07:15 01.08.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Правда»: Евгений Лысенко: "Надо остановить тех, кто ведёт дело к полному обезземеливанию крестьян"

Корреспондент «Правды» провела беседу членом-корреспондентом РАСХН, председателем постоянной комиссии ЦК КПРФ по аграрной политике Евгением Григорьевичем Лысенко о кризисе системы земельных отношений.

 

Минуло 17 лет с тех пор, как земля в России нынешней властью передана в собственность сельским жителям, но вряд ли виноваты они в том, что не смогли стать ее настоящими хозяевами. Частная собственность на землю не стала движущей силой развития аграрной экономики. Подтверждение тому — десятки миллионов заброшенных сельскохозяйственных угодий, а цивилизованное оформление земельных отношений на базе состряпанных реформаторами законов настолько забюрократизировано, что не оставляет простому крестьянину практически никакого шанса заиметь свой надел в собственность. Близок локоть, да не укусишь. Есть бумажка на землю, а попробуй получи ее, кормилицу. Вот и отдают "землевладельцы" задарма свои паи спекулянтам-рейдерам. О кризисе системы земельных отношений мы беседуем с членом-корреспондентом РАСХН, председателем постоянной комиссии ЦК КПРФ по аграрной политике Евгением Григорьевичем ЛЫСЕНКО.

— Евгений Григорьевич, для всего мира Россия остается крупнейшей аграрной державой. Что нынче представляет собой русское поле и какие проблемы сельскохозяйственного земледелия сейчас наиболее актуальны?

— Наша страна обладает огромным потенциалом сельскохозяйственных земель, площадь которых составляет 406,2 млн. га, или почти 13-всего её земельного фонда. В составе земель сельскохозяйственного назначения особую ценность представляют сельскохозяйственные угодья — пашня и естественные кормовые угодья (более 48-от площади всей категории и почти 10-сельскохозяйственных угодий мира). Большая их часть (190,6 млн. га, или 86,4-всей площади) используется непосредственно в сельскохозяйственном производстве. Однако этот жизненно важный национальный ресурс используется нерационально и неэффективно. Недооценка стратегической ценности земельных ресурсов, задействованных в сельскохозяйственном производстве, привела к их экономико-экологическому кризису и усугубила зависимость продовольственного рынка страны от внешнего влияния.

Об этом свидетельствует глубокий анализ, мониторинг, который последовательно проводят ученые научно-исследовательских институтов Россельхозакадемии (в частности, Всероссийский НИИ экономики, труда, управления сельским хозяйством и другие), а также Государственный университет землеустройства. Сошлюсь на результаты этих исследований и ряд официальных статистических данных, которые показывают, что на протяжении последних десяти лет наметились опасная тенденция ежегодного сокращения площади сельскохозяйственных угодий и обострение проблемы качественного ухудшения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства. В реформенный период из сельскохозяйственного использования выведено более 30 млн. га сельскохозяйственных угодий. Из них только необрабатываемой пашни насчитывается 11— 12 млн. гектаров. В результате более 43 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 11,3 млн. га сельскохозяйственных угодий и 3,6 млн. га пашни, переведены в фонд перераспределения земель.

Процесс выведения сельскохозяйственных земель из использования и экономического оборота имеет социальные, экономические и экологические причины, обусловленные общими негативными тенденциями в развитии сельской местности.

За реформенный период государственная поддержка АПК сократилась в 19 раз, в 7 раз уменьшен объем инвестиций. Диспаритет цен ведет к свертыванию производства и прекращению деятельности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Из-за хронического дефицита материально-технических и финансовых ресурсов и из-за проблем со сбытом сельскохозяйственной продукции в большинстве традиционно сельских территорий население оказывается вне сферы производства. В результате сокращения рабочих мест и численности трудоспособного населения, его депопуляции, снижения уровня жизни и урбанизации происходит обезлюдение сельских территорий.

За период реформ из 155 тыс. деревень и сёл ликвидировано более 13 тыс., 35 тыс.— имеют до 10 жителей и 37 тыс.— менее 50 жителей. Отрасль необратимо утрачивает основную часть своих ресурсов — землю, население.

— В условиях угрозы мирового продовольственного кризиса вызывает тревогу состояние наших пашен. Каковы потери от их неэффективного использования?

— Из-за ограниченности финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции не выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, что ведет к потере их продуктивности или к полной деградации. Объем агротехнических работ по сравнению с доперестроечным периодом сократился в десятки раз. При этом из использования выбывают наиболее ценные сельскохозяйственные угодья. Катастрофически снижается потенциальная продуктивность земли. По экспертным оценкам, площадь таких сельскохозяйственных угодий за период с 1991 года увеличилась более чем на 38 млн. га, в том числе за счет увеличения площади эродированных земель — на 4,4 млн. га, засоления, заболачивания и переувлажнения — на 4,4 млн. га, зарастания кустарником и мелколесьем — на 18,4 млн. га. Мелиорированные земли сократились более чем на 4 млн. га, а площадь находящихся в неудовлетворительном состоянии увеличилась до 3,5 млн. га. Практически во всех регионах России за последние 25 лет содержание гумуса в почвах сельскохозяйственных угодий снизилось в среднем на 20-. Ежегодно в расчете на один гектар пашни теряется до 620 кг гумуса. Теряют свою ценность сельскохозяйственные угодья из-за заболачивания, зарастания лесной и кустарниковой растительностью и переведенные в категорию земель запаса. Поскольку обследования и инвентаризация проводятся выборочно и не повсеместно, можно предположить, что реальное выбытие продуктивных земель и их деградация носят более масштабный характер.

Потери сельскохозяйственной продукции только из-за эрозии почв, по ориентировочным расчетам, составляют примерно 25-с гектара. В целом же ежегодные потери, которые несет страна из-за нерационального использования и неустроенности сельскохозяйственных угодий, экспертами оцениваются в объеме 120—130 млн. тонн в зерновом эквиваленте, что составляет более 40-от уровня производства 1990 года. В денежном же выражении — это более 12—15 млрд. долларов США.

— Земельный передел в новой реформаторской России ознаменовался "вторым пришествием ваучера" — миллионы сельских жителей получили государственное свидетельство на право собственности наделом земли. В какой мере оно реализовано?

— Анализируя более чем 14-летний опыт земельных преобразований, несомненно, что болевой точкой в решении накопившихся проблем был и остается вопрос, связанный с реальной приватизацией земель. За достаточно короткий промежуток времени (1992—1996 гг.) было приватизировано почти 65-всей площади сельскохозяйственных угодий. В целом же по стране в площади земель, переданных в частную собственность, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 97,1-(126,0 млн. га), что значительно выше аналогичных показателей по другим категориям земель. Но, несмотря на то, что разгосударствление земельной собственности и перераспределение земель в сельском хозяйстве шло более высокими темпами, чем в других отраслях народного хозяйства, формирующаяся региональная структура сельскохозяйственного землепользования характеризуется устойчивой неравномерностью пропорций между государственной и частной формами собственности.

По данным Роснедвижимости, на начало 2007 г. распределение земель сельскохозяйственного назначения складывалось следующим образом. В частной собственности находилось 126,2 млн. га (31,2-), в том числе в собственности граждан — 120,3 млн. га (95,3-), в собственности юридических лиц — 5,7 млн. га (1,4-). Большая часть площади земель сельскохозяйственного назначения (68,8-) продолжает оставаться в государственной и муниципальной собственности, формирование которой не завершено. В частном секторе в соответствии с требованиями законодательства оформлено всего лишь немногим более 10-сельскохозяйственных земель, находящихся в собственности граждан и организаций.

Нельзя считать окончательно юридически сформировавшейся и частную земельную собственность граждан, поскольку находящиеся в их собственности земельные участки на 91,5-(110,1 млн. га) представляют собой условные земельные доли. К настоящему времени из 12 млн. собственников земельных долей государственную регистрацию прав прошли всего лишь 1,4 млн. В натуре выделено 18 млн. га, или немногим более 16-от общей площади земель, находящихся в общей долевой собственности. Использование остальных земельных долей осуществляется сельскохозяйственными организациями на правах аренды, в том числе: с государственной регистрацией договоров — 13-(14 млн. га), без государственной регистрации договоров, составленных в простой письменной форме, — около 50-(54 млн. га) и на правах представительства (невостребованные земельные доли) — 21-(24 млн. га).

Это означает, что большая часть земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не может находиться в обороте, поскольку земельная собственность в сельских территориях не выделена и фактически не оформлена. Почти 200 млн. га, или около 80-общей площади земель сельскохозяйственного назначения, остаются, по сути, бесхозными.

— В последнее время скупка земельных паёв приобрела массовый характер. И на "условные земельные доли" находится масса желающих прибрать их к рукам. В чем же, собственно, выгода?

— Пользуясь несовершенством законодательства, коммерческие структуры продолжают широко использовать возможности для скрытой концентрации земель в руках крупных землевладельцев и для спекулятивных операций с земельными участками. Но, приобретая сельскохозяйственные земли, они в основной своей массе не склонны развивать аграрное производство, а рассчитывают на быстрый рост их стоимости путем перевода сельскохозяйственных угодий в другие категории, обладающие более высокой инвестиционной привлекательностью.

Так, их перевод, например, в земли поселений во много раз увеличивает рыночную стоимость приобретенного участка. Таким образом, часть возросшей рыночной стоимости земельного участка достается не государству, а частным лицам. Объектами агрессивных действий становятся, как правило, земельные доли. Для этого используются различные схемы — от простой скупки по заниженным ценам свидетельств на них у граждан до преднамеренных банкротств сельскохозяйственных организаций. Приобретенные с использованием "серых схем" земельные участки по этим же схемам выводятся из сельскохозяйственного использования. На этом рынке уже сформировалась такая же "теневая" инфраструктура. Свои услуги предлагают многочисленные юридические, консалтинговые, риэлторские, строительные и землеустроительные компании.

— Предполагалось, что закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который вступил в силу в 2003 году, сможет решить ряд накопившихся проблем в сельскохозяйственном землепользовании — упорядочить земельные отношения, "разрулить" проблемы земельных долей, сделать рынок сельхозземель прозрачным.

— С самого начала и по настоящее время эти вопросы далеки от решения. Мало того, что в законе изначально было заложено много неясных, порой противоречивых положений и норм, но и внесенные в него последующие изменения и дополнения не улучшили ситуацию, а, наоборот, усложнили ее. Сегодня уже почти треть сельскохозяйственных угодий, находящихся в частной собственности, приходится на невостребованные земельные доли, а это означает, что почти четвертая часть всех земельных долей де-факто перешла в разряд бесхозяйного имущества. Кроме того, основная площадь земель, находящихся в общей долевой собственности, обременена долгосрочной арендой, и, следовательно, появиться на земельном рынке эти земли могут лишь по истечении ее срока. И эта ситуация с каждым годом обостряется в связи с отказом сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств от аренды земельных долей в связи с истечением ее срока.

— Евгений Григорьевич, как известно, в конце января 2009 года истекает срок оформления собственности на землю. Мол, поиграли граждане в земледельцев — и хватит?

— Действительно, через несколько месяцев, согласно статье 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заканчивается время, отпущенное на приведение в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ договоров аренды земельных долей, не зарегистрированных в регистрационных палатах. Для этого необходимо выполнить кадастровые работы по определению границ земельного участка (в состав которого входят земельные доли), передаваемого в аренду. Далее поставить его на кадастровый учет и получить каждому гражданину в регистрационной палате новое свидетельство о праве собственности на земельную долю и зарегистрировать его в регистрационной палате. Все эти процедуры длительные и дорогостоящие.

Если в оставшееся время земельные отношения не удастся оформить, то земельные доли, в силу закона, могут быть переданы в доверительное управление руководителю сельскохозяйственной организации.

Затем в соответствии с п. 3 статьи 1022 Гражданского кодекса РФ долги сельскохозяйственной организации будут погашаться за счет земельных долей, находящихся в доверительном управлении, даже без согласия собственника земельной доли. Учитывая, что нынче подавляющее большинство сельских хозяйств в долгах как в шелках, это вызовет массовое изъятие земельных долей.

Видимо, таким образом власть намерена окончательно разрубить ею самой запутанный клубок земельных отношений, что по сути означает полное обезземеливание крестьян и неизбежный развал аграрного сектора.

Этого допустить нельзя.

КПРФ плечом к плечу с обездоленным крестьянством готова к проведению мощных протестных акций в защиту российского села.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме