13:15 10.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Тенденции развития общеполитической ситуации (27 октября – 9 ноября 2008 г.)

Президентское послание: вопросы остаются

Куликов Олег Анатольевич

секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы

Минувшая неделя прошла под знаком целого ряда важных событий. 7 ноября отмечалась 91-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, а немного ранее – 90-летие комсомола. Большое внимание на прошлой неделе привлекло и послание президента Д.Медведева Федеральному Собранию, посвященное насущным вопросам российской политики 21 века. Послание, действительно, оказалось интересным документом, содержащим предложения, которые заставляют задуматься по поводу того курса, которым движется страна. При всем неоднозначном отношении к отдельным положениям этого послания, следует признать, что в отличие от многих посланий В.Путина, имевших дежурный характер, первое послание Д.Медведева оказалось важным политическим событием.

Впрочем, идеологическая составляющая послания была выполнена по привычной схеме, представляя собой смесь либерализма и патриотизма. Была отмечена и такая важная ценность, как справедливость, которая понимается Д.Медведевым в довольно узком плане, как политическое равноправие. Социальная составляющая в послании была слабой. Президент фактически признал ошибки властей, дал негативную оценку ситуации в сферах образования и здравоохранения, уделил внимание коррупции. Но дальше этого не пошел. В этой связи по-прежнему не приходится ждать от власти смены курса и формирования более ясной и перспективной идеологии, тем более – идеологии, основанной на социальной справедливости. По печальной «традиции» в послании вообще не были затронуты проблемы села, аграрного комплекса. Проблемы терроризма и взрывоопасной ситуации на Кавказе не получили должного внимания (а о них напомнил теракт во Владикавказе). И, напротив, звучали утопические предложения вроде превращения России в региональный финансовый центр. Подобные предложения находились в русле попыток властей «заговорить» кризис, отрицать его существование и утверждать, что Россия выйдет из кризиса более сильной.

Конечно, наибольший резонанс получили предложения Д.Медведева, означающие внесение изменений в конституцию страны. Пока, как известно, ни один российский президент править конституцию не решался. Однако, речь идет не об улучшении качества этого документа, а о простейших политических технологиях – увеличении срока полномочий президента страны (до шести лет) и депутатов Госдумы (до пяти лет). Увеличение сроков позволит развести во времени президентские и парламентские выборы. Судя по всему, Д.Медведев намерен остаться на президентском посту на второй срок и планирует его увеличение лично для себя.

Очевидно, подобные решения направлены на укрепление и стабилизацию сложившегося правящего класса, призваны уберечь его от «потрясений», каковыми являются для него всенародные выборы. В условиях нарастающего кризиса и роста протестных настроений проявление у власти такого «инстинкта самосохранения» вполне закономерно. Планируется обойтись без референдума, и принять эти поправки двумя третями голосов Госдумы и тремя четвертями Совета Федерации, а затем пройти процедуру одобрения поправок двумя третями региональных законодательных собраний. Ясно, что голосами одной только «Единой России» провести подобную правку конституции будет несложно, и сделать это можно достаточно быстро.

Одновременно, президентское послание предполагает усиление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, за что давно и постоянно выступают коммунисты. Предлагается ввести ежегодный отчет правительства перед Госдумой по итогам его деятельности и по вопросам, поставленным парламентом. Это может повысить уровень ответственности исполнительной власти перед депутатами. В связи с процедурой назначения губернаторов планируется передать инициативу выдвижения кандидата партии, победившей на выборах регионального законодательного собрания. Кроме того, интересно предложение Д.Медведева отказаться от нынешней сомнительной практики формирования Совета Федерации и направлять туда только депутатов законодательных собраний и представительных органов местного самоуправления.

Будет ли в стране подлинная многопартийность?

В то же время инициативы президента, направленные на усиление роли законодательной власти, могут быть сведены на нет фактом доминирования в федеральном и региональных парламентах одной партии – «Единой России». В сущности, именно она и будет, если предложения Д.Медведева обретут силу закона, предлагать главе государства кандидатов в губернаторы. А отчет правительства перед Госдумой может быть превращен в формальное одобрение его деятельности все той же «партией власти». Поэтому может и не произойти того, что президент назвал «повышением уровня и качества народного представительства во власти».

С целью несколько смягчить тенденцию к превращению «Единой России» в  «руководящую и направляющую» силу, Д.Медведев обещает некоторые послабления в партийной системе. КПРФ с большим вниманием отнеслась к обещанию президента предоставить гарантии освещения деятельности парламентских партий в СМИ. Коммунисты намерены следить за выполнением этого обещания. Предлагается также немного упростить регистрацию партий и облегчить им участие в выборах. Например, снизить минимальное количество членов партии, необходимое для ее регистрации, отменить денежный залог для регистрации на выборах и уменьшить число подписей, необходимых для участия в выборах. Маленький «подарок» предусмотрен для партий, которые не смогут преодолеть семипроцентный барьер, но получат более 5% голосов (им отдадут целых два мандата).

Ожидать, что в России при таком законодательстве расцветет многопартийность, не приходится. Но хотя бы немного ослабить монополию «Единой России» можно. Получается, что с одной стороны президент готов уступить «Единой России» очень серьезные полномочия (вроде назначения губернаторов), но с другой стороны все-таки не заинтересован в том, чтобы она полностью подавила все остальные партии. Однако, непонятно, зачем президент хочет обязать партии проводить регулярную ротацию своих руководителей.

Кроме того, надо понимать, что в предлагаемой Д.Медведевым многопартийности важная роль по-прежнему будет отводиться «Справедливой России». Эта партия подвела на прошлой неделе итоги двух лет своего существования. С.Миронов надеется, что Д.Медведев признает за его партией право на существование и будет ее использовать в качестве противовеса «Единой России». Однако, «Справедливая Россия» - это плоть от плоти правящего режима, партия-обманка.

В развитие некоторых идей Д.Медведева и его послания на минувшей неделе Госдумы приступила к рассмотрению пакета антикоррупционных законов. Мы в своих обзорах не раз отмечали половинчатость принимаемых мер, хотя само направление действий фракция КПРФ поддержала. Однако, в то же самое время запущена военная реформа, которую КПРФ считает непродуманной и опасной для национальной безопасности. Думская фракция КПРФ приняла обращение к президенту с призывом отказаться от концепции реформы Вооруженных сил, задуманной некомпетентным министром А.Сердюковым. В результате этой реформы количество частей и соединений нашей армии будет сокращено в 12 раз, Генштаб и офицерский состав сократятся вдвое. Если в этом состоит «новый курс» российской власти, много говорящей о своем патриотизме, то такой курс вызывает большие опасения. Авария подводной лодки в районе Владивостока, сопровождавшаяся человеческими жертвами, эти опасения усилила.

Шаг к социализму?

Даже на Западе власти сейчас решают вопросы государственного регулирования экономики, проводят национализацию предприятий. Деятельность российской власти в самое последнее время в прессе тоже стали называть «шагами к социализму». Речь идет о явном изменении тональности российского правительства. На совещании В.Путина с членами правительства в Ново-Огарево премьер впервые заговорил о сокращении расходов государственного бюджета и государственных монополий (далее был принят план действий правительства по оздоровлению экономики). Предполагается урезать федеральные целевые программы, федеральную адресную инвестиционную программу, инвестиционные программы государственных компаний. В связи с этими заявлениями стало понятно, что власти не в состоянии выполнять все многочисленные обязательства, которые они на себя взяли. И как бы им не хотелось поддерживать популярность, кризис заставляет менять политику. Одновременно государство собирается проводить частичную национализацию, выкупая акции проблемных компаний. Таким образом, роль государства в экономике будет расти, но будет меняться и политика государственных расходов. Важно, чтобы при этом были сохранены социальные обязательства государства, на чем будут настаивать и за чем будут внимательно следить коммунисты. Ситуация во многих регионах не внушает в этой связи оптимизма. Например, в Барнауле пенсионеры протестуют против попыток властей отменить льготные проездные билеты.

Нельзя не заметить, что на фоне разговоров об усилении парламентского контроля правительство и Минфин обеспечили себе право перебрасывать бюджетные расходы из одной статьи в другую. Соответствующие поправки к закону о бюджете были приняты на прошлой неделе. Речь идет о беспрецедентной мере, когда правительство, не меняя закон о бюджете, будет манипулировать суммой более шести триллионов рублей. Правда, участвовать в подготовке этих решений сможет специальная парламентская комиссия, в которой есть и представитель КПРФ.

Экономические и политические трудности повлекли за собой и новые изменения в структуре внешних связей России. Пока трудно сказать, чего можно ожидать от нового президента США Б.Обамы. Его успех продемонстрировал банкротство прежней политики США, неприятие этой политики американскими гражданами. Но пока изменения в американской политике не наступили, а Запад крайне негативно отреагировал на предложение Д.Медведева разместить в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер», если США будут размещать свою систему ПРО в Европе. Зато прослеживается укрепление связей России и российского бизнеса с Китаем. Во время визита в Россию главы правительства Китая Вэнь Цзябао был подписан меморандум о сотрудничестве в нефтяной сфере. Россия намерена заключить с Китаем контракт о продаже нефти на протяжении 20 лет. Также российские корпорации рассчитывают на китайские кредиты. Очередное обращение России к Китаю закономерно в свете сложных отношений с Западом, но, имея важный геополитический смысл, оно не отменяет общую проблему зависимости нашей страны от других, экономически более успешных держав. Усиление активности российского бизнеса в Китае и Латинской Америке отражает проблемы в его отношениях с Западом, где становится все труднее получать кредиты в связи со снижением капитализации российских предприятий.

Тем временем очередной День народного единства обернулся скандалами, компрометирующими нововведение властей. В Москве в этот день проходили «русские марши», которые сопровождались скандалами, хулиганскими выходками и задержаниями агрессивных националистов. В общей сложности обвинение в несанкционированном митинге было предъявлено 180 участникам. «Отличились» и прокремлевские молодежные движения «Молодая гвардия» и «Местные», которые разыгрывали опасную карту ненависти к гастарбайтерам, требуя их высылки.

Подлинными праздниками последних недель стали праздники советские. Сначала это было 90-летие комсомола. В этот день, кстати, Госдума ратифицировала договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Южной Осетией и Абхазией. 7 ноября, несмотря на формально рабочий день, миллионы россиян праздновали 91-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. По всей России в этот день прошли митинги и демонстрации, организованные коммунистами. Нынешняя власть, хотя и отдала дань 7 ноября (в Москве был организован марш ветеранов на Красной площади), продолжает курс на разрыв с советским наследием и традициями социальной справедливости. С этой точки зрения заявления представителей властей ничего не изменили, и КПРФ продолжает борьбу за идеалы  социализма и народовластия.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме