08:15 07.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы В.Ф.Рашкин о президентском послании: Шоу в Геор-гиевском зале
Депутат Государственной Думы Валерий Рашкин о Послании Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию
Рашкин Валерий Федорович Первый секретарь Саратовского обкома, член Президиума Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. |
В этом году Послание Президента было зачитано 5 ноября. На мой взгляд, оно запоздало. Обычно этот документ озвучивается в марте. Если Медведев шел на выборы с готовой программой, он мог бы использовать ее как основу для Послания и выступить с ним через два-три месяца после избрания. Еще один момент. Послание впервые зачитывалось в Георгиевском зале Кремля, который абсолютно не подходит для такого мероприятия. Там нет никаких возможностей для работы, для ведения записей, даже самого докладчика не видно. Для чего это было сделано, мне непонятно. В Кремле имеются прекрасные залы для таких мероприятий. А нынешняя процедура напоминала не рабочую встречу Президента с Федеральным Собранием, а пиар-ход. Мол, новая метла по-новому метет.
Кризис экономики и власти.
Перейдем к сути Послания и начнем с преамбулы. Она состояла из панегириков правлению Ельцина-Путина: все у нас прекрасно, заводы строятся, армия перевооружается, развивается спорт и так далее. Хотя мы прекрасно понимаем, что социально-экономическое состояние страны более чем сложное. Развитие реального сектора экономики, в том числе оборонных отраслей, находится на нижайшем уровне. Фактически, его нет.
Значительная часть Послания была посвящена глобальному финансовому кризису. Если раньше и президент, и правительство говорили, что никакого кризиса у нас нет, и не предвидится, то теперь они вынуждены были признать его наличие. И что это только начало, хотя уже сейчас лихорадит всю страну, особенно банковские структуры. А ведь через них идет регулирование деятельности экономики, социальной и бюджетной сфер, всех видов бизнеса.
Механизмов, которые могли бы остановить кризис, президент не назвал. Он только обозначил, что «надо найти противоядие». Но такой совет мог бы дать любой дворник или бабушка на кухне. А президент должен был предложить Госдуме и Совету Федерации конкретные рычаги по преодолению кризиса. Принятый в настоящее время пакет антикризисных мер не работает. Медведев сказал, что выделенные в его рамках средства должны дойти до потребителя, то есть до предприятий, до села, до предпринимателей. Но пока предоставление банкам полутора триллионов рублей привело только к росту биржевых спекуляций. Банки принялись скупать доллары, помогая, таким образом, выйти из кризиса не своей экономике, а экономике Соединенных Штатов. Кроме того, идет скупка акций, которые завтра могут превратиться в никому не нужные бумажки.
Говоря о событиях на Кавказе, Медведев подчеркнул, что по этому вопросу была достигнута консолидация всех политических сил. С этим можно согласиться с большой натяжкой. Ведь кризис назревал давно, и лишь позиция КПРФ все время была четкой и неизменной. Мы предлагали признать независимость Южной Осетии и Абхазии и защитить проживающих там наших соотечественников. Повторю, компартия была единственной, кто выступал за это. Кстати, за рубежом только левые партии поддержали позицию России. И хотя господин Путин на встрече с нашей фракцией заявил, что в тех же Италии и Франции действия России на Кавказе поддерживают до трети населения, это не отражается на официальной политике. О позиции же КПРФ и наших союзников в Послании не было сказано ни слова.
С темой событий на Кавказе перекликается армейская тема. Медведев немало говорил о реформах, о перевооружении, о росте благосостояния военнослужащих. Однако вот конкретные планы, озвученные министром обороны Сердюковым. В ходе реформ за 3 года количество частей Сухопутных войск сократится в 12 раз, частей ВВС, ПВО и ВМФ – в 2 раза, в Ракетных войсках стратегического назначения – на треть, в ВДВ – на 20%, железнодорожные войска будут сокращены на 90%! Офицерский состав сократится на 120 тысяч человек. И это в тот момент, когда НАТО вплотную подошло к границам России!
Президент пообещал, что наша страна будет процветающей и демократической. Много говорил о ценностях: свобода, самостоятельность, патриотизм, семья. Однако он заявил, что не будет огосударствления предприятий. На мой взгляд, это нонсенс. Весь мир уже давно не стесняется проводить национализацию предприятий и целых отраслей, которые в частных руках работают неэффективно. Этим занималась Англия, сейчас это происходит в Соединенных Штатах Америки. Например, они национализируют построенное частными кампаниями жилье, достраивают его и отдают населению. Поэтому лозунг Медведева о том, что мы не будем заниматься огосударствлением – ложный. Тезис, что рынок все отрегулирует, давно обанкротился. Вмешательство государства, в том числе и в вопросы перераспределения собственности, необходимо.
В Послании присутствуют существенные нестыковки. Например, говоря о кризисе, президент заявил, что для борьбы с ним необходимо консолидировать общество. И в то же время он с очень жесткой интонацией пригрозил принимать меры к тем, кто разжигает социальную и национальную рознь. Хотелось бы знать, кого президент имел в виду. У оппозиции есть свое мнение, своя программа по выводу страны из кризиса. Если их не учитывать, а сразу заявлять, что это разжигание социальной розни, то никакой консолидации не будет. Кстати, данный посыл с большим одобрением восприняли находившиеся в зале представители «Единой России», министры и силовики. И это очень настораживает.
Медведев заявил, что сначала надо воспитывать гражданина, а затем строить гражданское общество. Но на самом деле эта работа должна вестись параллельно. Что такое гражданское общество? Это, прежде всего, сильные политические партии. Но если делается все для усиления только одной партии – «Единой России», а другим ставятся подножки, то гражданское общество не развивается. Если нет честных и чистых выборов, независимой судебной системы, доступа оппозиции в средства массовой информации, построение гражданского общества невозможно.
Кто «кошмарит» бизнес?
Была затронута в Послании и тема бюрократии. Мол, она «кошмарит» бизнес, не дает работать судам, средствам массовой информации. Президент заявил, что сильное государство и всесильная бюрократия – это не одно и то же. На слух это воспринимается хорошо, но ни слова не было сказано о происхождении бюрократии. Сегодня все губернаторы, мэры, главы администраций, руководители законодательных собраний, большинство депутатов всех уровней – представители «Единой России». Это она «кошмарит» всех и вся. Такая система выстроена Ельциным и Путиным, и Медведев, судя по всему, не собирается ее менять.
Еще один тезис, прозвучавший в выступлении: включение населения в управление государством. Например, предлагается дать возможность партиям, набравшим 5-7% голосов на выборах, на ограниченное представительство в законодательных органах. Но по большому счету это полумеры и увод в сторону от действительного решения проблем. Прежде всего потому, что включение населения в управление государством планируется через общественные организации, которых более 5 тысяч. Общественную Палату предлагается наделить правом законодательной инициативы, дать ей право экспертизы законопроектов. Но это ложный путь. Граждан можно приблизить к управлению страной только через сильные партии. Опять мы возвращаемся к тому, что построение гражданского общества без них невозможно.
Медведев предложил предоставить исключительное право партиям, имеющим большинство в региональных законодательных органах, выдвигать свои кандидатуры на должности глав исполнительной власти. Президент как будто забыл, что такое право у них и сейчас есть. Только из-за господства «Единой России» оно превращено в фикцию. Реальной же возможностью для партий выдвигать свои кандидатуры в исполнительную власть были прямые выборы, институт которых уничтожили во время правления Путина.
Выборы без выборов.
Ряд предложений, которые президент озвучил в сфере избирательного законодательства, можно принять. Но они опять не являются определяющими, не задевают сути сформировавшейся в Российской Федерации избирательной системы. Предлагается отменить денежный залог, упростить сбор подписей. Формировать Совет Федерации из депутатов региональных законодательных органов и органов местного самоуправления. Но если заниматься не лакировками, а действительным реформированием избирательной системы, этих мер недостаточно. Совет Федерации надо выбирать напрямую. Предоставить право оппозиции делегировать своих представителей в руководство избирательных комиссий. Сделать обязательными телевизионные дебаты. Лишить руководителей исполнительной власти, начиная с президента, права возглавлять избирательные списки. Предоставлять всем партиям равное время для предвыборной агитации в СМИ, прежде всего, на телевидении. Повысить уровень судебной ответственности для членов избирательных комиссий за переписывание протоколов (на прошедших выборах это явление приняло массовой характер, особенно в Чечне, Дагестане, Мордовии, Кемеровской области). Иначе выборов у нас в стране просто не будет.
И раньше неоднократно говорилось, и в нынешнем Послании прозвучало, что депутаты должны иметь возможность для освещения своей деятельности в СМИ. Но ситуация в этом вопросе только ухудшается. Даже тех небольших возможностей по выступлениям на телевидении и радио, которые имелись раньше, оппозиция сегодня лишена. Были у нас встречи с Медведевым, с Путиным, были депутатские запросы, постоянно идут протокольные поручение в Госдуме, а воз и ныне там. Я уверен, что данный пункт президентского Послания никто выполнять не собирается, как и следующий, касающийся парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Разве можно сегодня представить Путина, отчитывающегося перед Государственной Думой? И потом ни слова не было сказано в Послании о парламентском контроле за деятельностью администрации президента, которая правит бал, рулит всем, от кадров до экономики, не имея на то законных оснований. В Конституции она не определена, закона об этой структуре вообще нет.
На самом деле, основными контрольными инструментами парламента являются парламентские расследования и контроль над бюджетом. Но и при Путине, и при Медведеве они последовательно уничтожались. Сегодня нет парламентских комиссий по расследованиям, нет контроля за бюджетом, сегодня целевые и инвестиционные программы, которые даже при Ельцине рассматривались Госдумой, утверждаются только в правительстве. Это огромные деньги, но уже в течение года депутаты не могут получить информацию об их расходовании. Так что все разговоры Медведева о парламентском контроле – для красного словца.
Что касается предложений о продлении сроков полномочий депутатов Госдумы до пяти лет и Президента до шести лет, я отношусь к этому крайне отрицательно. Четыре года – вполне достаточный срок для реализации той программы, с которой ты шел на выборы. Я думаю, что предложения о продлении сроков связаны с неуверенностью президента и заботой, прежде всего, о собственном благополучии. Эти вопросы совершенно непроработаны, но законодательные инициативы, скорее всего, в данной сфере последуют. И хотя Медведев сказал, что Конституция не будет меняться, а произойдет лишь ее корректировка, на самом деле, это и есть изменение Конституции.
Борьбу с коррупцией надо начать с «партии власти».
Достаточно большое место в президентском Послании заняли вопросы борьбы с коррупцией. Но говорил он об этой важнейшей проблеме абсолютно неконкретно. Медведев фактически повторил свои предыдущие выступления, которые носят общий характер. Например, предлагается, чтобы чиновники и их родственники декларировали свои доходы. Коммунисты давно говорили о том, что это необходимо делать всем, начиная с президента, премьера, министров и губернаторов. Но в проекте закона, представленного в Госдуму, написано, что декларация предоставляется на несовершеннолетних детей чиновника, однако после достижения ими восемнадцатилетнего возраста этого уже не требуется. То есть чиновник может осуществлять любые коррупционные схемы, записывая доходы и имущество на своих детей. Вот что конкретно предлагает Медведев в рамках антикоррупционных мер.
Не прозвучало самого главного: будет ли гласность в борьбе с коррупцией. Без гласности, без подключения общества и СМИ, эта борьба не может увенчаться успехом. И еще. Кто сегодня сидит в креслах чиновников и построил систему управления, основанную на взятках и откатах? Снова должен повторить – это представители «Единой России», руководителем которой является господин Путин. Об этом президент не сказал, да, наверное, и не мог сказать.
Немалое внимание в Послании уделено независимости судебной системы. Но меры, которые Медведев озвучил, также не приведут к искоренению коррупции в этой среде. Самое главное – не предусматривается выборность судей населением. Коренным образом можно улучшить ситуацию, только если оторвать назначение судей, начиная с районного уровня, от администрации президента. Иначе «телефонное право» будет сохраняться. Если власть не готова пойти на прямые выборы судей, есть другой вариант – их назначение через Госдуму, Совет Федерации и законодательные органы на местах. Ярчайший пример подконтрольности нынешних судов – принятые ими решения по многочисленным жалобам на нарушения в ходе выборов. Они всегда в пользу партии власти и чиновников на местах.
Поддержал бы те моменты в президентском Послании, которые касаются ареста и меры пресечения для подследственных. У нас сегодня 70% людей, содержащихся в следственных изоляторах, затем признаются невиновными. Поэтому нужно расширить надзорные полномочия прокуратуры в этой сфере.
Затронул Медведев и вопросы федерализма. Главное здесь – бюджет. У нас сейчас только 13 регионов-доноров, остальные – дотационные. Такая система создана искусственно. Для ее реформирования необходимо перераспределение налоговой нагрузки между территориями.
Только обозначена в президентском Послании такая важнейшая тема, как миграция. А ведь сегодня, в связи с экономическим кризисом, миллионы гастарбайтеров выбрасываются на улицу. Деваться этим людям некуда. Чтобы не умереть с голоду, они вынуждены заниматься разбоями и грабежами. Как решать эту острую проблему, Медведев не сказал.
Приоритет – банкирам и олигархам.
Что касается образования, то, по словам президента, в этой сфере мы откатились с передовых позиций. Значит путь, по которому шло реформирование, был ошибочным. Но какие бы меры не предпринимались сегодня, пока Фурсенко остается министром, положительных изменений не будет. Чтобы решить проблему кардинально, необходимо вернуть советскую систему образования, восстановить вертикаль: ясли – детский сад – школа – ВУЗ. Вместо этого сокращают расходы на школы и ВУЗы, закрывают детские сады. Уже при Медведеве принят бюджет, который не соответствует не то что советским, а даже нынешним общемировым стандартам, которые предполагают выделение не менее 3% ВВП на образование и науку.
Правильно заявил президент о необходимости увеличения пенсий. Но ни слова не сказал о реальном секторе экономики, о производстве, о той самой курице, которая несет золотые яйца. Откуда взять деньги на обязательные пенсионные отчисления? Откуда взять деньги на здравоохранение, которое нуждается в модернизации всей материальной базы? Только из реального сектора после его восстановления! Вместо этого мы слышим от правительства предложения об увеличении пенсионного возраста. Но это не реформа.
Ни слова не прозвучало в Послании о земле, о крестьянине, о селе, финансирование которого составляет менее 1% бюджета. Вскользь было сказано про инновации и инвестиции, но не уточнено, в какие области они будут направлены. Опять в нефтегазовую отрасль, в добычу сырья, в банки, в олигархические структуры? Здесь полная темнота. Хотя понятно, что реальный сектор экономики инвестиций вряд ли дождется.
* * *
Президент и правительство России живут по двойным стандартам. Слова и дела разнятся. Один из вопросов, который у меня всегда возникает после заслушивания очередного президентского Послания: а что дальше? Выполнено ли предыдущее? Где контроль за его исполнением? Какие законопроекты подготовлены правительством и партией власти для его реализации? Какие из низ приняты?
Необходим закон о контроле за реализацией Послания Президента Российской Федерации. Его мог бы вмести сам президент, обладающий правом законодательной инициативы. Но такого закона как не было, так и нет. Поэтому даже то положительное, что содержится в документе, вновь повиснет в воздухе.
…Шоу в Георгиевском зале завершилось, зрители разошлись до следующего года. Занавес.
Валерий РАШКИН, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме