05:30 21.05.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Репортаж из Пушкинского депо РЖД (видео)

Инициативная группа коммунистов Москвы 17 мая побывала в одном из железнодорожных депо, расположенном в подмосковном Пушкине, работники которого в конце апреля этого года объявили забастовку, всколыхнувшую общественность Москвы. Коммунисты побеседовали с одним из лидеров независимого профсоюза РПЛБЖ Николаем Павловым, а также с машинистами, слесарями ремонтниками и другим рабочими мятежного депо.

Ниже предлагается текст интервью с непосредственными участниками забастовки на Московской железной дороге, а также небольшой видеорепортаж коммунистов МГК КПРФ об условиях работы забастовавших локомотивных бригад железной дороги.

 

Каков режим работы железнодорожника - машиниста, помощника?

Н. Павлов: Здесь нет определенного времени, как на обычных предприятиях, с 40-часовой неделей. То есть "с 8 до 5" здесь нет. Заступают на работу с 6 утра и заканчивают в 21, 22 часа. И также в ночную смену в диапазоне: с 16 часов вечера до 10 часов утра следующего дня.

Переработки бывают?

Н. Павлов: Бывают. В прошлом году около 8 миллионов было в ОАО "РЖД".

Железная дорога оплачивает эти переработки?

Н. Павлов: Они прячутся сейчас руководством, потому что законодательством запрещены переработки. Им за это "холку мылят", и поэтому они переработки, которые существуют, прячут под срывы выходных дней: вроде как машинист Иванов, Петров, Сидоров решили подработать в выходной день. Естественно, в двойном размере оплачивают, но в статистику они сейчас, с этого года не идут, прячутся, скрываются. Но переработки всё же оплачивались, правда, не совсем правильно: первые два часа в двойном размере, остальные - в полуторном. Считали переработку не за смену. Они берут всю учтенную переработку за отчётный период, за месяц. Набирается, грубо говоря, тридцать часов, они 2 часа оплачивают в двойном размере, а остальные 28 часов - в полуторном. Так платили раньше. Сейчас сделали "финт ушами", они же у нас очень умные, стали проводить это как "срыв выходных дней".

Зарплата у вас вся целиком "белая"?

Н. Павлов: Да, у нас "серых" зарплат нет, они бояться, РЖД - это же большая организация, к тому же вроде как государственная….

Премиальная часть зарплаты большая?

Н. Павлов: До введения корпоративной системы оплаты (КСОТ) в апреле 2007г. была до 63 процентов. Т.е. 63 процентов зарплаты могли влегкую лишить. Сейчас только 27 процентов, но от этого - не легче, жить-то надо, а премий лишать не перестали.

Это система оплаты труда по коллективному договору?

Н. Павлов: Это система оплаты труда для всех работников, утверждена РЖД, КСОТ называется. Но подписывает коллективный договор с ними только профсоюз "Роспрофжел" в лице своего ЦК. Нас туда не пускают в нарушение трудового законодательства.

Еще вопрос по условиям труда на железной дороге. Соблюдение правил охраны труда, техники безопасности...

Н. Павлов: Вот только недавно в депо Москва-3 мастер попал под высокое напряжение. К сожалению, исход летальный. 25 лет парню. Ранее попал под высокое напряжение слесарь этого же депо. К счастью выжил. Из-за нарушений правил по охране труда. А начальнику депо - очередной выговор.

Что касается условий труда машинистов. Это надо в кабину машиниста заходить и смотреть в каких условиях люди по 12 часов в сутки работают. Летом - жара, зимой - сквозняки, холод, да что говорить: подвижной состав весь советской постройки 74-76 года выпуска. Спасибо его создателям. Такой электричке - ЭР2 памятник надо ставить! Работяга поезд, простой, доступный для изучения, надёжный, умный. А если ещё и в одни руки его отдать, закрепить за отдельными экипажами ему износа не будет. Но устарела она и морально и физически. Нового ничего изобрести не могут. Электропоезда ЭД4М также советской разработки. Их предки -электропоезда ЭР22, ЭР2Р, ЭР2Т. Но эту серию ещё доводить и доводить надо.

Социальные гарантии и компенсации. Раньше, в советское время, железная дорога давала дополнительные отпуска, санаторно-курортное лечение и пр. Сейчас что-нибудь осталось?

Н. Павлов: Профсоюз и занимается путевками, отраслевой профсоюз "Роспрофжел". Как и раньше, в советское время, когда он назывался HTЖ и ТС только этим и занимается: раздает путевки тем, кто поближе к администрации, тем, кто состоит в нужном профосюзе, в Роспрофжеле, а не в независимом профсоюзе, как наш, к примеру. Хотя по коллективному договору, член ты профсоюза или нет, на всех работников железной дороги льготы и гарантии распространяются. Отпусков дополнительных, оплачиваемых давали 3 дня, их нас лишили. Урезали материальную помощь к отпуску. Лишили выслуги лет: в прошлом колдоговоре такая льгота была, в этом - взяли и лишили. Сейчас, кстати, признана незаконной отмена этой льготы, и профсоюз будет бороться за возврат долгов по выплатам выслуги лет. Соответственно, членам своего профсоюза. Отраслевой пусть за своих членов борется сам.

Машинист: За вредность не хотят платить. И на уровне правительства, хотелось бы, чтобы этот вопрос решили, давно уже стоит, столько лет.

Н. Павлов: Если бы работники локомотивных бригад были внесены в список профессий с вредными условиями труда тогда им полагалась бы 24-процентная прибавка к окладу за вредные условия труда. Но правительство не хочет признавать наши условия труда вредными, только особыми, и говорит, что вы уходите на пенсию с 55 лет и будьте довольны этим. И еще дополнительный отпуск за эти особые условия труда -14 дней. Мы такие требования выдвигали. РЖД нам говорит: "Это вопрос к Правительству".

Средний уровень зарплаты по Московской области составляет порядка 15 тысяч рублей. Дотягивают ли работники железной дороги такого уровня?

Н. Павлов: Мы его "перетягиваем". Помощник машиниста получает порядка 17 -18 тысяч рублей. Ну и машинист получает где-то 25-30 тысяч рублей. Это имеется ввиду за норму часов. Если не уходить с работы и здесь спать, то можно и 40 тысяч заработать. Это со всеми премиями, надбавками.

Машинист: Заступил в 16ч. 10мин, конец - в 9 утра. На работе - 17 часов. А заплатят - как за 12 часов. За разрыв нам не платят. Они говорят, что как бы мы отдыхаем. С другой стороны, мы находимся на предприятии, никуда не можем отойти. Мы, как сказать, привязаны. Раньше оплачивали 30 процентов тарифной часовой ставки, сейчас отменили все. По зарплате. Тринадцать с половиной тысяч - оклад, остальное все - то есть, то нет: "ночные", "разрывных" уже нет, "нагон".

Самое интересное, они ввели эти персональные оклады отдельным машинистам (из-за чего пошел раздор по всей железной дороге). Мы выполняем одну и ту же работу, а получаем фактически в два раза меньше, чем те люди, которым ввели персональные оклады.

Персональные оклады каким людям, по какому критерию вводятся?

Машинист: Все это по-тихому сделано, вообще никто не знал, что их ввели. Ну, как кому? Приближенным. Конечно ни одного члена нашего профсоюза среди них нет.

После забастовочных событий какие меры принимала железная дорога в отношении бастующих?

Н. Павлов: У меня в руках документы, приказы, которыми все участники забастовки лишены премии за апрель 2008г., и каждому из них ещё и выговоры объявлены. А троих человек сейчас подводят под увольнение, но это большой вопрос. Мы их не сдадим, из-за них готовы остановить движение. Мы не можем позволить, чтобы наших товарищей по этим основаниям увольняли. Они безоговорочно поддержали забастовку и приняли в ней участие. Это лучшие наши люди!

Забастовку подержало 90 процентов работников, которые работали в этот день. Это порядка 80-ти человек, 85 человек из 110. Можно сказать, что забастовку устроило сама РЖД из-за своей тугоухости, глупости и недальновидности. А мы просто отстаиваем свои права, трудовые права.

Прошла информация, что все направления МЖД должны проявить солидарность и выступить вместе с бастущими. А фактически получилось, что выступили только Горьковское направление и Ярославское.

Н. Павлов: Вы неправы, так и задумывалось. И задумывалось двумя депо, и есть решение по этому поводу. Показали, что может быть двумя депо. Что может быть пятью депо и говорить не приходится (имею в виду в пригородном сообщении). А по поводу того, какие депо и в каком они состоянии, готовы ли остановить движение, я вам не скажу, естественно. Это лучше в РЖД бумагу направить и сказать, что такого-то числа такие-то депо встанут. Они штрехбрейкеров туда со всех концов Советского союза нагонят. Узбеков, говорят, посадим за контоллер, будут ездить за десять тысяч, раз вы не хотите за тридцать ездить.

Есть ли в РЖД другие профсоюзные организации, имеется в виду независимые организации?

Н. Павлов: Мы не независимые, мы - свободный профсоюз. Есть еще отраслевой профсоюз "Роспрофжел, который, как я уже говорил, распределяет путевки, заключает коллективные договоры. Они входят в Федерацию независимых профсоюзов России и они поддержали в открытую Единую Россию, Медведева. Хотя это вопрос политики, нас это не трогает, хотя с другой стороны показательно, где власть, там и они, всегда у блюда….

С вами они как взаимодействовали? Они поддержали ваши требования?

Н. Павлов: Господин Шмаков впрямую сказал: - "Я требования поддерживаю". И он за то, чтобы наши требования удовлетворили, он только ставит под сомнение методы, которыми мы действовали 28 апреля. Не нужно, мол, было такими методами, надо было по закону идти. По закону в Российской Федерации ни одну забастовку сегодня провести нельзя, вы знаете это прекрасно. В прошлом году мы хотели такую "законную" забастовку провести, шли все по букве, и за три дня до этой забастовки Московский городской суд взял и признал забастовку незаконной и запретил соответственно…. После этого начались гонения и репрессии на работников по профсоюзному признаку.

Нас лишили помещения, т.е. я сейчас практически бомж, на лестнице работаю, у меня все документы. А раньше был хоть какой-то компьютер, ребята покупали, за наши кровные членские взносы. Насколько я понял, по итогам встречи в Государственной Думе вопрос с помещением решен в лучшую сторону, т.е. помещение они нам вернут. Много вопросов там рассматривалось, я полной информацией не располагаю. На наш сайт, пожалуйста.

Ну, а что такое Роспрофжел? В нем состоит начальник депо, уборщицы, машинисты... . Кого этот профсоюз защищать будет? Кому в первую очередь даст путевки, материальную помощь? Кто из профбюджета больше иметь будет? Явно не уборщица! Вот, например, существует локомотивная секция в профсоюзе Роспрофжел. Ею руководил до последнего времени машинист электровоза из депо Иркутск некто Сапачёв. Наряду со второразрядными функционерами Роспрофжел и компании туда входят и ряд неизвестно кем избранных, назначенных, кем то уполномоченных говорить от имени всех локомотивных бригад сети машинистов из некоторых локомотивных депо. И что? Ежегодно они тусуются в Москве, говорят умные вещи, констатируют факты, признают положение в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" неудовлетворительным, рекомендуют желдорбоссам принять меры к исправлению ситуации и всё. И так каждый год! А воз и ныне там. И как не противно ваньку валять, своих коллег дурить! Они мне противны. Я такой тип людей знаю, им при любой власти будет хорошо, они хамелеоны, флюгеры, не хочу о них больше…..

Т.е. вы с ним не взаимодействуете ни по забастовке, ни по...

Н. Павлов: А с ними и нельзя взаимодействовать. Как с ними взаимодействовать? Официально - нет. Хотя забастовку двадцать пять членов отраслевого профсоюза поддержали. Они видят и понимают, что положение рабочих действительно ухудшается. И мы им сказали: - "Ребята, вы наши и с нами, на вас все наши гарантии распространяются по вашей защите. За каждого из вас насмерть стоять будем. У нас разницы нет, они такие же рабочие как и мы! А с ними (Роспрофжелом) договариваться бессмысленно. Их просить бессмысленно. Они способны лишь слёзные петиции во все инстанции писать, а не бороться реально за права своих членов Мы на каждом совещании с начальством говорим, что уровень заработной платы не отвечает условиям труда. А нам говорят, что люди в Российской Федерации получают 5 тысяч рублей. Ну, если они хотят пять тысяч рублей получать, пусть они получают. Пусть они получают восемь, но мы-то почему, перевозя многие тысячи людей, отдавая свою жизнь и здоровье (люди у нас просто до пенсии не доживают, некоторые умирают)... Вот машинист Мисаров Володя, ему в этом году 51 год исполнился, всю жизнь отработал и умер. В прошлом году, вот также внезапно, умер машинист Володя Кузнецов, потомственный машинист А.Гусев, а им бы ещё жить да жить смену и внуков воспитывать… Почитай, каждый год кого - нибудь хороним…. Ну и чего, кому это нужно? А двоих шандарахнуло инсультом тяжелым, машинист Качанов и машинист Субботин. Одному машинисту ногу отпилили недавно, сосудистое что - то. А скольких бракуют по здоровью? Без работы остаешься. Человек всю жизнь машинистом проработал. Требования жесточайшие, как к пилотам истребителей. Кто-то может выдержать до 30 лет, а дальше, люди идут на медицинскую комиссию глотают горстями таблетки, чтобы без работы не остаться. В результате это все оканчивается такими плачевными моментами. Это по одному нашему депо Пушкино статистика, да и то неполная, а по другим локомотивным депо! Я предлагал открыть на нашем сайте чёрную книгу памяти, чтобы люди писали из разных депо, кто у них не дожил до пенсии и умер. Хоть таким образом почтим их светлую память, их жизни, на алтарь ОАО "РЖД" положенные….

Какие дальнейшие действия вы намерены предпринять после вчерашнего совешания и перегооров с руководством РЖД?

Н. Павлов: Я так думаю, что они пойдут на переговоры, они удовлетворят требования, конечно, может и не сразу, может и не в таком объеме. Сейчас уже конфликт вышел на новый уровень. Конфликт уже сейчас не ОАО "РЖД" и профсоюз "РПБЛЖ", а в конфликт уже включились государственные органы. Государственная Дума, которая уже может походатайствовать о санкциях в отношении господина Якунина. И им порекомендовали проводить переговоры в целях разрешения конфликта.

Вы намерены остановиться, если ситуация разрешиться в отношении всех железнодорожников, или работников двух депо МЖД?

Н. Павлов: Мы не ставили вопрос по МЖД, мы не ставили вопрос по членам профсоюза, хотя это закономерно, можно было и поставить: поднять заработную плату только членам РПБЛЖ, потому что только члены РПБЛЖ ... грудь подставляют за все российские железные дороги, для всех рабочих локомотивных бригад лезут на амбразуру. Но требования у нас одни: повысить заработную плату всем работникам. Поэтому не надо травить на нас граждан пассажиров и обвинять в шкурнических интересах, в жлобстве или в крохоборстве.

К вопросу о взаимодействиии с другими профсоюзами, отраслями...

Машинист: Независимые профсоюзы - это первые ласточки. Во всем мире ни одно предприятие не обходиться без независимого профсоюза. Создать профсоюз, пожалуйста, вот вы, трое человек, можете создать, подать заявление, зарегистрироваться. Наша страна шагнула в такой хитрый капитализм, что рабочие не защищены. И во многих депо вообще нет защиты. Просто людей, уволят, выкинут на улицу и все. Наберут других. Так они в открытую уже и говорили, что наберем молдаван, с юга товарищей подешевле. А независимый профсоюз - это во всем мире, на любом предприятии. И забастовка - это один из способов решения трудового спора, за нее вообще не имеют права не лишать, не наказывать.

Во Франции недавно на улицы вышли учителя, работники связи, общественного транспорта...

Н. Павлов: Мы, ребята, не только об этом знаем, мы и о Германии знаем, и о Аргентине знаем. Здесь депо не рядовое, лучшее на сети депо. И лучшие машинисты и помощники сети здесь работают. Почему начальство боится ездить сюда? Оно политизировано. Здесь - грамотные ребята. Здесь задают такие вопросы, на которые ответить трудно. Поэтому начальство и боится ездить к нам, поэтому и распускает слухи, закроем, разгоним, уволим…. Они не понимают, что депо это в первую очередь люди! А люди у нас - золото!

Машинист: Самое главное, чтобы руководство железной дороги не забывало, что все кормятся с колеса. Они, во-первых, когда акционировались, то раздули себе такие немыслимые оклады, и штат их, как бы сказать, чиновников раздули до такой степени, что сейчас на одного рабочего приходиться, наверно, сотня начальников, замов. Вот у нас женщина работала, в министерстве была уборщицей, - 43 тысячи зарплаты. А у меня помощник 14 тысяч получил за месяц. Зачем ему нужна железная дорога?

Машинист: Официально в том году 8 миллионов евро ушло на Кубок РЖД. Это правильно? Получается, что мы с голой зад.. цей должны кричать "Локо!Локо!" Так и билеты не дали.

Н. Павлов: Хоть на Роберто Карлоса посмотреть, как он там по пузырю бьет. (смеются) Это не говоря о том, что РЖД - официальный спонсор сочинской Олимпиады, купила железную дорогу в Алжире, в Армении, у "Сименс" купила восемь электропоездов за баснословную сумму.

Спасибо вам большое за интервью! Надо бороться и дальше?

Н. Павлов: Не мне, ребятам, вот, нашим спасибо. Не они для меня, я для них! Будем продолжать бороться вместе. И победим непременно! Не в силе бог, а в правде!







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме