11:15 15.09.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь-август 2008 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегрированных показателей является внимание СМИ к думским партиям.

На основании контент-анализа публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.

В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и Справедливой России».

Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «Gолитические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

Таблица 1

Структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-август 2008 г.)

 Период

I квартал

(январь-март)

II квартал

(апрель-июнь)

июль

август

 Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

 Партия "Единая Россия"

9999

32,9

12793

48,6

3350

43,1

2580

46,8

Коммунистическая партия Российской Федерации

10891

35,9

8093

30,7

2775

35,7

1698

30,8

 Либерально-демократическая партия России

5840

19,2

2154

8,2

676

8,7

544

9,9

 Партия «Справедливая Россия»

3623

11,9

3297

12,5

977

12,6

690

12,5

Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Как видно, в первом квартале, в период президентской выборной кампании, КПРФ, как партия, выдвинувшая своего кандидата, опередила «Единую Россию» по созданным информповодам и представленности в СМИ. Аналогичным образом ЛДПР значительно опережала «Справедливую Россию», которая только присоединилась к поддержке кандидата партии власти.

В последующий период (апрель-август) ситуация изменилась. «Единая Россия» в полтора раза нарастила свою информактивность. Доля этой партии в информпространстве возросла c 32 до 46-48%.

Соответственно, КПРФ не смогла удержать лидерство. Ее доля в информпространстве сократилась до 30 процентов. Лишь в июле, когда в Верховном суде рассматривался иск КПРФ об отмене итогов выборов, партия вышла на выборный уровень своих информационных показателей.

По сравнению с выборным периодом резко упала доля в информпространстве ЛДПР – с 19 до 8-9%.

А вот индексы «Справедливой России» - стабильны: на уровне 12%. В итоге «СР», как партия, опережает ЛДПР по медиаактивности весь поствыборный период.

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)

Таблица 2

Структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-август 2008 г.)

Период

I квартал

(январь-март)

II квартал

(апрель-июнь)

июль

август

Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

 "Единая Россия" (фракция)

2549

48,5

2844

39,7

687

45,5

377

40,1

 КПРФ (фракция Госдумы)

1340

25,5

2184

30,5

346

22,9

264

28,1

 ЛДПР (фракция)

589

11,2

1053

14,7

228

15,1

125

13,3

 "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (фракция)

775

14,8

1082

15,1

250

16,5

174

18,5

 Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

При освещении деятельности думских фракций парламентских партий преимущество «Единой России» отмечалось весь анализируемый период (даже в период президентских выборов). Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась в январе-августе от 40 до 48%. А КПРФ – от 25-30%. .

Таким образом, уровень медиа-активность думской фракции КПРФ ниже примерно на четверть, чем медиа-активность партии в целом.

Если сравнивать медиа-активность фракций ЛДПР и «СР», то она последовательно нарастает. При этом фракция «СР» более активна, чем ЛДПР.

Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).

Как видно, соотношение информации о думской деятельности и общепартийной работы у «Справедливой России» самое значительное (по сравнению с другими партиями). Это можно интерпретировать как неактивность этой партии в других направлениях деятельности, кроме парламентского. У «ЕР» и ЛДПР соотношение думской и партийной информации близко к среднему (около 18%).

А вот у КПРФ доля информации о думской работе относительно общепартийной информации самая низкая – 15%. Здесь можно предположить, что активная деятельность региональных отделений, другие направления работы (протестное, идеологическое и др.) значительно превалируют над парламентским.

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-август 2008 г.)

Период

I квартал

(январь-март)

IIквартал

(апрель-июнь)

июль

август

Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Партия и фракция "Единая Россия"

12548

35,2

15637

46,7

4037

43,5

2957

45,8

Партия и фракция КПРФ

12231

34,4

10277

30,7

3121

33,6

1962

30,4

Партия и фракция ЛДПР

6429

18,1

3207

9,6

904

9,7

669

10,4

Партия и фракция «Справедливая Россия»

4398

12,4

4379

13,1

1227

13,2

864

13,4

Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Как видно, после первого квартала, когда в условиях президентской выборной кампании «ЕР» была в относительной информационной тени, с апреля по август совокупные информационные показатели этой партии и ее думской фракции резко выросли с 35 до 44-47%.

Информиндекс КПРФ варьируется в пределах 30-34%. А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%. У «СР» информиндекс стабилен - на уровне 13%.

На гр.2 представлена динамика изменения доли думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве.

Приведенные сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют, что после выборного первого квартала, ситуация стабилизировалась.

Таблица 4

Доля думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве за восемь месяцев 2008 года

Период

Январь-август (в целом)

Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Партия и фракция "Единая Россия"

35179

41,5

Партия и фракция КПРФ

27591

32,5

Партия и фракция ЛДПР

11209

13,2

Партия и фракция «Справедливая Россия»

10868

12,8

Как видно из обобщенной таблицы медиа-активности за январь-август, «ЕР» занимает более двух пятых медиа-пространства, КПРФ – треть, а «СР» и ЛДПР на уровне 12-13% (табл.4).

Некоторые выводы

Как видно, информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента, после завершения президентской кампании исчезло.

Да, в первом квартале «ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, и как видно из информиндексов, не особенно «надрывались» в партийной пропаганде, агитируя за своего выдвиженца. Со второго же квартала пропагандистский аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».

Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось в апреле-августе в сравнении с периодом президентских выборов, но оно оставалось более высоким, чем в соответствующие «невыборные» месяцы прошлого года. При этом в июле информиндексы КПРФ оказались на уровне выборных месяцев, так как Компартия привлекла большое внимание СМИ благодаря рассмотрению иска в Верховном суде РФ по выборам.

ЛДПР так и не выбралась из послевыборной информационной ямы.

Стабильные показатели  у «Справедливой России».

В целом, информационные показатели «Единой России» составляют порядка 44-47%. Информиндекс КПРФ варьируется в пределах 30-34%. А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%, а «СР» – стабильна на уровне 13%.

Особо следует отметить значение думской информационной активности для парламентских партий. В среднем, каждое пятое-шестое сообщение о деятельности – это информация о работе думской фракции. При этом, у «СР» информации о работе региональных отделений, прочей партийной активности маловато. Поэтому эта партия на информационном плаву удерживается во многом благодаря парламентской информации (доля - 21%). У КПРФ ситуация иная: на фоне постоянного потока публикаций о работе региональных отделений, протестной активности и др. парламентская составляющая – лишь 15%.

Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов

Руководитель группы аналитиков А.Н.Скворцова

© Центр исследований политической культуры России







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме