14:45 06.07.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Писатель Михаил Веллер об острых проблемах капиталистической России

Сейчас мы имеем антагонистическое непримиримое противоречие между правами личности, которые должны быть выше прав государства, - в рыночных условиях делать свой бизнес и наживаться. И правами государства, страны, народа, который вроде бы имеет право сказать: «Вон все пошли отсюда с вашей прибылью за пределы 15-километровой зоны!» Писатель Михаил Веллер об острых проблемах капиталистической России

Л.ГУЛЬКО: Здравствуйте. Меня зовут Лев Гулько. Это передача «Особое мнение». Писатель Михаил Веллер у нас в студии. Здравствуйте, Михаил.

М.ВЕЛЛЕР: Здравствуйте.

Л.ГУЛЬКО: Я смотрю на наш экранчик и чувствую, что он раскаляется потихонечку. Поскольку мы сейчас с вами продолжим то, что начали наши с вами товарищи Сергей Бунтман и Марина Королева обсуждать в последней части своего «Разворота» дневного. Для тех, кто, может быть, не знает, и вам тоже прочитаю эту информацию. На Гранях.Ру я ее нашел. В британских судах могут применять нормы шариата. Верховный судья Великобритании лорд Филипс одобрил применение в судах норм шариата в случае рассмотрения дел с участием мусульман. По его словам, законы шариата могут использоваться при разрешении семейных и финансовых споров, - сообщает газета «Daily Mail». Ранее глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуан Уильямс заявил о неизбежности норм шариата в британское законодательство. Он считает, что включение определенных правил шариата в юридическую практику способствовало бы сохранению в британском обществе единства, поскольку в таком случае мусульманам не пришлось бы выбирать между преданностью национальной культуре и верностью стране, где они проживают в данный момент, я так понимаю. Британские политики критически восприняли заявление Уильямса, который является одной из наиболее уважаемых религиозных фигур Великобритании, отмечает Би-Би-Си. Так, заместитель министра внутренних дел Тони Макналди заявил, что ни в каком виде нормы шариатского права не могут быть использованы ни в качестве оправдания нарушения британского закона, ни для принятия судебных решений. Вот я, собственно, ваше мнение по этому поводу хочу услышать.

М.ВЕЛЛЕР: Мое мнение – что ряд вещей в природе, то есть размеры вселенной или людская глупость, границ не имеют. Следующим шагом по объединению британского общества должно быть введение обрезания для джентльменов, потому что необрезанный джентльмен сим фактом может оскорблять самосознание мусульманских мужчин, я уж не говорю женщин.

Л.ГУЛЬКО: Для здоровья полезно, это хорошо.

М.ВЕЛЛЕР: Совершенно справедливо. А уж для морали – и говорить не придется. Более того – применение чего-либо кроме норм шариата есть оскорбление правоверных мусульман, живущих в Великобритании. Потому что что это значит? Потому что Аллах, мало того, что он велик, он един. Ну это означает, что прав был классик необыкновенно, сказав – «Пропал калабуховский дом!» У них была калошная стойка. Понимаете ли, пьяному ежу должно быть понятно, и мне почему-то кажется, что лет 100-130 назад это было очевидно для всех разумных людей, что государство существует в нескольких слоях. Вот как кулебяка, как слоеный пирог, как «наполеон». Это единство территории, единство языка, единство культуры, единство этнического происхождения, единство ментальности. Еще пара-тройка моментов. Как только в одном слое единства нет, цельность этого государства ослабляется. Поэтому удержание империи или федерации в единстве всегда было большой государственной проблемой. Как только ты начинаешь делать дырки в разных слоях, как мыши, выгрызая норки в сыре, там же и гадят, и через какое-то время мы читаем, какой великой была Римская империя. Ничего, кроме глупости, здесь усмотреть было бы нельзя, если бы все, имеющее свое начало, не имело в этой природе своего конца. Мы наблюдаем сегодня тот самый закат Европы, который сто лет уже и происходит. Англичане сами виноваты – не надо заниматься дурью. Надо размножаться, надо работать. Не надо плодить дармоедов, не надо выводить производство за границы метрополии с целью получения сверхприбыли. Не надо завозить гастарбайтеров. Коли все это отменено, то всем большой привет. Очень хорошо приехать в Лондон и посмотреть, что он еще стоит на месте.

Л.ГУЛЬКО: Хорошо. Прекрасно. Тогда давайте обратим внимание на нашу с вами страну, где в общем в одной из республик пытаются действовать нормы шариата. Правда? В Чеченской республике. Потихонечку-полегонечку, то там, то здесь. И это как объяснить? Теми же самыми словами?

М.ВЕЛЛЕР: Всегда в любой империи, в любом государстве, которое создавалось по федеративно-имперскому типу - возьмем Францию, средневековье, и до эпохи Луи XIV – действовали разные законы в разных областях. И если государство не брало курса на единый плавильный котел, то такие государства просто не осуществились. И всегда было различие между законом и понятиями. По закону дуэли были запрещены, а по понятиям они были необходимы для чести. Вот в этом вот разрыве – между честью и законом – гражданин осуществлял свое гражданское право, свой моральный уровень. И вот сегодня мы имеем в Чечне то, что… в свое время у нас ведь любили говорить на Кавказе: «А, в Грузии советской власти нет». или: «А, в Азербайджане советской власти нет», или: «А, в Узбекистане советской власти нет», имея в виду, что, как мне когда-то в моих скитаниях по Средней Азии, когда принимали меня в одной юрте: зеленый от старости аксакал уселся на колени, все были нетрезвы уже, пили водку «Московскую», спел он мне что-то на домбре, и мне с уважением перевели: «Дорогой русский друг из далекого северного Ленинграда! Да поможет тебе Аллах выполнить вашу пятилетку!» - вот приблизительно так же выглядела советская власть в Чечне, приблизительно так же выглядит там сегодня федеративная власть, происходящая естественно. Мы имеем в виду проявления сепаратизма. Они могут быть не только территориально-политические, они могут быть идеологические, ментальные, религиозные и разные другие. Сепаратизм не надо сводить к юридическому политическому отделению. Сепаратизм означает – ты делаешь это, а я то, ты такой, а я сякой. И до тех пор, пока в РФ не будет – а видимо, никогда не будет – жесткого курса на единый плавильный котел, будет продолжаться этот распад. Потому что сегодня у ислама есть еще одно колоссальное преимущество над христианством, будь это православие или католичество или даже сегодняшний протестантизм. В свое время христианство – мягкое, доброе, непротивленческое – победило великий Рим, потому что в Риме была та самая либеральная вседозволенность и толерантность. Можно было исповедовать любые религии, любые взгляды, можно было делать все. Можно было быть гомосексуалистом и лесбиянкой. Можно было не отдавать долги, если ты нашел хорошего юриста. И так далее. Христианство представляло жесточайшие внутренние критерии – можно, нельзя, похвально, наказуемо, рекомендуется, запрещено категорически. И люди тянулись к христианству, потому что людям по закону вселенскому необходимы системообразующие ценности, критерии правильного поведения. Люди инстинктивно тянутся к этим вещам. И вот сегодня шариат выставляет жесткие системообразующие ценности – вот так жить надо, а вот так нельзя, вот это делать надо любой ценой, а вот этого делать нельзя никогда. А христианство говорит: «Ну что вы! можно и так, можно и сяк». Поэтому сегодня христиане переходят в ислам, а вот наоборот я что-то давно уже не слышал. А мы говорим – а что нам делать? Можешь – запрети, не можешь – утрись.

Л.ГУЛЬКО: То есть либо жесткий плавильный котел, куда сгоняются все и кидаются и там переплавляются… ну, сгоняются кто как…

М.ВЕЛЛЕР: Нет, не только сгоняются. Всегда работает кнут и пряник. И империя существует до тех пор, пока она может предоставлять не только насилие, но и преимущества. Преимуществу в культуре, в безопасности, в наживе, в комфорте, в масштабе реализации себя и свершения дел. Если империя не может предоставить этого ничего, то она развалится неизбежно. Но еще империя сурово карает за выход из себя. Вот эти два начала – положительное и отрицательное – должны сосуществовать обязательно. Если мы не можем предоставить все выгоды и показать все кары, то распад ведь происходит каждый день, каждую секунду.

Л.ГУЛЬКО: Понимаете, у нас одни кары, у них другие кары, у этого третьи кары. Тут ведь сложная история-то – показать и выгоды, и кары.

М.ВЕЛЛЕР: Нет, это иллюзия. Кары для всех одинаковые. Все хотят жить хорошо, и никто не хочет умереть плохо. Вот и все.

Л.ГУЛЬКО: Ну смотрите. Те самые террористы-смертники, которые, взрывая себя, считают, что они попали в рай.

М.ВЕЛЛЕР: Нет, верх самореализации – это ты жертвуешь земною жизнью во имя великого идеала.

Л.ГУЛЬКО: Ну и что для них кара?

М.ВЕЛЛЕР: Понимаете, умереть можно по-разному, и жить можно по-разному. И вообще может оказаться, что тебя не пропустили туда, где надо взрываться. Это запросто.

Л.ГУЛЬКО: Это да, это хорошо бы, на самом деле, чтобы это сделали.

М.ВЕЛЛЕР: Знаете, ведь еще совсем недавно это совсем так и было. Это то, что я писал в главе «Терроризм» в «Великом последнем шансе». Терроризм произошел после 68-го года. До 68-го года считайте, его не было. До середины 60х о нем не слыхал никто. С тех пор, как кончились террористы в царской России, бомбисты знаменитые, с тех пор, как придавили анархо-синдикализм на Западе, было тихо и спокойно. А когда стали ослаблять гайки и говорить, что все можно, когда Америка политикой свободной торговли по всему миру развалила колониальные империи… у нас как-то не говорят, почему кончился колониализм, что народы вдруг освободились, сейчас. Вот тогда терроризм пошел под маркой того, что должно быть равенство. Объективно - не без того.

Л.ГУЛЬКО: Хорошо. Это «Особое мнение», писатель Михаил Веллер. Давайте мы про терроризм тогда уж продолжим, с вашего позволения. Не знаю, что такое случилось в Минске накануне, но десятки человек пострадали в результате взрыва в центре Минска. Найдено второе взрывное устройство. Власти правоохранительные минские говорили, что это хулиганство, потому что кому-то не нравился концерт хороший, потом стали говорить, что, может, это покушение, поскольку там был Лукашенко, а может, что-то еще. А потом объявился какой-то человек, которого заметили там, смуглый, который положил какой-то пакет. Слава богу, никто не погиб вроде бы. Но много пострадавших, раненых. Устройство было начинено гайками, гвоздями – типичный пример ближневосточного терроризма. Оттуда все-таки это все пошло – эти гайки и гвозди. Это что в Минске происходит? В тихой и спокойной стране…

М.ВЕЛЛЕР: Во-первых, я не знаю, что происходит в Минске. Во-вторых, гайки и гвозди придумали советские партизаны, которые противотанковую гранату обвязывали нарубленными гвоздями, и осколков было много.

Л.ГУЛЬКО: Согласен.

М.ВЕЛЛЕР: Что ж мы, глупее востока, что ли? Бросьте вы.

Л.ГУЛЬКО: Согласен.

М.ВЕЛЛЕР: Кстати, Белоруссия – партизанский край. В-третьих, нас вообще мало информируют о том, что происходит в Белоруссии. Есть два тонких ручейка, как бьют из бочки под давлением. Ручеек первый: батько Лукашенко зажал в Белоруссии все свободы, и там почти диктатура чуть ли не Франко. Ручеек второй: а зато там минимальные зарплаты и пенсии больше, чем в России, хотя нет никаких нефти и газа. Вот хотелось бы эти два ручейка совместить и посмотреть, что это такое. Только понятно абсолютно, что дробление государства есть всегда упадок. А объединение государства не сегодня, так послезавтра, есть всегда подъем. И когда глупые люди с благими намерениями, которыми они мостят дорогу в тот самый ад, куда не надо торопиться, потому что, собственно, уже пойти пришли, говорят – а зачем нам объединяться с Белоруссией, если там то-то и се-то? Ну, во-первых, есть трезвое мнение, что если батько выставил бы свою кандидатуру в президенты объединенной российско-белорусской федерации, то он имел бы хороший шанс набрать много голосов. Это относится к числу тех азбучных истин, которые, как говорил Наполеон, есть же, черт возьми, вещи, которые не говорятся вслух. Во-вторых, объединение с Белоруссией есть, собственно, совершенно естественный акт… но я, кажется, отвлекаюсь. Я не знаю, кому, что и зачем понадобилось взрывать в Минске, потому что есть ряд дежурных абсолютно версий. Версия одна: для того, чтобы закрутить гайки. Версия вторая: для того, чтобы под закручивание гаек попытаться устроить там «оранжевую» революцию, сказав: «Да посмотрите – лукашенковский режим дошел вообще до фашизма!»

Л.ГУЛЬКО: Это другая сторона.

М.ВЕЛЛЕР: То есть, понимаете, если есть одноступенчатая комбинация, то есть и двухступенчатая комбинация. Третье: хотелось бы знать, что делается в Белоруссии с гастарбайтерами, с национальными и религиозными меньшинствами, как они живут. Потому что действительно – спорить о вкусе тропического фрукта по его описанию все-таки очень трудно.

Л.ГУЛЬКО: «Особое мнение», Михаил Веллер. Мы продолжим разговор о террористах. Поскольку мы с вами немножко поговорили перед эфиром, и вы сказали, что вы бы эти нормы шариатского суда применили бы, вы сказали, даже к кому?

М.ВЕЛЛЕР: В исламе очень много хорошего.

Л.ГУЛЬКО: Конкретно в городе, как вы говорите, Санкт-Петербурге – то, что происходит с его застройкой и с его обликом, и буквально на днях… слава богу, это здание – не помню, какого банка, в центре города Санкт-Петербурга…

М.ВЕЛЛЕР: Вы имели в виду Биржу на 26-й линии Васильевского острова?

Л.ГУЛЬКО: Да, биржу. Сначала построили, потом ее урезали, потом оказалось, что урезать невозможно. Потом, между прочим, я тут нашел информацию, что господин Шемякин тоже это не приветствует и даже собирается отдать ключи от своей мастерской обратно Владимиру Владимировичу Путину, который их подарил, если будет продолжаться это безобразие. В том числе и его мастерская попадает под ковш.

М.ВЕЛЛЕР: А, прекрасно. Я хотел бы увидеть человека, который это приветствует и который был бы при этом не подрядчиком и застройщиком и не чиновником. Этого не приветствует никто.

Л.ГУЛЬКО: Скажите мне – город должен меняться?

М.ВЕЛЛЕР: Нет….

Л.ГУЛЬКО: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург…

М.ВЕЛЛЕР: Попробуйте-ка вы начать застраивать Флоренцию или Венецию, выдвигая дебильный лозунг «Город должен меняться». Вот вы попробуйте взять Наоми Кэмпбелл и пристроить ей на спину горбик, сказав: «Человек должен меняться»…

Л.ГУЛЬКО: Ну, я вам скажу, что горбик Наоми Кэмпбелл… может, и пошел бы, черт его знает.

М.ВЕЛЛЕР: Попробуйте укоротить ей ножки или прирастить еще две. Попробуйте взять Сикстинскую мадонну Рафаэля и пририсовать ей усы, сказав: «Но ведь искусство должно меняться!» И вообще – попробуйте перестроить Адмиралтейство. Какого лешего оно стоит уже двести лет без всякого толку? А давайте мы ему башенку пристроим.

Л.ГУЛЬКО: Есть же этот навязший в зубах вариант, когда все говорят: «Ну вот, пол-Парижа снесли же когда-то! И ничего».

М.ВЕЛЛЕР: Вы знаете, снесли не только пол-Парижа. Однажды на Хиросиму сбросили атомную бомбу.

Л.ГУЛЬКО: Было такое дело.

М.ВЕЛЛЕР: Было дело. А еще в 9-м веке арабы с великих пирамид ободрали облицовку. Ну потому что – а чего там пирамиды? Простояли они к тому времени уже 3,5 тысячи лет. Зато дело пошло на постройку. Не надо грешить только на арабов. Германцы, варвары ободрали все что можно с римских построек в 6-7 веках, это уже наше европейское средневековье, тоже для своих построек. Так что если сейчас французы обдерут весь Париж, это, конечно, будет большое облегчение. К этому можно добавить – а в Америке негров вешают. Ну, так говорили еще несколько десятилетий назад. Значит, так. Из того, что в Париже и в Нью-Йорке люди сидят в тюрьмах еще не следует, что нам всем дружными рядами маршировать в камеры. Идиотизм – это отнюдь не прерогатива России, Франции или еще чего-то. А сейчас речь идет на самом деле, на минуточку, о государственном преступлении. И хуже, чем о государственном преступлении – об уничтожении государства. Здесь понимаете, какая вещь…

Л.ГУЛЬКО: Путем застройки?..

М.ВЕЛЛЕР: Застройка исторической части Петербурга… я повторяю – если бы кто-то попробовал это сделать в Венеции или Флоренции, то он бы лечился или в дурдоме, или в камере его бы били головой об стенку.

Л.ГУЛЬКО: Не знаю, смотря кто.

М.ВЕЛЛЕР: Уверяю вас - даже Берлускони. В его голову, на которую посадили новые деньги в Швейцарии, такие мысли все-таки не приходили. Вот понимаете, Петербург – это иллюстрация происходящего. Потому что все очень просто. Почему происходит застройка исторической части? Потому что прибыль.

Л.ГУЛЬКО: Так это понятно.

М.ВЕЛЛЕР: Э, не так-то понятно.

Л.ГУЛЬКО: Почему в Москве происходит застройка? Тоже потому что прибыль…

М.ВЕЛЛЕР: Простите великодушно. Это понятно, когда ты сказал – дважды два четыре. А до этого ведутся разнообразные споры. Потому что при той же себестоимости стоимость квадратного метра в исторической части намного выше, чем это будет на Ржевке, в Шувалове или в Купчине.

Л.ГУЛЬКО: Конечно. Выгоднее.

М.ВЕЛЛЕР: Так вот. Они могут строить свои «Рашн Манхэттены» на любой окраине, но тогда прибыль будет меньше. Сейчас мы имеем антагонистическое непримиримое противоречие между правами личности, которые должны быть выше прав государства, - в рыночных условиях делать свой бизнес и наживаться. И правами государства, страны, народа, который вроде бы имеет право сказать – «Вон все пошли отсюда с вашей прибылью за пределы 15-километровой зоны!» Но – что можно противопоставить деньгам, когда ломится реклама «Не дай себе засохнуть!» «Бери от жизни все!» и так далее? И вот сегодня, когда деньги угоняются за бугор, объясняют, что они нам вредят. Это санация экономики. Когда говорят «Как хорошо!» Наши родные компании скупают проценты, пакеты акций в западных компаниях – а чего хорошего? Это означает, что наши деньги угоняются из нашей страны, работают в чужих экономиках, а наша страна имеет с этого большую фигу. Наша страна может гордиться тем, что еще одна компания российская стала транснациональной. Это ведет прямиком к развалу страны, потому что экономически компании невыгодно кормить дармоедов, а в условиях вхождения России в ВТО две трети страны неконкурентоспособны…

Л.ГУЛЬКО: Дармоеды, что ли, две трети страны?

М.ВЕЛЛЕР: Да, они превращаются в дармоедов.

Л.ГУЛЬКО: Ни ничего, исправятся!

М.ВЕЛЛЕР: Они не исправятся.

Л.ГУЛЬКО: Не исправятся – помрут.

М.ВЕЛЛЕР: Лев, только не надо в духе Жириновского. Они не исправятся.

Л.ГУЛЬКО: У нас с вами 15 секунд до перерыва. Потом продолжим.

М.ВЕЛЛЕР: Совершенно верно. Так вот, мы идем к развалу страны, потому что транснациональным корпорациям в принципе невыгодно кормить дармоедов. А что невыгодно в рыночных условиях, произойдет обязательно. Раньше или позже.

Л.ГУЛЬКО: «Особое мнение», Михаил Веллер. Мы уходим на несколько минут. Вернемся – продолжим разговор вместе с вами.

НОВОСТИ

Л.ГУЛЬКО: И вторая часть «Особого мнения». Меня зовут Лев Гулько. Писатель Михаил Веллер в студии. Мы, собственно, готовы продолжать. 363 36 59 – это телефон нашего прямого эфира, который мы будем подключать буквально через несколько минут. У меня еще один вопрос. И тоже он связан с террористами. В смысле информация. Мы все-таки пытаемся быть страной сильной, как я считаю, наверное. Мы пытаемся что-то такое вот… Скажем, МИД РФ в пятницу объявил Швецию тихим пристанищем террористов. Так внешнеполитическое ведомство прокомментировало принятое недавно шведским правительством решение от отказе экстрадиции в РФ уроженца Чечни Аслана Адаева, которому в России инкриминируют участие в незаконных вооруженных формированиях и терроризме.

М.ВЕЛЛЕР: Во-первых, хотелось бы ознакомиться… «Узнаю родимый флот, - сказал комдив, - вечно вылезет какая-то щеколда». Что могли бы сказать журналисты по поводу? Чем мотивировала Швеция отказ в выдаче? Как у нас со Швецией насчет договора о взаимной выдаче преступников? Какие договора на каких условиях? Каковы юридические основания выдачи требовать? Каковы юридически приведенные основания в выдаче отказать? До тех пор, пока этого нету, ни один суд ни о чем не будет судить, и ни один нормальный человек тоже, наверное, не должен об этом разговаривать.

Л.ГУЛЬКО: Давайте я скажу. Как сообщили на Смоленской площади, свое нынешнее решение шведское правительство (это не первый раз к нему обращаются) обосновывает заключением Верховного суда Швеции, который рассматривает инкриминируемые Адаеву в РФ – терроризм и участие в регулярной вооруженной группировке, в попытке убийства служащих правоохранительных органов, незаконное приобретение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, контрабанда оружия, – как сугубо политические.

М.ВЕЛЛЕР: Разумеется, все происходившее в Чечне можно свести на уголовные рельсы. Партизана можно назвать бандитом и повесить под этим соусом, что мы и видели в кино. Партизаны – это всегда наши. А бандиты – это всегда против нас. Независимо от того, какая страна. Сегодня любая демократическая европейская страна принимает у себя большое количество разнообразной швали со всего мира – что правда, то правда. Более того – эта шваль там не просто получает социал и большой пакет разных благ, но еще и ходит на демонстрации, требуя воссоединения со своими семьями, которые живут еще не в Швеции или не в Дании или не в Голландии или не в Италии и так далее, и требуя, чтобы жизнь им сделали еще лучше. Что касается вот этого конкретного, сказать ничего не могу, потому что до тех пор, пока не будет написана – а она, видимо, никогда не будет написана, - правдивая история нашей страны в 20-м веке, всегда можно ответить шуткой типа «Чья бы корова мычала». Вот у меня сейчас книга на столе – в продаже – «Военно-историческая библиотека. СССР в локальных войнах и конфликтах 20-го века». Все только по открытым источникам. Преинтереснейшая книга. А там нет почти ничего о тех стычках, где участвовали последние солдаты империи. Так что кто уголовник, кто террорист, и почему у нас сложились, интересно, такие отношения со Швецией, и что у нас сложилось с Чечней – это все перепутано настолько, что… Да, я думаю, что все террористы должны быть казнены. Но хотелось бы посмотреть, что делается в собственном доме.

Л.ГУЛЬКО: И в связи с этим – коротко, и мы будем принимать звонки, осталось не так много времени. Нам вот по версии вашей - продолжать бороться или утереться?

М.ВЕЛЛЕР: Вы имеете в виду что – за экстрадицию кого-то там из Швеции?

Л.ГУЛЬКО: Да, из Лондона, из Швеции, откуда угодно…

М.ВЕЛЛЕР: Слушайте – вот эти вот один в Швеции, два в Лондоне, еще три непойманые бегают по миру – это все те блохи, места которых даже не надо чесать. У нас хватает серьезной головной боли в пределах страны.

Л.ГУЛЬКО: Понятно. Давайте к звонкам. 363 36 59 – успеем пару звоночков мы с вами услышать. Вот такой, например. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, Лев.

Л.ГУЛЬКО: Слушаем вас, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здесь Михаил упомянул по поводу Белоруссии. Вы знаете, мне кажется, что белорусские автомобилисты никогда не…

Л.ГУЛЬКО: Вопрос какой-то у вас есть? А то у нас не очень много времени, простите.

СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой. По поводу тех прав, которые, допустим, прописаны в Белоруссии – там, например, у них в правилах дорожного движения написано – права водителей. У нас этих прав нет.

Л.ГУЛЬКО: Ну так что? Вопрос-то в чем?

СЛУШАТЕЛЬ: Да вопрос в том, что не будет этого объединения никогда.

Л.ГУЛЬКО: Понятно. Это точка зрения.

М.ВЕЛЛЕР: Я бы это не назвал вопросом.

Л.ГУЛЬКО: 363 36 59 – вопросы! Слушаем вас внимательно.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

Л.ГУЛЬКО: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Михаил, вы часто жжете на телевидении и на радио, говорите вещи такие… скажите, пожалуйста, ваш доступ к эфиру связан с тем, что вы еврей?

Л.ГУЛЬКО: Я так и знал. И почему в продаже нет прованского масла…

М.ВЕЛЛЕР: Во-первых, я не одобряю, и много раз это говорил – когда взрослых и немолодых людей журналисты называют в эфире по имени, хотя к людям гораздо более молодым или занимающим чиновные политические должности, или являющимися очень богатыми людьми, с нотками неожиданно откуда-то появляющегося подобострастия обращаются обязательно по имени-отчеству – или Иван Сергеевич, или Дмитрий Анатольевич, или как-нибудь еще…

Л.ГУЛЬКО: Вы ему хотите что-то доказать?

М.ВЕЛЛЕР: Нет, сейчас я имею в виду и вас тоже, а не его. Я полагаю, что меня зовут Михаил Иосифович, ваше отчество как?

Л.ГУЛЬКО: Моисеевич.

М.ВЕЛЛЕР: Ваше – Моисеевич. И ни один из нас не похож на мальчика. Это то, чему меня учили в 20 лет на практике в школе. И вот этой плебеизации народа, в которой участвуют журналисты посильно, я никак не разделяю, но не знаю, как с ней бороться, постоянно. Теперь что касается еврея. Я понимаю, что гораздо проще сказать, что нужно бить жидов и спасать Россию, вместо того, чтобы сделать что-то реальное, что можно было бы взять в руки, чем можно было бы гордиться и что было бы не стыдно показать никому. Я не думаю, чтобы кого-то интересовала моя биография, но я думаю, что просто так, на чисто воде, подобные вопросы являются признаком глупости и неполноценности. Простите меня великодушно.

Л.ГУЛЬКО: Михаил Иосифович, дело в том, что его товарищи давно гниют уже после Нюрнбергского процесса, повешенные на реях, чего ему и желаю…

М.ВЕЛЛЕР: Это вы бросьте. Это весьма распространенная у нас точка зрения. Ну зачем ханжить?

Л.ГУЛЬКО: Почему ханжить?

М.ВЕЛЛЕР: Боже мой…

Л.ГУЛЬКО: Товарищи этого человека? А они же его товарищи. Нет?

М.ВЕЛЛЕР: Перестаньте. Товарищи этого человека в основном живы-здоровы,

устраиваются как могут и составляют очень значительную часть населения России.

Л.ГУЛЬКО: Хорошо. У нас осталась с вами минутка. Суд Литвы не посадил виновного в геноциде евреев из топовой десятки нацистских преступников. Состоялось это сегодня. Литовский апелляционный суд оставил без изменений обвинительный приговор 87-летнему Адгимантасу Дайледи, признанному виновным в участии в годы Второй Мировой войны в геноциде евреев, но освобожденному от отбывания наказания. Вот вам и ответ.

М.ВЕЛЛЕР: Видите ли, не будучи знаком с подробностями, затрудняюсь это прокомментировать.

Л.ГУЛЬКО: Писатель Михаил Веллер был у нас в «Особом мнении». Спасибо всем, кто смотрел, читал, слушал, писал. Спасибо, Михаил Иосифович, до свидания.

М.ВЕЛЛЕР: Спасибо. Всего доброго.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме