10:30 01.11.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия»: Силовики на "правительственном часе". Парламентская хроника

Коррупцию и преступность расплодил режим. Но этот очевидный вывод силовики РФ предпочитают замалчивать. В докладах "О работе Министерства внутренних дел РФ по профилактике преступлений в РФ" и "О мерах, принимаемых Генпрокуратурой РФ по противодействию коррупции", с которыми пришли на "правительственный час" в Госдуму министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев и Генпрокурор Юрий Чайка, были тщательно обойдены коренные причины, породившие преступность и коррупцию в нашей стране.

Симптоматично, однако, прозвучали ностальгирующие нотки в словах Нургалиева, вспомнившего, что в советское время "профилактика правонарушений занимала центральное место в деятельности правоохранительных органов, а действующее тогда уголовное право было нацелено на решение главной задачи - сохранения человека для общества". В дальнейшем, т.е. в условиях реставрации капитализма, "деятельность правоохранительных органов сосредоточена лишь на последствиях преступлений, в результате утрачены рычаги влияния на причины преступности". С тех пор с МВД произошли значительные изменения.

Поиском причин преступности милиция перестала заниматься. Недавно стали задумываться о государственной системе профилактики правонарушений. Но если для того, чтобы возникла такая мысль, потребовалось 17 лет, то сколько лет понадобится для ее осуществления? Нургалиев даже не пытался определить сроки. Ситуация сильно запущена. Джинн преступности выпущен на волю. Вдогонку завертелась карательная машина. Итог - устрашающий: с 1992 по 2007 год в стране осуждены свыше 15 млн человек, больше, чем каждый десятый гражданин РФ. Лишены свободы 5 с лишним миллионов человек ("Российская газета", №184 за 2 сентября 2008 года). По мнению социологов, численность тюремного населения РФ достигла критической массы.

Прошедшие школу тюремного воспитания формируют криминальную среду, которая пополняется безработными, нищими, бомжами, беспризорниками. Не менее впечатляющая цифра исчезновения людей - 70 тыс. человек в год. Найти удается единицы. Об этих данных Нургалиев умолчал, потому что МВД не преуспело в пресечении этих тяжких преступлений.

Косвенно министр признал, что в стране не 700 тыс. беспризорных, как пишет официальная статистика, а миллионы, как говорят депутаты фракции КПРФ, но их упрекают за "преувеличение". А Нургалиев, может быть, того не желая, подтвердил правоту коммунистов. По его словам, "за год в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется около миллиона несовершеннолетних". Значительная часть из них отправляется в исправительные учреждения. Но проходит очередной год - и новый миллион малолетних правонарушителей попадает в милицию. Какое будущее у этих детей? И какое будущее у страны, наводняемой преступностью?

Ситуация отчетливо указывает на социально-экономическое нездоровье государства. Самый примитивный анализ подтверждает, что безработица, дикий бизнес, идеология обогащения любой ценой, лишение людей социальных гарантий, повсеместный обман толкают человека на преступную стезю.

Как же МВД противостоит преступности? Разработкой "модели системы профилактики", увеличением на 2238 чиновников, ответственных за профилактику, в администрациях субъектов РФ, созданием профилактических комиссий, в том числе правительственной. На эту деятельность, которая не принесла результатов (да и вряд ли принесет. - Авт.), уже выделено из бюджета 22,3 млрд руб. В городах внедряются аппаратно-программные комплексы технических средств, установки видеонаблюдения.

Они, сказал Нургалиев, помогают раскрывать некоторые преступления. Но не предупреждают их.

Преступность проникла и в милицейское сообщество. Министру не хотелось на этом останавливаться. Но депутаты заговорили о том, что милиция уже не бережет граждан, как раньше. Криминогенная бацилла заразила и милицию. Поборолись в рекламных целях с оборотнями в погонах, и все - затихло. А милиция чище не стала. Поборы, жестокие и безнаказанные избиения граждан, равнодушие к жалобам, обращениям людей уже никого не удивляют.

Но нельзя не учитывать, что милиция - это люди с оружием. В кого оно выстрелит? Арсенал его к тому же увеличивается. Появятся, как пообещал министр, электрошоковые устройства, в том числе дистанционного действия, новый, более мощный транспорт. Появится новая форма, которая, полагает министр, улучшит имидж сотрудника милиции. Только не в одежде дело.

В обществе, и в милиции в том числе, укоренился правовой нигилизм. Законы игнорируются. За 9 месяцев 2008 года зарегистрировано 55 млн 914 тыс. 915 административных правонарушений.

"Каждый третий дееспособный гражданин страны был привлечен к административной ответственности, не считая лиц, привлеченных к уголовной ответственности", - отметил Нургалиев и попросил Госдуму расширить полномочия милиции в противостоянии с преступностью, связанной с употреблением алкоголя. Нургалиев снова обратился к советскому опыту. Надо, сказал, вернуть в лоно МВД вытрезвители (сейчас они в ведении Минздравсоцразвития). И восстановить систему принудительного лечения алкоголиков. Видно, проблема обострилась основательно.

Но самое пагубное для милиции - слепое подчинение местным властям, нередко втягивающим стражей порядка в политическую межпартийную борьбу. Пример тому - недавние выборы в местные органы власти в Кемеровской области. О многочисленных нарушениях в этом субъекте РФ избирательного законодательства, закона о статусе депутата, о милиции коммунисты и их сторонники сигнализировали в высшие органы федеральной власти. Министр МВД тоже обязан отреагировать на то, как, по словам Анатолия Локотя (КПРФ), в Кузбассе милиция задерживала незаконно депутата Госдумы от КПРФ и действовала нередко, как приватный силовой таран одной политической силы.

К сожалению, генпрокурор Ю.Чайка не проявил интереса к безобразиям, творящимся на выборах. Хотя тема борьбы с коррупцией имеет прямое отношение к избранию органов власти. Если депутаты, глава региона или руководство страны выбраны по воле народа в честной борьбе с действующими политическими объединениями, то и отношение к такой власти будет уважительным и доверительным. И власть будет ответственной перед обществом. Если общество получило через мошеннические, подтасовочные и коррупционные приемы руководителей и народных представителей, угодных олигархам, то и отношение к ним у народа соответствующее.

"Каково, - заметил депутат от КПРФ Александр Куликов, - может быть правосознание, уважение к законам России сотрудников органов внутренних дел, которых в каждой избирательной кампании втягивают в политический спектакль по формированию нужных действующей власти итогов выборов? Так было в октябре в Кемеровской области, ранее - в Мордовии, Дагестане, Ингушетии, Башкирии и ряде других краев и областей России. Руками этих сотрудников творилось беззаконие. Что мешало нашей Генеральной прокуратуре, Следственному комитету при Генпрокуратуре своевременно, на основании закона отреагировать на информацию в СМИ, что по итогам выборов президента РФ в 2008 году неожиданно исчезли с избирательного поля России почти два миллиона избирателей?" Генпрокурора такие аномалии не настораживают. Даже отдельные данные, которых в докладе Чайки было не так много, похоже, не очень его впечатляют. О громких делах он вообще ничего не сказал. Остановился на взяточничестве, которое растет год от года. "Более 28 тыс. за 9 месяцев 2008 года выявлено преступлений коррупционной направленности, что на 9% больше, чем было на тот же период прошлого года". "В первом полугодии 2008-го в производстве следственных органов находились уголовные дела по 23 тысячам преступлений, совершенным с использованием служебного положения. В суд направлено 19 тысяч дел".

Спрашивали Чайку о том, кто в стране торгует должностями министров, губернаторов, о чем упоминал однажды президент Д.Медведев, и возможна ли борьба с коррупцией в однопартийной системе при рыночном анархизме. "Вы, законодатели, определяйте, по каким законам жить нашему обществу. Вот определили, меня не спросив, что нужен Следственный комитет…", не в тему ответил Чайка.

По общему мнению, генпрокурор демонстрировал благодушие и формализм. Его прокурорское внимание приковано больше к провинции - регионам и особенно - к муниципалитетам. Выявил в местных законах 1400 коррупциогенных норм. Федеральный уровень Чайка обходит. Ни словом не обмолвился о законах, принимаемых "Единой Россией" в Госдуме. Не проанализировал даже законы о выделении бюджетных средств для спекулятивных операций на фондовом рынке и о наделении Банка России правом купли-продажи ценных бумаг. Коммунисты постоянно указывают, что правительственные законы, которые "единороссы" проталкивают в режиме "онлайн" без учета мнения специалистов и думской оппозиции, как правило, коррупционноемкие. Чайка не пожелал углубляться в тему. С таким настроем, считают депутаты-коммунисты, коррупцию не преодолеть.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме