11:08 17.10.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Круглый стол - "Абсолютизация ЕГЭ — путь к разрушению образовательной системы России"

На круглом столе в РИА «Новости»  были рассмотрены проблемы отечественной системы образования, связанные в основном с нововведениями в учебный процесс.

Завершается первая четверть учебного года, но до сих пор ни учителя, ни родители, ни школьники не знают, как и какие экзамены будут сдавать выпускники школ. Старшеклассникам не позавидуешь, ибо проблема Единого государственного экзамена, который с агрессивной настойчивостью на протяжении последних лет навязывает власть, по-прежнему вызывает тревогу среди педагогического и родительского сообщества. С особой остротой тема обсуждалась на прошедшем в РИА "Новости" "круглом столе", где были рассмотрены проблемы отечественной системы образования, связанные в основном с нововведениями в учебный процесс. В разговоре приняли участие заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель ООД "Образование — для всех", член-корреспондент РАО Олег Смолин; председатель Совета директоров школ России, президент Академии творческой педагогики Яков Турбовской; президент Всероссийского фонда образования, заместитель председателя ООД "Образование — для всех", членкорреспондент РАЕН, профессор Сергей Комков; член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов; председатель ООД "Родительская забота" Клара Мансурова, профессора МГУ, ВГИКа и других вузов, а также родители, журналисты.

Тема встречи "Абсолютизация ЕГЭ — путь к разрушению образовательной системы России" не нова. На протяжении последних нескольких лет фракция КПРФ в Государственной думе неоднократно вносила конструктивные предложения в законодательство, связанное с реформой образования, и прежде всего по вопросам ЕГЭ. Депутаты от фракции КПРФ Иван Мельников, Олег Смолин, а также депутат предыдущего созыва Алексей Кондауров — разработчики альтернативного закона по ЕГЭ. Однако "Единая Россия" дружно блокирует все здравые предложения. Но времени для дискуссий уже нет.

Нужны действия.

Власть планирует, что с 1 января 2009 года начнёт действовать закон об обязательном едином экзамене. За оставшийся срок ещё можно, как говорится, всем миром отодвинуть беду, нависшую над системой отечественного образования. Об этом и шла речь на "круглом столе".

Олег Смолин подчеркнул, что если в ближайшее время не будут внесены серьёзные изменения в образовательное законодательство, и прежде всего не приняты предложения о добровольности ЕГЭ (эту поправку поддерживает большинство субъектов РФ), то в текущем учебном году до половины выпускников средней школы рискует остаться без аттестатов, а стало быть, без шансов поступить в вуз или техникум. Олег Николаевич напомнил поразившие всех результаты минувшего ЕГЭ: по литературе двойки получили 25,5% учеников, математику не сдали более 23,5%, а русский язык завалили 11% выпускников. От 4 до 15% ребят получили "неуд" за ЕГЭ по предметам по выбору. Но аттестаты им всё же выдали. В этом учебном году такой поблажки уже не будет.

И это при том, что ещё совсем недавно Советская страна лидировала по уровню интеллектуальности ее молодёжи. Чуть более десяти лет назад в докладе Всемирного банка признавалось, что по уровню научно-естественного образования российская школа стоит значительно выше большинства стран Евросоюза. Но уже пару лет назад исследователи свидетельствовали о падении уровня научно-естественной подготовки молодых россиян. Оторопь берёт оттого, что почти треть опрошенных уверена: если радиоактивное молоко прокипятить, то радиация исчезнет. То ли ещё будет, когда сдача Единого госэкзамена окончательно превратится в игру-угадайку с верно вписанными "галочками", а школа вместо своего прямого назначения учить и воспитывать займётся натаскиванием детей на ЕГЭ.

Ничего не попишешь: ядовиты плоды просвещения, взращиваемые нынешней властью. Не зря известные педагоги страны Ш. Амонашвили и Л. Айзерман окрестили ЕГЭ "государственной глупостью" и "дрессировкой". Есть и такое мнение среди педагогов и ректоров вузов — искусственное внедрение Единого госэкзамена направлено на то, чтобы сократить число студентов и на самом первом этапе отсечь основную массу молодых людей от возможности получить высшее образование.

Непродуманность? Случайность? Для сравнения О. Смолин привёл ещё немного статистики: в России в составе работающего населения людей с высшим образованием примерно 20,5%, в развитых странах — 22%, в США — 31%. Футурологи, специалисты по теории будущего, утверждают, что в информационную цивилизацию, которую называют "обществом знания", войдут только те страны, которые обеспечат не меньше 60% работающих людей с высшим образованием. Но, может, благими намерениями укоренить ЕГЭ чиновники от образования выстилают пути, препятствующие ещё большему проникновению коррупции в эту сферу? Увы!

Сергей Комков развеял и эту иллюзию, приведя конкретные примеры, почему коррупция с внедрением ЕГЭ не ослабла, а, наоборот, многократно усилилась. Разработаны различные схемы и механизмы реализации ответов на ЕГЭ, сертификатов свидетельств о его сдаче и т. п.

Александр Абрамов вполне резонно высказал мнение, что если подавляющее число людей, и прежде всего специалистов в области образования, выступают против ЕГЭ, а власть не реагирует на это, то происходит надругательство над здравым смыслом. Фантастическая дурь чиновников неминуемо приведёт к катастрофическим последствиям. ЕГЭ принесёт существенный вред отечественной системе образования.

От имени директоров российских школ Яков Турбовской заявил, что директора большинства школ против введения ЕГЭ. Они обеспокоены, что из современного образования исключены такие понятия, как "развитие", "воспитание", "формирование личности".

По мнению участников "круглого стола", одна из острых проблем сегодня — защита русского языка. Как преподавать его в школе, если сокращаются часы на преподавание литературы, а сама она перестала быть базовым предметом? Без изучения классической литературы невозможно усвоить русский язык — великий и могучий. В устах недоучек он сведётся к уровню сленгов, жаргона, просторечия и т. п. Педагоги, представители высшей школы, писатели неоднократно обращались с тревожными письмами по этому поводу в высшие эшелоны власти, вплоть до президента. Однако те отделываются молчанием или отписками.

— А вы посмотрите, как засорён Интернет на различных "форумах" неграмотными высказываниями. В одном предложении — по нескольку ошибок! — как всегда эмоционально продолжила тему Клара Мансурова.

Преподаватель химии в школе, она отметила, что чуть ли не с первых дней занятий в 9-х и 11-х классах ребят не учат, а натаскивают на ЕГЭ. Многие уже наняли репетиторов, и за полторы тысячи рублей в час дети учатся правильно ставить "галочки"... Это к вопросу о повышении качества образования. А что говорить о нравственной стороне проблемы?!

Профессор, доктор филологических наук Валерий Мильдон последние 15 лет принимает вступительные экзамены во ВГИКе и не понаслышке знает, как катастрофически падает качество знаний. Выражается это прежде всего в том, что всё беднее и беднее становится мышление. Студенты не в состоянии сформулировать те мысли, которые у них в душах и умах. Вряд ли профессор сгустил краски, констатируя, что мы "одной ногой вступили в ситуацию, которую можно назвать умственной деградацией страны". По его мнению, ЕГЭ примитивизирует умственную деятельность, сводит её чуть ли не к инстинкту и механической замысловатой работе, не требующей ни размышлений, ни, что самое важное, интеллектуальных ответов, по которым можно проверить личные качества человека. По признанию профессора, некоторые из поступающих во ВГИК практически не подлежат обучению.

Россия, возможно, переживёт последствия материального, финансового кризиса. Но восстановимы ли будут потери от ЕГЭ и вызванными им последствиями? При полном торжестве сложившейся порочной образовательной системы, подчеркнул В. Мильдон, Россия никогда не воскреснет, потому что начнутся необратимые процессы в умах и душах людей.

Кандидат технических наук полковник Олег Сергеев подчеркнул: "То, что ЕГЭ — ошибка, осознали многие, в том числе чиновники, но все попали сейчас в западню. ЕГЭ — это действительно скальпель для мыслительного аппарата человека, ибо здесь включается аппарат, от которого отказались уже 30 лет назад. Это аппарат программированного обучения человека, ибо алгоритм как раз выполняет эту функцию. Теперь эта функция включена на полную мощность. Для того чтобы правительство (я 30 лет там проработал) могло отказаться от этой пагубной идеи, нужна политическая воля. Георгий Жуков говорил, что, когда начинается обсуждение замысла операции, всегда первым докладывает начальник разведки. Так вот, если говорить про разведку, то 30 лет назад ЕГЭ был заблокирован в НИИ высшего образования. И почему-то через 10 лет он появился уже в правительстве, которое действует тоже как автомат, из Высшей школы экономики, которая послала этот проект в правительство на гранты международного фонда. Так что нужно бороться с причиной, а не со следствием. В данном случае мы имеем дело с серьёзной диверсией, направленной на стратегическую область нашего образования". На встрече была представлена подготовленная профессорами и преподавателями факультета журналистики и филологического факультета МГУ книга "Единый государственный экзамен. Белая книга". В ней собраны публикации в прессе, направленные против разрушающей страну реформы образования, и в частности ЕГЭ. Среди материалов — обращения к президенту, министру образования и науки. Но, как водится при нынешних нравах, воз и ныне там, а Васька слушает, да ест.

Поэтому с целью остановить произвол чиновников в сфере образования общественные движения "Образование — для всех", "За возрождение отечественной науки", "Всероссийский женский союз — "Надежда России", "Родительская забота", Комитет защиты граждан проводят 23 октября в 17 часов в Новопушкинском сквере массовую акцию протеста студентов и преподавателей, всего общества. Выразить свою гражданскую позицию придут жители во многих регионах России.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме