21:15 31.10.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Госдумы Борис Кашин: "Исполнительная власть оказывается неспособной признавать и исправлять свои ошибки"

31 октября Государственная Дума приняла постановление "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики  на 2009  год и на период  2010 и 2011 годов". От фракции КПРФ по данному вопросу выступил депутат Б.С. Кашин.

Кашин Борис Сергеевич

Б.С. Кашин (фракция КПРФ).

– Уважаемые депутаты! Конечно, хорошо, что, наконец, мы увидели руководителей Минфина и Центробанка, но сам текст, который мы обсуждаем, Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики в значительной степени носит ритуальный характер, там что-то о 2010-м, 2011 годах говорится, и он не совсем соответствует тем острым вопросам, которые интересуют депутатов. Он просто вызван необходимостью не нарушить пункт соответствующего закона о Центробанке. Сам этот документ мало что добавляет нашему пониманию финансового состояния страны и банковского сектора.

Предыдущая версия основных направлений, представленная Центробанком 26 августа, не так давно, и сейчас переделанная, вообще игнорировала финансовый кризис, который, как нам сообщил депутат Резник, возник более года назад. И прогнозировала, в частности, чистый приток частного капитала в этом году в размере 40 миллиардов долларов. Сегодня, когда мы находимся в острой фазе кризиса, последствия которого, как нам тоже сейчас министр финансов сказал, оценить ещё не можем, Центробанк просто пересчитал некоторые параметры, в зависимости от цены на нефть, и сообщил, что по итогам года может быть отток частного капитала в размере 20 миллиардов долларов. То есть 60 миллиардов – дисбаланс в течении двухмесячного срока. И перечислил те меры по поддержанию финансовой системы, которые мы недавно рассматривали. Возможные последствия этих мер, а они могут быть самыми серьёзными – не анализируются. И, главное, не дан анализ причин, по которым наша страна оказалась так сильно втянута в глобальный финансовый кризис. Признание ошибок необходимо не для того чтобы попинать власть, а для того, чтобы не повторять эти ошибки вновь и вновь.

К сожалению, наша исполнительная власть оказывается неспособной признавать и исправлять свои ошибки. В феврале этого года Президент Владимир Путин на пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента "Комсомольской Правды" о том, что не получилось, и что вы считаете своей главной неудачей за годы президентства, прямо ответил: я не вижу никаких серьёзных неудач. Там же, кстати, он говорил, что российская экономика стала, в известном смысле, я цитирую, "для международных капиталов, тихой гаванью". Я бы даже уточнил, что она стала дойной коровой. Хотя все ошибки, повлиявшие на масштаб нашего кризиса, были уже сделаны. Я имею в виду, в частности, фактический запрет на кредитование отечественных банков и предприятий за счёт наших собственных резервов, о чём здесь уже говорилось; низкий уровень анализа финансовых рисков, прежде всего Центральным Банком; а также усиленное надувание фондового пузыря, в том числе за счёт пенсионных денег и денег госкорпораций.

Нельзя сегодня не вспомнить и провал пенсионной реформы, и, в частности, обесценивание пенсионных накоплений. Потому что этот вопрос прямо касается стабильности нашей финансовой системы.

Удивительно, что мы снова сегодня без каких-либо серьёзных обоснований слышим от правительства предложения о дальнейшем развитии накопительной пенсионной системы. Никаких инструментов для этого нет, а мы снова "наступаем на те же грабли". Мы вправе ждать от предстоящего Послания Президента Медведева критического анализа допущенных ошибок.

Возвращаясь к рассматриваемому документу и к мерам по поддержке финансовой системы России нельзя уйти от анализа опасности превращения этих мер в механизм по растаскиванию государственных резервов. Я имею в виду следующее. Накачивание фондового рынка государственными средствами и их дальнейшая потеря. Урегулирование долгов коммерческих банков за счёт резервов Центробанка. Я вот думаю, ни одной страны мира не найдётся, где такие меры существуют. Я имею в виду также возможность невозврата кредитов, выданных из средств Минфина и ЦБ. Стерилизацию проблемных банков при помощи бюджетных средств. Мы выделили 200 миллиардов рублей и не ясно, что с этими деньгами будет. Анализ последствий этих важных решений и связанных с ними рисков в рассматриваемом документе, как я отмечал, полностью отсутствуют. Не могу также не вспомнить ещё одну свежую инициативу по поддержке банковской системы. Это предложение члена фракции "Справедливая Россия" депутата Аксакова о привлечении к уголовной ответственности заёмщиков, не справившихся с выплатой кредитного долга в сумме от десяти тысяч рублей.

Круг, что называется, замыкается, сначала шумели об "острове стабильности", банки навязывали людям кредиты, потом пришёл кризис, люди теряют работу, и, чтобы банки не пострадали, давайте, сажать людей за решётку. Я думаю, что у "Справедливой России" есть сегодня шанс публично отмежеваться от этой опасной инициативы.

Создаётся впечатление, что главный приоритет всех действий правительства и ЦБ в денежно-кредитной политике – это забота о сохранении максимального числа банков, в том числе и сильно проблемных. Этот приоритет непонятен.

Интересно получается, вот Министр Фурсенко позволяет себе заявление по поводу того, чтобы в пять раз сократить количество вузов в стране, Министр Сердюков заявляет о крупномасштабных сокращениях в армии, а Центральный Банк и правительство готовы любой ценой за счёт государственных средств поддерживать коммерческие банки. По информации Банка России, только за неделю с 17 по 24 октября международные резервы страны сократились на 31 миллиард долларов и составили 484,7 миллиарда. Спрашивается, кто будет отвечать за эти потери, если они окажутся невосполнимыми? Ответственность полностью размыта.

Вот уже сообщают, что только Внешэкономбанк инвестировал 25 миллиардов рублей в фондовый рынок. Там же работают теперь и ВТБ, и Сбербанк. Участники рынка говорят о большом объёме государственных денег. Вчера рынок вырос на 18 процентов, и аналитики сразу заговорили о том, что инвесторы хотят зафиксировать свою прибыль. Сегодня рынок действительно упал. Но вопрос: кто сегодня заработал на фондовом рынке, и кто потерял? Я думаю, ответ очевиден.

Дальше, видимо, предполагается, что "Внешэкономбанк" ещё раз закачает на биржу деньги, ещё раз инвесторы зафиксируют прибыль. Их понять можно. Но со стороны государства – это финансовое слабоумие. Кто будет отвечать за эти решения? Кто будет отвечать за рост процентных ставок неподъёмных для реального сектора экономики? Государственная Дума реально никакой возможности влиять на процесс принятия решений не имеет.

Хорошо, что пришли к нам руководители, авторы антикризисных законов, но депутаты наши не успевают даже их читать, с такой скоростью они приходят в Госдуму.

Сейчас высказано предложение по созданию группы, которая будет заниматься антикризисным законодательством. В части, касающейся зоны ответственности Центробанка, это представляется бесперспективным, потому что реальной информации о положении финансовой системой страны депутаты не имеют. Подотчётность Центрального Банка Госдуме – это не более чем слова.

С другой стороны, правительство, похоже, плохо изучило закон о Центробанке, премьер постоянно дает поручения Центробанку, часть из которых кажется не очень профессиональной и подрывает доверие к нашим финансовым институтам. Надо здесь посмотреть на опыт развитых стран, где очень осторожно руководители государства позволяют себе вмешиваться в финансовую сферу. Поэтому мы должны, наконец, обеспечить действительную подотчётность Центрального Банка Госдуме, создать специальную группу по работе с Центральным Банком, включающую представителей всех фракций, и предоставить ей необходимую информацию о положении финансовой и банковской систем страны.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме