13:00 25.09.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И.Кашин о бюджете: Сладкая пилюля с горькой начинкой

19 сентября силами «демократического» большинства в лице депутатов «Единой России» Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2009 год и на период 2010-2011 годы. По этому закону страна будет жить предстоящие три года. Естественно, перед каждым из нас, живущих в России, возникают вопросы: чего стоит ожидать гражданам страны в ближайшей перспективе? Что готовит нам российское правительство? Какие еще трудности нам предстоит пережить?

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя Президиума ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

Неосведомленному человеку в перипетиях бюджетной политики, ознакомившись с основными показателями предложенного бюджета, может сложиться вполне благостное впечатление, что он, принятый бюджет, действительно, как утверждают ангажированные лидеры «Единой России», социально ориентирован.

И в самом деле, например, доходна часть бюджета на 2009 год составляет 10,927 трлн. руб., расходная часть - 9,25 трлн. руб., да еще и лишние деньги остаются после всех расходов (профицит) - 1,9 трлн. руб. Огромные деньги, тем более, если принять во внимание финансовые запасы государства, насчитывающие почти триллион долларов, замороженные в золотовалютных резервах и фондах! Однако, раскусив эту сладкую пилюлю, мы почувствуем ее настоящий, горький вкус.

Какой главный критерий благополучия общества? В первую очередь, конечно, это удовлетворенность жизнью, социальное благополучие, качество жизни, т.е. есть ли возможность у гражданина иметь работу, крышу над головой, получить образование, вырастить и воспитать людей, поправить свое здоровье, чувствовать себя защищенным и т.д.

После почти 20 лет реформ по индексу развития человеческого потенциала наша страна, к сожалению, занимает лишь 60-70 места в мире, по продолжительности жизни – 157 место. Даже по образованию Россия опустилась на 30-ю позицию. Ужасает демографическая ситуация. Страна просто вымирает. Достаточно сказать, что за время «демократических» реформ Россия потеряла около 9 млн. своих граждан. Другими словами, отрасли, где воспроизводится человеческий капитал и генерируется интеллектуальный потенциал страны, явно не находятся в приоритетах власти. Мы неоднократно направляли первым лицам государства документы с предупреждением о серьезных угрозах принятого «либерального» курса реформ и требовали его изменения, считая, что одним из основных антагонистических противоречий современного российского общества остается разрыв между реальными возможностями России, как самодостаточной страны, наличием средств их реализации и крайне низким уровнем и качеством жизни абсолютного большинства народа.

Каковы же перспективы на ближайшее будущее? Ответить на этот вопрос можно, рассмотрев, как же правительство собирается использовать средства расходной части федерального бюджета 2009 года. Это даст представление и на последующие 2010 и 2011 годы.

Надо прямо сказать, что эти перспективы не вызывают энтузиазма. На социальную политику, а это пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, правительство намеревается потратить в следующем году 297,7 млрд. рублей или 3,3% от суммы всех расходов. Это всего лишь на 8% больше расходов 2008 года. В то же время официально ожидаемая инфляция составит около 11%, а на самом деле она будет гораздо выше – 15-20%. Т.е. планируемое увеличение социальных расходов не покрывает даже инфляционные потери. Фракция КПРФ предлагала увеличить сумму социальных расходов минимум до 900 млрд. рублей, исходя из того, что минимальная пенсия и социальные пособия не должны быть ниже реального прожиточного минимума и составлять сегодня не 3-4 тысячи рублей, что не гарантирует даже простого физиологического выживания, а не менее 12-15 тысяч рублей в месяц. Это касается, естественно, и минимальной заработной платы.

По мнению правительства, реальные доходы населения в 2009 году вырастут примерно на 14%, номинальная средняя заработная плата – на 24% и составит 21,9 тысяч рублей, средний размер трудовой пенсии увеличится на 20% и составит 5,1 тысяч рублей. Но надо иметь в виду, что всего за один год (с 1 июня 2007 года по 1 июня 2008 года) цена, например, на бензин марки АИ-76 повысилась на 32,5 %, на АИ-92 - на 28,9 %, на дизельное топливо - на 49%. Платные услуги выросли на 15,2%, продовольственные товары стали дороже на 20,2%, непродовольственные товары  - на 9,2 %, хлеб - на 28,1%, крупы - на 27%, макароны - на 45%, мясо - на 16,4%, молоко - на 33,2%, масло подсолнечное - на 89,6%, овощи - на 16,5% и т.д. Только в первом полугодии текущего года услуги ЖКХ выросли на 15,3%, транспортные услуги - на 21,7%, газоснабжение - на 23%. Темпы роста доходов населения отстают от темпов роста цен и тарифов в 2-3 раза.Т.е. фактически, с учетом инфляции и роста цен на продукты и предметы первой необходимости, тарифов на услуги ЖКХ, связи и транспорта, реальные доходы населения в 2009 году в лучшем случае останутся на прежнем уровне. Сегодня 63% населения имеют доходы ниже 15000 рублей в месяц, 30% из них находятся за чертой бедности. И только 10,1 % граждан имеют доходы свыше 25000 рублей.

При этом остается вопиющей разница в оплате труда в различных отраслях экономики. Средняя зарплата в сельском хозяйстве, например, - 7900 рублей в месяц, в текстильной промышленности - 8200 рублей, в обувной - 9500 рублей. В финансовой сфере средняя зарплата - 37269 рублей, добытчики природных ресурсов получают - 31500 рублей и даже госчиновники имеют - 22000 рублей в месяц.Но рядовые труженики получают значительно меньше, т.к. работодатели и их окружение основную долю прибыли присваивают себе, в том числе и устанавливая для себя высокие оклады. При этом начисленную зарплату еще и не всегда можно получить.Задолженность по зарплате на 1 августа 2008 года составляет 2,6 млрд. рублей. В обрабатывающей промышленности - 900 млн. рублей, в сельском хозяйстве - 450 млн. рублей, и даже в добывающей промышленности задолжали - 170 млн. рублей.

Очень важным элементом системы обеспечения качества жизни человека является здравоохранение. Национальный проект по здравоохранению, по сути, не решил накопившихся проблем. Заболеваемость населения возросла. Около 330 тысяч человек в год умирают от инфекционных и онкологических заболеваний. До 100 тыс. человек - от заболеваний органов пищеварения. За последние 8 лет закрыто 3,2 тыс. больниц, 2,5 тыс. поликлиник. Система льготного лекарственного обеспечения породила рост цен на льготные лекарства и не оправдала себя. Происходит последовательное уничтожение достижений Советской власти в сфере медицинской помощи населению страны. Упразднена диспансеризация населения, введена иезуитская монетизация медицинской помощи для граждан пожилого возраста. Современная диагностика заболеваний, оказание высоквалифицированной хирургической помощи, трансплантология, кардиохирургия, нейрохирургия и другие высокотехнологичные области медицины стали возможны для весьма ограниченного контингента пациентов. Плата за такие медицинские услуги исчисляются многими десятками и даже сотнями тысяч рублей. Теперь стало повседневностью, когда родители обращаются через СМИ с просьбой к общественности об оказании материальной помощи для лечения тяжелобольного ребенка.

Внедрение страховой медицины приняло уродливую форму. Между бюджетом и лечебным учреждением появился посредник – страховые компании, которые часто служат инструментом «увода» бюджетных средств. Созданы некие стандарты продолжительности лечения больных. Если больного выписывают раньше времени, то лечебное учреждение недополучает деньги от страховых компаний за дни «недолечения», но если больной задерживается на какое-то количество дней, то страховая компания также недоплачивает за «сверхнормативные» дни. Так, только одна больница Москвы за 2007 год недополучила от страховых компаний 540 тысяч рублей. Думаю, масштабы ясны. До тех пор, пока будет существовать такая страховая система, до тех пор здравоохранение будет влачить жалкое существование.

В 2009 году правительство планирует выделить на здравоохранение 267,6 млрд. рублей. При этом расходы на оказание услуг «Скорой помощи» уменьшены почему-то на 15% по сравнению с 2008 годом. Ясно, что никаких существенных сдвигов к лучшему ожидать не приходится. Фракция КПРФ настаивала выделить на здравоохранение минимум 390 млрд. рублей. Прежде всего для того, чтобы повысить заработную плату работникам этой отрасли. Средняя заработная плата врача в размере 8-10 тысяч рублей (65% от средней по промышленности) – это позор для страны. Стоит ли после этого удивляться, что у значительной части медицинского персонала произошло падение нравственности, чувства ответственности, духовности, культуры, добросовестности в работе. Выход из сложившейся ситуации не только в достойной оплате труда врача. Если серьезно думать, как поправить дело, то следует вернуться к той системе, которая была в Советском Союзе, когда каждый гражданин мог бесплатно получить квалифицированную медицинскую помощь.

В области народного образования реформаторские перемены также не дали положительных результатов.Единый государственный экзамен не повысил качество знаний выпускников, но породил широкомасштабную коррупцию и ограничил число поступающих в ВУЗы, особенно на бесплатное обучение. Деление высшей школы на бакалавриат и магистратуру понизило статус высшего образования и лишило страну полноценных кадров. Практически развалена система среднего специального образования. Кроме того, так и не создана система взаимосвязи выпуска специалистов с рынком труда. Выпускник – безработный стало нормой жизни. В сфере начального и среднего образования полный развал. Закрыто 7,8 тыс. школ. Сегодня в России на 17 тыс. общеобразовательных учреждений меньше, чем  в царской России, несколько миллионов детей так и не сели за парту, в основном в сельской местности. Образование становится все в большем объеме платным и менее доступным, разъедаемым вирусом коррупции.

Доля бюджетных расходов на образование в общем объеме бюджетной системы заметно ниже, чем в большинстве развитых стран. Государство выделяет на образование в бюджете 2009 года 423,1 млрд. рублей, что составляет 4,7% от его расходной части. При этом до 2011 года это удельное значение снизится до 4,3%, а прирост абсолютного значения в рублях по отношению к 2010 году составит всего лишь 3,3%. Сокращаются расходы на поддержку общего образования по таким направлениям, как оснащение школ учебным оборудованием, поддержка программ модернизации образования, внедрения инновационных образовательных программ. Это как ничто другое характеризует отношение власти к этой важнейшей сфере, где воспроизводится интеллектуальный потенциал государства. Кто же будет строить инновационное общество, о котором постоянно твердит руководство страны, и кто будет разрабатывать и внедрять технологии 21-го века? К сожалению, к нам не едут высококвалифицированные специалисты. Наоборот, мы поставляем свои лучшие «мозги» за рубеж.

На наш взгляд, стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Слабая школа равнозначна слабому государству. Мы считаем, что ситуацию в системе образования надо коренным образом менять. Фракция КПРФ предложила выделить на эти цели 600 млрд. рублей. Это позволило бы решить первоочередные задачи - во-первых, существенно увеличить число бюджетных мест для учащихся и студентов, а, во-вторых, также повысить заработную плату работникам образования с 8,8 до 15-20 тысяч рублей в месяц.

Нами разработана Концепция развития образования, отвечающая современным требованиям, обеспечивающая качество образовательных услуг и эффективность управления образовательными организациями, предусматривающая создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики, обеспечивающая доступность качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства. Однако наши предложения не находят поддержки у правительства.

 Не менее важным элементом системы обеспечения качества жизни является доступность жилья. Сегодня жилищная проблема остра, как никогда. В стране 3 млрд. кв. м. жилья. Из них ветхого – 93 млн. кв. м.  аварийного - 11 млн. кв. м.Нацпроект «Доступное жилье и комфортное жилье – гражданам России» провален, провалена и система ипотечного кредитования. Если летом 2005 года стоимость квартиры 54 кв.м. была равна доходу средней семьи из 3-х человек за 4,3 года, то сейчас уже – 5,3 года. Средняя цена 1 кв. метра за 3 года выросла в 2 раза. В 2007 году стоимость жилья выросла на 17%. Основные причины роста цен это спекуляция земельными участками, коррупция, спекуляция жильем и рост цен на строительные материалы (цена на цемент росла по 35% в год, а в 2007 г. – на 62%) и энергоносители.  В 1990 году в России было построено 61 млн. кв. м. жилья. Спустя 17 лет со всеми приписками построили 50,6 млн. из них – 20,6 млн. кв. м. это коттеджи, а 30 млн. - для всех остальных. Сотни тысяч семей остаются без жилья. О каком доступном жилье можно говорить, если даже после 63 лет со Дня Победы многие ветераны войны нуждаются в крыше над головой?! Но квадратные метры – это только индикатор строительной отрасли, важно же то, сколько жилых помещений мы строим, сколько людей получают возможность вселиться в новые квартиры. И здесь статистика неутешительна – в 2007 году лишь 1,45% российских семей переехало в новое жилье.

Жилищная проблема – комплексна. Для строительства жилья нужны не только деньги, но и техника, стройматериалы, специалисты. Необходимо восстановить разваленную стройиндустрию, подготовку кадров. Ничего этого власть не собирается делать. На решение жилищной проблемы правительство в 2009 году направляет 91,2 млрд. рублей. Это, образно говоря, слезы. Более того, расходы на проект «Доступное жилье» в 2010 году сокращаются на 22,2 млрд. рублей  и составят 69,0 млрд. рублей  относительно расходов 2009 года, а в 2011 году – в 6,5 раз по сравнению с 2010 годом или всего лишь 10,6 млрд. рублей. Сладкая сказка о доступном комфортном жилье закончится.

Фракция КПРФ настаивала на увеличении финансирования жилищной отрасли минимум до 300 млрд. рублей, при этом половину средств предлагалось направить на восстановление стройиндустрии и дотаций для молодых семей и малоимущим. Мы уверены, что социальная жилищная политика должна содержать меры государственной поддержки, дифференцированные в зависимости от материального положения граждан, которые условно, могут быть отнесены к двум категориям: нуждающихся в социальной защите (социальный найм, безвозмездное пользование) и нуждающихся в социальной поддержке (некоммерческий найм, субсидии на приобретение жилья). И считаем неприемлемым, что сегодня на муниципалитеты возложили обеспечение жильем 2/3 очередников, но должного финансирования при этом правительство не осуществляет.

Социальное благополучие граждан зависит и от того как обслуживается их жилище, сколько за это приходится платить и т.д. Т.е. как функционирует жилищно-комму­нальное хозяйство (ЖКХ). Проводимая реформа в этой отрасли свелась главным образом к тому, что все заботы о содержании ЖКХ переложили на плечи граждан. Привлечены в ЖКХ множество частных собственников. Однако жильцы, в массе своей, боятся новоявленных частных управляющих компаний. Эти компании маломощны и не в состоянии справляться с необходимым объёмом работ. В этих компаниях много нечестных и некомпетентных людей, которые норовят лишь выкачать деньги из жильцов. Не состоялись ни  модернизация изношенного коммунального хозяйства, ни повышение качества услуг. За последние 7 лет тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза. Гражданам передали многоквартирные дома в собственность без ремонта. Износ жилищного фонда составляет около 70%. Обещанные президентом средства на ремонт даются под условие вступления в ТСЖ. Это антиконституционное принуждение увеличивает расходы на содержание жилья более чем в 2 раза.

На 2009 год правительство планирует затратить на поддержку ЖКХ 107,7 млрд. рублей, к 2011 году эта сумма увеличится всего лишь на 2,6 млрд. рублей. Если вычесть инфляционную составляющую, то получится, что финансирование не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Это значит, что нагрузка на жильцов еще больше возрастет, и вытряхивание из их карманов последних копеек продолжится. Программа по сносу ветхого жилья вообще не профинансирована. Выделенные в бюджете суммы никак не решат накопившиеся проблемы ремонта старых коммуникаций и замены ветхого жилья. Для этого нужны триллионы. Фракция КПРФ предложила увеличить объем финансирования ЖКХ до 600 млрд. рублей, что позволило бы уже в следующем 2009 году существенно поправить во многом критическую ситуацию в коммунальном хозяйстве.

Однако по всем предложениям фракции по поддержке социальной сферы, экономики, обеспечению национальной безопасности «демократическим» большинством в парламенте пока лишь были приняты минимальные размеры параметров бюджета, не решающие назревших проблем. А это значит, что стагнирующий этап существования нашей страны и нищенствование нашего народа будут продолжены. Более того, наши предложения во время обсуждения  федерального бюджета были названы «хотелками» одним из лидеров «Единой России» г-ном О.Морозовым. Дескать, если удовлетворить предложения коммунистов, то никаких финансовых запасов не хватит.

У правительства, оказывается, как оно уверяет, нет денег на нужды народа, на развитие экономики, на укрепление Вооруженных Сил, на восстановление сельского хозяйства, гибнувшего российского села и т.д., о чем мне уже приходилось недавно высказываться. Но, как только оказались под угрозой интересы нефтяных баронов и банкиров, так, даже не спрашивая разрешения у г-на Морозова и его коллег из «Единой России», тут же нашлись не миллиарды, а триллионы рублей для их поддержки из золотовалютных резервов и даже нашли возможность облагодетельствовать «бедных» нефтяников снижением налогов. Так вот для чего оказывается нужны эти огромные запасы денег, а нам все эти годы вешали «лапшу» о спасении народа, если вдруг снизаться цены на нефть. А ведь это деньги, отнятые у народа, в том числе у стариков, инвалидов, сирот, многодетных матерей, которых сегодня надо спасать.             

Вот почему нас не устраивает проводимый пагубный для страны социально-экономический курс. Пора перестать морочить голову народу, что правительство борется с инфляцией, стерилизуя денежную массу, полученную за продажу нефти и газа. На фоне нищеты большинства населения, уничтожения русской деревни «лишних» денег в стране, законсервированных в золотовалютных резервах и в Стабилизационном фонде, на 1 августа 2008 года насчитывается почти 1 триллион долларов. Борьба правительства с инфляцией напоминает бег по кругу. Да и не борются оно с ним по серьезному, ибо это даже ему выгодно. Чем больше инфляция, тем больше денег поступит в бюджет в виде налогов. Доходы эти получаются не от того, что страна произвела больше продукции, засеяла больше площадей и собрала более высокий урожай. Не от того, что выпущены новые, качественные товары. Это доходы от выросших цен. Такого рода доходы выручают правительство при подсчете валового внутреннего продукта. Нам говорят: ВВП растет, но не поясняют, что происходит это не благодаря увеличению объемов производства, не в натуральных показателях, а в денежном выражении, что позволяет правительству строить хорошую мину при плохой игре. С инфляцией можно бороться только путем увеличения производство товаров и повышая покупательную способность населения. Деньги должны работать, а не приносить многомиллиардные убытки, как это имеет место сегодня. В 2008 году Министерство финансов показало, что оно ожидает прибыль от зарезервированных средств 1,17%, в 2009-м и в 2010-м – 1,5%, в 2011-м – 1,9%. Скажите, где можно за такие проценты взять кредит? Да нигде. В нашей стране невозможно взять, например, ипотечный кредит ниже, чем под 11%, реально кредиты дают под 15–20 и более процентов. А Кудрин вкладывает наши триллионы в зарубежные ценные бумаги под ничтожные проценты, что не покрывает даже десятой части инфляционных издержек. Поэтому реальный объем этих отвлеченных денег год от года снижается.

Власть обязана прислушаться к голосу многострадального народа России, реально оценить ситуацию в стране и направить все имеющиеся ресурсы на восстановление народного хозяйства, а значит и на улучшение жизни народа. В противном случае ее ждет неминуемый крах, а страну полная колониальная зависимость. И никакие резервы ей не помогут, их просто-напросто действительно не хватит. Народ, в конце концов, выплюнет сладкую пилюлю обещаний с горькой начинкой лжи и обмана и призовет власть предержащих к ответу.

Что касается нас, коммунистов, то мы отстаивали и будем отстаивать интересы страны и интересы народа, исходя из того, что каждый имеет право на счастливую жизнь, без оглядки на окрики с президиума Государственной Думы.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме