07:15 01.08.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
«Правда»: Нина Останина:«На школьном автобусе в страну знаний далеко не уедешь»
Национальный проект "Образование", объявленный правительством ещё в бытность президентства Путина, оборачивается для большинства сельских школ, а значит, и для страны национальной катастрофой. Государство отказывается финансировать так называемые малокомплектные школы. Однако закрывать их стали с мотивацией якобы невозможности обеспечить в таких школах качественное образование. В итоге — ни школ, ни качественного образования.
За более чем десять лет в наших деревнях власть ликвидировала примерно две тысячи школ. По всей стране проходят протестные акции педагогов, родителей, всех здравомыслящих людей, которым небезразлична дальнейшая судьба детей, а значит, и России. Не обошли они и Кемеровскую область. Что готовит новый учебный год юным жителям этого региона, а также их родителям, педагогической общественности? Об этом наш разговор с депутатом Государственной думы, первым секретарём Кемеровского обкома КПРФ Ниной Александровной ОСТАНИНОЙ.
— Наш регион — один из самых динамично развивающихся в стране. В Кузбассе ежегодно добывается до 180 млн. тонн угля. Цены на "чёрное золото" растут так же, как и на нефть. Казалось бы, есть все возможности — и финансовые, и административные, чтобы на высокий щит поднять сферу образования, помочь выстоять, выжить сельским школам, обеспечить достойный уровень жизни учителям, а ученикам — качественное, полноценное образование. Но на деле происходит с точностью до наоборот: в сельской местности продолжается процесс ликвидации так называемых малокомплектных школ.
— Расскажите об этом подробнее. Ведь, к сожалению, в новом учебном году предполагается закрыть много сельских школ под видом перевода их в другой статус. В результате такой политики государства в большинстве семей, где есть дети школьного возраста, вынуждены ломать привычный уклад жизни.
Преподаватели попадают под массовое сокращение, а их семьи остаются без средств к существованию.
— С 1 сентября может не открыться общеобразовательная школа в селе Бекет Яйского района, потому что власти решили понизить её статус до начальной школы. Если это произойдёт, все дети с пятого по девятый класс вынуждены будут ежедневно преодолевать по 50 километров, чтобы получать знания в школе посёлка Яя. Но какими будут эти знания, если измученные ездой в необорудованном автобусе по разбитой дороге при любой погоде школьники лишены привычного распорядка дня? Количество уроков у пяти и девятиклассников разное. Те, кто освободится раньше, вынуждены будут бесцельно болтаться по школе, ожидая, пока закончатся занятия у старшеклассников. Можно представить, на какие "подвиги" потянет ребят вынужденное ничегонеделание. Говорить о качественном выполнении уроков, о посещениях кружков, которые работают обычно после занятий или вечером, о здоровом питании и полноценном отдыхе при таком образе жизни бессмысленно.
Против необоснованного закрытия школы выступает и Яйский районный Совет профсоюза работников народного образования и науки.
— Понятно, что закрытие малокомплектных школ приведёт к гибели многих деревень: ведь семьи с детьми вынуждены будут сниматься с родных обжитых мест и перебираться в более крупные населённые пункты.
— Но практика показывает, что люди всё активнее проявляют гражданскую позицию, выступают за свои права и права своих детей жить и учиться там, где родной дом. Свои обращения, резолюции митингов с веской аргументацией против закрытия сельских школ они отправляют во все структуры власти. Вот послушайте и почитайте, что пишут жители посёлка Лыс Новокузнецкого района, которым предложили в связи с реорганизацией местной школы отдавать детей в интернат или возить их за двенадцать километров по опасным дорогам в другую школу:
"Передавать детей в интернат мы не будем, потому что не можем понять, как можно не видеть своих детей практически девять месяцев в году. Как можно сохранить у ребёнка семейные традиции, если ребёнок живёт где-то? Нас призывают брать в семью сирот, чтобы они смогли почувствовать тепло и ласку, а мы должны отдавать своих детей на воспитание кому-то. Скажите, это нормально?" — Абсурдность решений о закрытии сельских школ очевидна. Но ведь кто-то же разрабатывает подобные "ненормальные" проекты, руководствуясь экономической целесообразностью, нежеланием обременять себя финансовыми обязательствами по спасению школы в российской глубинке?— Авторы письма (а его подписало более ста человек-) совершенно справедливо отмечают, что "реструктуризации общеобразовательных учреждений не предшествует экспертная оценка последствий проводимых мероприятий. В комиссию должны входить представители органов местного самоуправления, родительской и педагогической общественности. В нашем случае комиссия не была создана, и наши представители нигде не присутствовали. Реорганизация школы скажется пагубно на дальнейшем развитии нашего посёлка, так как последние молодые жители села уедут в другие места, а посёлок погибнет. Хотя нам иногда кажется, что власть этого и добивается".
— Вполне логичный, закономерный вывод…
— Тем более что полученный жителями на своё обращение председателю Госдумы господину Грызлову ответ, пришедший от начальника Департамента образования и науки Кемеровской области Е.Л. Рудневой, не убеждает в целесообразности закрытия школы. В частности, чиновница сообщает, что "переход детей в другую школу позволит им получить качественное образование, реализовать свои способности, реализовать коммуникативные навыки". Однако, как следует из письма родителей всё той же Лысовской школы, подготовка детей в ныне существующей школе достаточно высокая. Практически половина выпускников поступает в колледжи, а по окончании этих учебных заведений идет в институты. Остальные оканчивают лицеи. В посёлке — в школе и дома — у многих есть возможность работать на компьютере, выходить в Интернет. В местном Доме культуры работают несколько кружков — вокальный, танцевальный, театральный, мягкой игрушки, кройки и шитья. Участники художественной самодеятельности выезжают с концертами в Новокузнецк и соседние посёлки. А участники экологической тропы в прошлом году были награждены губернатором.
Понятно, что в случае насильственной реструктуризации школы всему этому грозит уничтожение, а следом погибнет село. Его жители справедливо ссылаются на пункт 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением правительства в марте 2001 года. Согласно этому документу, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, определяются, исходя из потребности населения. Но местные органы власти упорно не хотят учитывать интересы и потребности местных жителей.
Недавно во фракцию КПРФ на имя Геннадия Андреевича Зюганова пришло письмо от возмущенных жителей города Мариинска, которых местные власти также поставили перед фактом закрытия школы № 11.
— Судя по редакционной почте, звонкам в "Правду", беда, свалившаяся на сельскую школу, как зараза, распространяется по всей стране. Власти на местах, выискивая статьи сокращения расходов на бюджетные организации, явно не намерены считаться с "потребностями населения". Что вы можете порекомендовать тем, кто выступает в защиту конституционных прав граждан на получение образования?
— Прежде всего уяснить свои права и не бояться отстаивать их перед властями. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления может принять решение о реструктуризации, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей только после экспертной оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи. Если не было сделано такой оценки, решение признаётся недействительным с момента его вынесения.
Обращаю также внимание на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Закона РФ "Об образовании" ликвидация сельского образовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населённых пунктов, обслуживаемых данным учреждением. В приведённых мною письмах и обращениях граждан чиновники закрывали школы без согласия на то схода жителей. Значит, ликвидация этих учебных заведений незаконна. Школы должны быть восстановлены.
— Однако власти на местах, как показывает жизнь, игнорируют мнение жителей. Чиновники исходят не из интересов большинства, а стоят на страже своих финансово-экономических потребностей.
— Действительно, проблема серьёзная.
Она требует особенно активных действий со стороны оппозиции. Депутаты фракции КПРФ в Государственной думе постоянно ставят вопрос о реальной доступности и качестве образования в стране, инициируют законы, направленные на возрождение и укрепление отечественного образования. На одном из последних заседаний Госдумы было предложено в конце октября заслушать министра образования и науки Фурсенко. Однако в нынешней ситуации с сельскими школами откладывать разговор в долгий ящик нельзя, иначе мы можем окончательно потерять большинство хороших школ в сельской глубинке.
Я предложила уже 3 сентября, на первом после каникул заседании Госдумы, заслушать министра Фурсенко. Это предложение поддержал даже председатель Госдумы Грызлов. Мною подготовлено обращение в Генеральную прокуратуру с предложением взять на особый контроль вопрос о нарушении конституционных прав граждан, в том числе и детей, на образование. В своей родной Кемеровской области намерена вместе с коммунистами нашей областной партийной организации инициировать сходы сельских жителей, потому что школы в области ликвидируются без согласия на то этих сходов, а значит, незаконно.
Мы, члены фракции КПРФ в Государственной думе, приняли решение собрать всю информацию о положении сельских школ, выявить, сколько их было закрыто под видом реорганизации, и предъявить счёт власти.
— Думаю, и читатели "Правды" также присоединятся к этой инициативе коммунистов. Будем ждать сообщений с мест о состоянии дел с сельскими школами.Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме