17:46 09.09.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия»: "Правительственный час" в Госдуме – особая стратегия Минобрнауки

Если в советское время открывали школы и различные учебные заведения, то сегодня их закрывают. Данный процесс, по версии министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, – не что иное, как "модернизация образования", которая "обеспечит инновационное развитие социально-экономической сферы". В ходе фурсенковской "модернизации" на селе ежегодно закрывается 600 школ, прекратили свое существование уже 2,5 тысячи сельских школ. На очереди – вузы, которых, по мнению Фурсенко, в стране слишком много.

Коммунисты усомнились в том, что министр, сворачивающий образовательный сектор, настроен на развитие вверенной ему сферы. Да и День знаний 1 сентября показал, что деятельность Минобрнауки обострила кризис в российском образовании, создала дополнительную социальную напряженность в обществе, снизила доступность образования, особенно для сельской молодежи. "Такой министр стране не нужен!" – заявили коммунисты. "Андрей Александрович, хватит кошмарить образование, наберитесь мужества, уйдите в отставку" , – подчеркнула Нина Останина (КПРФ), подытоживая обсуждение речи Фурсенко.

Коммунисты озвучили то, что не решаются произнести вслух педагоги, ученые, вузовское сообщество. По сути, они сравнивают Фурсенко с Гайдаром начала 90-х и с пенсионным реформатором Зурабовым. Хладнокровно и методично путинский министр наносит удар за ударом по отечественной системе образования. А потом поясняет: "Современное образование – это не столько даже один из результатов инновационного развития, сколько необходимые условия его осуществления". Из таких без определенного смысла фраз, обильно насыщенных модными терминами – "модернизация", "инновация", "компьютеризация", "реализация", – и состояло пятнадцатиминутное выступление министра, которое он, как подметил Владимир Улас (КПРФ), "по бумажке пробубнил, грубо говоря, банальнейшие вещи", мало касающиеся "интегральных показателей собственной деятельности министерства".

Коммунисты сразу атаковали министра-"модернизатора" вопросами и комментариями. "Вы, Андрей Александрович, нарисовали прямо-таки радужные перспективы", – заметила Тамара Плетнева (КПРФ).

– Они – из области фантастики… Что за "модернизация" такая, когда закрывают школы? Представьте, что вы живете в глубинке и своего сына-школьника чуть свет запихиваете в автобус, в котором он трясется километров 20, а то и больше по бездорожью в другое село, потому что в его селе закрыли, т. е. "модернизировали", школу. Вдали от дома ребенок проводит целый день, в лучшем случае его покормят на 2 руб. 80 копеек. Скажите честно, что государство не желает тратиться на образование. Вот и вся "модернизация"…" Фурсенко: "Вы нарисовали черт те что, Тамара Васильевна… Я выполняю, что говорю…" И далее почти с сожалением министр сообщил, что в стране еще много школ, всего 59 тыс., из них более 7,5 тыс. – с количеством учеников менее 100 человек. Их министр называет малокомплектными, а значит, дорогостоящими. "В таких школах стоимость обучения одного ученика в год достигает полумиллиона рублей", – выкрикнул с болью в голосе министр.

Но тут же спохватился и начал рассказывать, что ни одна школа не закроется "без решения сельского схода" и "согласия родителей". Министр лукавил, причем с перехлестом. В Тамбовской области, по словам Т.Плетневой, в нескольких селах были закрыты школы вопреки протестам родителей, детей, учителей. В Кемеровской области только в этом году были ликвидированы 75 школ, 41 – подверглась реорганизации. Облпрокуратура выявила нарушения при закрытии 10 из 19 сельских школ, там не было ни сходов, ни экспертных оценок. Отчаянно протестовали родители, школьники, педагоги. А министерство им предложило либо каждый день ездить по 30–50 километров в большую школу, либо детям оставаться на пятидневку в интернате при этой школе. Почему детей обрекают жить по-сиротски, когда в их селах есть школы и они могут обучаться рядом с домом? Вот и хваленый Год семьи, вот она цена чиновничьих красноречий о человеческих ценностях.

К сожалению, сохранившиеся сельские школы не блещут инновацией. Николай Харитонов (КПРФ) рассказал об Опской школе Машковского района Новосибирской области. Туда свозят детей из двух соседних деревень. Казалось бы, за счет экономии денег на закрытых в школах могли бы хоть оставшуюся привести в порядок. Но этого не случилось. Строение 1982 года к Дню знаний выглядело далеко не празднично: обшарпанные стены, отсутствие канализации, туалет – на улице, везде ветхость и уныние. Эту школу не сподобились посетить высокие гости и ее не коснулась "интернетизация".

Практически каждый депутат мог бы поведать грустную историю о школе, где нет элементарных условий и удобств, где не хватает учебных пособий, где не каждому ученику родители смогли купить комплект учебников, а учителям не на что обеспечить себя современными методичками и литературой. Молодые специалисты вообще не хотят ехать в села. Какие там перспективы? Ни зарплаты нормальной не гарантируют, ни жилья, ни помощи в обустройстве, как бывало в советское время. 122-м законом, принятым "Единой Россией", все отобрали у сельского учителя: льготы по оплате электричества, отопления, бесплатные дрова, нормальную зарплату и пенсию. Школы на селе сокращаются, и сел становится все меньше. За последнее время потеряно 17 тыс. деревень, заброшено 40 млн гектаров пашни. Возрождать село некому. И в том – не последняя вина Минобрнауки. "Нет школы – нет села", – утверждает народ. А у Фурсенко своя теория: "Нет села – нет школы".

В целом Фурсенко всячески уходил от сельской тематики, стараясь повернуть дискуссию в сторону "модернизации". Но коммунисты возвращали его в глубинку. И напомнили, что КПРФ заявляла иную тему – "О мерах, принимаемых правительством по развитию образования на селе". Совет Госдумы ее утвердил еще до депутатских каникул. И вдруг за день до прихода министра в палату тему подменили. Кто это сделал, в профильном комитете Госдумы (председатель "единоросс" Григорий Балыхин) не дали внятного ответа.

Министр, в свою очередь, тоже не смог ответить, почему школы Корякии остались без поддержки, обещанной Минобрнауки. Позабыты талантливые дети из малообеспеченных семей. Резкое подорожание авиабилетов закрыли корякским талантам путь в учебные заведения на Большую землю. Фурсенко отделался "мудрым" советом: подождать до лучших времен, когда на Дальнем Востоке откроется университет. В него будет ближе добираться корякам.

Сколько ждать этого светлого дня, неизвестно.

На ближайшее будущее у министра куда более "значительные" планы. Он внезапно обнаружил, что в РФ слишком много университетов и институтов. Кому нужны вузы, утратившие инновационную конкурентоспособность, рассуждал министр-"инноватор". А чтобы общественность не сильно волновалась, будет объявлено об объединении, "централизации" университетов, а может, и других "лишних" образовательных учреждений. Слияния, впрочем, уже идут. И случается, даже очень экзотические.

Министр уже определил, сколько из действующих в РФ вузов (сейчас их около тысячи) можно считать конкурентоспособными – не более 15–20%, это максимум – 150–200 вузов. "Мы (т. е. господин Фурсенко) должны ужесточать требования… к качеству образования… Сегодня разрабатываем новые критерии.., которым должны соответствовать вузы…" Только не проанализировал, почему упал этот уровень. Фурсенко как бы забыл, что в годы рыночных реформ вузы, как, впрочем, и другие учебные заведения, не развивались, а выживали кто как мог. Большинство из них лишились своих учебных, научно-исследовательских баз, лабораторий, преподавателей, даже помещений. Второе десятилетие высшая школа России пребывает в состоянии кризиса. И вместо того, чтобы восстановить вузовскую систему, Фурсенко ее добивает и возводит новые барьеры в получении высшего образования для граждан с невысоким материальным достатком.

Сельскому школьнику, уровень обучения которого после "модернизации" с "инновацией" упал ниже некуда, трудно конкурировать со сверстниками, учившимися в хорошо оснащенных городских школах, да еще и имевших репетиторов. Сегодня детям из сел не попасть в престижные вузы. Они обречены навсегда остаться на низшей социальной ступени. Неравенство программируется фурсенковской "инновацией". О сельских ребятах вспомнят только тогда, когда понадобятся солдаты. Но захотят ли они защищать капитализм, развязывающий войны и унижающий простого гражданина с самого детства?

Да и учителям сельским не позавидуешь. Фурсенко собирается ввести подушевую оплату труда. Сейчас учителя получают за отработанные часы, а министр решил платить за количество обучаемых учеников. На селе, как известно, ребятишек не густо. В классах даже средних школ нередко бывает менее 10 человек. А педагог готовится к уроку независимо оттого, сколько детей в классе. Справедливо ли, когда за тот же по объему и напряжению труд городской учитель будет получать в разы больше, чем сельский, только потому, что в городской школе больше детей, чем в сельской. Такой подход к оплате учительского труда приведет к окончательной ликвидации сельской школы, которая, объективно должна субсидироваться государством.

Судя по бюджетным проектам, правительство не планирует всерьез заниматься образованием. "Мы сворачиваем некоторые направления нацпроекта "Образование", сознался Фурсенко. И это отражено в цифрах, указывающих на то, что доля бюджетных расходов на образование сокращается. В 2007 году она составляла чуть более 5%, в бюджете-2008 – уже 4,79%, в 2009-м снизится до 4,65%, а в 2010-м — до 4,53%. Поэтому, подчеркивают коммунисты, заявления правительства об увеличении поддержки образования – лишь хитрая манипуляция цифрами.

Конечная цель Минобрнауки, как и остальных министерств, – следование курсом монетаризма по схеме МВФ. Фурсенко – один из лучших монетаристов. Он экономит на школах, вузах, учителях, ученых, пенсионерах – на всех, кроме, олигархов и высших чиновников. Сам министр, однако, получил три высших образования, окончив механико-математический факультет Ленинградского государственного университета (1971), Ленинградский политехнический институт (1978), Ленинградский технический университет (1990). И все бесплатно. Но тогда было советское время, которое Фурсенко, оказывается, не любит и критикует нещадно, а себя считает в первую очередь специалистом по истории США. Пусть бы и занимался этой историей… Зачем же мучить Россию, разваливая до основания наше образование?







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме