15:00 08.08.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Р.Сулейманов- "депутатский ресурс" должен послужить народу
Секретарём Новосибирского обкома КПРФ, руководитель фракции Компартии в городском Совете Новосибирска Р. Сулейманов в сегодняшней «Правде» рассказывает о работе Коммунистической партии в регионе.
В редакционной почте "Правды" немало писем, авторы которых задаются вопросом: зачем коммунисты тратят силы на выборы, участвуют в работе Госдумы и региональных законодательных собраний: ведь все их инициативы по изменению или хотя бы минимальной правке гибельного для страны социально-экономического курса трёхглавой "партии власти" глушатся, дескать, сервильным большинством или неузнаваемо искажаются? Действительно, для чего? И так ли уж безнадёжна ситуация, как её представляют себе некоторые унылые пессимисты? С этих вопросов начался наш разговор с секретарём Новосибирского обкома КПРФ, руководителем фракции Компартии в городском Совете Новосибирска Р. Сулеймановым.
— Беспокойство читателей "Правды" понятно, — сказал Ренат Исмаилович.— "Партия власти" действительно стремится монополизировать все рычаги управления страной с её богатейшими ресурсами. А вот для пессимизма, отчаяния, отказа от политической борьбы, один из фронтов которой проходит по залам заксобраний, оснований всё-таки нет. Возьмём, к примеру, наш Новосибирск — самое большое муниципальное образование страны. Здесь в городском Совете депутаты-коммунисты вот уже третий созыв занимают прочные позиции. И давайте посмотрим, что нам за это время удалось сделать.
Во-первых, удалось в самые жесткие ельцинские времена сохранить названия законодательных и других представительных органов в соответствии с советской исторической традицией — именно как Советов депутатов. Скажете, мелочь? Но вспомним Пушкина. "Традиции — душа держав-" — говорит поэт устами Бориса Годунова. Мы всегда боролись и боремся за сохранение нашего исторического наследия, в Новосибирске ни одна улица, площадь или станция метро после 1991 года не были переименованы, хотя попытки такие предпринимались неоднократно.
— Каков политический расклад в нынешнем городском Совете Новосибирска?
— Поначалу, после избрания 3 апреля 2005 года нынешнего четвёртого созыва, он состоял из четырех депутатских объединений: фракция КПРФ — 6 депутатов, фракция "Единой России" — 16, группа "Город" — 12 и группа "Народный депутат" — 6 депутатов. До недавнего времени не было большинства у какой-либо депутатской группы, ни одна из фракций не могла в одиночку навязать Совету свое решение. В последние три месяца ситуация изменилась. "Единая Россия" стремится монополизировать законодательную власть не только на федеральном уровне, поставлена задача замуровать в бетон всё местное самоуправление.
"Единороссы" затянули в свои ряды еще 11 депутатов, получив квалифицированное большинство голосов. Теперь в Совете только две депутатские группы — КПРФ и "Единой России".
Надо заметить, что во фракцию КПРФ входят депутаты, обладающие большим опытом профессиональной, политической и общественной деятельности. Два члена фракции избираются в городской Совет в третий раз, трое — повторно. На основе коллективного обсуждения мы формируем свою позицию по всем основным вопросам жизни города. Постоянной комиссией по местному самоуправлению, состоящей из депутатов-коммунистов, внесено каждое пятое решение, принятое городским Советом.
— Например...
— Своей главной, стратегической задачей мы считаем восстановление народовластия, повышение влиятельности горсовета, расширение в нем представительства населения. Кое-что в этом направлении сделано.
Внесены изменения в Устав города, связанные с разделением полномочий представительной и исполнительной власти. Так, мэр не является больше председателем Совета. Горсовет стал самостоятельным органом местного самоуправления с правами юридического лица. Это усиливает его позиции, способствует реальному разделению властей. Число депутатов увеличено с 25 до 40, что дает возможность более полно отражать интересы горожан. В результате влияние Совета на жизнь города возрастает.
Статус депутатских объединений, по предложению фракции КПРФ, закреплен новым регламентом, в аппарат Совета введены должности консультантов депутатских объединений. Все депутаты имеют общественные приемные в округах, располагают фондом оплаты труда шести штатных помощников. Естественно, этот ресурс используется и для работы партийной организации.
— А как насчёт обратной связи с населением, которой "партия власти" практически пренебрегает?
— По инициативе депутатов коммунистов в Новосибирске после десятилетнего перерыва восстановлена система работы с наказами избирателей. В 2002— 2004 годах исполнено более 600 наказов. Члены фракции КПРФ активнее других депутатов ведут работу и с обращениями граждан. Только в 2007 году на исполнение наказов из бюджета города направлено более 1,2 миллиарда рублей. В 2005—2006 годах по обращениям граждан депутатами-коммунистами направлено 973 депутатских запроса.
Кроме того, в бюджете города с 2003 года ежегодно предусматриваются так называемые депутатские фонды. В 2008 году на каждый округ выделено два миллиарда 460 тысяч рублей. За счёт этих средств благоустроены десятки дворов, оказана помощь школам, больницам, построены детские и спортивные площадки, решены сотни конкретных проблем в каждом округе.
— В этом деле многое, наверное, зависит от сознательности и активности самих горожан?
— Конечно. И это тоже наша забота. Депутаты-коммунисты Совета были инициаторами создания системы территориального общественного самоуправления -ТОС). Возглавляет эту работу председатель комиссии по местному самоуправлению, член нашей фракции Анатолий Альбертович Казак. В городе в настоящее время действуют 112 советов микрорайонов, 745 уличных и домовых комитетов, актив органов ТОС составляет более 16 тысяч человек. Коммунисты активно работают в этих органах, оказывают им постоянную помощь и поддержку. Активую работу по организации территориального общественного самоуправления много лет ведет, например, Ирина Анатольевна Фомичёва — второй секретарь Советского райкома КПРФ, избранная заместителем председателя Координационного совета органов ТОС Новосибирска, председателем которого является мэр города. Люди всё активнее включаются в организацию жизни в своем доме, дворе, подъезде. Работа с ТОСами — существенный резерв усиления нашего влияния на население.
— А как чувствуют себя новосибирские предприятия?
— Хотя промышленная политика не относится сегодня к компетенции местного самоуправления, что, на наш взгляд, является одной из системных ошибок власти, депутаты-коммунисты горсовета делают всё, чтобы поддержать промышленность и предпринимательство. Благодаря твёрдой позиции фракции КПРФ остановлена попытка повышения в два-три раза земельного налога для крупных промышленных предприятий Новосибирска, достигнут компромисс между интересами бюджета города и требованиями трудовых коллективов. Горсоветом предоставлены льготы по земельному налогу для предприятий, занимающих, в силу своей специфики, обширные территории, в частности для завода имени Чкалова, имеющего собственный аэродром.
В Новосибирске 23 тысячи малых предприятий и 35 тысяч индивидуальных предпринимателей. Малым бизнесом заняты сейчас 110 тысяч новосибирцев, на его долю приходится 12 процентов производства промышленной продукции и более 30 процентов оборота розничной торговли и общественного питания. Мы последовательно защищаем интересы предпринимателей от произвола чиновников и считаем, что так называемый средний класс — это реальная основа расширения социальной базы КПРФ. Депутатами-коммунистами остановлена также приватизация ряда социально значимых объектов, в частности, предотвращена ликвидация магазинов "Товары для детей".
— В результате политики федеральной власти бюджеты регионов и городов пополняются, как известно, по остаточному принципу. Центр обирает периферию. Что тут можно сделать?
— В 2007 году бюджетная обеспеченность новосибирца составила 19,3 тысячи рублей. По этому показателю мы в разы отстаем от Москвы, Петербурга или, скажем, Ханты-Мансийска, хотя являемся городом-донором. Москва по численности населения больше Новосибирска в пять раз, а размер бюджета Москвы превышает наш в 40 раз. В городе остается только 12 процентов налоговых поступлений, собираемых на его территории. Фракция КПРФ в городском Совете всегда занимала жесткую позицию в межбюджетных отношениях, отстаивая интересы горожан.
Фракция настойчиво предлагает конкретные меры по повышению доходной части бюджета. В итоге она возросла с 11,7 миллиарда рублей в 2004 году до 26,7 миллиарда в 2007-м, то есть в 2,3 раза. В том числе неналоговые доходы увеличились с двух миллиардов рублей в 2004 году до 6,7 миллиарда в 2007 году — в 3,3 раза. Только реорганизация Гусинобродских рынков в 133 (!) раза увеличила поступления в бюджет — с 1,5 до 200 миллионов рублей в год. Доходная часть бюджета Новосибирска на 25 процентов состоит из неналоговых доходов, большая часть которых поступает от аренды муниципального имущества. Только объектов недвижимости — около миллиона квадратных метров.
Между тем 131-й Федеральный закон обязывает муниципалитет всё это продать в пожарном порядке до 2009 года. А компенсировать неналоговые доходы, составляющие четверть бюджета, никто не собирается. Вот если бы фракция КПРФ в Госдуме выступила с инициативой пересмотра этой нормы, она, уверен, нашла бы поддержку муниципалитетов всех крупных городов страны.
— Задача номер один сегодня — борьба с коррупцией, закономерным следствием сращивания крупного капитала с чиновничьей ордой.
— По инициативе депутатов коммунистов сформирована Контрольно-счетная палата -КСП) Новосибирска. При нашей поддержке ее председателем избран бывший прокурор города Г. Шилохвостов. Горсовет утверждает планы проверок, проводимых палатой. По нашему предложению с 2004 года среди объектов контроля КСП — обоснованность тарифов на услуги ЖКХ, это позволяет сдерживать аппетиты монополистов. Только в 2005—2007 годах КСП выявила нарушений в расходовании бюджетных средств на сумму более 600 миллионов рублей, более 50 работников проверяемых организаций привлечены к ответственности за нецелевое их расходование.
— "Реформаторы" обрекли на селение, прежде всего пожилых людей, на нищету. Какова социальная политика новосибирских властей?
— В результате "реформ" социальная ситуация в Новосибирске, как и во всей стране, остается очень сложной. 150 тысяч новосибирцев — 11 процентов населения — нуждаются в помощи. В этих условиях фракция КПРФ старается смягчить последствия безответственной политики отказа государства от всех своих социальных обязательств.
Средняя пенсия 366 тысяч пенсионеров Новосибирска составляла в 2007 году 3816 рублей — это меньше прожиточного минимума. Заработная плата в бюджетной сфере остается недопустимо низкой. В 2007 году в образовании она составила в среднем 6608 рублей, в здравоохранении — 9724 рубля, тогда как минимальный потребительский бюджет — 11398 рублей. В 2007 году горсовет принял обращение к федеральным органам власти об увеличении пенсий, которые не должны быть ниже прожиточного минимума. При рассмотрении бюджета мы постоянно выступаем за увеличение заработной платы работников бюджетной сферы. Под давлением фракции КПРФ была принята программа погашения задолженности перед пенсионным фондом предприятий городского пассажирского транспорта, что позволило выходящим на пенсию работникам этой сферы получать заработанную пенсию в полном объеме.
По инициативе депутатов коммунистов горсовет Новосибирска одним из первых в стране выступил против законопроекта об отмене льгот — еще до рассмотрения его Госдумой РФ. В результате массовых акций протеста власти вынуждены были пойти на уступки. С 1 февраля 2005 года у нас введен единый проездной билет для пенсионеров на муниципальный транспорт и метро, который можно приобрести за установленный размер компенсации, то есть фактически удалось отстоять право пенсионеров на бесплатный проезд. Активная позиция фракции КПРФ и участие студентов в акциях протеста в 2006 году привели к восстановлению проездных билетов на муниципальный транспорт для студентов — без ограничения числа поездок. По инициативе коммунистов существенно снижены ставки земельного налога для гаражей и овощехранилищ.
"Тарифные войны", которые вела фракция КПРФ, отсрочили, вопреки указу Ельцина, переход на 100-процентную оплату горожанами жилищно-коммунальных услуг. В результате нашей твердой позиции по вопросам тарифов на услуги ЖКХ общая сумма субсидий возросла с 355,4 миллиона рублей в 2004 году до 621 миллиона в 2007 году. Сегодня льготы по оплате услуг ЖКХ сохранены для 139 тысяч новосибирцев. Размер расходов горожан на их оплату не превышает 14 процентов совокупного семейного дохода для семей с доходами от одного до двух прожиточных минимумов и не более 15 процентов для всех остальных -при федеральном стандарте в 22 процента), что близко к требуемому КПРФ 10-процентному рубежу.
В связи с принятием Госдумой РФ ущербного Жилищного кодекса горсовет Новосибирска в 2006 году принял и направил в федеральные органы власти и представительные органы крупнейших городов России ряд обращений: о продлении сроков бесплатной приватизации жилья до 2010 года, о переносе сроков выбора управляющих компаний по управлению жилищным фондом, о государственном финансировании его капитального ремонта. По всем этим вопросам федеральные власти вынуждены были скорректировать оторванные от реальной жизни решения.
Несмотря на отказ государства от своих обязательств в сфере ЖКХ, в Новосибирске продолжают действовать четыре программы, финансируемые из бюджета города: по модернизации лифтов, по благоустройству дворов, ремонту фасадов и кровель.
В Новосибирске имеются 260 памятников истории и культуры, на реставрацию которых долгие годы не находилось средств.
Благодаря принятой по инициативе депутатов-коммунистов городской целевой Программе по охране памятников приведены в порядок мемориальные доски, стелы и памятники воинам Великой Отечественной войны, отремонтированы постаменты двух памятников В.И.Ленину, выделено три миллиона рублей на реконструкцию сквера Героев революции. Всего на реализацию этой программы затрачено 376 миллионов рублей.
— Социальное неблагополучие приводит, как известно, к росту преступности. Как с этим борется фракция КПРФ?
— В 2007 году в Новосибирске зарегистрировано 61,7 тысячи преступлений, что в 2,5 раза больше, чем в советское время. Больше половины преступлений остаются нераскрытыми. По предложению депутатов-коммунистов горсоветом принята Программа по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью. Расходы на правоохранительную деятельность в бюджете города увеличены с 221,9 миллиона рублей в 2005 году до 540 миллионов рублей в 2007 году.
По нашей инициативе в целях компенсации отмены федеральных льгот выплачиваются муниципальные надбавки участковым милиционерам и работникам инспекций по делам несовершеннолетних -три минимальных размера оплаты труда). Это сократило дефицит кадров, улучшило работу этих служб. По инициативе фракции КПРФ горсоветом принят закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", предписывающий возрождение добровольных народных дружин. Однако отсутствие подобного федерального закона затрудняет активную работу в этом направлении. Наша фракция в Госдуме РФ также могла бы выйти с такой законодательной инициативой.
— Выходит, можем, если захотим?
— Нужно всегда помнить:
миллионы сограждан нуждаются в нашей помощи и поддержке.
"Партия власти" не может, а главное — не хочет им помочь. Она глуха и слепа к нуждам простых людей. Даже находясь в оппозиции, КПРФ, используя свой "депутатский ресурс", противопоставив его административному, может добиться значимых для людей результатов. Это, кстати, лучшая форма агитации за Компартию. В каждом регионе и городе, в каждом селе и в каждом дворе "депутатский ресурс" КПРФ должен служить людям, народу. В этом залог и нашей политической победы!
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме