19:45 19.10.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Единороссы» в Думе решили быстренько устроить растащиловку 197 тыс. гектаров курортных земель. Депутат С.П.Обухов изложил аргументы фракции КПРФ против законопроекта, который ещё больше обострит ситуацию в столице Олимпиады-2014 Сочи

Госдума на пленарном заседании в пятницу 17 октября приняла в первом чтении законопроект "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и являющихся федеральной собственностью, в собственность субъектов РФ". Фракция КПРФ голосовала против этого законопроекта, который, по мнению депутатов-коммунистов, только запутывает земельное законодательство и создает возможность для осуществления различных коррупционных схем при распродаже земель российских курортов. Законопроект был вкинут «Единой Россией» на пленарное заседание в сверхсрочном порядке, депутатам не дали и суток, чтобы подробно изучить проблему, так как даже заключение комитета по собственности Госдумы раздавалось членам палаты в день голосования.

Обухов Сергей Павлович

Даже куцая дискуссия по законопроекту (он обсуждался уже после 18 часов в пятницу, когда «единороссы» гнали ускоренном режиме очередной вал проектов), завершившаяся, судя по стенограмме «шумом и выкриками», показала, что ставки и интересы, связанные с этими законодательными новациями велики. Как сообщил на Думе один из разработчиков скандального проекта С.В.Петров («Единая Россия») речь идёт об огромном земельном куше – о сверхценных курортных землях. Только в Краснодарском крае на кону 197 тыс. гектаров курортных земель. Город Анапа: 217 земельных участков общей площадью 40 тысяч 199 га, город Геленджик: 163 земельных участка площадью 113 тысяч 582 га. И город Сочи: 922 земельных участка площадью 43 тысячи 415 га. Всего по трём курортным городам - это 1302 земельных участка общей площадью 197 тысяч 197 гектаров.

С.П.Обухов (фракция КПРФ)

Позиция фракции КПРФ по законопроекту"О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и являющихся федеральной собственностью, в собственность субъектов РФ".

Уважаемые коллеги!

Что за пожар?

Законопроект о передаче земельных участков в границах курортов федерального значения, рассматривается нами просто в пожарном порядке. Спасибо, нам разъяснили. На кону, например, в Сочи стоит 43 тысячи гектаров ценных земель курортов, прибрежной зоны, особо охраняемых зон. Понятно, что это серьёзный аргумент. В целом по Краснодарскому краю якобы бесхозные  федеральные земли - 197 тысяч  гектаров. 

На фоне нынешней спешки, можно сказать, что законодательные предложения по антикризисным мерам проводились через Думу более упорядочено, более регламентно, не с таким надругательством над парламентской процедурой. Но если зажигают звезды, то это, конечно же, кому-то надо.

Я не знаю, почему не представлено, но вообще-то по курортам у нас должно быть обязательно заключение Комитета по здравоохранению. Не знаю, почему данный комитет был отстранён от экспертизы этой проблемы. Я не знаю, почему нужно было заставлять Правовое управление Государственной Думы в пожарном порядке давать заключение. И вообще: почему мы получили только сегодня на заседании Думы фундаментальное заключение Комитета по собственности.

Если оглянуться на наиболее скандальные парламентские события последнего времени, то, как говорится, у нас «зажигают» законодательные звёзды представители славного комитета под руководством Мартина Люциановича Шаккума. Я не буду долго останавливаться на богатой кредитной истории уважаемого комитета, который породил не один законопроект, который вызывает сомнение у значительной части депутатского корпуса. Напомню, в результате даже ряд депутатов делали запросы и вносили поручения по проверке коррупциогенности инициированных в этом комитете законопроектов.

К сожалению, вот эта нынешняя торопливость с законопроектом по курортным землям также порождает, скажем так, подозрения, рассуждения о том, что здесь что-то не так.

Законодательные дыры и неразбериха

Итак, прежде всего, нам толком не объяснена причина торопливости при рассмотрении этого законопроекта. Правовое управление «стояло на ушах», готовя свое интеллигентное заключение. Оно, по сути  разгромное.

Прежде всего, наши правовики и Комитет по собственности сочли необходимым отметить несоответствие названия законопроекта его сути. Правовое управление сухо говорит, что в названии речь идет о изменениях в законодательные акты, а, по сути, изменяется пока лишь один законодательный акт. Но мы-то понимаем в чем дело. Мы с вами уже имели такие прецеденты, и тоже по линии этого комитета, когда нам вносили в первом чтении одну концепцию, а во втором чтении мы на выходе получали совершенно другое. Потупив глаза, палате говорили: ну так комитет считает, что ничего не изменилось.

Вспомним очередные изменения в «олимпийский закон». Когда в первом чтении предлагалось внести скромные поправки типа замены слов "участок" на "участки", а во втором чтении выяснилось, что вообще по упрощенной процедуре отменяется сам институт ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду. Вот это у нас называется "не изменение концепции" от первого ко второму чтению. И Правовое управление, и Комитет по собственности заметившие, что название не соответствуют содержанию, видимо, также опасаются сюрпризов, когда нам во втором чтении тоже что-то предложат, какие-нибудь новации, которые в корне будут расходиться с нынешней концепцией законопроекта.

Согласен с тревогой Правового управления на счёт того, что вообще непонятно применение в законопроекте ключевого термина «отнесение». Земельное законодательство такого термина не содержит. Это противоречит земельному законодательству. Что это такое? Мы хотим породить еще одну большую путаницу?

Вообще сама «техника» законопроекта вызывает сомнения. Например, сначала идут одни отсылочные статьи, которые указывают, что это самое пресловутое «отнесение» земельных участков регулируется в соответствии с земельным законодательством. А земельное законодательство никакого термина «отнесение» не содержит. Что тогда? Регулировать земельные вопросы в соответствии с семейным законодательством, что ли, или уголовным?

Ясно, что данная проблема сопряжена с другими видами законодательства. И, кстати, Комитет по собственности обращает наше внимание, что проблему разграничения собственности на землю в особо охраняемых зонах, на курортах нужно коррелировать с требованиями Гражданского, Водного, Лесного и др. законодательства.

Вообще надо отдать должное: хоть и перед голосованием, но мы получили умное заключение от Комитета по собственности господина Плескачевского. Он, видимо, совестливый человек. Заключение написал разгромное, по сути дела, не оставил камня на камне от этой концепции комитета Шаккума. Но, видимо, из-за партийной дисциплины вынужден написать: «с учётом выше изложенного комитет рекомендует  принять законопроект в первом чтении». Но, по сути дела, это заключение, всё «выше изложенное»  показывает, что от концепции не оставлено камня на камне.

И особенно тревожно, что этот законопроект сильно повлияет на реализацию проекта Олимпиады-2014, на все дела, связанные с Олимпиадой. И прямо, можно сказать, что этот законопроект противоречит даже «олимпийскому закону», внесет дополнительную неразбериху в его реализацию.

Как разбазаривают земли курортов

Хочу заметить, что по экспертным оценкам, сегодня практически все земли российского Причерноморья, находящиеся в собственности Краснодарского края или местного самоуправления, уже проданы или сданы в аренду. То есть, нам хорошо понятно в чем дело. Спасибо за цифру - 43 тысячи гектаров федеральной земли по Сочи -  это большой куш, который может быть выведен из-под федерального надзора. И переведен, скажем так, из федерального подчинения в муниципальное и в региональное со всеми вышеизложенными перспективами.

Понятно, что федеральное подчинение курортных земель связывает несколько руки. Эти земли давно уже испытывают поползновения местных и краевых властей на предмет, так сказать, «вольготного» распоряжения. Справедливости ради, заметим, что и на федеральном уровне тоже сочинской землей хорошо и скандально попользовались. Широко известны скандальные факты, когда земли сельхозназначения в границах Сочи изымались и застраивались коммерческим жильем, высотками при полном попустительстве и участии местного и неместного начальства.

Примеры – повсюду в Сочи. Крупный многоэтажный комплекс "Алые паруса" в Хостинском районе рядом со знаменитым садом "Дерево дружбы". Земли его отбираются в интересах инвестора. Или в Адлере на берегу моря пару лет назад отторгнуты земли опытной сельхозстанция НИИ растениеводства имени Вавилова Сельхозакадемии, проводящей важнейшую селекционную работу, отвечающей за сохранность генофонда южных растений и снабжающей всю страну семенами.

На пляжной полосе… На пляжной полосе, подчёркиваю, в первой санитарной зоне охраны в Центральном районе Сочи построен жилой комплекс "Александрийский маяк". Вот примеры «вольностей» при использовании особо охраняемых курортных земель. Глядя даже на эти примеры, становится понятной подоплека законопроекта. Нетрудно догадываться, что стоит за такого рода законодательными предложениями.

Не представляется возможным избежать и конфликта интересов между краевой и городскими властями в Сочи за обладание бывшими федеральными землями. Думаю, это понятно, потому что на кону большие ресурсы.

Единственный плюс, конечно, от этого законопроекта в том, что налоги от использования пляжной полосы, курортных земель, отошедших местному самоуправлению, будут поступать в местные бюджеты. Но это призрачная польза. Как бы государство и общество вообще не лишились курортов при нынешних темпах разбазаривания курортных земель.

Когда говорят о земельных участках под зданиями и сооружениями муниципальных учреждений, которые из-за федеральной собственности на землю не используются местными властями и утверждают, что, мол, законопроект разрешит коллизию, нужно иметь в виду следующее. Вот примеры, которые всплывают на памяти в связи с этим законодательным предложением.

В сочинском микрорайоне Кудепста, граница Хостинского и Адлерского районов только что закрыта единственная в Сочи школа-интернат для трудных детей. Распоряжение от 10 октября 2008 года номер 3512. Решение очень скандальное, оно вызвало большое возмущение жителей. Но если соотнесем эту проблему с ныне принимаемым законопроектом, то поймем: на кону 4 гектара федеральной земли, занимаемой школой в очень привлекательном для инвесторов районе. Что будет дальше, особенно после принятия законопроекта, думаю, всем понятно. Эта земля из федеральной будет переведена в региональную, так как находится под муниципальным учреждением. Школу в итоге окончательно закроют и, понятно, четыре гектара курортной земли выставят на торги.

И ещё пример. Посёлок Кепша, что по дороге на олимпийскую Красную поляну в экологически чистом районе, рядом с федеральной трассой "Адлер - Красная поляна". Здесь закрывается детский сад. Тоже, говорят, земля очень выгодная.

Понятно, что принятие этого законопроекта подхлестнёт процесс вот такого закрытия детских домов, детских садов, школ на выгодных участках. Вот таковы последствия предлагаемой концепции.

Под угрозой Адлерские пляжи

А если дальше развернуть вопрос передела собственности на особо ценные земли, то нужно отметить следующее. Уже сейчас возникает проблема с застройками дач и вилл на уникальном Грушевом хребте, объектов развлечения на хребте Псехако, в целом на территориях Кавказского государственного заповедника и в его буферной зоне, Сочинском национальном парке. Так что очень-очень много проблем возникает и усугубляется в связи с принимаемым законопроектом.

Ну, и, конечно же, нельзя не остановиться на социально напряженной ситуации в Адлерском районе, Нижне-Имеретинской долине в связи с планами застройки этого уникального курортного района. В частности, предполагаемым строительством второго грузового района порта Сочи. Да, это ситуация федеральная. Значит, вроде бы, и земля федеральная, но даже на этом уровне царит правовой беспредел, в соответствии с законом не удаётся решить вопросы земли. А что тогда будет, если мы передадим федеральные земли на муниципальный уровень?

Строительство второго района грузового порта может привести к тому, что на уникальных пляжах Нижне-Имеретинской низменности вообще все живое вымрет. Это вообще представляет большую опасность и для нашего государства, и для будущего курорта Сочи.

Напомню, что строительство предполагается на землях, которые раньше принадлежали совхозу "Россия", искусственно разорённому. Кстати, вице-губернатор Краснодарского края Муравьёв признавал, говоря от имени краевых властей, что именно мы превратили фактически это предприятие в банкрота, из-за чего растет социальная напряжённость, люди теряют работу.

Землеотвод и строительство будет вестись на территории тепличного комплекса бывшего совхоза «Россия». Участок отнесён к землям населённых пунктов. Кадастровая стоимость - 8,7 миллиардов рублей. Плошадь - 13 гектаров. Турецкие инвесторы обязуются вложить 2 миллиарда рублей. Вот посчитаем: 8,7 -кадастровая оценка и 2 миллиарда - инвестиции. Только прямые потери можно оценить как 6,7 миллиарда рублей.

У жителей ужас вызывает планируемая засыпка этой территории подушкой из гравия и песка высотой 2,5 метра (один из проектов, который обсуждается, предполагает такое инженерное решение). Я не знаю, что останется после постройки грузового порта на этой территории и сохранятся ли лучшие сочинские пляжи для будущих поколений. Олимпиада пройдет, две недели праздника отгремят, а вот куда потом будут приезжать туристы и отдыхающие, что останется от Адлера как курортного района?

Законопроект породит только новые земельные конфликты

Согласен с замечаниями Правового управления Думы, Комитета по собственности. Этот законопроект не решает действительно имеющуюся проблему разграничения собственности на землю особо ценных и охраняемых территорий. Он способен породить только новые конфликтные ситуации.

Я не знаю, как в рамках данной концепции законопроекта во втором чтении можно что-либо улучшить. Ясно, что концепция законопроекта, об этом, по сути дела, нам говорят профессиональные юристы, изначально порочна.

Поэтому, по поручению фракции КПРФ, заявляю, что фракция коммунистов будет голосовать против.

Председательствующий (О.В.Морозов, первый зам. Председателя Думы). Рекордное по времени сегодня выступление, 9 минут 30 секунд. Так, уважаемые депутаты, есть ешё выступление? Нет, по ведению - Рохмистров. А потом заключительное слово представителю комитета. Пожалуйста.

Рохмистров М. С. Так как записи не было на выступление, просто хотел бы тоже выступить. Поэтому прошу предоставить мне слово для выступления.

Председательствующий. Как не было записи?

Рохмистров М. С. Я не успел.

Председательствующий. Я обратился к залу, была одна рука, депутат Обухов записался на выступление. Это действительно имело место. Других рук не было. Настаивает депутат Рохмистров.

(Шум в зале, выкрики.)

 

Голосами фракции «Единая Россия» скандальный законопроект, несмотря на многочисленные возражения, был принят в первом чтении.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме