уже сдан в эксплуатацию участок Ургал - Постышево Байкало-Амурской магистрали. Эта почти половина 650-километрового отрезка БАМа, проходящего по территории Хабаровского края. Здесь магистраль была создана для дальнейшего развития Комсомольского-на-Амуре ТПК в целом и его основных отраслей: цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, угольной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Невозможно переоценить значение Байкало-Амурской магистрали для социально-культурного развития северо-восточных районов нашей страны. В этом смысле очень показателен пример посланцев столицы нашей Родины - Москвы. Им было доверено строительство главного города БАМа - Тынды.

Пример москвичей стал главным ориентиром шефства над строительством БАМа не только для краев и областей Российской Федерации, но и всех союзных республик. Посланцы каждой из них старались внести в архитектурный облик и культурную жизнь строящихся городов и поселков на БАМе свой национальный колорит, оставить на магистрали напоминание о своих родных местах.

По этим признакам, по этим национальным чертам и архитектуре и наименованию улиц нетрудно догадаться, что станцию Таюру строили посланцы горной Армении, Улькан - отряд из Азейбарджана, Кичеру - эстонцы, Уоян - литовцы, Солони - таджики, Алонку - молдаване+

Таким образом, в строительство БАМа и развитие находящихся в его зоне регионов были вложены огромные материальные и человеческие ресурсы. Все это сейчас практически бездействует и разрушается, как разрушается вся экономика России в период строительства "дикого капитализма". Пройдет время и наши потомки просто вычеркнут из истории имена и фамилии Ельцина и Чубайса, Путина и Кудрина и многих других.

Я надеюсь, что справедливость все-таки восторжествует и БАМ еще будет приносить пользу России и ее народу.

Владимир Кретов

Источник: сайт Магаданского областного отделения КПРФ "Утро Родины" 







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме