22:15 11.06.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин: "В скорректированном бюджете предусмотрено уменьшение средств на ЖКХ, лесное хозяйство и среднее профессиональное образование"

11 июня в Государственной Думе при обсуждении вопроса "О проекте федерального закона № 67230-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (об увеличении бюджетных ассигнований на дополнительную поддержку сельского хозяйства, в отдельные объекты капитального строительства и жилья  для военнослужащих, меры по социальной защите отдельных категорий граждан, дополнительную поддержку субъектов Российской Федерации и другие расходы) с докладом выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации  Сергей Вадимович Степашин.

С.В. Степашин (Председатель Счетной палаты РФ).

– Счётная палата представила в Государственную Думу подробный доклад по проекту закона. В связи с этим хотел бы остановиться лишь на ряде основных моментов.

Законопроект включает в себя дополнительные меры по социальнойзащите отдельных категорий граждан (о чём подробно доложил Министрфинансов), которые с учётом дополнительной поддержки регионовсоставляют более 55 миллиардов рублей. Планируется увеличение ассигнований на выплату базовой частитрудовой пенсии и оплату труда работников бюджетной сферы, обеспечениежильём ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, реализациюполномочий регионов в области лекарственного обеспечения. Как и предполагалось, возникла необходимость ив дополнительном финансировании подготовки сочинской Олимпиады на общую сумму 51 миллиард рублей, то есть, ни много – ни мало, на 61 процент.

В связи с этим хотел бы доложить вам, уважаемые депутаты, чтоСчётная палата предпринимает активные усилия для обеспечения прозрачности всех этих расходов. И мы отвечаем правильную линию правительства, которое разделило, по сути дела, на две части вопросы, связанные с Сочи. Те объекты, которые идут непосредственно для Олимпиады – идут отдельной строкой. То, что касается инфраструктуры Сочи, Краснодарского края, как горноклиматического курорта – отдельно. Это, кстати, мировая практика. Мы недавно изучали этот вопрос: и англичане в Лондоне так же сделали. Законопроектом предусмотрено также увеличение бюджетных инвестиций на более чем 40 миллиардов рублей, в том числе выделение почти 3 миллиардов на подготовку саммита АТЭС во Владивостоке. Пользуясь случаем, хотел бы вам доложить, уважаемые депутаты, в апреле мы на месте, по сути дела, всей коллегией ознакомились с ситуацией и вынуждены констатировать неудовлетворительную степень готовности к проведению этого важнейшего, с точки зрения развития всего российского Дальнего Востока, международного мероприятия.

В этой связи мы доложили оперативную информацию и президенту страны, и председателю правительства, которыми даны соответствующие поручения, поэтому я просил бы соответствующие комитеты Государственной Думы вместе со Счётной палатой обратить на сей факт особое внимание.

Хотел бы также особо отметить выделение почти 50 миллиардов на поддержку сельского хозяйства, ибо только за первые пять месяцев текущего года темпы роста стоимости минимального продуктового набора в нашей стране составили почти 20 процентов, а потребительских цен в целом лишь 7. В то же время нельзя не отметить факт корректировки трёхлетнего бюджета уже во второй раз за первые пять месяцев текущего года. Смею вам напомнить, для нас это, так сказать, первый подобного рода случай, причём весьма существенный. По доходам изменение составляет от 35 до 29 процентов, по расходам – от 7 до 20, по профициту – от 25 до 53 раз. Беспрецедентно высокие мировые цены на нефть могут объяснить эту ситуацию, на наш взгляд, лишь частично.

К сожалению, занижение ряда базовых макроэкономических показателей при подготовке проекта бюджета и прежде всего цен на нефть, объёма ВВП и темпов инфляции повторяется из года в год и носит системный характер. В прошлом году в своём заключении на законопроект, с которым я выступал здесь, перед Государственной Думой, о федеральном бюджете на 2008 год Счётная палата отмечала возможность опережающего роста именно этих показателей.

Законодательное утверждение бюджета на 3 года предъявляет качественно новые требования к точности и обоснованности макроэкономического прогнозирования. Однако подготовленный в правительстве законопроект о стратегическом планировании, чрезвычайно важный в этом контексте, по сей день не внесён в Государственную Думу, насколько я информирован, Министерством экономики и находится на согласовании в Министерстве финансов.

Ситуация с текущим исполнением бюджета является дополнительным аргументом в пользу дальнейшей оптимизации налогового бремени на экономику. Как вы знаете, недавно правительством одобрены меры по снижению ставки налога на добычу полезных ископаемых, которые должны предоставить нефтяным компаниям дополнительные инвестиционные ресурсы на развитие производства. Теперь, на наш взгляд, настал черед инновационно-ориентированных отраслей экономики.

В соответствии с предложениями депутатов Государственной Думы, Счётная палата с начала этого года осуществляет ежеквартальный мониторинг и оценку эффективности размещения и использования средств резервного фонда и фонда национального благосостояния. По результатам первого квартала курсовая разница от переоценки средств этих фондов по учёту в иностранной валюте составила, к сожалению, отрицательную величину, по резервному фонду 29 миллиардов, а по фонду национального благосостояния 9 миллиардов рублей. Отчасти такая ситуация носит объективный характер. В условиях международного финансового кризиса, особенно в США, и непредсказуемых колебаний курсов основных мировых валют на первый план выходит надежность размещения средств бывшего Стабилизационного фонда, а не только их приумножения.

Тем не менее, в данном контексте было бы уместно привести цитату из выступления президента страны Дмитрия Медведева на Красноярском инвестиционном форуме в феврале текущего года. Мы должны скорректировать политику управления бюджетными и валютными резервами, чтобы результатом управления была не только их сохранность, но и более ощутимая польза для экономики.

В этом же выступлении, как вы помните, предлагались и возможные пути решения данной проблемы. В частности, речь шла об использовании этих резервов в качестве инструмента долгосрочного рефинансирования банковской системы, что частично уже делается правительством, теряющим возможность играть на разницах внешних и внутренних заимствований. Данная мера нам представляется вынужденной и явно недостаточной в силу крайней её опосредованновасти от конечных целей экономического развития нашей страны.

Хотел бы также проинформировать уважаемых депутатов, что на основании обращения ряда ваших коллег Счетная палата по согласованию с национальным банковским советом планирует во втором полугодии сего года провести проверку управления Банком России золотовалютными резервами, в состав которых включены и резервы федерального бюджета. Естественно результаты нашей проверки будут доложены вам.

Теперь о бюджетной дисциплине. К сожалению, в настоящее время наблюдается негативная тенденция роста доли неисполнения расходов по отношению к законодательно утверждённым показателям. Вообще у нас парадокс, мы прибавляем деньги, в то же время не можем их израсходовать.

Если в 2006 году данный показатель составлял 3,3 процента, в 2007 году уже 8,3, по состоянию же на 1 июня 2008 года остатки средств федерального бюджета без учёта средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составили ни много ни мало 2,3 триллиона рублей и увеличились с начала года в два раза.

Особенно тревожной является ситуация с исполнением инвестиционных расходов. Так, в первом квартале кассовое исполнение расходов по ФЦП составило всего 6 процентов от учтённой росписи. Ситуация с исполнением ФАИП является ещё более сложной: по итогам первого квартала кассовое исполнение этого вида расходов составило лишь 3 процента от уточнённой росписи. И, мне представляется, правительству и президенту страны пора бы здесь и власть употребить, особенно к тем, кто не умеет расходовать бюджетные средства, пускай другим делом занимаются.

На исполнение расходной части бюджета негативно сказывается несвоевременное принятие нормативных актов. До настоящего времени не принято шесть нормативных правовых актов по реализации закона о бюджете, разработка которых должна была быть завершена ещё в конце прошлого года. В первую очередь это касается 94-ФЗ "О конкурсных закупках...", который вообще нам представляется сегодня весьма и весьма проблемным законом. Те, кто работал и работает на местах, понимают, о чём я говорю.

Также из года в год мы вынуждены констатировать недостаточную прозрачность процесса внесения изменений в закон о бюджете. Так, по семи федеральным целевым программам запланированы ассигнования выше, чем в паспортах программ, которые утверждены постановлением правительства. За первые четыре месяца текущего года главными распорядителями было внесено более 5 тысяч изменений на сумму 830 миллиардов рублей, или 44 процента от произведённых кассовых расходов. Так, Министерством внутренних дел России внесено 153 изменения, Росздравом – 147, Рособразованием – аж 358.

Ещё одна проблема. По предложению главных распорядителей в законопроекте предлагается предусмотреть сокращение... Вот мы увеличиваем, я хочу, чтобы депутаты послушали меня внимательно, сейчас, вроде, увеличиваем, да? Так вот, по предложению главных распорядителей в законопроекте предлагается предусмотреть сокращение уже утверждённых в законе о бюджете расходов в сумме 90 миллиардов рублей. Примечательно, что такая экономия, в кавычках, предусматривается в том числе в таких сферах, как ЖКХ, видимо, там проблем у нас уже давно нет, – на сумму 1,4 миллиарда рублей, лесное хозяйство – 0,5 миллиарда и среднее профессиональное образование – 0,2 миллиарда рублей. Мне непонятно, я думаю, вам тоже. Разве эти сферы, где нужно экономить бюджетные средства?

Уважаемые коллеги, мы неоднократно обращали внимание правительства на необходимость наведения порядка в учёте имущества казны, куда относятся и принадлежащие государству пакеты акций, и повышение эффективности и управления этим имуществом. Проверки показывают, что взносы Российской Федерации в уставные капиталы акционерных обществ не отражаются в должной мере в балансе исполнения федерального бюджета, в составе финансовых вложений государства, что существенно уменьшает финансовые активы страны.

Так, из 96 миллиардов рублей, которые направлены в прошлом году на взносы и в уставные капиталы акционерных обществ, в балансе исполнения федерального бюджета учтены вложения по всем формам участия в капитале только на сумму 31 миллиард, то есть, на 30 процентов. Это во многом обусловлено недостатками нормативного обеспечения этих операций, когда в соответствии с Законом "О бюджете" оплату взносов производят, как правило, министерства и ведомства, главные распорядители. В результате мы имеем то, что имеем, когда у семи нянек дитя без глаза.

И у нас есть предложение. А почему бы не объединить в одном лице и уполномоченного собственника акций и главного распорядителя?

Не менее остро стоят вопросы законодательного регулирования защиты экономических интересов государства при  использовании имущества, в том числе, средств федерального бюджета, передаваемых госкорпорациям. Сегодня ведётся активная политика между одной из госкорпораций, кстати, и Министерством финансов.

Получение государством доходов от использования этого имущества в действующем законодательстве пока должным образом не регламентировано. В то же время, по самой скромной оценке, годовой доходности от имущественных вложений даже на уровне 10 процентов годовых, бюджет мог бы получить несколько десятков миллиардов рублей. Аналогичная картина наблюдается и при создании частно-государственного партнёрства в форме концессионных соглашений.

Кроме того, в законопроекте без указаний каких-либо причин предусматривается уменьшение доходов от сдачи в аренду имущества, которое находится в оперативном управлении органов власти: с 9,4 миллиардов – до 2,8, то есть, в 3,4 раза. При этом по нашей статистике, уже к 1 мая 2008 года по отчётности, кстати, Федерального Казначейства мы уже имели по этой позиции доходы в сумме 4,5 миллиарда, что превышает прогнозируемый законопроектом годовой показатель более чем 60 процентов. Полагаю, что это требует дополнительных пояснений со стороны правительства нашей страны.

Таким образом, уважаемые коллеги, одной из приоритетных задач бюджетной политики на современном этапе является дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов.

Со своей стороны, Счётная палата будет делать всё так, чтобы построить свою работу в текущем году для обеспечения максимально жёсткого контроля за реализацией наиболее приоритетных на данном этапе государственных проектов, и, безусловно, оперативно об этом информировать вас.

Благодарю за внимание.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме