13:00 24.06.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь-май 2008 года

На основании контент-анализ публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.

В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и Справедливой России».

Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «политические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

Таблица 1

Структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-май 2008 г.)

 

январь-март

(I квартал)

апрель

май

январь-май

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

 Коммунистическая партия Российской Федерации

10969

35,9

3169

28,3

2559

32,6

16697

33,6

 Партия "Единая Россия"

10081

33,0

5669

50,6

3718

47,4

19467

39,2

 Либерально-демократическая партия России

5890

19,3

898

8,0

616

7,9

7404

14,9

 Партия «Справедливая Россия»

3649

11,9

1470

13,1

950

12,1

6069

12,2

Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Как видно, в последние два месяца индексы информационной активности у «Единой России» выросли в полтора раза по сравнению с первым кварталом. Медиа-активность партии власти поднялась до уровня половины всего медиа-пространства. Доля КПРФ упала до 30%.

В целом, за первые пять месяцев 2008 года медиа-активность КПРФ составила 33,6%, доля «Единой России» - 39,2%, ЛДПР – 14,9%, «Справедливой России» - 12,2.

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)

Таблица 2

Структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-май 2008 г.)

 

январь-март

апрель

май

январь-май

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Фракция КПРФ

1351

28,5

611

36,2

1005

38,2

2967

32,8

Фракция "Единая Россия"

2562

54,1

833

49,4

1083

41,1

4478

49,5

Фракция ЛДПР

589

12,4

229

13,6

513

19,5

1331

14,7

Фракция «Справедливая Россия»

233

4,9

14

0,8

32

1,2

279

3,1

 Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

При освещении деятельности думских фракций парламентских партий ситуация была аналогичной. Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась в апреле-мае от 41 до 49%. А КПРФ – от 36 до 38%.

Таким образом, медиа-активность думской фракции КПРФ превышала медиа-активность партии.

В целом, за первые пять месяцев 2008 года медиа-активность фракции «Единой России» составила 49,5%, доля фракции КПРФ – 32,8%, ЛДПР – 14,7%, «Справедливой России» - 3,1%.

3. Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

Таблица 3

Структуру информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-май 2008 г.)

 

январь-март

апрель

май

январь-май

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Партия и фракция КПРФ

12320

34,9

3780

29,3

3564

34,0

19664

33,5

Партия и фракция "Единая Россия"

12643

35,8

6502

50,4

4801

45,8

23946

40,8

Партия и фракция ЛДПР

6479

18,3

1127

8,7

1129

10,8

8735

14,9

Партия и фракция «Справедливая Россия»

3882

11,0

1484

11,5

982

9,4

6348

10,8

Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

В целом, за первые пять месяцев 2008 года медиа-активность партии и фракции «Единой России» составила 40,8%, доля КПРФ - 33,5%, ЛДПР – 14,9%, «Справедливой России» - 10,8%.

На гр.1 представлена динамика изменения доли думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве.

Приведенные данные думской медиа-активности в первые пять месяцев 2008 года свидетельствуют, что оппозиционная КПРФ практически на равных с правящей «ЕР» была представлена в информационном пространстве.

Некоторые выводы

Как видно, то информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента («ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, как видно из информиндексов не особенно надрывались в партийной пропаганде за своего выдвиженца), после завершения президентской кампании исчезло. Все вернулось на круги своя – пропагандисткий аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».

Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось в апреле-мае в сравнении с периодом президентских выборов, но оно оставалось более высоким, чем в соответствующие «невыборные» месяцы прошлого года.

А вот ЛДПР пока не может выйти из послевыборной информационной ямы.

Стабильно низкие показатели и у «Справедливой России».

Следует также отметить, что КПРФ активно использует думскую трибуну. Благодаря этому информидексы парламентской фракции КПРФ выше, чем партии, без учета думской деятельности. 

Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов

Руководитель группы аналитиков А.Н.Скворцова

© Центр исследований политической культуры России







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме