08:00 23.10.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Образованию грядет капитализец

Когда-то давно, при царе батюшке, добрая половина населения не умела читать и писать. Однако с приходом проклятых большевиков дела пошли на поправку, благодаря чему, собственно говоря, мы побывали в космосе, а отечественные специалисты ценятся за рубежом и по сей день. Но ничто не вечно под луной – наступили «реформы». Наступили они своей могучей лапой не только на экономику, армию, искусство и многое другое, но и на образование. Государство резко сократило свое участие, всероссийская коррупция запустила клешни в вузы и даже школы, а благодаря смене ценностей в преподавании гуманитарных наук произошел явный сбой. По-старому давать знания уже нельзя, а по-новому учить еще не научились. Технические вузы менее подвержены таким политическим сбоям.

Любопытно, что количество вузов за 20 лет увеличилось примерно вдвое, однако добрая половина предлагает обучение не бесплатно. Количество же бюджетных мест сократилось, без малого, на 17-20%, по сравнению с 1985 годом.

Тенденция, однако.

Казалось бы, не все так страшно, ну стало похуже, хотя к этому надо добавить, что есть специальности, например технические, на которые реально поступить до сих пор, а есть, скажем так, «элитные», вроде журналистики, куда бесплатно попасть в разы сложнее.

Вместе со всем хорошим и добрым в 90-е аукнулись и многие школы. Резко снизилось качество даваемых знаний. В обеих школах, где мне приходилось учиться, только из-за отсутствия учителей не было, в совокупности, почти три года, русского и литературы, и около года – истории и географии. Сегодня практически норма, когда не учителя или ученики помогают подтянуться отстающему, а родители, самостоятельно объясняя ему задачки. Хорошо, когда они это могут и знают, а если нет? Естественно, есть и нормальные школы, но «брака» более чем достаточно.

Какой бы ученик способный ни был, но если у него отсутствует необходимый набор знаний, мимо любого бесплатного вуза он со свистом пролетает.

Если у родителей есть деньги и хочется похвалиться тем, что ребенок поступил на общих основаниях, то можно нанять преподавателей, лучше – из намеченного вуза. Сколько раз встречались объявления: «подготовлю к поступлению в вуз. С гарантией». Это называется «поступить бесплатно». Солидную часть от и без того сократившихся бюджетных мест отнимает вот такое «бесплатное поступление». Короче, если не хватает знаний, но хватает денег, поступай на платное, а если есть большие деньги, то и на бесплатное. «С деньгами в кармане ты и умен и красив и певец хороший».

То немногое, что остается от бюджетных мест если достанется кому-то, то уж совсем гениям, да и то при условии, что у них была более менее неплохая школа. Правда, речь идет прежде всего о гуманитарных вузах. В технических такой «капитализец» еще не наступил. Хотя кое где симптомы уже видны. Так что у них еще все впереди.

И вот мы подходим к вопросу из вопросов:

Допустим, вы талант. Сами подготовились. Нашли начальный капитал на то, что бы приехать в город, где заветное учебное заведение, и поступили. Где жить и, главное, на что? Потому как общежития кое-какие еще остались, если очень повезет, но на что существовать? На стипендию? Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Помню по фильму «большая перемена»: «5 лет в институте, а это 30-40 рэ в месяц» (60-е годы), против нынешних тысячи с копейками, за вычетом 200-300 рублей на проездной. Но возможности тех 30 – 40 и нынешней тысячи явно не сопоставимы.

При самом благоприятном развитии событий, без помощи родителей или подработки, которую необходимо как-то сочетать с учебой, протянуть студент на так называемую стипендию может, разве что, только ноги.

Сказочки о доступности образования, по крайне мере высшего, и уж точно гуманитарного, оставляем писателям фантастам.

А мы еще не задумываемся о проблеме трудоустройства по специальности товарища, прошедшего все семь кругов ада, до получения заветной корочки. Тут у многих в голове начнет всплывать вопрос: «А на кой я, вообще, 5 лет положил в этом институте»?

Есть вариант получить корочку самостоятельно и независимо, но только тогда надо сперва «работать, работать и еще раз работать». А потом уже «учится, учится и еще раз учится». Но за деньги и на заочном, и уже лет в 40.

ЕГЭ также подгадило абитуриентам. Если раньше, не поступив в первый год и во второй, можно было пробовать дальше, то теперь, если еще молодой человек, но уже возраста 28-30 лет, надумает учиться, он должен отправляться в школу и, сидя за партой с 16-17 летними, сдавать школьную программу. Про остальные «преимущества» данного нововведения уже много было сказано и так.

Конечно, с этим надо что-то делать. Но делать, думая над проблемой. И думая не тем, чем привычней, а тем чем полагается думать.

Очень хорошо сказал о реформе образования на западный манер математик Ф.Ф. Воронов, работавший как в российских, так и в западных престижных университетах: «Я теперь готов собственноручно «расстрелять» любого, кто всерьез собирается переделать «советскую» образовательную систему на западный лад».

Давайте, глядя правде в глаза, предскажем возможное печальное будущее российского образования, если ничего кардинально не поменять в лучшую сторону:

Как бы власти не уверяли здесь в своих добрых намерениях, дело будет только ухудшаться, поскольку советское государство обучало студентов для себя, для работы на своих заводах, фабриках, стройках, киностудиях. Квалифицированные специалисты были нужны, прежде всего, самому государству. А много ли у нашего нынешнего государства своего? И есть ли смысл тратится на обучение того, кто завтра пойдет работать к частнику или не пойдет по специальности вовсе?







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме