13:00 24.06.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь-май 2008 года
На основании контент-анализ публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.
В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и Справедливой России».
Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «политические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).
Таблица 1
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-май 2008 г.)
| январь-март (I квартал) | апрель | май | январь-май | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Коммунистическая партия Российской Федерации | 10969 | 35,9 | 3169 | 28,3 | 2559 | 32,6 | 16697 | 33,6 |
Партия "Единая Россия" | 10081 | 33,0 | 5669 | 50,6 | 3718 | 47,4 | 19467 | 39,2 |
Либерально-демократическая партия России | 5890 | 19,3 | 898 | 8,0 | 616 | 7,9 | 7404 | 14,9 |
Партия «Справедливая Россия» | 3649 | 11,9 | 1470 | 13,1 | 950 | 12,1 | 6069 | 12,2 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, в последние два месяца индексы информационной активности у «Единой России» выросли в полтора раза по сравнению с первым кварталом. Медиа-активность партии власти поднялась до уровня половины всего медиа-пространства. Доля КПРФ упала до 30%.
В целом, за первые пять месяцев 2008 года медиа-активность КПРФ составила 33,6%, доля «Единой России» - 39,2%, ЛДПР – 14,9%, «Справедливой России» - 12,2.
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)
Таблица 2
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-май 2008 г.)
| январь-март | апрель | май | январь-май | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Фракция КПРФ | 1351 | 28,5 | 611 | 36,2 | 1005 | 38,2 | 2967 | 32,8 |
Фракция "Единая Россия" | 2562 | 54,1 | 833 | 49,4 | 1083 | 41,1 | 4478 | 49,5 |
Фракция ЛДПР | 589 | 12,4 | 229 | 13,6 | 513 | 19,5 | 1331 | 14,7 |
Фракция «Справедливая Россия» | 233 | 4,9 | 14 | 0,8 | 32 | 1,2 | 279 | 3,1 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
При освещении деятельности думских фракций парламентских партий ситуация была аналогичной. Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась в апреле-мае от 41 до 49%. А КПРФ – от 36 до 38%.
Таким образом, медиа-активность думской фракции КПРФ превышала медиа-активность партии.
В целом, за первые пять месяцев 2008 года медиа-активность фракции «Единой России» составила 49,5%, доля фракции КПРФ – 32,8%, ЛДПР – 14,7%, «Справедливой России» - 3,1%.
3. Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)
Таблица 3
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-май 2008 г.)
| январь-март | апрель | май | январь-май | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия и фракция КПРФ | 12320 | 34,9 | 3780 | 29,3 | 3564 | 34,0 | 19664 | 33,5 |
Партия и фракция "Единая Россия" | 12643 | 35,8 | 6502 | 50,4 | 4801 | 45,8 | 23946 | 40,8 |
Партия и фракция ЛДПР | 6479 | 18,3 | 1127 | 8,7 | 1129 | 10,8 | 8735 | 14,9 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 3882 | 11,0 | 1484 | 11,5 | 982 | 9,4 | 6348 | 10,8 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В целом, за первые пять месяцев 2008 года медиа-активность партии и фракции «Единой России» составила 40,8%, доля КПРФ - 33,5%, ЛДПР – 14,9%, «Справедливой России» - 10,8%.
На гр.1 представлена динамика изменения доли думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве.
Приведенные данные думской медиа-активности в первые пять месяцев 2008 года свидетельствуют, что оппозиционная КПРФ практически на равных с правящей «ЕР» была представлена в информационном пространстве.
Некоторые выводы
Как видно, то информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента («ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, как видно из информиндексов не особенно надрывались в партийной пропаганде за своего выдвиженца), после завершения президентской кампании исчезло. Все вернулось на круги своя – пропагандисткий аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».
Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось в апреле-мае в сравнении с периодом президентских выборов, но оно оставалось более высоким, чем в соответствующие «невыборные» месяцы прошлого года.
А вот ЛДПР пока не может выйти из послевыборной информационной ямы.
Стабильно низкие показатели и у «Справедливой России».
Следует также отметить, что КПРФ активно использует думскую трибуну. Благодаря этому информидексы парламентской фракции КПРФ выше, чем партии, без учета думской деятельности.
Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов
Руководитель группы аналитиков А.Н.Скворцова
© Центр исследований политической культуры России
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме