11:15 15.09.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь-август 2008 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегрированных показателей является внимание СМИ к думским партиям.
На основании контент-анализа публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.
В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и Справедливой России».
Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «Gолитические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).
Таблица 1
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-август 2008 г.)
Период | I квартал (январь-март) | II квартал (апрель-июнь) | июль | август | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия "Единая Россия" | 9999 | 32,9 | 12793 | 48,6 | 3350 | 43,1 | 2580 | 46,8 |
Коммунистическая партия Российской Федерации | 10891 | 35,9 | 8093 | 30,7 | 2775 | 35,7 | 1698 | 30,8 |
Либерально-демократическая партия России | 5840 | 19,2 | 2154 | 8,2 | 676 | 8,7 | 544 | 9,9 |
Партия «Справедливая Россия» | 3623 | 11,9 | 3297 | 12,5 | 977 | 12,6 | 690 | 12,5 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, в первом квартале, в период президентской выборной кампании, КПРФ, как партия, выдвинувшая своего кандидата, опередила «Единую Россию» по созданным информповодам и представленности в СМИ. Аналогичным образом ЛДПР значительно опережала «Справедливую Россию», которая только присоединилась к поддержке кандидата партии власти.
В последующий период (апрель-август) ситуация изменилась. «Единая Россия» в полтора раза нарастила свою информактивность. Доля этой партии в информпространстве возросла c 32 до 46-48%.
Соответственно, КПРФ не смогла удержать лидерство. Ее доля в информпространстве сократилась до 30 процентов. Лишь в июле, когда в Верховном суде рассматривался иск КПРФ об отмене итогов выборов, партия вышла на выборный уровень своих информационных показателей.
По сравнению с выборным периодом резко упала доля в информпространстве ЛДПР – с 19 до 8-9%.
А вот индексы «Справедливой России» - стабильны: на уровне 12%. В итоге «СР», как партия, опережает ЛДПР по медиаактивности весь поствыборный период.
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)
Таблица 2
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-август 2008 г.)
Период | I квартал (январь-март) | II квартал (апрель-июнь) | июль | август | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
"Единая Россия" (фракция) | 2549 | 48,5 | 2844 | 39,7 | 687 | 45,5 | 377 | 40,1 |
КПРФ (фракция Госдумы) | 1340 | 25,5 | 2184 | 30,5 | 346 | 22,9 | 264 | 28,1 |
ЛДПР (фракция) | 589 | 11,2 | 1053 | 14,7 | 228 | 15,1 | 125 | 13,3 |
"Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (фракция) | 775 | 14,8 | 1082 | 15,1 | 250 | 16,5 | 174 | 18,5 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
При освещении деятельности думских фракций парламентских партий преимущество «Единой России» отмечалось весь анализируемый период (даже в период президентских выборов). Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась в январе-августе от 40 до 48%. А КПРФ – от 25-30%. .
Таким образом, уровень медиа-активность думской фракции КПРФ ниже примерно на четверть, чем медиа-активность партии в целом.
Если сравнивать медиа-активность фракций ЛДПР и «СР», то она последовательно нарастает. При этом фракция «СР» более активна, чем ЛДПР.
Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).
Как видно, соотношение информации о думской деятельности и общепартийной работы у «Справедливой России» самое значительное (по сравнению с другими партиями). Это можно интерпретировать как неактивность этой партии в других направлениях деятельности, кроме парламентского. У «ЕР» и ЛДПР соотношение думской и партийной информации близко к среднему (около 18%).
А вот у КПРФ доля информации о думской работе относительно общепартийной информации самая низкая – 15%. Здесь можно предположить, что активная деятельность региональных отделений, другие направления работы (протестное, идеологическое и др.) значительно превалируют над парламентским.
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-август 2008 г.)
Период | I квартал (январь-март) | IIквартал (апрель-июнь) | июль | август | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" | 12548 | 35,2 | 15637 | 46,7 | 4037 | 43,5 | 2957 | 45,8 |
Партия и фракция КПРФ | 12231 | 34,4 | 10277 | 30,7 | 3121 | 33,6 | 1962 | 30,4 |
Партия и фракция ЛДПР | 6429 | 18,1 | 3207 | 9,6 | 904 | 9,7 | 669 | 10,4 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 4398 | 12,4 | 4379 | 13,1 | 1227 | 13,2 | 864 | 13,4 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, после первого квартала, когда в условиях президентской выборной кампании «ЕР» была в относительной информационной тени, с апреля по август совокупные информационные показатели этой партии и ее думской фракции резко выросли с 35 до 44-47%.
Информиндекс КПРФ варьируется в пределах 30-34%. А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%. У «СР» информиндекс стабилен - на уровне 13%.
На гр.2 представлена динамика изменения доли думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве.
Приведенные сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют, что после выборного первого квартала, ситуация стабилизировалась.
Таблица 4
Доля думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве за восемь месяцев 2008 года
Период | Январь-август (в целом) | |
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" | 35179 | 41,5 |
Партия и фракция КПРФ | 27591 | 32,5 |
Партия и фракция ЛДПР | 11209 | 13,2 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 10868 | 12,8 |
Как видно из обобщенной таблицы медиа-активности за январь-август, «ЕР» занимает более двух пятых медиа-пространства, КПРФ – треть, а «СР» и ЛДПР на уровне 12-13% (табл.4).
Некоторые выводы
Как видно, информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента, после завершения президентской кампании исчезло.
Да, в первом квартале «ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, и как видно из информиндексов, не особенно «надрывались» в партийной пропаганде, агитируя за своего выдвиженца. Со второго же квартала пропагандистский аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».
Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось в апреле-августе в сравнении с периодом президентских выборов, но оно оставалось более высоким, чем в соответствующие «невыборные» месяцы прошлого года. При этом в июле информиндексы КПРФ оказались на уровне выборных месяцев, так как Компартия привлекла большое внимание СМИ благодаря рассмотрению иска в Верховном суде РФ по выборам.
ЛДПР так и не выбралась из послевыборной информационной ямы.
Стабильные показатели у «Справедливой России».
В целом, информационные показатели «Единой России» составляют порядка 44-47%. Информиндекс КПРФ варьируется в пределах 30-34%. А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%, а «СР» – стабильна на уровне 13%.
Особо следует отметить значение думской информационной активности для парламентских партий. В среднем, каждое пятое-шестое сообщение о деятельности – это информация о работе думской фракции. При этом, у «СР» информации о работе региональных отделений, прочей партийной активности маловато. Поэтому эта партия на информационном плаву удерживается во многом благодаря парламентской информации (доля - 21%). У КПРФ ситуация иная: на фоне постоянного потока публикаций о работе региональных отделений, протестной активности и др. парламентская составляющая – лишь 15%.
Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов
Руководитель группы аналитиков А.Н.Скворцова
© Центр исследований политической культуры России
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме