12:45 28.06.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Доклад Президиума ЦК КПРФ: «Об усилении партийного руководства и повышении ответственности депутатских фракций и групп коммунистов по выполнению программных положений КПРФ и наказов избирателей»

Доклад первого заместителя Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельникова на XIV пленум ЦК КПРФ

Мельников Иван Иванович

Депутат Государственной Думы, член Комитета по образованию и науке, первый заместитель Председателя ЦК Коммунистической партии Российской Федерации, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Уважаемые товарищи!

Работу коммунистов в органах власти мы обсуждаем не первый раз. Условия, в которых мы занимались организацией этой работы, менялись. Они определяли многое.

Вспомним Постановление XIII пленума ЦК КПРФ от 1999 года. Цитирую: «Появившиеся положительные тенденции в работе законодательных собраний регионов привели к снижению антикоммунистических настроений, что позволило принять многие законопроекты и постановления, которые предлагались депутатами-коммунистами. Президиум ЦК проводит необходимую работу по координации действий губернаторов, глав местного самоуправления, избранных при поддержке патриотических сил».

Это было время, когда наша партия была значительно представлена во всех структурах власти, могла останавливать какие-то разрушительные решения власти и проводить в жизнь некоторые свои социальные инициативы.

Давайте вспомним 2004 год и XV пленум ЦК, посвященный эффективности работы коммунистов в органах власти. Сложное время. Говоря образно, мы «собирали осколки» и думали, что с ними делать в условиях построения властью авторитарной «вертикали лояльности». Мы серьезно и подробно анализировали, как построить свою работу таким образом, чтобы освободить себя от ответственности там, где мы уже реально ничего не решаем, а на каких участках сконцентрироваться, чтобы сохранить политическую независимость и твердо следовать своей программе, расширяя круг сторонников.

Прошло четыре года. Сегодня мы можем сказать: принципиальные оценки и подходы, выработанные нами четыре года назад, были верными. Корректируя шаг за шагом свою тактику участия в выборах, решая задачи укрепления вертикальных и горизонтальных связей между нашими представителями в органах власти, мы постепенно восстанавливали свои позиции. Сегодня у нас нет того представительства, которое было, когда были губернаторский корпус, председатели региональных парламентов и большая фракция в Государственной думе. Но по сравнению с 2004 годом наши позиции существенно улучшились.

О причинах заметного роста поддержки КПРФ на думских и президентских выборах, как и о довольно успешных региональных кампаниях партии, мы уже немало говорили. Обратить внимание сейчас следует не столько на это, сколько на другой важный факт.

Если в 2004 году мы откровенно признали, что влияние КПРФ в 90-е годы на политический процесс и законодательство в какой-то степени способствовало смягчению антисоциальных процессов и тем самым косвенно стабилизировало режим, то сейчас мы должны отметить обратную тенденцию. Наше отсутствие у рычагов принятия социально-экономических решений в течение последних семи лет объективно открыло дорогу капиталистическим процессам. Власть, упиваясь своей выстроенной монополией, провела ряд реформ, которые существенно укрепили положение крупного капитала, создав ему мощный защитный каркас из бюрократии. Экономическая деятельность российских сырьевых компаний теперь выдается за успехи страны. Люди, возглавляющие государство, фактически рассматривают его как коммерческую структуру на внешнеэкономическом глобальном рынке, как некую большую корпорацию «Россия». И по законам любой корпорации нещадно эксплуатируют большинство населения, которое постепенно превращают в нищий и бесправный обслуживающий персонал.

Декоративная передача президентской власти, происшедшая в этом году, не только ничего не изменила, но и подтвердила и закрепила эти тенденции. В структурах управления осталась вся прежняя одиозная команда от Алексея Кудрина до Михаила Зурабова. Последним шагом «старого» правительства, а по сути первым шагом нового стало майское увеличение цен на электроэнергию и газ для населения, тарифов на услуги железной дороги и телефонную связь. Новый премьер-министр Владимир Путин, выступая в Государственной думе при утверждении своей кандидатуры, обнажил прагматические подходы капитала к решению проблем. Было заявлено, что если не повышать цены и тарифы, то придется изымать деньги из системы образования и здравоохранения. Таким образом, при колоссальных резервах бюджета, рекордной стоимости нефти и прибылях крупного бизнеса в очередной раз решено изъять средства из карманов граждан.

Дополнил картину на XII Санкт-Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, который фактически первым вынес в публичную плоскость истинную стратегию власти и прямо заявил, что планируется еще большее снижение роли государства в экономике, а правительство России подготовит предложения по значительному сокращению числа стратегических предприятий.

Одновременно запущен ряд новых громких пропагандистских кампаний. Создан Национальный совет по борьбе с коррупцией. Впервые за долгие годы проведен военный парад на Красной площади. В выпусках новостей раз за разом звучит, что все проблемы коренятся исключительно в «отсутствии правосознания». Всё это ложится на удачную почву хоккейных и футбольных побед, выигрыша европейского музыкального конкурса «Евровидение». В стране создают атмосферу всеобщей эйфории с целью подавить и увести на периферию самые острые проблемы, которые волнуют общество: безудержный рост цен и тарифов и вымирание населения. Не случайно “партия власти” была вынуждена вбросить в информационное поле идею введения «продовольственных карточек». По последней информации, их разработкой действительно занимаются всерьез. Что касается вымирания, то недавно был обнародован прогноз ООН о том, что к 2050 году при сохранении нынешнего курса в России будет проживать максимум 98 миллионов человек, то есть население сократится почти на 50 миллионов. Власть не знает, как решать проблемы инфляции и демографии: в созданной ею экономической модели нет для этого механизмов.

Эти проблемы — серьезные кризисные сигналы, которые на поверхности. Не на поверхности тот факт, что мы имеем дело уже не просто с «антисоциальными реформами» и не просто с «радикально-либеральным курсом». Мы имеем дело с оформленным капитализмом, с вполне выстроенной базой капиталистических взаимоотношений. Она имеет свою российскую специфику. Но на ней уже появляются черты классических классовых противоречий.

С одной стороны, за последние восемь лет к качественно новому рубежу подошел процесс социального расслоения, и для больших категорий граждан тросы “социальных лифтов” оказались оборваны, начиная с получения образования и заканчивая недоступностью жилья. С другой стороны, на первый план начинает выходить тема распределения материальных благ. Всё большему числу граждан становится ясно, что величина госбюджета — не показатель уровня жизни. Это карман правящей элиты, но не доходы народа. И если раньше вопрос ставился исключительно в форме: «Почему средств нет?», то сегодня появляется другой оттенок: «Почему им вершки, а нам — корешки». Не случайно СМИ обращают внимание на то, что забастовочное движение сосредоточивается на самых успешных предприятиях, где особенно заметно, что от успеха работникам достается самый минимум — для выживания. И мы сегодня находимся на пути, когда в обществе начинается процесс осознания факта, что нынешняя экономика, которая засобиралась войти в шестерку крупнейших экономик мира, — это «клановая экономика», и в ней нет места для достойной жизни человека труда в самом широком и современном понимании этого определения.

Мы не знаем сейчас, какими темпами пойдет процесс осознания классовых интересов. Но мы должны видеть: уже сейчас образуется перспективная почва для устойчивости поддержки нашей программы, виден потенциал для повышения эффективности нашей политической работы. Потому сегодня мы обязаны аккумулировать все имеющиеся у нас организационные ресурсы работы с людьми. И, в частности, уточнить формы и методы партийного руководства нашими фракциями и депутатскими группами и поставить новые задачи, отвечающие текущему моменту.

Уважаемые товарищи!

Как уже было сказано, относительно 2004 года мы улучшили наше представительство в законодательных собраниях регионов. Если в 2004 году у нас работали 25 фракций и партийных групп, то на сегодняшний день депутаты-коммунисты работают в 79 субъектах, а в 70 из них созданы фракции и группы. Следует оговориться, что в 15 законодательных собраниях число депутатов-коммунистов невелико: 1—2 человека. Более или менее серьезное представительство мы имеем только в 50 законодательных органах регионов — от 10 до 30% коммунистов. Наиболее весомо представлены Владимирская — 31%, Волгоградская — 26%, Московская область — 24%, Новосибирская — 21%. Только три региональных отделения: Республика Тыва, Чукотское и Кемеровское не имеют сегодня ни одного коммуниста в законодательных органах власти, а было таких 15.

Если в 2004 году из 3894 мандатов мы имели только 281 место в законодательных органах, то в настоящее время из 3946 мандатов — 413 мест.

Вместе с тем деятельность нашего депутатского корпуса крайне затруднена теми обстоятельствами, что из общего числа депутатов-коммунистов только 146 работают в штате законодательных органов. В 33 субъектах Российской Федерации нет ни одного депутата от КПРФ, работающего на постоянной основе.

В связи с этим сразу необходимо отметить первую задачу. На уровне фракции в Государственной думе нам необходимо начать борьбу с практикой создания неравных условий для депутатов. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» условия осуществления депутатом его деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией, уставом или законом субъекта Российской Федерации. Но эти условия недопустимо определять произвольно, как это зачастую происходит сейчас. Их выбор может быть обусловлен в первую очередь в целях сбалансированного учета интересов самих депутатов. Например, из-за невозможности по уважительным причинам работать на постоянной основе. Или если ограничены объемы финансирования деятельности законодательного органа. Но у каждой фракции должны быть равные возможности. Мы будем этот вопрос поднимать, обострять. На этот счет в рамках пакета избирательных инициатив мы будем предлагать соответствующую поправку сразу после лета и снова будем комплексно бороться за гарантии оппозиционной деятельности, внесем переработанный вариант законопроекта.

Это важные вопросы обеспечения нашей работы, а наши главные задачи мы должны сегодня поставить в вопросах содержания и форм предстоящей работы и её всесторонней координации.

Сначала о содержании и формах. Начну с главного. Когда мы говорим, что в нынешней ситуации мы участвуем в выборах, чтобы использовать парламентскую трибуну, это не значит, что наше призвание сегодня это исключительно ораторское искусство и исключительно разоблачение политики власти. Мы об этом уже говорили, нужно это еще раз подчеркнуть: необходимо искать варианты для созидательной законотворческой работы и в Государственной думе, и в регионах. Любая наша инициатива, если она подана с хорошим агитационно-пропагандистским сопровождением и затрагивает волнующую проблему, вызывает резонанс.

В проекте новой редакции Программы КПРФ, который активно обсуждается в партии, указывается, что одной из основных целей партии является формирование общественного мнения, укрепление влияния партии в обществе. Довольно эффективно эти задачи выполняются в работе с наказами граждан. Как правило, законодательные органы субъектов, органы местного самоуправления утверждают закон или положение об организации работы с наказами избирателей. В материалах, которые вы получили, находятся закон Республики Саха (Якутия) и положение о наказах города Новосибирска. Сегодня мы уже имеем немало примеров такой работы. За четыре года на личном приеме у депутатов-коммунистов Законодательного собрания Краснодарского края побывало более 15 тысяч избирателей. Всего по инициативе депутатов-коммунистов для выполнения наказов избирателей в муниципальные образования было направлено почти 270 миллионов рублей из краевого бюджета. В Волгоградской области по наказам избирателей в 2007 году депутаты нашей фракции оказали помощь учебным, медицинским, спортивным и культурным учреждениям в сумме 12 миллионов 509 тысяч рублей. По инициативе фракции КПРФ удалось восстановить институт работы с наказами избирателей в городском Совете Новосибирска. Теперь там ежегодно исполняется несколько сот наказов избирателей, на что из городского бюджета выделяется более 200 миллионов рублей в год. Появилась возможность решать конкретные проблемы, которые волнуют избирателей: благоустройство внутриквартальных территорий, строительство спортивных и детских площадок, социальная помощь нуждающимся людям, поддержка школ, библиотек, поликлиник. Коммунистам удалось добиться, чтобы затраты на оплату услуг ЖКХ в Новосибирске составляли не более 14% от совокупного дохода семьи. Это близко к требованиям Народного референдума. Благодаря настойчивости депутатов-коммунистов на 250 миллионов рублей увеличены расходы на капитальный ремонт в бюджете города на 2007 год, общая сумма средств, выделенная на капитальный ремонт жилого фонда в прошлом году составила 719 миллионов рублей. По инициативе фракции КПРФ создана городская Контрольно-счетная палата, которая только за прошлый год выявила более 300 нарушений на сумму 160 миллионов рублей. Студентам вернули право на льготный проездной в городском транспорте. Была остановлена приватизация ряда социально значимых муниципальных объектов, предотвращена ликвидация магазинов «Товары для детей».

Эту работу нужно продолжать в полном объеме. И на основании тех программ, с которыми мы шли на региональные, думские и президентские выборы, каждой организации нужно разработать технологию учета и выполнения наказов избирателей депутатами всех уровней.

Особое внимание обратить на работу с письмами. На уровне фракции в Государственной думе удалось вывести ее на новый уровень. За последние три года были даны ответы на 25 тысяч писем. Нельзя недооценивать результат. Ответ на письмо, любой сигнал внимания к человеку, его проблеме — это протянутая рука, это уже установление союза с автором обращения. Региональные фракции и группы должны поставить эту работу на твердую основу. Одновременно следует оказывать помощь и осуществлять постоянный контроль за систематическими отчетами депутатов от КПРФ перед избирателями в течение всего депутатского срока. Здесь нужно брать пример с депутатов Государственной думы, активно работающих в регионах во время выборов и сейчас, в ходе отчетно-выборной кампании партии.

Отдельно следует выделить проблему довольно слабого информационного обеспечения региональных успехов. Каждая выделенная по инициативе КПРФ копейка даже для решения самого частного вопроса должна работать не только в местных и региональных СМИ, но и в центральной партийной печати. Пока что не все наши депутатские группы и фракции в достаточной мере пропагандируют собственные же достижения, а это — хорошее агитационное достояние всей партии. Регионы не должны делить успехи на «свои» и «чужие». И если где-то недостаточно возможностей добиться реализации какой-то идеи, надо показать гражданам, что это удалось там, где фракция КПРФ больше и сильнее. Информационный обмен не только по линии «ЦК — регион», но и через межрегиональные связи сегодня крайне необходим, а при наличии нашего центрального сайта организация такого обмена существенно упрощается.

В ситуации работы в парламентском меньшинстве, особенно там, где у нас совсем мало депутатов и эффективность работы с наказами не может быть высокой, мы должны постоянно стремиться к тому, чтобы обеспечивать гражданскую поддержку любой нашей инициативы. Для этого есть механизмы. Иногда мы рассуждаем так: зачем писать законопроект, если он не пройдет? Надо забыть об этой логике. Если законопроект точно попадает в болевую точку, волнующую граждан, вполне возможно провести целую акцию по поддержке данного законопроекта еще до его внесения. Организовать не только информационную кампанию, но и процедуру сбора подписей. Мы должны максимально приобщать граждан к нашим инициативам и ставить политических оппонентов в заведомо невыгодное положение.

В этом плане интересный опыт существует в ряде стран Европы, где работает практика «народной законодательной инициативы». В Германии, например, в ряде земель существует даже законодательство на этот счет. Для выдвижения законодательной инициативы создается и регистрируется группа граждан и приступает к сбору подписей под законопроектом. Необходимо собрать 25 тысяч голосов избирателей. В этом случае парламент земли обязан рассмотреть законопроект. В случае его отклонения избиратели могут преодолеть вето парламента, собрав 80 тысяч голосов. В случае повторного отклонения народной инициативы граждане имеют право провести референдум по предмету спора.

Безусловно, это форма прямой демократии, а не представительной. Народная законодательная инициатива представляет собой право определенной группы избирателей предложить проект закона, который подлежит обязательному рассмотрению парламентом. При этом парламент, как правило, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него поправки или отклонить его. Этим народная законодательная инициатива отличается как от референдума, решение которого имеет силу закона, так и от права на обращения в органы власти с предложениями, которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения на уровне законодательной власти.

В Конституции России закреплено право граждан на обращения в органы власти, а упоминание народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии отсутствует. В то же время, поскольку непосредственное осуществление власти народом является основой конституционного строя, есть возможность дополнительно раскрывать способы выражения этой власти в специальных законах. На федеральном уровне такие законы приняты в отношении референдумов. Народная законодательная инициатива в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления. И нашей фракции в Государственной думе следует изучить международный опыт и внести такой законопроект. Но я хочу обратить внимание на то, что во многих субъектах Федерации народная инициатива уже стала правовой нормой. Эта форма прямой демократии установлена в 20 субъектах. Хотя в большинстве из них это пока только правовая декларация, закрепленная в уставе или конституции, без определения четкого механизма осуществления, но это тот инструмент, с которого региональным фракциям нужно попробовать сдуть пыль и включить на полную катушку. До настоящего времени мы практически не использовали этот резерв. Известен только один такой случай. В 1995 году Московская городская партийная организация, собрав 200 000 голосов избирателей, внесла в городскую Думу проект закона об ограничении квартирной платы в городе, но он был отклонен, а через некоторое время аналогичный закон был принят, но уже по инициативе мэра Москвы. Целесообразно рассмотреть вопрос о внесении фракциями КПРФ в региональных собраниях проектов актов о народной законодательной инициативе во всех регионах страны.

В каждом регионе нужно провести тщательный анализ состава тех новых групп граждан, которые оказали нам поддержку на выборах, понять их мотивацию, их ожидания. Совершенно ясно, что в основе нашего законотворчества лежат в большинстве своем идеи глобального политического и социально-экономического характера. Они базируются на вопросах, которые мы готовили и готовим для вынесения на Всероссийский референдум, на программных положениях, призваны быть общефедеральной альтернативой политике власти. В то же время мы не должны упускать из виду те конкретные социальные требования, которые сегодня появляются у независимых профсоюзов, на предприятиях, у широкого социального слоя наёмных работников и отдельных категорий по типам производства. Там, где человек начинает отказываться от иллюзий и понимает, что живет хуже, чем мог бы, где начинается понимание, что дело не в деталях, а в системе,— там должен быть депутат-коммунист с предложением отстаивать права вместе. Сегодня мы порой видим, что это два параллельных друг другу направления: мы отстаиваем права граждан по своему усмотрению, а о тех, кто недоволен положением вещей на местах, мы узнаем из публикаций журналистов. Нам нужно как можно сильнее связывать эти параллели в единую линию. Фракции в Государственной думе не всегда легко дотянуться до каждой такой ситуации. Основная работа должна лечь именно на плечи региональных фракций и групп КПРФ. Массово-политическая работа идет не на заседаниях “единороссовских” комиссий и комитетов, а там, где зарождаются очаги конфликта интересов, заложенного в нынешней системе.

Теперь относительно координации работы. Выделим, может быть, самые важные аспекты на сегодняшний день.

Один аспект: усиление партийного контроля за работой фракций и групп КПРФ всех уровней. В последние годы партийные комитеты на своих заседаниях, как правило, рекомендуют для избрания руководителей фракций и групп, стали чаще заслушивать их отчеты о проделанной работе. Такая практика сложилась в Алтайском республиканском, Волгоградском, Владимирском, Новосибирском, Орловском, Омском и многих других региональных отделениях партии. В ряде краевых и областных комитетов партии используется такая форма, как обсуждение задач депутатов-коммунистов на текущий и перспективный периоды на пленумах партийных комитетов, собраниях актива. На заседаниях бюро крайкомов и обкомов КПРФ наиболее важные вопросы рассматриваются накануне сессий Законодательного собрания с целью выработки тактики в деятельности депутатов-коммунистов и их сторонников. Эта практика должна стать нормой для всех регионов.

Поэтому большая просьба: как можно быстрее втянуться именно в такой порядок работы тем, у кого выборы прошли недавно, либо у кого подобная система является не обязательной, либо не имеет регулярной основы. Как бы жестко это ни звучало, мы должны заявить сегодня совершенно ясно: фракции и депутатские группы — это партийные инструменты. У нас не так много депутатских мандатов, чтобы позволять послабления и вольности как отдельным депутатам, так и целым фракциям. И решающее слово — всегда за партией.

В частности, это позволит избежать некоторых проблем, которые вызывают дискуссии и недопонимание. Речь идет прежде всего о голосованиях наших региональных фракций и групп по стратегическим вопросам, таким, как утверждение кандидатуры губернатора или голосование по бюджету. Порой мы обращаем внимание на какой-то единичный факт, но не замечаем, что картина наших голосований по этим вопросам довольно пестрая. И для этой пестрой картины находятся объяснения. Где-то в бюджете учли наши поправки. Где-то бюджет в большей степени социально направленный, чем прежний. Где-то губернатор — популярная в регионе личность. На этой почве возникают разногласия. У нас по бюджету более 25 фракций и групп проголосовали в последние годы «за», хотя тех, кто голосовал «против» либо воздерживался, больше. Далеко не единичны случаи поддержки губернатора. Самые неприятные случаи там, где голосование не было консолидированным. И везде своя мотивация, и у всех свои аргументы. Но время показывает, что в этом вопросе «разнообразие» — явление вредное. Президиуму ЦК КПРФ целесообразно обсудить эти вопросы, разработать общие критерии подхода к голосованиям по таким вопросам, дать универсальные для всех обязательные нормы. Повторю: в особых случаях, когда могут быть веские мотивы, можно делать исключения. Но вопросы голосования в любом случае нужно выносить на обсуждение регионального пленума и согласовывать на уровне ЦК.

Другой аспект: укрепление вертикальных и горизонтальных связей. Идея депутатской вертикали неоднократно обсуждалась в нашей партии. Сначала задача ставилась так: образовать региональные ассоциации депутатов-коммунистов, а затем провести съезд депутатов-коммунистов всех уровней и создать Всероссийскую ассоциацию. Но ассоциация — не самоцель. Целью является содержательная начинка ассоциации, то есть максимально отлаженная работа. И на этом пути нам еще требуется решить ряд задач.

На заседании Комиссии ЦК КПРФ по работе с депутатским корпусом, региональной политике и местному самоуправлению неоднократно обсуждался опыт региональных отделений КПРФ. Обсудили предложения руководителя секции комиссии по работе с депутатами-коммунистами в представительных органах местного самоуправления Виктора Егоровича Кузнецова, руководителя фракции Орловского областного Совета народных депутатов Василия Николаевича Иконникова по улучшению работы депутатской вертикали. В результате пришли к выводу, что необходимо выработать единую методику по партийному руководству депутатскими объединениями КПРФ.

В частности, членами комиссии разработаны и направлены в региональные партийные отделения «Методические рекомендации по организации работы депутатской вертикали, партийному руководству деятельностью фракций и групп КПРФ». Там были определены основные цели и задачи по организации совместной работы первичных, местных и региональных отделений и депутатов всех уровней с населением, общественными организациями и комитетами общественного самоуправления. Сегодня на этом пути есть и положительные примеры, и проблемы, которые стоит затронуть, коснувшись каждого из уровней.

Первый уровень: Центральный Комитет партии и фракция депутатов Государственной думы. Задача Центрального Комитета — объединить работу партийных отделений, обеспечивая полноценный обмен опытом. По большому счету, лишь с 2006 года мы стали более активно привлекать фракции и группы КПРФ к законодательной работе, информируя наших депутатов-коммунистов по важным федеральным законопроектам, заблаговременно публикуя их в Интернете или рассылая по почте, обозначая позицию по существу законопроектов. В 2006—2008 годах в регионы были направлены более 35 важнейших законопроектов для обсуждения. Вместе с тем следует отметить, что только по четырем законопроектам наши фракции поработали активно. Поддержку депутаты фракции КПРФ в Государственной думе получили по законопроектам «О Знамени Победы», «О недрах», Водному и Лесному кодексам. Такую работу надо вести активнее. Заключения из регионов по тем инициативам, которые рассматриваются в Москве, крайне важны: в первую очередь они помогают самим региональным организациям выявлять истинную позицию депутатов своих заксобраний и использовать это в агитационной работе. В то же время проблемы связи центра с регионами еще остаются до конца не решенными. Недавний пример. Буквально два месяца назад руководителям фракций и групп направлена законодательная инициатива депутата Государственной думы Сергея Ивановича Штогрина. Предлагалось подготовить в ближайшее время и внести на рассмотрение заседаний региональных законодательных органов поправки в региональный закон «О транспортном налоге» в сторону его уменьшения для наиболее незащищенных слоев населения. Обратной информации до сих пор не последовало.

Следует признать, что такие случаи — не только вина региональных фракций, но и центра. Информация выдается не так регулярно, появляется лишь периодически, и в таких условиях трудно говорить о слаженности действий. Причина простая: элементарно не хватает мощностей. Поток инициатив большой, фракций стало существенно больше. Сегодня нам действительно требуется создать специальное структурное подразделение при ЦК, которое возьмет на себя исключительно эти задачи, ежедневно будет держать руку на пульсе, своевременно откликаться на просьбы снизу и одновременно держать под контролем эту работу. Мы эту идею уже озвучивали, но пока она не реализована. Условно назовем эту структуру координационным советом. Причем в его состав целесообразно включить и ряд региональных руководителей фракций. Это должен быть такой центр, куда можно обратиться в любой момент, сверить позиции, оперативно получить необходимые консультации по вопросам, которые рассматриваются Государственной думой. Кроме того, именно в рамках такого совета по принципиальным для партии вопросам можно определять задачи на ближайший год: с последовательностью действий, сроками, темами работы.

В рамках данного подразделения необходимо сформировать единый банк модельных законопроектов с сопутствующей документацией для накопления в нем всех наработок депутатской вертикали: принятых и разработанных законопроектов по инициативе депутатов от КПРФ. Желательно организовать работу так, чтобы регионам не приходилось каждый раз работать с нуля по той ли иной теме, чтобы были готовые, юридически обеспеченные заготовки. Помочь в организации такой работы могут наши депутаты Государственной думы. Необходимо за каждым закрепить определенную тематику. По умолчанию она и так за большинством закреплена, но сегодня здесь у нас есть проблемы. По некоторым вопросам желающих высказаться много, и это не всегда на пользу для единства линии. А по целому ряду тематических направлений неизвестно, к кому обратиться. Нужно более строго распределить тематику и поручить депутатам вести обеспечение работы Координационного совета законодательными материалами по своим направлениям, стать своеобразными исходными точками для построения отраслевых вертикальных связей. Давайте подойдем к этому дисциплинированно.

Безусловно, требуется усилить в центре и юридическую службу. Сегодня мы большие силы отвлекаем на избирательные и судебные процессы, а юристов, работающих исключительно на фракцию, на депутатскую вертикаль, в центре явно недостаточно. Без этого не справиться с объемами документов.

Второй уровень вертикали — местные и региональные отделения партии и фракции депутатов в региональных законодательных органах власти. Фракции и группы депутатов-коммунистов образованы в 70 законодательных органах власти субъектов РФ. Они ответственны за состояние правовой базы, формируют и отрабатывают ее для всех систем самоуправления в регионе, решают вопросы финансирования муниципальных образований, непосредственно участвуют в работе первичных отделений и местных депутатов с населением в избирательных округах. Это — ключевое звено, фактически связующее центр с самыми нижними этажами. Здесь особенно важно сказать о горизонтальном взаимодействии. В 2006 году состоялся первый региональный съезд депутатов и глав администраций Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, организованный областным комитетом КПРФ. Для координации этих усилий и коллективного решения назревших проблем создана Иркутская межрегиональная общественная организация «Ассоциация депутатов и глав муниципальных образований Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа «Товарищ».

Состоялся обмен опытом работы фракций и групп КПРФ, депутатов-коммунистов в Орле, Чебоксарах, Санкт-Петербурге, Владикавказе. В Новосибирске проведены уже два съезда народных депутатов Сибири. В Москве в Государственной думе депутаты фракции ввели в постоянную практику проведение “круглых столов” и слушаний по острой проблематике, куда приглашаются представители регионов и совместно вырабатываются общие позиции и рекомендации. Обсуждались продовольственная безопасность, ЕГЭ, укрепление обороноспособности страны и другие важные темы. Всю эту практику нужно продолжать.

Но, чтобы дело пошло быстрее, возможно, стоит обратиться к опыту трех недавно проведенных зональных семинаров-совещаний партии, которые выявили ряд общих проблем для соседних территорий. Для лучшей координации работы нам стоит создать своеобразные межрегиональные координационные советы депутатской вертикали. Пусть не на уровне округов, это сейчас слишком большой размах, а кустовым способом: по три-четыре региона. Это более мобильная схема. На этой основе можно объединить и кадры. Не везде одинаково сильные юридические службы, значит, имеет смысл соединить знания, опыт и усилия юристов в этом межрегиональном совете для проработки законопроектов, которые могут быть приняты в данных регионах.

Важная тема — синхронность законодательных выступлений регионов. Самый яркий последний пример — инициатива фракции КПРФ Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Она добилась от депутатов из буржуазных партий поддержки некоторых принципиальных вопросов политической платформы Компартии. И Законодательное собрание Санкт-Петербурга вышло в Госдуму с законодательными инициативами о принятии ряда Федеральных законов, в том числе о том, чтобы оплата ЖКХ не превышала 10% от совокупного дохода семьи. Как отреагировали наши фракции? На состоявшейся 24 апреля 2008 года сессии Орловского областного Совета народных депутатов единогласно поддержаны инициативы Законодательного собрания Петербурга, внесенные на рассмотрение фракцией КПРФ в областном Совете. Готовятся к рассмотрению этой инициативы коммунисты Ростовского законодательного собрания и Государственного собрания Республики Саха (Якутия). Остальные пока не отреагировали. Горизонтальные связи работают лишь фрагментарно. Если хотя бы 30—40 законодательных собраний поддержали инициативу ленинградцев, у нас были бы все основания, чтобы требовать от власти принятия этой нормы на федеральном уровне. В связи с этим необходимо выработать такой механизм контроля, чтобы все фракции и группы одновременно были задействованы в процессе законотворчества.

Третий уровень вертикали — местное самоуправление. Самый стратегически значимый. Это опорный уровень депутатской вертикали, это то основание, которое нужно сделать прочным. На сегодняшний день в стране создано 24352 муниципальных образования, в каждом из которых избраны депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований. Среди депутатов и глав муниципальных образований более 10 тысяч коммунистов и наших сторонников. И их может быть гораздо больше, если мы более ответственно подойдем к выборам в органы местного самоуправления. Пока им уделяется недостаточно внимания.

А ведь именно здесь находится кладезь информации. Работая в Государственной думе, в региональных собраниях, мы имеем дело с информацией в той или иной степени отфильтрованной. А там, на самом нижнем этаже, особенно остро видны интересы человека. Там нет обобщений, там живые кровоточащие проблемы. И наша основная задача — создать такую систему опеки и поддержки этого этажа законотворческой вертикали, чтобы работа в органах местного самоуправления дала новое дыхание нашим первичным организациям. Из центра организовать работу всех наших депутатов невозможно, и потому самая высокая ответственность лежит на наших фракциях и группах в региональных Законодательных собраниях. И дело не только в решении вопросов финансирования муниципальных образований. Необходимо уравновесить обращение «вверх» по вертикали к фракции в Государственной думе — обращением «вниз» с помощью и поддержкой нашим сторонникам на уровне самоуправления. Там ключи к кадровой подпитке, там ключи к внепарламентской поддержке парламентских инициатив. В ряде регионов наши депутаты заксобраний проводят выездные обучающие семинары, оказывают методическую помощь на местах своим коллегам депутатам-коммунистам в представительных органах местного самоуправления. Эту полезную практику нужно расширять.

Не стоит сейчас перечислять все проблемы законодательства о местном самоуправлении, а их немало, включая вопросы недостаточного финансирования. Отметим принципиальное: оно сохранило и развило возможности использования общественного мнения населения в решении социально значимых местных вопросов. Ряд глав и статей закона посвящен порядку организации и проведения собраний, конференций, референдумов, опросов населения. Преимуществом является достаточно полный перечень форм непосредственного осуществления населением самоуправления. Особое место в них занимает территориальное общественное самоуправление — ТОС. При заинтересованном подходе эти инструменты можно использовать, создавая координирующие органы для депутатов районного и поселенческого уровня, что предусмотрено законодательством.

Последнее, что важно выделить. Депутатская вертикаль — это весомая часть организационного каркаса партии, и, помимо согласованной работы нужно грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами. В связи с этим просьба ко всем фракциям и группам усилить контроль за выполнением решений по партийному максимуму, постоянно заниматься сбором пожертвований. Именно эти механизмы позволяют, с одной стороны, укреплять свою материальную базу, с другой стороны, помогать людям. Только за последнее время приобретены в собственность или находятся в стадии оформления более 20 офисов для партийных организаций, оказана помощь 29 детским домам. Обращу внимание также на то, что в вопросах распределения средств и ставок нужно проводить сбалансированную политику: с обязательным учетом потребностей местных организаций.

В ближайшее время мы в целом должны комплексно обсудить проблемы первичных и районных организаций КПРФ, возможно, стоит провести на эту тему специальный пленум уже после съезда.

Уважаемые товарищи!

В решении всех стоящих задач по усилению партийного руководства и координации работы мы должны руководствоваться тем, что наша вертикаль имеет существенное отличие от вертикали власти. Наша депутатская вертикаль — это не закостенелая система для выполнения поручений, а хорошо организованная, динамичная, чувствительная, инициативная цепочка, работающая в интересах населения и в конечном счете — для решения стратегических партийных задач.

В этом плане целью Центрального Комитета и региональных отделений должна стать не только оптимизация управления, но и создание таких условий для работы, когда будет место для, в хорошем смысле слова, самодеятельной инициативной работы всех структур, а особенно низовых. Когда вертикаль будет вырабатывать энергию, питающую партийные отделения.

Сегодня нам особенно необходимо задать качественно новый темп этой работе. Идет много сложных процессов. “Партия власти” «Единая Россия» входит в определенную стадию кризиса. Достаточно посмотреть, как они шарахаются из стороны в сторону то на тему быть или не быть дебатам, то на тему возвращения к выборам губернаторов. Их вертикаль дает сбои, которые мы прогнозировали. Администрация президента снова делает острые заявления, что хочет в будущем оставить в политической системе только свои проекты — «Единую Россию» и «Справедливую Россию». На КПРФ и нашего лидера идут информационные атаки, и здесь приятно отметить абсолютное понимание причин этих атак всеми нашими партийными организациями и сплоченность в их отражении.

В то же время власть погрузила в иллюзорный мир не только своих избирателей, но и сама попала в плен своей пропаганды. Под разговоры о «консолидации общества» и «устойчивости системы» она не видит то, что видим мы: пассивная позиция большинства граждан не означает их согласия с построенной системой, доверия к ней.

У нас расширяется база социальной поддержки. Раньше мы думали только о том, как искать сторонников. Скоро люди начнут искать сами тех, кто поможет им выразить принципиальные претензии к власти. И работа всех наших фракций и депутатских групп должна быть привлекательным ориентиром для «созревающих» сторонников альтернативного курса.

Помогут в этом наша борьба за честные выборы и организацию Всероссийского референдума. И то и другое мы доведем до конца. 7 июля в Верховном суде будет рассматриваться наш иск по результатам выборов в Государственную думу. Уже начат и первый этап работы по подготовке к референдуму. Всеми способами будем пробуждать общество.

На сегодняшний день внепарламентские силы оппозиции слабее, чем в 90-е годы. Тогда наши парламентские позиции и думская работа подпитывались народным сопротивлением и подъёмом. Сегодня уже наша парламентская работа должна быть направлена на подпитывание и поддержку внепарламентского движения, на собирание сил, их организацию, идеологическое вооружение. Сегодня мы должны говорить о парламентском обеспечении внепарламентской работы. В первую очередь этим нам и нужно измерять эффективность работы нашей депутатской вертикали.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме