07:46 30.05.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

"Правда" об отношениях России и Востока

Специалисты продолжают изучать итоги и перспективы визита президента Медведева в Китай. Укрупненно можно выделить два направления исследования. Первое — личностное: как молодой русский президент провел многогранную и очень ответственную международную операцию. Второе направление — как Россия вписывается в мир, стремительно формирующийся на Востоке. Начнем со второго.

Вокруг Тихого океана

Запад, похоже, вступил в длительную полосу экономических немощей и политической нестабильности. Там нарастает поляризация социальных слоев: исчезает средний класс, пополняя ряды бедняков, которым противостоит крошечная группа сверхбогатых. Вал забастовок катится по Европе — рыбаки и железнодорожники, государственные служащие и фермеры протестуют против роста цен. Колоссальный нефтяной бум разоряет и мелких производителей, и крупные фирмы, которые стараются выжить за счет массовых увольнений. Оплата жилья стала неподъёмной нагрузкой для семейных бюджетов. Пугающе растет безработица и сокращается рост внутреннего валового продукта.

На Востоке всё обстоит иначе. Япония, Китай, Индия, Южная Корея, разнообразные "молодые тигры" Азии стремительно рвутся вперед.

Япония выступила инициатором интеграции огромного региона. На прошлой неделе ее премьер-министр Фукуда заявил (заранее прошу прощения у читателя за длинную цитату, но сюжет того стоит): "Уже сейчас на страны, расположенные по периметру Тихого океана, приходится около 60-мирового ВВП и свыше 40-глобальной торговли. Через 30 лет на берегах этого "внутреннего моря" будут соседствовать государства, занимающие все десять первых мест в мире по экономической мощи...

Чье же это будет "внутреннее море"? Тихий океан уже стал "внутренним морем" для Японии, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Оно будет таким и для России, если она успешно освоит Дальний Восток. Разумеется, это "внутреннее море" также для Китая и Индокитая, Австралии и Новой Зеландии. Через Индию, как мне хотелось бы думать, — подчеркнул японский премьер,— оно будет связано и с Ближним Востоком".

Не забыл господин Фукуда и о России. "Недавно я был в Москве,— сказал он,— где с господами Медведевым и Путиным мы вели разговор о сотрудничестве в стабилизации нашего региона. В последнее время Россия вновь обращает взгляды на Дальний Восток. Она ищет пути сближения с зоной Азии и Дальневосточного региона, чтобы подтолкнуть развитие своего Дальнего Востока и Восточной Сибири. Я же сказал,— подчеркнул японский премьер,— что для этого России нужно подписать мирный договор с Японией. Если Россия углубит отношения с Японией и свяжет себя с Азией и Тихим океаном, она получит еще большие шансы для роста".

Итак, Токио планирует для России прекрасное будущее. Но — при выполнении определенных условий. Другим странам региона никаких условий не выдвигается. Оно и понятно: военный союз Токио с Вашингтоном господин Фукуда считает "устройством, обеспечивающим стабильность Азиатско-Тихоокеанского региона".

Итак, путь к тихоокеанской интеграции лежит через Вашингтон.

Космический аспект

Однако у каждого из участников будущего интеграционного объединения "Тихий океан — внутреннее море" есть свои цели и свои задачи, а также способы их решения.

Скажем, Япония стремительно движется к внесению поправок в действующую конституцию страны, что позволит Токио иметь полноценную армию. Сейчас японские вооруженные силы не могут оперировать за рубежом — тыловая поддержка ими войск коалиции в Афганистане и Ираке вызывает протесты. Китай, после десяти лет перерыва, только что возобновил контакты с Японией на высшем уровне. Похоже, в Пекине не склонны обострять взаимоотношения с великим соседом из-за того, что сосед намеревается в корне изменить свою военную доктрину. Хотя Китай и был одной из жертв японской военщины.

Что будет представлять собой новая армия Страны восходящего солнца? Учитывая научно-технический потенциал Японии, ее экономические возможности, можно смело предположить, что это будут прекрасно оснащенные самой передовой техникой вооруженные силы. Подтверждение тому — одобрение японским парламентом закона об использовании космического пространства в военных целях. Как сообщила газета "Асахи симбун", теперь космические исследования будут проводиться с учетом "интересов национальной безопасности". Аналитики полагают, что эти работы намечается использовать для создания национальной системы противоракетной обороны. А военным хорошо известно, что от ракет ПРО до ударных сил — дистанция короткая.

Так с кем же из потенциальных участников проекта "Тихий океана — внутреннее море" собирается сражаться Япония? Ответа нет. Пока нет. Но вполне возможно, что он вскоре последует из Вашингтона, поскольку Соединенным Штатам отведена в новом проекте ключевая роль.

Другой вопрос — как быть с разделенным корейским народом? Аналитики полагают, что в обозримом будущем произойдет объединение двух корейских государств. И не только исходя из исторической общности их населения, но и учитывая интересы экономические. Единая Корея станет мостом, связывающим многие азиатские страны и Россию. В КНДР солидные резервы рабочей силы, прекрасные условия для развития грандиозных туристических программ, немалые потенциальные ресурсы. Всё это прекрасно, но согласится ли Вашингтон вывести свои войска с Корейского полуострова и из прилегающих к нему морей, лишиться огромного рычага давления на Россию и Китай? Сомнительно... Тем более что речь идет о создании современного восьмидесятимиллионного государства Конфедерация Корё с высокоразвитой экономикой и мощнейшей армией.

Можно и дальше перечислять трудности, которые встанут на пути глубокой интеграции государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Но это не значит, что такая интеграция в принципе невозможна — не забудем об экономическом эффекте, который она может дать. Надо искать точки согласия — ни одно интеграционное сообщество никогда не было беспроблемным. В поисках конструктива очень велика роль России и Китая, что и подтвердил недавний официальный визит президента РФ в КНР.

Между Китаем и Россией нет коренных разногласий

Визит Дмитрия Медведева в КНР был сложнейшей политической акцией. Наши великие страны существуют не в некоем изолированном пространстве — они живут и работают рядом с другими государствами, которые тоже имеют свои виды на контакты Москвы и Пекина. Медведев тут высказался предельно ясно. Выступая в Пекинском университете, он подчеркнул, что российско-китайское взаимодействие сегодня превратилось в ключевой фактор международной безопасности, тот фактор, без которого невозможно принятие основных решений в рамках международного сотрудничества. "Я могу вам сказать откровенно,— продолжил российский президент,— что, может быть, не всем даже нравится такого рода стратегическое взаимодействие, которое существует между нашими странами. Но мы понимаем, что это взаимодействие в интересах наших народов, и мы будем его всячески укреплять, нравится это кому-то или нет-"

Политику на направлении РФ—КНР считает очень важным фактором крупнейшая оппозиционная политическая сила России — КПРФ. Китай не поступился принципами социализма и доказал всему миру жизнеспособность, эффективность марксистской идеологии. Реформы в Китае продемонстрировали всему миру возможность умелого сочетания рыночной экономики и государственной формы хозяйствования. Политической доминантой общественной жизни КНР была и остается руководящая роль Компартии в многопартийной стране. Всё это близко российским коммунистам. А признание китайских реалий руководством РФ позволило выравнить внешнеполитический курс России, отойти от безоглядного преклонения перед западным либерализмом и проводить взвешенную политику стратегического взаимодействия с великой социалистической державой.

Действительно, это не всем нравится. Наглядное подтверждение тому — оголтелая атака (на уровне пропагандистской спецоперации), которую развернули буржуазные СМИ (в том числе, к сожалению, и российские) против КНР буквально накануне визита президента РФ в Китай.

Особенно яростному нападению подверглись вопросы защиты российской интеллектуальной собственности "от китайских посягательств" (прежде всего — в авиации).

Однако порыв захлебнулся. Как сообщили газеты, гендиректор АХК "Сухой" Михаил Погосян, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что информацией о копировании в Китае наших технологий он не располагает. КНР многое производит по российским лицензиям, да и вообще у "Сухого" там много планов — к примеру, поставлять "Суперджеты", подчеркнул глава знаменитой фирмы.

История эта порождает недоумение: почему некоторые газеты утверждают, говоря об интеллектуальной собственности, что они (китайцы) "всегда были пиратами и ими останутся"? Неужели журналисты и политологи разбираются в тончайших деталях международных экономических связей авиастроителей лучше, чем глава самолетостроительной компании? Тем более что в мировой практике многие разработки здесь секретны.

Итог: Россия и Китай подписали генеральное соглашение по экспорту и импорту авиационных технологий. Подписано также соглашение о базовых условиях контрактов на оказание технического содействия в сооружении четвертой очереди газоцентрифужного завода по обогащению урана — наши атомщики довольны: соглашение выгодное. Высокая российская технология будет работать в КНР.

Техническое сотрудничество РФ и КНР, хотя и не без проблем (что нормально), успешно развивается. Осенью в Пекине ждут российского премьера Владимира Путина. Вот тогда, очевидно, и будут разрешены практические вопросы, которые пока еще остаются открытыми.

Сейчас же есть все основания говорить об успешных политических договорённостях на президентском уровне. Председатель КНР Ху Цзиньтао выдвинул ряд идей, нацеленных на ускорение и совершенствование китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства. Он предложил продолжать поддерживать друг друга в вопросах, касающихся суверенитета, территориальной целостности, безопасности и стабильности каждой из сторон; плавно расширять объем двусторонней торговли, оптимизировать ее структуру и увеличивать в ней долю продукции машиностроения и электроники, форсировать сотрудничество в нефтегазовой отрасли, а также по крупным технико-экономическим проектам; провести Год русского языка в Китае и Год китайского языка в России; интенсифицировать координацию совместных действий в многостороннем формате, в том числе в рамках ООН и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Эти и целый ряд других предложений нашли своё отражение в Совместной декларации КНР и РФ по основным международным вопросам. В ней, в частности, отмечено, что необратимый характер приобретает тенденция многополярности мира, углубляется экономическая глобализация, интенсивно развивается глобальное и региональное сотрудничество. В то же время в мире по-прежнему присутствует стремление к односторонним действиям, проведению силовой политики.

Стороны поддержали центральную роль ООН в международных делах и подчеркнули, что проведение ее реформы должно основываться на принципах консенсуса, последовательности и постепенности.

Россия и Китай подтвердили свою приверженность активному антитеррористическому, антинаркотическому и антикриминальному сотрудничеству в рамках региональных форумов, и прежде всего — в ШОС.

Стороны подтвердили, что международная безопасность неделима и всеобъемлюща. Безопасность одних государств, в том числе путем расширения военно-политических альянсов, нельзя обеспечить за счет других. Создание глобальной системы противоракетной обороны, включая развертывание такой системы в некоторых регионах мира, не способствует поддержанию стратегического баланса и стабильности.

Стороны выступили за мирное использование космоса, против размещения там оружия.

Россия и Китай призывают все страны активизировать диалог и координацию действий в энергетической сфере.

Стороны позитивно оценивают прогресс на шестисторонних переговорах по ядерной проблеме Корейского полуострова, выступают за решение путем диалога иранской ядерной проблемы, вопросов восстановления Ирака и Афганистана, ближневосточной, косовской, суданской (дарфурской) и других актуальных международных проблем.

Россия и Китай подтверждают, что каждое государство имеет право стимулировать и защищать права человека в соответствии с собственной спецификой.

Стороны будут продолжать международное взаимодействие в рамках БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Китай поддерживает более активное подключение России к процессам интеграции в регионе Восточной Азии.

Россия и Китай подчеркнули, что ШОС превратилась в исключительно важный фактор укрепления социальной стабильности.

Личный взгляд

А теперь вернемся к началу этих заметок. Известно, что Медведева считали "западником". Не берусь судить о его личных предпочтениях — не знаю. Но то, что он говорил и подписывал в КНР, не свидетельствует об однобокой ориентации российского президента.

И еще. В Китае огромное впечатление произвело решение России срочно направить в зону землетрясения военно-транспортные самолеты с грузом неотложной помощи. Китайцы помнят и чтут нашу армию. И гигантский авиабросок на помощь терпящему бедствие братскому народу был встречен там со слезами радости: "Русская армия помнит о нас-"







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме