06:15 16.09.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия»: Экспертиза бюджета 2009–2011 от Любови Швец
Финансовое планирование на трехлетку не означает для Минфина глубокий подход к прогнозированию финансовой деятельности государства. "Это игра в прогнозирование", – утверждает депутат Госдумы трех созывов, эксперт по экономическим и финансовым вопросам думской фракции КПРФ Любовь Никитична Швец.
Она критически характеризует денежно-кредитную политику Минфина и бюджет на 2009–2011 годы, первое чтение которого состоится в Госдуме 19 сентября. Свои выводы Л.Швец обосновала в беседе с нашим корреспондентом Галиной Платовой.
– Любовь Никитична, неточность предыдущих финансовых планов, в том числе и на текущий год, достигала 25%, из-за чего бюджет в разгар его исполнения неоднократно пересматривался. Сумма "погрешности" составила около 1 трлн руб. Насколько точны подсчеты при формировании нового бюджета? Есть ли у него положительные отличия по сравнению с прошлогодним?
– Новый бюджет отличает от предыдущего только верхняя строка: был бюджет на 2008–2010 годы, а этот – на 2009–2011 годы. Подход Минфина к его формированию ничуть не изменился.
– Думская фельдслужба стонет, когда поступают неподъемные "кирпичи" бюджетных бумаг с цифрами, таблицами и комментариями. Удается ли депутатам проанализировать эти тома, чтобы подготовить нужные поправки?
– Это необрабатываемый материал, заявляю об этом, как профессионал. Один экземпляр – две коробки "от ксерокса". Такой запредельный объем не в силах изучить досконально ни аппарат Комитета по бюджету, ни депутаты, ни целая фракция. Форма бюджетных материалов должна быть совершенно иной. В ней должны быть видны и понятны каждому депутату все основные показатели бюджета.
В советское время в нашей огромной тогда стране каждая из 15 республик представляла свой бюджет. Но сводные расчеты были сжаты, точны и взвешенны, в них все было понятно и прозрачно. К расчетам всегда прилагались материалы, объясняющие, откуда и сколько поступает доходов, если от налогов, то в какой сумме и от кого. А в кудринском бюджетном сумбуре читаем: налог на добавленную стоимость, общая сумма, а кто уплатил этот налог, неизвестно.
– Может быть, такова особенность трехлетнего прогнозирования?
– Это игра в прогнозирование.
Цифры взяты с потолка! Очередной бюджет, как и прошлогодний, не взвешен. В нем сохраняется тенденция сокрытия доходов. А это уже почва для коррупции.
– Как их скрывают и для чего? – Вернусь к бюджету-2008. Даже после трехкратного его пересмотра доходы за последние два с половиной месяца выросли на 1,5%, а если сравнить с первым вариантом этого бюджета, то доходы возросли почти на 70%.
Спрашивается, зачем нам такие прогнозы, если основные показатели приходится заново переписывать? Теперь на 2009-й рост до- ходов прогнозируется на 10%, на 2010-й – на 7%, на 2011-й – 9,4%. Это весьма и весьма низкий рост доходов. Очевидно, что доходы будут значительно выше. Но Минфин предпочитает занизить первоначальные показатели. А когда поступления перевыполняются, Минфин рапортует, что добился более высокого результата, чем было утверждено ранее.
– Кудринское ведомство закладывает себе резерв для отчета?
– Да, для отчета. Чтобы потом пустить пыль в глаза, то есть объявить "экономический рост".
– Во всех бюджетах последних лет – большой разрыв между доходами и расходами по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Это вызывает возмущение депутатов-коммунистов, да и многие экономисты считают губительным для нашей экономики изъятие средств. Сохраняется ли в новом трехлетнем бюджете практика вывода "лишних", как считает Кудрин, денег из расходной части бюджета?
– К сожалению, да. На 2009 год прогнозируются доходы по отношению к ВВП в 21,2%, а расходы – всего 17,5%. Основные параметры бюджета-2009 таковы: доходы 10 трлн 927 млрд руб., расходы – 9 трлн 24,7 млрд руб. Разница – 1 трлн 800 млрд руб. Эти деньги Кудрин "заморозит" для РФ, и отправит в США, другие западные страны.
– Нам говорят, что это наш, российский, Стабфонд…
– То, что было Стабфондом, теперь переименовано в резервный фонд и в фонд национального благосостояния. В резервный фонд в будущем году Минфин собирается перечислить 1 трлн 587 млрд, в фонд национального благосостояния – 657,9 млрд руб. Фонды эти виртуальные, а суммы – реальные. Они будут выведены из жизни нашей страны, нашей экономики, социальной сферы, культуры, спорта, из здоровья людей. Это отнятые деньги у российских граждан!
Такая практика продолжится в течение всего трехлетнего периода. Прогнозируется, что к 2011 году доходы бюджета составят 12 трлн 839 млрд руб., а расходы – 11 трлн 317 млрд руб. Разница в 1 трлн 521 млрд руб. пойдет в те же фонды.
– Депутаты давно требуют, чтобы Минфин указывал, как используются средства этих фондов. Есть ли соответствующие приложения на этот раз?
– В этом году Минфин показал, что прибыль от управления ре(Окончание. Начало на 1-й стр.) зервным фондом составит 1,17% в 2009-м, в 2010-м – 1,5%, в 2011-м – 1,9%. От фонда благосостояния – 0,5%. Под такие проценты закладываются деньги этих фондов.
Скажите, где можно за полпроцента взять кредит? Да нигде.
В нашей стране невозможно взять ипотечный кредит ниже, чем под 11%, производственные, торговые предприятия берут кредиты под 15–20 и более процентов. А Кудрин вкладывает наши триллионы в зарубежные ценные бумаги под ничтожные проценты, что не покрывает даже инфляционные издержки. Поэтому реальный объем этих отвлеченных денег год от года снижается.
– А будут ли эти деньги расходоваться?
– Нет. Они будут накапливаться и лежать как резерв. В 2009 году его совокупная сумма достигнет 8 трлн 480 млрд руб., а к 2011-му – 12 трлн 841 млрд руб. Эти средства не будут работать на Россию, на наш вымирающий народ.
– Почему Минфин демонстрирует такое упрямство?
– Это структура, которая работает не на Россию. Она вписана в финансовую систему самых благополучных стран мира, где и размещены наши деньги. Сейчас, думаю, нашими деньгами хорошо поддержаны две обанкротившиеся ипотечные компании "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" США.
Хотела бы обратить внимание читателей на тот факт, что когда эти ипотечные гиганты разорились и потянули за собой значительную часть американского общества, то американское правительство немедленно включилось, решило сделать эти компании государственными, чтобы защитить интересы населения, получавшего в них кредиты. А нам наше правительство постоянно отвечает, что в условиях рынка оно не должно заниматься экономикой, что рынок все выровнит. Кто такую формулу вывел? Такого рыночного разгула, как у нас, нет ни в одной цивилизованной стране. И раскручивается неконтролируемая вакханалия как раз проводимой Минфином кредитно-денежной политикой.
Ни слова о том, что надо ее менять не произносят ни президент, ни премьер. Они много говорят о неудовлетворительном состоянии армии, авиации, промышленного производства. Но рассматривают эти проблемы в отрыве от финансовых возможностей страны. Замалчивают, что у нас есть достаточные средства для улучшения обороноспособности страны.
США тратят на оборонку в 20 раз больше, чем весь наш бюджет. А по поводу того, что корабли России могут отправиться к берегам Венесуэлы, американцы посмеиваются: неужели в России найдутся корабли, которые туда доплывут? Еще будучи кандидатом в президенты, Медведев выражал тревогу по поводу плачевного состояния нашего военного флота. А став президентом, даже не обратил внимания на то, что в новом бюджете нет программ по выделению средств на возрождение нашего разоренного военного флота.
– С обороной у нас плохо, а что в социальной сфере?
– К социальной сфере Минфин проявляет полное пренебрежение. Мы уже сказали, что в июне уточнялся бюджет на текущий год в связи с увеличением доходов. По разделу "Социальная политика" были утверждены расходы в 276,5 млрд руб. А сейчас представлены в Думу материалы, где указано, что социальные расходы самопроизвольно уменьшены Минфином на 900 млн руб. Думаю, депутаты отреагируют на этот факт.
В 2009-м соцрасходы увеличивают на 8% по сравнению с 2008-м, в 2010-м обещают увеличение на 22,9%, а в 2011-м – резко снижают объем расходов на социалку. Если сейчас на нее тратится 3,9% от общей суммы бюджетных расходов, то в 2011-м они снизятся до 2,9%.
– Как же собираются выполнять нацпроекты, имеющие сугубо социальную направленность?
– Нацпроекты вообще финансируются плохо. А к 2011 году по прогнозу правительства они прекращают свою миссию. Уже сейчас о них стараются не упоминать. Они свою роль обманки выполнили. Теперь даже те средства, которые на них выделили в 2008-м, не используются.
– Почему?
– Ответа на этот вопрос в финансовом плане нет. Ответа на него не дал и Кудрин, когда приезжал в августе на встречу с депутатами фракции КПРФ.
– А вы как думаете, почему не используются средства на нацпроекты?
– Чтобы эти средства использовались, нужна соответствующая база. Например, нацпроект "Доступное жилье". Для строительства жилья нужны техника, стройматериалы, отведенная земля. А у нас пока какой-то стройпроект утвердят, истекают сроки, и средства остаются неистраченными. Их переведут с 2008 года на 2009-й, потом – на следующий и так далее, а конкретного результата мы не увидим. Не появятся школы, больницы, новые родильные дома, где можно было бы выхаживать новорожденных. У нас же чрезвычайно высокая смертность среди новорожденных. Она скрывается. Если на Кубе умирает 5 новорожденных на 1 тысячу, то у нас, по официальным данным, 12, а по мнению Леонида Рошаля, – не менее 20. Вот и нацпроект "Здоровье".
– Что заложено в новом бюджете на здравоохранение?
– К сожалению, расходы на спорт и здравоохранение объединены. Общая сумма на 2009 год, по сравнению с текущим, увеличена на 159 млрд руб. А к 2011-му объем расходов резко снижается. Но за один 2009-й даже при несколько возросшем финансировании невозможно будет переоснастить наше запущенное здравоохранение, равно как и поднять спорт. Эти направления нуждаются в длительном стабильно высоком финансировании, тогда только можно улучшить обслуживание граждан, эффективно заниматься укреплением их здоровья.
Но такая задача, как вытекает из бюджетной политики, перед правительством не стоит. Поэтому расходы на здравоохранение к концу прогнозируемого периода практически замораживаются.
Физическая культура, как фактор воспитания здорового молодого человека, тоже остается в загоне. За всем этим просматривается тенденция к тому, чтобы на содержание здравоохранения как можно больше средств брать с больных. За счет граждан будут поднимать зарплату медикам.
– А как медики к такой тенденции относятся?
– По моим наблюдениям, медики готовы смириться с тем, что платят им умирающие, чем требовать от властей справедливой оценки их труда.
– Что по образованию?
– На образование в 2009-м закладывается 336,1 млрд руб., или 4,8% от расходной части бюджета. Но при том, что расходы на образование в денежном выражении возрастают, удельный вес их в сумме бюджетных расходов, а также в соотношении к ВВП, постоянно снижается. Отсюда делаю вывод, что образованию, как сфере, обеспечивающей стране задел на будущее, Кудрин со своим Минфином и правительство в целом уделяют все меньше и меньше внимания. Хотя есть возможность вывести образование из нищеты. Происходит же обратное. К 2011 году его финансирование сокращается, если судить по удельному весу в общих расходах федерального бюджета и соотношения их к ВВП.
Хочется сказать тем, кто чернит наше советское прошлое: в сталинские времена на образование тратилось 10% ВВП. Страна поднимала свою индустрию, что требовало огромных средств, но бюджет СССР не скупился в затратах на образование. Тогда в школах ежегодно появлялись новые лаборатории, оборудование, библиотеки, спортзалы. А сейчас закрываются школы в сельской местности. Это трагедия. Как можно при наличии таких свободных ресурсов позволять, чтобы дети оставались на улице? По неофициальным данным, 3 млн маленьких граждан России не пошли в школу в этом году: то нет автобуса, то ребенок не может на рейсовом автобусе добраться до школы.
– Что уготовано науке?
– Наука перестала быть отдельным разделом в бюджете. Расходы на нее включены в раздел "Общегосударственные вопросы". Ищу в нем, что предназначается науке: на фундаментальные исследования в 2009-м будет выделено всего 84,5 млрд руб. Это очень мало, но больше, чем в этом году. К 2011-му планируется увеличение на 8,8%. Незначительное увеличение, что позволяет утверждать: расходы на науку замораживаются.
По прикладной науке ситуация еще хуже. Если в этом году прикладной науке выделено 14,7 млрд руб., то к 2011-му сумма уменьшается до 13,4 млрд руб. Снижение начнется с 2009-го. Такое отношение к науке я считаю аномалией. Если бы страной управляли образованные люди, они не допустили бы этого.
– Может, хоть о культуре Минфин позаботился?
– Нет, ей тоже достается мизер. На культуру, кинематографию и средства массовой информации – около 93,7 млрд руб., или 1,3% от общей суммы расходов бюджета на 2009 год. Какая ж это цивилизованная страна, если в ней на содержание культуры выделяются гроши? А в 2011-м удельный вес финансирования культуры упадет до 1,1%.
Мы обречены на бескультурье.
Кому-то, наверное, надо, чтоб у нас процветала пошлость. Не изменится наше телевидение, потому что ему позволено зарабатывать деньги на пороке. Все эти разговоры, что создадим комиссию и пересмотрим ситуацию со СМИ, – для наивных.
– Жилье, ЖКХ. Как страна будет выходить из жилищно-коммунального кризиса?
– Затраты на жилищное хозяйство в будущем году возрастут с 0,9% до 1% от общих расходов бюджета. Это, считай, ничего, если вычесть инфляционную составляющую. Программа по ветхому жилью вообще не профинансирована. В цифрах на жилье в целом в 2009-м дается 107,7 млрд руб., в 2010-м – 118 млрд руб., в 2011-м – 110 млрд руб. Эти суммы никак не решат проблем ремонта старых коммуникаций и замены ветхого жилья. Для этого нужны триллионы. Думаю, что исполнительная власть рассчитывает решить проблемы ЖКХ за счет кошельков граждан. С нас будут сдирать…
– АПК. Преодолеем ли продовольственную зависимость от зарубежья?
– Если в этом году на сельское хозяйство выделено 59,5 млрд руб., то уже на следующий год сумма снижается до 36,3 млрд руб. По-моему, нет отрасли, которую можно поставить рядом с сельским хозяйством по цинизму отношения со стороны Минфина. Прикрываются программой социально экономического развития села. Якобы через эту программу увеличивается финансирование. Но дело в том, что социально-экономическое развитие подразумевает восстановление сфер жизни сельчан. Как можно отождествлять это с сельским хозяйством, как отраслью? Сельское хозяйство требует техники, удобрений, ферм для скота. К 2011-му обещают чуть больше выделить средств, но все равно это меньше, чем в 2008-м. АПК продолжают губить. Так что от продовольственной зависимости мы не уйдем.
– А как собирается правительство справляться с инфляцией? Она сильно опустошает наши кошельки.
– Инфляция будет и дальше занижаться от реального уровня. Она – скрытый источник дополнительных доходов для Минфина, правительства.
– Каким образом?
– Если товар продается дороже, мы платим за него больше. Товар облагается налогом в 20%, значит, эти 20% налога тоже увеличиваются в денежном выражении при росте цен, в итоге большая налоговая сумма поступает в бюджет. Абсолютное большинство налоговых поступлений возрастает при увеличивающейся инфляции. Чем выше цены, тем больше берется налогов, и Минфин может отчитаться, что сбор налогов в стране улучшается
– Как же понимать обещания правительства побороть инфляцию?
– Оно борется с ней на бумаге. Каждый год реальный уровень инфляции значительно выше прогнозируемого. Первый прогноз на 2008-й гласил, что инфляция будет в пределах 7,5%. Сейчас Минфин признал, что уровень ее – 11,8%, т. е. почти 12%. Разница между 12% и 7,5% равна 4,5%. В денежном выражении 4,5% от ВВП составят триллионы. Это – не предусмотренные доходы. Они поступили в бюджет в виде налогов, выросших вслед за подскочившими ценами. Доходы эти получены не от того, что страна произвела больше продукции, засеяла больше площадей и собрала более высокий урожай. Не от того, что выпущены новые, качественные товары. Это доходы от выросших цен. Такого рода доходы выручают правительство при подсчете валового внутреннего продукта. Нам говорят: ВВП растет, но не поясняют, что происходит это не благодаря увеличению объемов производства, не в натуральных показателях, а в денежном выражении, что позволяет правительству показывать хорошую мину при плохой игре.
– Выходит, инфляция – друг правительства?
– Скажу так: путинское правительство не заинтересовано по-настоящему бороться с инфляцией. Она выгодна и богатым, потому что они могут повышать цены и получать более высокие прибыли. Инфляция убивает низкооплачиваемую, бедную часть населения, которая составляет у нас не менее 75%.
К 2011 году Минфин прогнозирует довести инфляцию до 5%. Но каким образом – неясно. Просто написано для успокоения общественности, так приемлемо для прогнозистов из Минфина. В 2009-м обещают не более 8,5% инфляции. Сомневаюсь, что Минфин сдержит свое слово. Для снижения инфляции у нас нет роста производства, нечего предложить населению, ничего не сделано для того, чтобы наше сельское хозяйство больше поставляло своих продуктов. Мы по-прежнему будем завозить дорогостоящие фрукты, крупы, масло, мясные изделия из-за рубежа. Так что условий для стабилизации цен на нашем рынке нет никаких.
– Нам необходимо развивать реальный сектор экономики. Что бюджет предусматривает для этого?
– Судя по цифрам, финансирование по разделу "Национальная экономика" существенно подрастет. Если в 2008-м давалось 771,3 млрд руб. (удельный вес 11%), то на 2011-й – 1 трлн 39 млрд 400 руб. (удельный вес 11,5%), 2010-й – 1 трлн 181 млрд 200 млн руб. (удельный вес 11,7%), 2011-й – 1 трлн 384 млрд 800 млн руб. (удельный вес 12,9%). Это, пожалуй, единственный положительный момент, который можно отметить, анализируя структуру федерального бюджета на очередную трехлетку. Но будет ли все выполнено, как написано на бумаге?
Сомнений относительно исполнения финансового плана очень много. Судите сами. Передо мной отчет об исполнении бюджета за 2007 год. Недофинансирование сфер по разделу "Национальная экономика" составило 548,17 млрд руб. Армия, например, недополучила 8,4 млрд руб., социалка – 68,8 млрд руб. Почему образовались такие колоссальные бреши в бюджете 2007 года, Минфин не объясняет. Он не выполнил закон о бюджете и не несет никакой ответственности. Как можно доверять Минфину, его министру, проводимой финансовой политике?
Чтобы сагитировать депутатов на принятие очередного бюджета трехлетки без раздумий над цифрами, Минфин приложил к своим многотомным таблицам комментарии, смахивающие на лозунги о том, что только такой бюджет необходим для перехода к инновационной экономике, повышению доверия общества. Среди них бросился в глаза новый минфиновский слоган: "Создаются условия к инфляционному таргетированию". Объясняю: таргетирование – создание рамок, чтобы инфляция за них не выходила. Видимо, у Минфина уже исчерпался запас русских слов, и нас решили брать "таргетированием". Лучше бы вместо слов, Минфин занимался своим непосредственным делом, исполнял бы закон о бюджете и думал о Родине, а не о своих шкурных монетарных интересах.
– Спасибо, Любовь Никитична.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме